Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели и инструменты монетарной политики.





Монетарная политика государства представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, реализуемых структурами государственного управления путем воздействия на денежное обращение и кредитные отношения. Ключевую роль в ее осуществлении играет Центральный банк страны. Основополагающей целью монетарной политики является формирование благоприятных условий для экономического развития национальной экономики, смягчение колебаний делового цикла, содействие полной занятости ресурсов и обеспечение стабильности цен.

Скоординированная кредитно-денежная политика требует поиска оптимального соотношения ее инструментов, направленное на экономический рост и снижение инфляции. Инструментами денежно-кредитной политики являются:

-ставка рефинансирования;

-нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

-операции на открытом рынке;

-рефинансирование кредитных организаций;

-валютные интервенции;

-установление ориентиров роста денежной массы;

-эмиссия облигаций от своего имени.

Ставка рефинансирования (учетная ставка) – это ставка, вокруг которой Центральный банк формирует ставку по кредитованию коммерческих банков. Как правило, Центральный банк предоставляет ссуды крупным финансовым институтам, играющим важную роль в финансовой системе страны и имеющим устойчивое финансовое положение.

Повышение ставки рефинансирования ведет к уменьшению заимствований у Центрального банка, сокращению операций коммерческих банков по предоставлению кредитов, повышению их ставок. Следствием этого является сокращение инвестиционной активности бизнеса. Снижение ставки рефинансирования ведет к противоположным следствиям.

Норма обязательного банковского резервирования – доля вкладов, которую коммерческие банки обязаны держать на специальном резервном счете в Центральном банке страны. Резервы предназначены для вкладов кредиторов на случай резкого ухудшения финансового положения банка. За выполнением резервных требований следит Центральный банк, регулируя с помощью данного инструмента величину денежного предложения. Норма обязательных резервов рассчитывается как отношение величины обязательных резервов коммерческого банка к его депозитам.

Повышение нормы резервирования увеличивает объем обязательных резервов, это снижает кредитные возможности коммерческих банков и уменьшает величину денежного предложения. Снижение нормы резервирования переводит часть обязательных резервов в разряд избыточных и расширяет возможности банков создавать дополнительные кредитные деньги.

Обязательная норма банковского резервирования – гибкий и эффективный инструмент монетарной политики государства, позволяющий оперативно реагировать на изменения конъюнктуры финансового рынка. В США он используется с 1933 г., а в 1980 г. резервные требования Федеральной резервной системы[7] были распространены на все финансовые организации, осуществляющие операции с депозитами. В Российской Федерации закон о Банке России предоставляет ему право самостоятельно устанавливать и изменять норму обязательных резервов, гибко реагируя на импульсы со стороны финансового рынка.



Операции на открытом рынке предполагают продажу государственных долговых ценных бумаг Центральным банком страны физическим и юридическим лицам либо их покупку у последних. Они являются важнейшим инструментом государственного контроля за состоянием кредитно-финансовой системы. Наиболее эффективно операции с государственными ценными бумагами (к ним относятся казначейские векселя, государственные среднесрочные обязательства – ноты и долгосрочные ценные бумаги – облигации) могут воздействовать на денежное обращение в странах с масштабным рынком государственных ценных бумаг (США, Франция, Германия, Великобритания и др.). В России в 1996-1998 гг. функционировал объемный и высокодоходный для финансовых игроков рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Однако неспособность российского государства расплатиться по этим обязательствам стала основной причиной полномасштабного кризиса финансовой системы страны в августе 1998 г.

Направлениями кредитно-денежной политики являются:

-организация денежного обращения платежной системы;

-регулирование кредитных отношений;

-обеспечение стабильности национальной валюты;

-контроль за деятельностью коммерческих банков.

Механизмы реализации целей кредитно-денежной политики определяются фазой делового цикла. Различают политику «дорогих» и «дешевых» денег.

Политика «дешевых» денег или мягкая кредитно-денежная политика осуществляется Центральным банком в условиях экономического спада и направлена на стимулирование деловой активности путем увеличения денежной массы и снижения ставок по кредитам коммерческих банков. Для достижения данной цели Центральный банк:

а) снижает ставку рефинансирования кредитных организаций, что позволяет им расширить собственные резервы и нарастить кредитные возможности для кредитования клиентов по более низким процентным ставкам;

б) понижает норму обязательных резервов, в результате чего возрастает величина денежного мультипликатора, автоматически увеличиваются банковские резервы и способность банков наращивать объемы кредитования;

в) покупает ценные бумаги на открытом рынке, увеличивая резервы коммерческих банков на сумму купленных у них ценных бумаг и повышая их кредитоспособность.

