Цели и инструменты макроэкономического регулирования. Фиаско государства.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели и инструменты макроэкономического регулирования. Фиаско государства.





Государство в экономической сфере выполняет разнообразные функции, и если их детализировать, то ряд может оказаться весьма обширным. Поэтому следует выделить основные из этих функций, определяющих главные направления регулирования рыночных отношений и являющихся необходимыми для сглаживания недостатков, «провалов» рыночной системы (схема 3.2).

Схема 3.2. Экономические функции государства.

Экономические функции государства
Регулирует рынок
Восполняет недостатки рынка
Перераспределяет ресурсы
-обеспечение прав частной собственности -обеспечение условий конкуренции -антимонопольное регулирование корректирует цены  
-производство общественных благ - нормативно регулирует отрицательные экстерналии
-перераспределение доходов населения и фирм через налоговую систему -перераспределяет финансовые ресурсы через финансовую и налоговую системы

Государство в смешанной экономике должно осуществлять: во-первых, регулирование самого рынка, во-вторых, восполнять своими действиями недостатки рынка, действующего по критерию прибыльности, и, в-третьих, перераспределять ресурсы, достигая максимизации общественного благосостояния. Основные дисфункции могут возникать и возникают при неурегулированности его базовых элементов: частной собственности, конкуренции, искажения ценообразующих факторов. Поэтому в основе функций государства, регулирующих рынок, находятся нормы защиты прав собственности, форм ее владения, распоряжения и использования.

Функцией государства является перераспределение доходов домохозяйств и фирм с помощью налоговой системы, во-первых, для сбора ресурсов для обеспечения функций государства, а, во-вторых, с целью определенного выравнивания доходов населения, а, также изъятия в ряде случаев природной ренты, принадлежащей всему обществу.



Современная рыночная экономика функционирует в условиях многообразных финансовых институтов. Сама финансовая система является внутренним механизмом рынка, который нуждается в регулировании. Поэтому функцией государства является регулирование финансового сектора экономики. Экономические и административные нормы регулирования процентной ставки, норм резервирования, обменного курса и других форм регулирования финансовой сферы, стали важной функцией макрорегулирования, хотя и осуществляются не органами государственной власти, а Центральным банком.

Для осуществления функций государства по регулированию рыночной экономики существует набор инструментов, которыми располагает государство. Их можно структурировать следующим образом:

-административные. К ним относятся лицензирование и квотирование производства товаров и услуг, контроль над ценами. К этой же группе следует отнести формы технического регулирования, установление обязательных требований к продукции, процессам производства основных фондов, их эксплуатации. С этой целью разрабатываются технические регламенты и стандарты;

-прямое экономическое регулирование. К ним следует отнести государственные закупки товаров и услуг, целевое финансирование предприятий и организаций, льготное кредитование;

-косвенное экономическое регулирование. К этой группе относятся инструменты налоговой, таможенно-тарифной и кредитно-денежной системы.

Как правило, весь спектр инструментов государственного регулирования задан соответствующей нормативно-правовой базой, определяющей правила поведения в экономической сфере всех участников рынка, включая государство.

Общей тенденцией развития государственного регулирования экономики является разнообразие форм, координирующих рыночные взаимодействия, рост масштабов осуществляемых государством перераспределительных процессов в экономике и финансовых средств, направляемых на социально-экономическое развитие. Между развитыми странами существуют различия и в формах, и в объемах государственного регулирования, основанные на специфичности моделей экономического развития, сложившихся традициях. Находясь в общем контексте либеральных концепцией развития, дирижизм во Франции или социал-демократическая модель Швеции обусловливают существенные различия по сравнению с «классическим» либерализмом США.

Однако в мировой практике сложились определенные стандарты направлений воздействия государства на экономическое развитие:

-выработка приоритетов социально-экономического развития;

-формирование благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата;

-государственное предпринимательство и закупки;

-поддержка экспорта и национального бизнеса за рубежом;

-обеспечение социальной защиты населения;

-обеспечение экономической безопасности.

Масштабы участия государства в экономической жизни определяются рядом количественных показателей. Одним из самых распространенных в настоящее время является доля расходной или доходной части государственного бюджета в валовом внутреннем продукте в процентах. Эта величина показывает величину ВВП, перераспределяемую государством с помощью налоговой системы. Практика развитых стран не привела к установлению одинакового значения этого показателя. Различия объясняются различной структурой собственности, традициями государственных расходов и рядом других факторов.

Если в США, Японии этот показатель составляет 32-34%, то в Швеции – более 60%, а в развитых европейских странах – 45-50%. В последние годы в России доля перераспределяемого государством ВВП составляет 37-40% без учета поступлений в государственные внебюджетные фонды. Существует и ряд других количественных характеристик участия государства в экономической жизни. Доля государственных расходов в ВВП по ряду стран представлена в таблице 3.1.

Таблице 3.1. Доля государственных расходов в ВВП развитых стран, (%).

