Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси





 

Великий святитель Христов Петр происходил из Галицко-Волынской области. Родители его были благочестивые и богобоязненные. С семи лет будущего святителя отдали учиться, однако грамота не давалась ему. Много скорбели родители, огорчение испытывал и учитель. Но Господь чудесно просветил Своего избранника. Однажды во сне отрок увидел мужа в святительском одеянии, который сказал: «Открой, чадо, уста твои». Правой рукой святитель прикоснулся к языку мальчика, и Петр почувствовал в гортани необыкновенную сладость. С этого времени отрок обнаружил такие дарования, что вскоре опередил всех своих сверстников.

В двенадцать лет, по родительскому благословению, Петр удалился в обитель и был пострижен в монашество. В этом святом месте молодой инок преуспевал в отречении от собственной воли, пребывая в полном послушании у старца. Смиренный, кроткий и молчаливый, он был примером для братии.

Удостоившись диаконского, а затем и пресвитерского сана, он, будущая звезда нашей Церкви, оставался таким же тихим и смиренным. Душа его жаждала обучиться писанию святых икон. Старец благословил его, и он выучился этой премудрости. Благолепно писал изображения Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Его Матери и святых угодников Божиих.

Через некоторое время, по благословению и повелению старца, святой Петр оставляет монастырь, чтобы вести более уединенную духовную жизнь. Он нашел безмолвное место на реке Рате (Рата), поставил здесь храм во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа и келии для себя и иноков, которые вскоре стали собираться под его духовное руководство. О братии святой Петр заботился, как чадолюбивый отец, милостив был к бедным и не отпускал без подаяния никого, кто просил Христа ради.

Слава о дивных подвигах и добродетелях игумена Ратского распространилась по всей Галицко-Волынской области: князь, бояре и простой народ стекались в обитель послушать его учительные слова.

Когда прибыл в эту область митрополит всея Руси Максим (1283 – 1305), игумен Петр со своей братией явился к святителю, чтобы принять благословение и поднести образ Успения Пресвятой Богородицы, написанный им. С любовью принял митрополит икону Пресвятой Девы, впоследствии украсил ее золотом и драгоценными камнями и до конца жизни хранил у себя в келии, молясь о спасении земли Русской.

По преставлении митрополита Максима игумен, по имени Геронтий, дерзнул самовольно восприять сан митрополита и с этой целью отправился в Константинополь. Он взял с собой из Владимира святительские одежды, пастырский жезл и ту святую икону, которую написал игумен Петр для почившего митрополита. Слух о таком происшествии распространился по всей Русской земле, и многие были недовольны поступком Геронтия.

Великий князь Галицкий (Георгий Львович), зная добродетельную жизнь святого Петра и его духовные подвиги, начал убеждать игумена Ратского отправиться в Константинополь, чтобы восприять там святительство. Игумен Петр долго уклонялся от настойчивых уговоров великого князя, бояр. Наконец склонился на увещания и стал готовиться в путь. Плавание игумена Геронтия было крайне бедственным. Святой же Петр вошел в корабль и с попутным ветром быстро, спокойно и благополучно прибыл, как будто прилетел к стенам Константинополя.

Константинопольский патриарх Афанасий, прочитав послание о цели прибытия игумена Петра, немедленно созвал собор, который избрал святого Петра митрополитом всей Русской земли (1308год). Вскоре прибыл в Царьград и Геронтий. Он пришел к патриарху и, против воли, рассказал обо всем случившемся с ним в пути. Патриарх отечески вразумил игумена, говоря ему о тщетности стяжания земных почестей и славы. Отобрав у него архипастырский жезл, облачение и икону Пресвятой Богородицы, патриарх Афанасий вручил их святителю Петру.

Благополучно прибыл митрополит Петр в русские пределы и ревностно отдался трудам пастыря. С великим усердием, кротостью и смирением он укреплял в сердцах православных правила веры и жизни христианской, поколебленной в русском народе монгольским нашествием. Престол русского митрополита находился во Владимире, но ревностный святитель посещал и близкие и отдаленные области.

