Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Публичное управление ( администрирование)





 

Власть как явление присуща любому коллективу, но по своей природе она статична. Для того чтобы стать активным отношением, направленным на определенный объект, она должна быть применена. Применение публичной власти достигается чаще всего путем публичного управления, т.е. в результате процесса реализации власти. Управление внутри коллектива возникает тогда, когда функция управления реализуется самим коллективом (например, сельским сходом в общинном муниципальном образовании, либо путем референдума, что, по существу, есть подлинное самоуправление), или, что бывает гораздо чаще, когда функция управления отделяется от коллектива и коллектив передает ее (в основном или частично) органам и лицам, выделенным коллективом для осуществления властных (управленческих) функций. Впрочем, последние могут и сами присваивать такие функции и часто присваивают. Таким образом создается особый слой людей, с одной стороны, состоящих в данном коллективе, а с другой — отделенных от него, возвышающихся над ним. Они обладают определенными полномочиями по отношению к коллективу, которые применяются для осуществления «общих дел» и для пресечения деструктивных действий, разрушающих коллектив, а также в какой-то степени одновременно ради собственных интересов данной группы. Для достижения общих целей и пресечения деструктивных для коллектива действий соответствующие органы и должностные лица вправе применять публичное принуждение (разное по своей природе, например, в государстве или муниципальном образовании). Независимо от того, применяется принуждение или нет, оно всегда стоит «за кадром». Угроза публичного принуждения — один из элементов, который обеспечивает целостность коллектива и реальность управления. В публичном управлении есть множество других видов воздействия (снабжение определенной информацией для на правления поведения объекта, поддержка, ограничение и лишение объекта определенных возможностей с тем, чтобы заставить его действовать по воле субъекта, и т.д.), но всегда публичное управление — это социальная деятельность определенных органов и должностных лиц.

При реализации функций публичного управления возникает публично-управленческое отношение. Для этого необходимы: субъект управления, наделенный полномочиями и обязанностями по управлению, объект управления, обязанный реагировать на действия субъекта (если он не реагирует, это недолжный объект или управление не состоялось), общественно значимый факт, вызывающий необходимость публичного управления, направленные действия субъекта и действия объекта в ответ на управление. Субъект управления представляет собой активное начало управленческого процесса. Таким субъектом может быть само государство, действующие от его имени органы и должностные лица (парламент, президент, правительство и др.), органы и должностные лица субъекта федерации (законодательное собрание, губернатор и др.), автономии (например, Верховная рада Крыма на Украине), органы и должностные лица местного самоуправления (совет, мэр), органы общественного объединения, если оно является публичным коллективом или имеет элементы публичного коллектива (например, Центральный комитет политической партии, устанавливающий порядок уплаты членских взносов).

Объект публичного управленческого отношения — это то, на что направлены действия субъекта. В конечном счете такие действия осуществляются в целях приобретения или предоставления каких-то материальных или духовных благ, их ограничения, лишения. Эти блага касаются людей (граждан, иностранцев, лиц без гражданства, лиц с множественным гражданством), их коллективов (профсоюзов, объединений работодателей и т.д.), их интересов. Принимая решения в отношении отдельных лиц, президент республики может наградить человека орденом за выдающиеся заслуги перед страной, помиловать осужденного. Ректор вуза вправе назначить повышенную стипендию студенту-сироте, объявить выговор студенту за пропуски занятий без уважительных причин, суд может определить тюремное заключение преступнику, партия — исключить члена из своего состава и т.д. Все эти акты могут иметь общественное значение (по крайней мере воспитательное).

Гораздо более важно общественное значение воздействия управленческих решений на коллективы. Совет Безопасности ООН, принимая решения о пресечении агрессии (например, Ирака против Кувейта), о направлении миротворческих сил в Боснию и Герцеговину, о запрете поставок кем-либо оружия враждующим сторонам, воздействует на мировое сообщество, всю систему международных отношений. Парламент, принимая новые законы о партиях, о запрещении экстремистских объединений, о государственных пенсиях, изменяет ситуацию в стране.

 

Свои объекты управления имеют указы главы государства (президента или монарха), распространяющиеся на всех лиц или определенные группы людей, постановления правительства, решение конституционного суда (например, несколько решений Конституционного Суда РФ по вопросу о государственных выплатах лицам, пострадавшим в результате чернобыльской аварии).