Страны 1960 г. 1960-1973 гг. 1974-1979 гг. 1980-1989 гг. 1990-1999 гг.
Австралия - 24,4 33,6 36,6 34,7
Австрия 35,7 38,7 46,7 51,0 50,9
Бельгия 30,3 36,0 53,2 61,2 50,2
Великобритания 32,2 36,7 44,4 44,9 40,6
Германия 32,4 37,5 47,5 47,8 45,7
Голландия 33,7 40,8 52,8 60,4 47,1
Испания 18,8 - 26,8 39,1 42,9
Италия 30,1 33,7 42,9 49,0 51,3
Канада 28,6 31,6 39,2 45,0 44,7
США 27,0 29,4 32,5 35,8 32,7
Финляндия - 30,3 38,7 43,5 52,6
Швейцария 17,2 20,3 29,2 30,3 -
Швеция 31,0 38,9 54,4 62,9 60,2
Япония 17,5 19,5 28,4 32,8 33,2

 

 

Однако необходимо иметь в виду не только долю ВВП, используемую на общегосударственные нужды, но и абсолютную величину бюджета, которая и определяет реальный, а не относительный масштаб перераспределения финансовых средств в экономике.

Государство влияет на рыночные отношения как субъект производства товаров и услуг, реализуя право владения, пользования и распоряжения государственной собственностью. Количественную характеристику участия государства в экономическом развитии показывает доля государственной собственности среди предприятий и организаций, доля занятых в государственном секторе экономики, доля основных фондов, принадлежащих государственным структурам.

Характеристикой государственной собственности является доля пакетов акций в коммерческих структурах. Значительными пакетами акций, как правило, более 51%, государство владеет в российских естественных монополиях и банковской сферы. В этом случае собственность является смешанной, т.е. частно-государственной. В целом основные параметры государственной собственности в РФ представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3. Характеристика государственной собственности в РФ (2007г.).

Распределение предприятий и организаций по формам собственности.
Государственная – 3 %
Муниципальная – 5,6%
Частная – 82,5%
Доля основных фондов.
Государственная собственность – 24%
Негосударственная – 76%      
Доля занятых.
Государственная и муниципальная – 32%
Частная – 56%  
Смешанная российская – 6,7%  

 


Источник: Российский статистический ежегодник. М. 2008. С. 137, 328, 341.

В целом в России приватизация привела к минимизации доли предприятий и организаций, принадлежащих государству. Однако занятость в государственном секторе (32%) и основные фонды (24%) значительно превышают европейские аналоги, что ведет к серьезным затратам из государственного бюджета на оплату труда и инвестиции. Поэтому идет приватизация государственных унитарных предприятий, разрабатываются формы перевода государственных учреждений на внебюджетное финансирование.

Вместе с тем деятельность государства в сфере экономики не всегда имеет положительные последствия. Это связано с тем, что «провалы» характерны не только для рынка, но и для государства. Согласно теории общественного выбора, вмешательство государства не только не гарантирует повышения динамики экономического развития, но зачастую может стать непосредственной причиной снижения темпов роста экономики и снижения общественного благосостояния.

Источниками провалов государства являются его ограниченные возможности при принятии решений. В первую очередь, это относится к несовершенству информации.Она сказывается не только на деятельности субъектов рынка, но и органах государственного управления, которые при принятии решений в сфере экономики часто запаздывают с принятием решений. Эффект может быть обратным. Это относится к мерам антиинфляционной либо стимулирующей макроэкономической политики.

Неполнота информации оказывает активное искажающее влияние на участников политического процесса. Частные интересы политиков, стремящихся привлечь на свою сторону максимальное число избирателей, способны оказывать дестабилизирующее воздействие на экономику. Политики, находящиеся у власти, накануне и в период избирательной кампании, как правило, осуществляют мероприятия связанные с повышением заработной платы работников бюджетной сферы, ростом пенсионных выплат, социальных пособий и т.д. Все это ведет к увеличению денежной массы, усилению инфляционного давления на экономику, и, в конечном счете, проявляется в повышении общего уровня цен. Однако происходит это с определенным временным лагом, поэтому, нередко после выборов государству приходится решать проблему обеспечения сбалансированности бюджета и стабилизации экономического развития. В свою очередь, оппозиция, чтобы привлечь на свою сторону избирателей, обычно, не препятствует принятию экономически неоправданных решений. Более того, она включается в избирательный процесс с социальнопривлекательными лозунгами (снижение налогового бремени, увеличение социальных расходов и т.д.), а в случае прихода к власти - реализует отдельные затратные пункты предвыборной программы. Политические решения становятся самостоятельным фактором воздействия на хозяйственную конъюнктуру, порождая экономический феномен, получивший в специальной литературе название «политический деловой цикл». Следовательно, несовершенство политического процессаявляется изъяном государства, которое предпринимает действия, не всегда адекватные соответствующей стадии экономического цикла.

Важной проблемой, определяющей провалы государства, является
ассиметрия информации, характерная для взаимоотношений государственной бюрократии с другими участниками политического процесса. Обладая наиболее полной информацией, государственные служащие способны использовать ее в собственных интересах, даже в ущерб интересам всего общества. Недостаточность политического и общественного контроля над аппаратом управления,принимающим участие в выработке и реализации экономической политики, является изъяном (провалом) государства.

Таким образом, ни рынок, ни государство не обладают решающими преимуществами в организации экономической жизни. Поэтому принятие конкретных политических решений связано с поиском оптимального соотношения государственных и рыночных способов регулирования экономических процессов, а реализация основных направлений государственной экономической политики - с учетом провалов как рынка, так и государства в условиях, в которых эти решения принимаются.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.