Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аполитичность маленького человека





Если прав был мудрец, называя человека суще­ством политическим, то маленький человек и не человек вовсе, потому что всю жизнь не любил по­литику и политиков. Нелюбовь эта началась в со­ветское время, когда обязательные политзанятия, регулярные политинформации и лживая пропа­ганда по радио и в прессе выработали у него за­щитную реакцию – не вслушиваться, не обращать внимания. Так и сидел он дурачком на лекциях, ни­чего не понимая, не запоминая даже имена, цифры и даты.

Особенно популярны тогда были лекторы-международники. Большие люди могли, не выходя из аудитории, принципиальным взором охватить весь мир. Маленький человек совсем не знал мира. Чтобы не опозориться, его не выпускали за грани­цу. Сами Большие люди могли ездить. Они еще глубже чувствовали разницу между Западом и Вос­током. Маленький человек и эту разницу не чувст­вовал и не был таким патриотом, как Большие лю­ди.

Потом вдруг Большие люди обнаружили, что западная экономика эффективнее, а западная по­литика демократичнее, и начали спешно внедрять эти системы в России. Истинным патриотом ока­зался тот, кто лучше всех способствует разработке западных идей и внедрению западного капитала в нашу экономику. Маленький человек опять не был патриотом, потому что в бескорыстие иностранных инвестиций не верил, а вывоз капитала за рубеж считал укрытием краденного.

Точно так же и с демократией. Большие люди любят демократию – это их мать и кормилица. Имея власть и деньги, можно как угодно манипу­лировать общественным мнением, а манипулируя общественным мнением, можно получить и власть и деньги. Деспотам по натуре нравится считать себя демократически избранными. Деспоты, любящие демократию – это как хищная кошка, любящая по­играть с мышкой. Маленький человек, наоборот, по натуре демократичен, но хочет, чтобы все спорные вопросы решал один мудрый правитель.

Надо честно признать, Большие люди много сделали для того, чтобы втянуть маленького челове­ка в политику. Заставляли голосовать на выборах, даже когда не было никакого выбора, водили на демонстрации, даже если нечего было демонстри­ровать. Еще более внушительная попытка полити­зировать маленького человека была предпринята в период демократических преобразований, когда сначала правые, потом левые активисты собирали на митинги весь народ.

И тут обнаружился еще один пробел в созна­нии маленького человека, сходный с неразвитостью логического мышления у диких племен. Когда од­ному аборигену объяснили, что белые медведи жи­вут там, где всегда холодно и много снега, и что на севере всегда холодно и много снега, а потом спро­сили, могут ли белые медведи жить на севере, то бедный старик долго и напряженно думал, а потом сказал: «Я не знаю, спросите у старшего сына, он ходит дальше меня на охоту, может он знает».

Маленькому человеку тоже объяснили, что ес­ли придет к власти Ельцин, будет то-то и то-то, а если Зюганов – то-то и то-то. Потом спросили, за кого он будет голосовать. Маленький человек долго думал и ответил: «Я вот хорошо знаю Анатолия Ивановича из соседней лаборатории, может его куда-нибудь выберем». Тут всем стало ясно, что подобного идиота перевоспитать невозможно.

Умственную отсталость и непонимание общепринятых норм Большие люди еще могли простить маленькому человеку, но совершенно нетерпимым было его отвращение к бизнесу и рынку. В то вре­мя, когда возрождение России было связано с ак­тивной борьбой за распределение собственности и с развитием рыночных отношений, его отсталое мышление и общая экономическая безграмотность мешали усвоению важнейшей для наших реформа­торов истины об автоматическом зарождении по­рядка из хаоса и о перерождении враждебных эгоистических интересов во всеобщую гармонию на рынке.

Большие люди это сразу поняли и начали срочно спасать Россию, растаскивая национальные богатства и записывая их в собственность. Обладая государственным мышлением, они знали, что не средства тут имели главное значение, а цель. По­этому не важно, каким путем доставалась собствен­ность – номенклатурной приватизацией, спекуля­цией, манипулированием законами, открытыми и скрытыми махинациями, аферами. В принципе, даже награбленные деньги нужны были государству для развития рыночной экономики. Вот тут-то и проявилась аполитичность маленького человека, не захотевшего помочь Родине и перестройке.

Кое-какие идеи у него вначале были. Он иногда воображал себя крупным предпринимателем, на­чинающим, например, великое дело по избавле­нию человечества от лишних потребностей. У него даже были конкретные и очень серьезные предло­жения по производству ароматизированных инга­ляторов, позволяющих полностью отвыкнуть от ку­рения. Большие люди посмеялись над ним. Бизнес строится на росте, а не на ограничении потребно­стей. И потом, если все бросят курить, сколько лю­дей лишатся привычного удовольствия, а сколько привычной прибыли. А эти, привыкшие к прибы­ли, разве допустят такое – они просто перебьют все ингаляторы.

Тогда маленький человек попробовал заняться малым бизнесом. Он продал дом, остававшийся от родителей, купил гараж и открыл в нем мастер­скую по ремонту велосипедов и детских колясок. Заниматься ремонтом ему помогали два студента с мехфака. Несмотря на малое число заказов и ми­зерную прибыль, бандиты требовали с него часть выручки. Сначала деньги брали бандиты и охраня­ли, как милиция, потом охранять стала милиция, а деньги брать, как бандиты. Наконец, маленький че­ловек совсем растерялся, где бандиты, где милиция, подписал какой-то договор, и через год все его хо­зяйство перешло к некому «дяде Мише». На этом бизнес закончился, а маленький человек радовался, что остался жив (были и такие намеки).

