Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Андрей Евгеньевич Личко 1977 год.





ТИП ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ГИПЕРТИМНЫЙ Приподнятое настро-ение, потребность в активной деятельности, недисциплинирован-ность, легкомыслие Импульсивность, тяга к риску, контакты с антисоциальной средой, склонность к употреблению спиртного
ЦИКЛОИДНЫЙ Циклические изменения эмоционального фона, периоды сниженного настроения сменяются фазами подъема В периоды подъема – склонность к алкоголю, в периоды спада – мысли о самоубийстве.
ЛАБИЛЬНЫЙ Богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания Отсутствие эмоциональной поддержки может привести к острым аффективным реакциям
ШИЗОИДНЫЙ Склонность к одиночеству, неумение сопереживать, неожиданная откровенность перед чужими людьми Реакция ухода в себя, иногда неожиданные вычурные поступки
АСТЕНО – НЕВРОТИЧЕСКИЙ Капризность, раздражительность, пугливость, повышенная утомляемость, мнительность и тревожность Возможны глухая неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения по отноше-нию к старшим
СЕНСИТИВНЫЙ Робость и застенчивость, избегание шу-мных компаний, впечатлительность, развитое чувство долга Мнимая развязность, грубость со стороны вызывает вспышку агрессии
ПСИХАСТЕНИ- ЧЕСКИЙ Моторная неловкость, нерешительность, склонность к самоанализу, колебания при принятии решения Возможно подчеркну-тое стремление к соблюдению дисциплины
ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ Аффективная взрывчатость, бережливость, аккуратность, педантизм Внешняя адаптация сопряжена с тяжелыми конфликтами
ИСТЕРОИДНЫЙ Потребность привлечь к себе внимание, эгоцентризм, претензии на роль лидера, яркость и выразительность эмоций Прогулы, нежелание учиться или работать, нежелание быть «серой личностью»
НЕУСТОЙЧИВЫЙ Безволие в достижении цели, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, легкая подчиняемость Тяга к асоциальной среде, наркотикам, групповые формы правонарушений
КОНФОРМНЫЙ Подчинение мнению окружающих, зависимость, банальность суждений Податливость в сочетании с некритичностью к действию окружающих приводят к правонарушениям

14. Типы неправильного воспитания детей, роль в формировании акцентуированных черт характера, неврозов, девиантного поведения.

 

1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным.
В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
2. Гиперсоциальное воспитание. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован.

3.Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок.
4.Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.
В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

15. Интеллект, составные части (предпосылки, собственно интеллект, психический инвентарь).

Интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач.

Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие,память, представление, мышление, воображение.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

объём рабочей памяти, способность к прогнозированию, орудийной деятельности, логике

многоуровневую (6 слоев нейронов) иерархию системного отбора ценной информации

сознание

память

16. Социальная составляющая индивидуума: личность, ее основные качества.

Человек – индивид, личность и субъект, который предстает в виде целостности, обусловленной

единством биологического, социального и психологического.

Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека,

рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя

индивидуального начала. Это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих

индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Это высший, наиболее

интегративный уровень индивидуальности, характеризующийся неповторимым типом

взаимоотношений с социальной деятельностью и высокой степенью самосознания – сознания

своей общественной принадлежности.

Основные качества личности:

o интеллектуальные;

o волевые;

o эмоциональные.

Интеллектуальные качества человека — совокупность знаний человека, его взгляды, жизненные

позиции, принципы. Волевые качества связаны с мотивами, побуждающими человека к действию,

проявлением способностей, расположенностью к другим людям.

Эмоциональные качества — разнообразные нервные возбуждения, переживания, чувства,

связанные с моральными ценностями (добро, зло, честь, долг, любовь, дружба и т. д.). Особо

важные социальные качества.

o справедливость;

o ответственность;

o правосознание.

Справедливость — категория общественного сознания, понятие о должном в социальном,

нравственном и безнравственном; стремление верно судить о человеке, умение с читаться с

особенностями людей.

Ответственность — нравственно-психологическое качество, присущее свободной и зрелой

личности, обязанность человека отвечать за свою жизнь, ее содержание и направление.

Правосознание — стремление человека выполнят ь свои гражданские обязанности, уважительное

отношение к праву и закону.

Следует учитывать, что одни субъективные факторы заложены генетически, другие —

приобретены в процессе воспитания и накопления опыта.

17. Современные концепции личности. Вклад отечественных (В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выгодский) и зарубежных ученых (З. Фрейд, К. Юнг).

Современные концепции личности. Основные тезисы.

Основные функции теорий личности:

1. Обеспечение понятийной основы, чтобы объяснять какие -либо классы наблюдаемых,

взаимосвязанных явлений

2. Предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

Теории личности фокусируются на следующих аспектах поведения человека: структура

мотивации, развитие, психопатология, психическое здоровье, изменение поведения посредством

психотерапии. Теории личности основываются на разных исходных положениях о природе

человека.

Отечественные теории личности:

А. Мясищев, Смирнов, Малышев. Личность - это система отношений, отношения - это

компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продуктопределяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего

свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень

личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если

доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется

цельностью.

Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

В. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются

внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно

слишком общее.

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное

ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип

реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие

личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, аналь ная,

фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная

и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого

человека "ради него самого".

Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все

то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное

бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность

может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического

созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им

стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.

18. Роль личностных факторов в возникновении психических расстройств.

Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и

воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических

и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую

адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом.

Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать

имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные

теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание

на разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения,

гуманистические концепции и др. В общем способность к совладанию связана с оценкой

ситуации: способностью заметить критические изменения, с которыми нужно справиться, и

способностью оценить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы.

Вместо совладания, ориентированного на решение, человек может прибегать к стратегии

психологической защиты (совладание только на эмоциональном уровне).

Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности:

сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную

адаптацию к изменчивым условиям жизни. Эти характерологические черты формируются в опыте

детско-родительских отношений и в определенных стратегиях взаимодействия родителей и

педагогов с детьми.

Другими личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются

эмоциональная стабильность,выносливость (под этим здесь понимается система представлений о

себе и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями),

самоэффективность, локус контроля и др.

 

Ли́чность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Устойчивые свойства личности

Темперамент

Характер

Способности

Мотивация

19. Понятие психической травмы: определение, классификация, роль в развитии психогенных расстройств.

Психическая травма - это определенные повреждения психики, вызванные кем-то или чем-то, в результате которых возникает нарушение нормального функционирования человеческой психики.

Понятие психической травмы включает в себя жизненное событие, которые затрагивает важные для жизнедеятельности индивидуума стороны его психики, что является причиной возникновения глубоких психологических переживаний, в результате чего могут возникнуть адаптационные нарушения человека и расстройства, которые связаны с возникшей стрессовой ситуацией.

Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6]

По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на:

1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения);

3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи):

4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):

а) вызываемые самим содержанием ситуации,

б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.

20. Механизмы психологической защиты, преимущества и недостатки.

Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.