Властные (управленческие) полномочия и обязанности субъекта по управлению определяются документами, являющимися основными для данного публичного коллектива. Для государства (а следовательно, и общества) таким документом является конституция. Она устанавливает полномочия органов государства, их обязанности и те управленческие пределы, в которых они могут действовать, регулируя жизнь общества (например, запрещается даже во время чрезвычайного положения ограничивать некоторые основные права человека, в частности, свободу вероисповедания). К таким документам относятся законы, указы главы государства, постановления правительства и т.д. Некоторые аналогичные акты принимаются в субъектах федерации, автономных образованиях политического характера. Для многих других территориальных публичных коллективов или коллективов, имеющих элементы публичного управления, основным внутренним документом является устав (устав муниципального образования, устав политической партии и др.), хотя основы правового положения этих коллективов регулируются актами государства — конституцией и законами.

Документы, регулирующие процесс публичного управления, содержат положения не только о полномочиях органов и должностных лиц, но и о их обязанностях. Созданные коллективом органы и выделенные им должностные лица именно для того и образованы, чтобы выполнять публичные обязанности во имя коллектива.

Факт управленческого значения (определенного рода событие, состояние, действие), с чем связано возникновение управленческого отношения, приведение в действие власти публичного коллектива, должен иметь отношение к интересам данного коллектива. Если этот факт ему безразличен, нейтрален, управленческое действие по поводу факта предпринято не будет. Например, для правительства не имеет значения, явился министр на заседание в синем, черном или коричневом костюме, но если он опоздал на заседание коллегии правительства, может быть предпринято управленческое действие: премьер-ми нистр может сделать ему замечание. Для президиума заседания общественной организации не имеет значения, сидит Иванов в зале в правом или левом ряду, но если он разговаривает или иначе мешает ведению собрания, ему будет сделано замечание.

Особое значение для управления имеют факты не персонального, а коллективного характера. Массовые беспорядки могут повлечь введение чрезвычайного положения с особым режимом управления (например, запрещаются собрания на открытом воздухе, вводится личный досмотр граждан и т.д.), в случае крупного пожара в тайге приводят в движение многие управленческие механизмы: отселение жителей из опасных мест, привлечение их к тушению пожара, объявление чрезвычайной ситуации, деятельность особых отрядов по тушению пожара и т.д. Стихийное наводнение, охватившее крупную территорию (например в 2002 г. на юге России), — важнейший факт, иногда влекущий за собой срочный пересмотр государственного бюджета с тем, чтобы выделить необходимые средства оказавшимся в беде людям, и т.д. Действие в управленческом процессе имеет неодинаковый характер: субъект воздействует, объект реагирует. Действия субъекта могут быть самыми разными: приказ, пожелание, вооруженные и мирные акции и т.д. Реакция объекта варьируется от прямого неподчинения (мятеж) до готовности немедленно и точно (иногда даже с излишней услужливостью) выполнить все пожелания субъекта.

Деятельность по управлению, применение различных его способов образуют управленческий процесс. Он начинается с поступления извне информации в рецепторы (к органам публичного коллектива, должностным лицам). Они воспринимают информацию, отбирают, отслеживают и частично оценивают ее. На этой основе регулирующие органы делают окончательную оценку информации, принимают решение и выдают управленческие команды, которые поддерживают стабильность публичного коллектива или, напротив, изменяют его.

Управленческий процесс имеет определенную цель, намеченную волевым путем субъектом (органом, должностным лицом и т.д.). Цель реализуется, если достигнут заранее намеченный результат. Если результата нет или получен иной результат (в частности, противоположный), управленческий процесс не состоялся, состоялся с обратным знаком (с минусом при противоположном результате) или состоялся частично.

На любом этапе в управленческом процессе могут возникнуть сбои. Они появляются в результате поступления неверной информации, неправильного ее восприятия, неквалифицированной оценки, ошибочной цели управления, неверного управленческого решения, неправильно избранных или поданных команд. Поэтому на любом этапе управленческого процесса важен контроль за его развитием. В государстве, в местном самоуправлении, добровольных объединениях существуют различные формы контроля и специализированные контрольные органы (судебный контроль, ревизионные комиссии и др.).

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.