Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ международной торговли машинотехнической продукции





Стоимостной объём поставок за рубеж машин, оборудования и транспортных средств увеличился за пятилетие на 74,4 %. При этом рос экспорт не только техники гражданского назначения, но и вооружений, на долю которых стабильно приходилось 2/5 и более стоимости этой товарной группы.

Таблица 2.1.

Российский экспорт машин и оборудования[14]

           
Машины, оборудование и транспортные средства, всего, млрд. долл. 9,2 10,5 10,1 12,0 14,3
В том числе гражданского назначения:          
Млрд. долл. 5,4 6,2 5,3 6,6 8,7
% 58,7 59,0 52,5 55,0 60,8
Вооружение и военная техника:          
Млрд.долл. 3,8 4,3 4,8 5,4 5,6
% 41,3 41,0 47,5 45,0 39,2

Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики и официальных сообщений об экспорте военной техники, опубликованных в СМИ.

Нынешнее состояние машиностроения не даёт основание рассчитывать на ускоренное увеличение экспорта машин, оборудования и транспортных средств в ближайшие годы. Незначительные и прежде возможности российских машиностроителей выпускать продукцию, удовлетворяющая требованиям мировых рынков, за последние годы ещё больше сузились. Опросы руководителей промышленных предприятий показывают, что в сравнении с другими отраслями машиностроение имеет худшие показатели по возрасту и производительности оборудования, качеству продукции, разработке новых её видов, уровню конечных издержек производства, квалификации работников.

Импортозамещающий потенциал нашего гражданского машиностроения остаётся ничтожным, поэтому ввоз из-за рубежа в последние годы растёт. Однако он приобретает более выраженную потребительскую окраску: расширился ввоз легковых автомобилей, бытовой электроники и электротехники.

Вопрос стимулирования экспорта машинотехнической продукции стоит перед экономикой России как никогда остро. При значительном сокращении платежеспособного спроса на машинотехническую продукцию внутри страны выход на внешние рынки играет огромную роль в сохранении машиностроительной отрасли промышленности, процессе стабилизации и поддержания национального производства и развитии экономики страны в целом. Однако следует учесть, что России свойственна неблагоприятная структура экспорта с высокой долей топливно-сырьевьх товаров. Доля же машинотехнической продукции в общем объеме экспорта гораздо ниже показателей промышленно развитых стран, и имеет тенденцию к снижению. Закономерно, что в таких условиях процессы наращивания российского экспорта, особенно в части продукции промышленного комплекса как наиболее многопрофильного сектора индустрии, должны и могут стать важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики страны.

Стимулирование промышленного экспорта и использование в этом процессе опыта ведущих промышленно развитых стран, в которых системы поддержки отечественных экспортеров создавались на протяжении десятилетий, представляется исключительно важным в настоящий момент.

Проведем анализ развития экспорта машинотехнической продукции и оценку его роли в экономике России.

Машинотехническая продукция представляет собой группу товаров, максимально точно определяющих научно-технический потенциал страны, уровень промышленного развития и производства, и, соответственно, место страны в международном разделении труда.

Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии 50%\ в Германии — 48, в Швеции — 42, в США — 40, во Франции — 38, в Великобритании — 36, в Италии, Швейцарии и Австрии — по 35%".

Одну из наиболее важных ролей в структурной перестройке экономики развитых стран играет машиностроительный комплекс, где наблюдается заметное увеличение инвестиций в целом и особенно в НИОКР. С необходимостью повышения технического уровня этой группы товаров во многом связана проблема экологической безопасности новых технических средств, машин и оборудования, транспортных средств.

Современное машиностроение объединяет целый комплекс промышленных отраслей и подотраслей и является наиболее многопрофильным сектором индустрии; процесс выделения и дифференциации новых машиностроительных производств продолжается. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ и конторского оборудования.

На современном этапе наибольшим динамизмом отличаются наукоемкие
подотрасли машиностроительного комплекса, производство ЭВМ (в том числе микропроцессоров, периферийного оборудования и программного обеспечения), телекоммуникационного оборудования, ракетно-космической техники, промышленных роботов и средств автоматизации.

Именно эти производства определяют основные направления НТП не только в машиностроении, но и в промышленности в целом. Так, по данным журнала «Business Week», в течение трех последних лет на долю высоких технологий пришлось 27% прироста ВВП США, в то время как на жилищное строительство 14, автомобилестроение — лишь 4%; в 2006 г. только за счет развития информационных технологий было достигнуто 33% прироста ВВП страны [15].