Однако, несмотря на высокие духовные дарования и неустанные труды, святителя Петра не сразу признали пастырем. У митрополита были противники еще при вступлении на кафедру Русской митрополии. Эти недоброжелатели отправили на святителя донос в Константинополь. Когда же прибыл патриарший посол, немедленно состоялся собор, который доказал несостоятельность обвинений в доносе и оправдал святого Петра (1310). Митрополит Петр, закрывая собор, преподал наставления духовенству и мирским участникам.

Трудное время правления выпало на долю святителя: княжеские междоусобицы и монгольское владычество над Русью. Владыке приходилось мирить князей и умилостивлять ордынского хана. Так в 1313 году с великой честью принял грозный хан Узбек митрополита Петра, приказав выдать ему весьма милостивую грамоту. В ней ограждались неприкосновенность православной веры, имущество и права Церкви и духовенства Русской земли.

Во время путешествия по митрополии первосвятитель Петр часто останавливался в Москве, представлявшей небольшой и малолюдный городок. Московский князь Иоанн Данилович, по прозвищу Калита, относился к святителю с великой любовью и почтением. Митрополит Петр вскоре торжественно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, посоветовав князю построить там собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как ни поспешно, по воле святителя и по усердию князя, производилась постройка, митрополит не дождался ее совершения. Получив откровение свыше о близкой своей кончине, отслужив вечерню, святитель 21 декабря 1326 года предал святую душу свою Господу. Много чудес совершалось по вере в небесное предстательство святого Петра. Князь Иоанн Данилович приказал составить описание чудес святого, совершавшихся при мощах почившего святителя. В 1339 году Константинопольский патриарх с собором святителей установил празднование святому Петру.

А в 1479 году, 24 августа, честные мощи святителя Петра были торжественно перенесены в новый Успенский собор г. Москвы. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца.

Выдающаяся церковно-государственная деятельность митрополита Петра уже современникам давала основания сравнивать его со святителями – Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанном Златоустым.

Борьба за единство Русского государства и благословение Москвы как собирательницы Русской земли – вот главный подвиг святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси чудотворца.

 

 

Святителю отче Петре, моли Бога о нас!

 

Житие

Святителя Алексия, митрополита Московского

И всея России чудотворца

 

Среди сонма угодников Божиих, в Земле Российской просиявших, как яркие звезды на тверди небесной, сияют московские святые.

Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Он родился в 1300 году, при святом Крещении ему дано было имя Елевферий. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. Однажды двенадцатилетний отрок ставил сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей».

С этого момента наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и постепенно созрела мысль посвятить себя Богу. Он испросил у родителей благословения поступить в монастырь. В возрасте двадцати лет юноша принял монашеский постриг с именем Алексий в Московском Богоявленском монастыре. Наставником и руководителем юного инока был старец Геронтий, опытный в духовной жизни.

Более двадцати лет подвизался святой Алексий в монастыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слезами, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста. По его повелению святой Алексий в течение двенадцати лет был Митрополичьим наместником, то есть правителем всех церковных дел. Открылась для инока жизнь деятельная, полная забот и трудов, но Господь помогал усердному молитвеннику. Святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах.

В 1352 году владыка Феогност рукоположил наместника своего во епископа Владимирского. Первосвятитель вместе с великим князем (Симеон Гордый) отправил Константинопольскому Патриарху прошение о том, чтобы после его смерти епископ Алексий был поставлен в митрополита. Их ходатайство Патриарх удовлетворил. После кончины митрополита Феогноста епископ Алексий стал его преемником.

Святитель Алексий с неутомимой ревностью занимался церковными делами. В то время Русская Церковь была раздираема великими нестроениями и распрями. И чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святой Алексий отправился в 1354 году в Константинополь, где Настольной грамотой Патриарха Филофея возводился в сан митрополита за добродетельную жизнь и духовные достоинства. Во время пребывания в Византии он выполнил новый перевод Священного Писания с греческого языка.