Его сомнения в возможность перерастания ко­рыстных интересов во всеобщую любовь упрочи­лись, и слово бизнесмен стало ругательным. Естест­венно, что с такой психологией он кроме вреда ни­чего не мог дать Родине, положившей стремление к успеху и прибыли в основу производственной, культурной и политической жизни. Не случайно, поэтому именно период достраивания капитализ­ма стал началом успешной ликвидации маленького человека.

При социализме неугодные элементы ликви­дировались как враждебные классы. Маленький че­ловек не являлся классом, поскольку был одинок. При капитализме у нас вообще не стало классов, все оказались одинаково свободными и одинаково со­риентированными. Остался один чуждый элемент ­маленький человек, поэтому ликвидировать его на­до было не как класс, а как человека, т.е. уничто­жить те остатки человечности, которые в нем еще сохранились.

Одной рыночной экономике вряд ли удалось бы избавиться от маленького человека. Как-никак у него были какие-то культурные традиции, пусть консервативные и даже реакционные, но за кото­рые он смог бы все-таки цепляться и существовать еще долго, хоть в маленьком, но все же в своем уме. Нужен был удар по сдерживавшей прогресс куль­туре.

На маленького человека двинулась армия шо­уменов, эстрадных звезд, сексуально озабоченных литераторов, бесстыжих ведущих и пошлых юмористов. Большие люди создавали новую культуру, воспроизводившую себе подобных. Новая культура учила людей бороться за существование, не стесняясь добывать деньги и не стесняясь развле­каться. Удар оказался совершенно неадекватным и та­ким мощным, что уничтожил не только современ­ного маленького человека, но и все многовековые корни, питавшие русских людей типа штабс-капитана Снегирева и ему подобных.

Маленький человек тяжело переживал про­цесс своей ликвидации. Будучи совершенно аполи­тичным, он не мог выразить эти переживания в ка­кой-то политической форме. Оставалось загонять их внутрь, волноваться, плохо спать ночью.

Он все чаще злился. Начинал ходить из угла в угол, губы дрожали, могли раздаваться даже от­дельные ругательства. Самым бранными словами у него были «хамство» и «твари». «Надо же, – вос­клицал он, – какое хамство!»

Вначале он злился на конкретных людей – ха­мов, хулиганов, взяточников, жуликов. Потом воз­мущался общим беспорядком и несправедливо­стью во дворе, в городе, в стране. «Что это за власть, – вскрикивал он, – не могут, твари, защитить простого человека! Почему не сажают аферистов, нагло обманывающих народ!»

Один раз маленький человек произвел даже нечто вроде бунта. Он подошел к шикарной маши­не, остановившейся около казино, и крикнул выхо­дящей из машины VIP-персоне: «Каким способом, господа, вы награбили столько денег!» Но после первого слога голос его сорвался, и дальше уже ни­чего нельзя было разобрать. Один из охранников повернул его на 180° и слегка подтолкнул в спину. На этом бунт и закончился.

Тогда маленький человек купил общую тетрадь и стал записывать наболевшие вопросы, которые он хотел, но не мог задать Большим людям. Вначале вопросы были интересные и содержательные, по­том стал писать о частных случаях и называть кон­кретные фамилии, а в конце разгоряченный мозг его видно не выдержал и начал спрашивать о вещах непонятных и даже неприличных.

«Почему, – писал маленький человек Большим людям, – Вы так много говорите о любви, а сопер­ничество и конкуренцию признаете основой суще­ствования и развития общества? Откуда же возь­мется любовь? Зачем Вы так яростно разрушаете чувство стыда, разве не оно тысячи лет защищало Вас от по­гибели? Почему затрату сотни тысяч рублей на со­держание одинокого пенсионера и последующую продажу фирмой его квартиры за несколько мил­лионов Вы называете заботой о стариках, а не гра­бежом? Почему профессия банкира у Вас престиж­нее, чем профессия врача или школьного учителя? Почему из двух зол в правительстве (честный дурак или хитрый жулик) Вы раньше предпочита­ли меньшее, а теперь вдруг начали выбирать боль­шее (т.е. жулика)? Почему открывшаяся на первом этаже фир­ма, освещая ночью свою вывеску, не дает спать жильцам второго этажа, и все это терпят?»

 

***

В таком духе, с резкими, совершенно необосно­ванными выпадами было исписано почти пол тет­ради. Последний вопрос свидетельствовал одно­временно и о безумии, и о наглости маленького че­ловека: «Почему бы Вам на прощанье не угостить меня хорошим обедом?»

Чувствуя все нарастающее недовольство поли­тикой властей, не выдерживая мощного напора средств массовой информации, а также сознавая свою абсолютную бесполезность и беспомощность, маленький человек решил готовиться к уходу из мира.

Когда-то во время прогулки он обнаружил на брошенном кордоне вполне приличный сарай с печкой. Наверное, лесники зимой обогревали в нем молоденьких телят. Вспомнив об этом, маленький человек начал собираться. Он несколько раз съез­дил туда, отвез необходимые вещи, инструменты, запас питания на первое время и, наконец, с боль­шим рюкзаком отправился в последний путь. Дое­хав на электричке до 65 километра, он ушел по зна­комой тропинке в лес.

***

Сколько времени он прожил там, никто не знает.

 

***

А Большие люди, достраивая капитализм, от­праздновали еще одну победу – устранение со сце­ны маленького русского человека.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.