Не сдает свои позиции важнейшая подотрасль общего машиностроения — станкостроение. Так, в 2007 г. рост объемов мирового выпуска станков и кузнечно-прессового оборудования в стоимостном выражении составил 12,1%, а в 2008 г. 10% по отношению к аналогичным показателям предыдущего года. [16]

В 2008 г. общее производство станков и КПО в мире достигло, по данным Европейского объединения станкостроительных ассоциаций, 38 млрд. долл. До конца тысячелетия прогнозируется дальнейший подъем производства продукции отрасли.

Доля экспорта машинотехнической продукции в СССР и России традиционно составляла 10-15% от общего объема экспорта, что в несколько раз меньше доли машинотехнической продукции в общем объеме экспорта промышленных стран.

Кроме того, вследствие перехода от целенаправленного планирования к рыночной экономике, разрушения хозяйственных связей бывшего СССР, финансовых трудностей предприятий, снижения инвестиционной активности, а также отсутствия целенаправленной государственной поддержки, положение предприятий экспортирующих машинотехническую продукцию еще более усложнилось.

В 2007 и 2008 годах доля экспорта машинотехнической продукции в общем объеме экспорта составила лишь 9%.

Россия же, еще в начале 90-х годов входившая в пятерку крупнейших производителей металлообрабатывающего оборудования, в 2008 году опустилась на 27-е место. [17]

Спад производства в нашей стране в наибольшей степени затронул машиностроительный комплекс. В период с 2001 до 2007 г. объем промышленного производства в России в реальном выражении сократился на 57%. В машиностроении спад был более глубоким 69%, в результате чего его доля в общем объеме промышленной продукции уменьшилась с 20,5% в 2005 году до 16.7% в 2008 году[18].

В этих условиях становится чрезвычайно важным не допустить сокращения рынков сбыта продукции машиностроения, в том числе тяжелого машиностроения. Этого можно достичь, лишь активно продвигая на внешний рынок существующие в России новые прогрессивные технологические разработки.

Однако в конце 2008 года начале 2009 наметились новые тенденции в работе предприятий машинотехнической отрасли. Резкое падение курса рубля, приведшее в августе-сентябре 2008 года к финансовому кризису на всех без исключения предприятиях, однако дало новый толчок в развитии производства промышленных предприятий России. С одной стороны это произошло за счет снижения конкуренции со стороны западных производителей на внутреннем рынке и за счет дополнительной возможности снижения цены готовой продукции при выходе на внешние рынки в валютном эквиваленте.

Отечественное производство заметно уступило в 90-е годы свои позиции в насыщении российского рынка машинотехнической продукцией импорту. Проявилась тенденция утраты многими предприятиями связей с товаропроводящей сетью, что создало проблемы в их сбытовой и производственной деятельности.

Если определенное сокращение производства промышленной продукции производственного назначения объективно обусловлено состоянием экономики страны (хотя, разумеется, не в столь катастрофических масштабах, как это имеет место), то в области производства товаров народного потребления снижение выпуска объясняется прежде всего неконкурентоспособностью отечественной продукции.

Это приводит к росту импорта бытовой техники и все более сильному отставанию, а по некоторым позициям, прежде всего бытовой электроники, полному развалу отечественной промышленности.

Падение производства и постепенное уменьшение роли на российском рынке в пользу иностранных производителей наблюдается не только в области электроники, но и некогда успешной у нас бытовой электротехники, включая отрасль по производству холодильников и морозильников.

После длительного спада объемов промышленного производства в период с 2000 по 2006 год, в 2007 году наметилась стабилизация состояния машиностроительной промышленности России и даже некоторый рост объемов ее выпуска.

По данным Госкомстата, в январе — июне 2007. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выпуск продукции в целом по отрасли увеличился на 1,9%. В том числе: вагоны пассажирские — 401 тыс. шт. (119% к аналогичному периоду 2006 г.), персональные ЭВМ - 113 тыс. шт. (134,4%), счетчики электрические — 432 тыс. шт. (154,4%), грузовые автомобили - 121 тыс. шт. (111%), легковые автомобили - 820 тыс. шт. (113,9%), автобусы - 36,9 тыс. шт. (117%), мотоциклы -- 44,6 (148.2%), тракторные косилки - 3,6 тыс. шт.(131.2%). Такие показатели сохранялись в первой половине 2008 года''.

Однако, сохранилось значительное сокращение производства во многих отраслях производства, прежде всего в тех, продукция которых не смогла конкурировать с импортными аналогами (продукция бытового потребления и другие).

Тенденция к увеличению экспорта характерна лишь для средств железнодорожного транспорта, продукции судостроения и приборостроения. В то же время для наиболее крупных экспортных позиций - продукции тяжелого и общего машиностроения, электротехники и радиоэлектроники, автомобильной промышленности — прирост экспортных поставок незначителен или отсутствует.








ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.