Возвратившись в Москву, митрополит Алексий принял на себя управление Русской Церковью. Он утвердил в Ростове, Смоленске, Рязани, а также Сараеве епископские кафедры. Заботясь о своей пастве, святитель устраивал общежительные монастыри, трудился для умиротворения смут и междоусобиц, налаживая отношения с ордынским ханом.

В 1357 году митрополит Алексий вынужден был поехать в Орду по вызову хана для исцеления его супруги. Проезжая через Нижний Новгород, он остановился на отдых, совершая трапезу возле источника, вблизи развалин Благовещенского монастыря. Святитель Алексий дал обет Богу, что он лично займется восстановлением сей обители, если Господь оградит Русь от новых набегов и разорений Орды исцелением Тайдулы. Молитвами святого Алексия Тайдула прозрела.

Первосвятитель Руси вскоре занялся восстановлением монастыря. Возрождая Благовещенскую обитель, святитель положил начало каменным застройкам. Под его наблюдением, его заботами возводился белокаменный Благовещенский собор. По преданию, самую древнюю святыню обители – Корсунскую икону Божией Матери – владыка привез из Москвы в дар Благовещенской обители при последнем посещении Нижнего Новгорода в 1371 году. Он освятил собор, а впоследствии помог в восстановлении его убранства. У источника была возведена деревянная, позднее названа Алексиевская часовня. При неослабном попечении и заботливости митрополита Алексия обновленная им обитель мало-помалу стала приумножаться в средствах, усиливалась в своем нравственном значении для Нижегородского края.

Когда скончался Московский князь Иоанн (1359), святитель Алексий взял под опеку его малолетнего сына Димитрия, впоследствии именовавшегося Донским. Митрополит Алексий был настоящим правителем государства: он мудро разрешил конфликт суздальских князей Димитрия и Бориса из-за Нижнего Новгорода, послав в Нижний преподобного Сергия с повелением затворить все церкви в городе, и этой мерой смирил князей перед московской властью.

Трудами святителя росла и крепла власть великого князя Московского. Первосвятитель возвышал Москву как центр Православия и единения Руси. Святой Алексий занимался строением иноческих обителей на протяжении двадцати четырех лет пастырского служения. Он основал женскую общежительную обитель во имя ангела своего Алексия и обетный монастырь во имя Нерукотворенного образа Спасителя, а также Владычный монастырь (в 3-х верстах от Серпухова), восстановил Константино-Еленский древний монастырь во Владимире. В 1365 году основал в Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила и со всей украсил храм. Митрополит Алексий подал совет великому князю Димитрию построить каменный Кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты от неприятеля.

Драгоценным памятником пастырского учения святителя служат «Окружное послание к пастве» и «Послание нижегородским христианам». Свои мысли он везде подкрепляет свидетельствами Священного Писания или святоотеческих творений.

Святитель приближался к концу своей славной, многотрудной жизни и с тревогой предвидел смуты в церковном правлении. Достойнейшим занять Первосвятительский престол он считал преподобного Сергия. Пригласив к себе в Москву, митрополит Алексий открыл преподобному Сергию свое желание возвести в сан епископа, но игумен Сергий с великим уничижением, даже со скорбью, стал отрекаться от предлагаемой ему чести. Утешив старца словом отеческой любви, он отпустил его с миром в обитель.

Предузнав о своем отшествии ко Господу, святитель Алексий совершил Божественную литургию, причастился Святых Таин и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Погребен был святой Алексий в Чудовом монастыре

В 1431 году, спустя пятьдесят лет, обретены были святые и многоцелебные его мощи нетленными; даже ризы почившего святителя оказались совершенно целы. В 1448 году митрополит Иона установил празднование преставления (12 февраля) и обретения мощей (20 мая) святителя Алексия. После этого почитание святителя получило самое широкое распространение. К нему обращались как к великому заступнику и молитвеннику земли Русской.

Ныне святые мощи покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Святой Церковью святитель Алексий почитается как великий чудотворец, «светило всея российския земли».

 

 

Святителю отче Алексие, моли Бога о нас!

 

Житие

Преподобного Сергия,







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.