В условиях «перегрева» экономики и нарастания инфляционных тенденций важнейшим направлением деятельности Центрального банка выступает антиинфляционное регулирование. Оно предполагает осуществление политики «дорогих денег», что связано с реализацией следующих мероприятий:

а) повышение ставки рефинансирования; это снижает интерес банковских институтов к заимствованиям у главного банка страны и заставляет их повысить процентные ставки по предоставляемым клиентам кредитам. В результате сдерживается рост денежной массы;

б) увеличение нормы обязательных резервов, что уменьшает резервы кредитных организаций и величину денежного мультипликатора. Это также ограничивает рост денежной массы;

в) реализация государственных ценных бумаг; она направлена на сокращение резервов коммерческих банков и ограничению их кредитных возможностей.

Данный набор мер, осуществляемых главным банком страны, сдерживает рост денежной массы и используется для сдерживания роста цен, т.е. решения важной социальной проблемы.

Однако меры антиинфляционной политики могут вступать в противоречие с тактическими задачами повышения ликвидности банковского сектора, а также стабильности национальной валюты, сдерживания темпов ее укрепления.

В РФ на темпы инфляции существенное влияние оказывают факторы инфляции издержек, а также повышение мировых цен на продовольствие, импорт которого составляет значительную часть потребления. Поэтому в регулировании денежной массы необходим поиск оптимальных соотношений ее роста или сокращения. Одновременно следует учитывать параметры инфляции издержек.

Стабильность финансовой системы государства во многом зависит от устойчивости национальной валюты. Центральный банк РФ осуществляет режим управляемого плавающего валютного курса, целевые параметры которого определяются регулируемым коридором бивалютной корзины (55% доллары США, 45% евро). Валютный курс устанавливается ежедневно по итогам торгов на валютной бирже, где ЦБ имеет возможность его корректировки за счет использования своих резервов. На уровень валютного курса влияет несколько факторов. Во-первых, величина золотовалютных запасов, во-вторых, объемы внешнеторговых операций и цены мирового рынка, в-третьих, темп инфляции, ведущий к обесценению национальной валюты.

На национальную экономику негативно влияют как повышение, так и снижение валютного курса. В случае девальвации дополнительный доход получают экспортеры. При ревальвации экономически более эффективным становится импорт, что затрудняет развитие отечественных производителей. Неустойчивость национальной валюты увеличивает риски инвестиционных проектов, негативно влияет на инвестиционный климат.

Кредитные отношения в экономике функционируют на трех уровнях. Первый уровень: Центральный банк – коммерческие банки. Второй уровень: межбанковское кредитование. Третий уровень: кредитование коммерческими банками секторов экономики. Функцией первых двух уровней является повышение ликвидности банковского сектора, обеспечение его безналичными деньгами. Центральный банк осуществляет рефинансирование банковского сектора, предоставляя кредиты различных форм. Банки кредитуют друг друга на рынке заемных средств, ориентируясь на кредитные ставки, устанавливаемые Центральным банком. Процентные ставки на рынке межбанковских кредитов, также как и процентные ставки Центрального банка, отражаются на динамике других ставок в экономике: процентов по депозитам населению и кредитам нефинансовым организациям.

Объем денежного предложения характеризует величина денежной базы, которая в условиях «сильного» платежного баланса, увеличивается за счет прироста международных резервов. Структура денежной базы представлена на схеме 7.2.

  На 01.01.2008
Млрд. рублей %
Денежная база (в широком определении) 5513,3 100,0
В том числе:
Наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций 4118,6 74,7
Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России 802,2 14,6
Обязательные резервы 221,6 4,0
Депозиты кредитных организаций в Банке России 270,3 4,9
Облигации Банка России у кредитных организаций 100,7 1,8

Источник: Банк России.

Схема 5.2. Денежная база и ее структура.

Осуществление целей денежно-кредитной политики основано на устойчивой и динамичной банковской системе. Поэтому Центральный банк осуществляет контроль за ее деятельностью. Главными направлениями такого контроля являются: лицензирование деятельности и разработка экономических нормативов, обязательных для выполнения. Такие нормативы имеют широкий диапазон от величины уставного капитала до нормативов кредитно-валютного и фондового рисков.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.