|
Общее экономическое равновесие в классической модели
Согласно принципу классической дихотомии, сформулированному классической школой, экономика разделена на два независимых друг от друга сектора: денежный и реальный. В реальном секторе происходит движение реальных потоков товаров и услуг. В денежном секторе - происходит обращение денег, которое только обслуживает движение этих потоков, не оказывая на них непосредственного влияния. В классической модели рассматриваются три рынка: труда, капитала (ценных бумаг) и благ. На этих рынках взаимодействуют два макроэкономических субъекта: домашние хозяйства и предприниматели. Формирование равновесия в реальном секторе экономики
1. В формировании условий равновесия ведущая роль принадлежит рынку труда. Поскольку на рынке труда устойчивое равновесие достигается под влиянием гибких цен и ставок заработной платы, то: Где N* - равновесное значение занятости; * - равновесное значение ставки реальной заработной платы. 2. Предложение на рынке благ определяется производственной функцией, которая в коротком периоде зависит только от труда: Где Y* - равновесное значение национального дохода.
3. На рынке капитала равновесие определяется гибкой ставкой процента: Где i* - равновесная ставка процента. Поскольку количество денег не оказывает влияния на показатели, определяемые в реальном секторе экономики, то уровень цен не определяет величину заработной платы, т. е. Если равновесие достигнуто на рынках труда и капитала, то в соответствии с законом Вальраса оно будет достигнуто и на рынке благ. В денежном секторе экономики определяются: величина совокупного спроса на товары и услуги как функция цены; равновесные значения уровня цен и величины номинальной заработной платы. Спрос на товары и услуги как функция цены выводится из классической концепции количественной теории денег: MV=PY, следовательно, В формализованном виде макроэкономическую модель можно представить системой следующих уравнений: Приведённые выше уравнения дают характеристику макроэкономических взглядов теоретиков классической школы. Но первые три уравнения отражают реальные воспроизводственные потоки, а последующие четыре - денежные потоки.
Равновесие на рынке труда устанавливается на основе предложения рабочей силы со стороны домашних хозяйств и спроса на неё со стороны бизнеса, причём естественным стабилизатором выступает гибкая заработная плата. Равновесие на рынке товаров и услуг устанавливается в том случае, если сбережения равны инвестициям (S=I), а это возможно когда процентная ставка (r) устраивает и тех, кто готов сберегать, и тех, кто готов инвестировать. Объём денежной массы (М) определяется уравнением Кембриджской школы M=kPY, при условии, что скорость оборота денег(v) является величиной постоянной. Согласно классической концепции, общее равновесие в экономике может существовать только при полной занятости. Классическая модель макроэкономического равновесия предполагает, что объём производства является функцией занятости ресурсов и технологии производства и поддерживается на потенциальном уровне механизмом гибких цен. Благодаря этому механизму рыночная экономика способна поддерживать полную занятость всех имеющихся ресурсов. Таким образом, общее экономическое равновесие – состояние экономики, при котором одновременно достигается равновесие на всех рынках: благ, денег, капитала и труда. Однако, классический подход к равновесию имеет достаточно много условностей и расхождений с реальной экономикой. Кризис 1929-1933 годов, охвативший ведущие страны мира показал несостоятельность положений и выводов классической экономической модели о саморегулирующейся экономической системе. Несостоятельность положений классической школы не в том, что её представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что основные положения данной модели разрабатывались в XIX веке и отражали эпоху совершенной конкуренции. Но эти положения и выводы не соответствуют экономике первой трети XX века, характерной чертой которой стало несовершенная конкуренция. И Д. Кейнс опроверг основные предпосылки и выводы классической школы, построив новую макроэкономическую модель, отражавшую реальности новой эпохи.
Вопросы для самопроверки 1. Почему в классической модели условием равновесия товарного рынка является равенство сбережений инвестициям? 2. На каком рынке в классической модели определяется размер выпуска? 3. На каком рынке в классической модели определяется уровень цен? 4. Возможна ли добровольная безработица в классической модели? 5. Как вы понимаете выражение «Уравнение количественной теории как модель совокупного спроса»? ТЕСТЫ 1. Рост совокупного спроса в классической модели макроэкономического равновесия вызовет: а) сокращение объема производства и рост безработицы; б) рост объема производства и сокращение безработицы; в) повышение уровня цен при неизменных объемах производства и занятости; г) инфляцию спроса и рост ВВП.
2. Выберите, что соответствует положениям классической модели: а) экономика не способна к саморегулированию, для достижения полной занятости необходимо вмешательство государства; б) цены на товары и услуги, заработная плата, процентная ставка являются гибкими; в) цены на товары и услуги, заработная плата являются негибкими; г) рынок функционирует в условиях несовершенной конкуренции. 3. Какое из положений соответствует классической модели макроэкономического равновесия: экономика находится в условиях полной занятости; цены и заработная плата негибкие; сбережения и инвестиции зависят от разных факторов; безработица существует вследствие недостаточного совокупного спроса.
а) совокупный спрос порождает адекватное совокупное предложение; б) совокупное предложение порождает адекватный совокупный спрос; в) денежный рынок не влияет на реальный сектор экономики; г) экономика всегда функционирует в условиях полной занятости ресурсов.
Литература:
1. Агапова, Т.А., Серегина, С.Ф. Макроэкономика: учебник / под общей редакцией А.В. Сидоровича. – М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2005 Гл 12 с.263-265 2. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьёв и др. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415с. Глава 2 с. 28-51 3. Макроэкономика: учебное пособие / В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь и др / под редакцией проф. В.А. Воробьёва. – Минск: БГЭУ, 2009. – 270с. Гл. 2 c.23-43 4. Экономическая теория: учебное пособие; в 3-х частях. Часть 3. Макроэкономика: курс лекций / под общей ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. Гл. 3. с. 35-48.
Доцент, к.э.н. Базылева М.Н. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|