Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема. Физическое развитие. Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека





Практическое занятие №1.

Тема. Физическое развитие. Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека

 

Цель: изучить и освоить методы определения показателей физического развития человека. Определить уровень и гармоничность физического развития студентов.

Примерные вопросы к занятию

Физическое развитие. Факторы, лимитирующие гармоничное физическое развитие. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения. Особенности здоровья и физического развития студентов. Режим труда и отдыха. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления. Закаливание организма в профилактике инфекционных заболеваний. Адаптация к новым условиям обучения.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В каком возрасте интенсивнее изменение показателей физического развития и почему?

2. Перечислите и охарактеризуйте периоды вытягивания и округления в процессе роста.

3. Какие факторы чаще других обуславливают дисгармоничность физического развития?

4. Назовите заболевания, сопровождающиеся значительными нарушениями физического развития.

5. Какие методы оценки физического развития по соматометрическим показателям вы знаете?

6. Каково влияние малоподвижного образа жизни на физическое развитие человека?

Самостоятельная работа

Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека:

 

1. Определите массу тела студента (статиста).

Определение массы тела производится на бытовых или медицинских весах, которые перед началом работы устанавливают на нулевую отметку. Обследуемый спокойно стоит на середине площадки весов (без обуви, в лёгкой одежде).

Данные занесите в табл.1.

 

2. Определите рост студента (статиста).

Определение роста стоя: обследуемый становится на платформе медицинского ростомера спиной к вертикальной стойке так, чтобы касаться её пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в положении, когда прямая линия, соединяющая наружный край глаза и козелок уха параллельна линии пола. Скользящую планку ростомера опускают до соприкосновения с верхней точкой головы. Отсчёт производится по вертикальной шкале ростомера, расположенной справа (светлая полоса).

Для определения роста сидя, обследуемого усаживают на скамеечку ростомера так, чтобы он касался ростомера ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом, руки лежат вдоль бёдер, скользящую планку опускают на голову. Отсчёт ведут по вертикальной шкале ростомера, расположенной слева (темная полоса).

Данные занесите в табл.1.

Определите силу мышц сгибателей кисти.

Силу мышц сгибателей кисти определяют с помощью ручного (кистевого) динамометра. В положении стоя отведите вытянутую руку с прибором в сторону под прямым углом к туловищу. Вторая, свободная рука, опущена и расслаблена. Без рывка и дополнительных движений рукой сожмите динамометр с предельным усилием. Повторите определение 2–3 раза.

Силу мышц сгибателей правой и левой кистей рук оцените по максимальному результату. Сравните показания силы мышц кисти ведущей и не ведущей руки.

Данные занесите в табл.1.

 

Определите силовой индекс мышц ведущей кисти.

Показатель вычислите путем деления показателей силы сгибателей кисти на массу тела.

Средними величинами силового индекса кисти у взрослого мужчины считают 0,70–0,75, женщины – 0,5–0,6.

Данные занесите в табл.1.

 

Показатели силы мышц

Таблица 1.

  Масса тела, кг. Рост, см Сила мышц кисти, кг. Силовой индекс мышц, для ведущей руки
стоя сидя левой правой
           
           

 

Определите свою осанку. Дайте рекомендации по профилактике возможных ее нарушений.

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика: определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика: выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

4. Определите наличие или отсутствие у себя плоскостопия разными методами, сравните результаты.

А) Педометрический метод Фридландера.

Измерьте длину стопы от конца пятки до конца более длинного пальца.

Измерьте высоту свода стопы: от пола до верхнего края ладьевидной кости.

Рассчитайте педометрический индекс по формуле:

Педометрический индекс = Высота свода стопы х 100 длину стопы

Индекс в пределах 29 – 27 встречается у большинства людей.

Индекс от 27 до 25 указывает на плоскостопие.

Индекс ниже 25 указывает на резкое плоскостопие.

Таблица 3.

Таблица 4.

Показатели крепости телосложения студента (статиста)

 

Ээкскурсия грудной клетки Индекс Эрисмана Индекс пропорциональности Индекс Пирке Индекс Пинье
         

 

7. Оценка состояния здоровья студента (статиста) по комплексу показателей.

 

Оцените по комплексу показателей (масса тела, рост, ЖЕЛ, ЧСС, ЧД, сила мышц кисти) состояние своего здоровья, используя приведенную ниже таблицу.

Таблица 5.

Таблица 3.

Литература

Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.

ЗАНЯТИЕ № 2

 

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

 

Цель занятия: изучить и определить физиометрические показатели, характеризующие особенности сердечно-сосудистой системы.

 

Примерные вопросы по теме

 

1. Система кровообращения. Функции сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения.

2. Строение сердца. Клапаны сердца и принцип их работы.

3. Сердечный цикл, его фазы, возрастные особенности.

4. Проводящая система сердца.

5. Классификация и роль различных кровеносных сосудов. Строение сосудистой стенки артерий, вен, капилляров.

6. Кровяное давление, факторы, его обусловливающие. Методы определения кровяного давления. Возрастные изменения величины кровяного давления, скорости движения крови и времени кругооборота.

7. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический объем, минутный объем крови, их изменение с возрастом.

8. Регуляция деятельности сердца. Рефлекторная и гуморальная регуляция тонуса сосудов.

9. Система крови. Функции и физические свойства крови.

10. Форменные элементы крови и их характеристика.

11. Плазма крови и характеристика.

12. Учение о группах крови.

13. Лимфатическая система, строение и функции.

Самостоятельная работа

 

1. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) по пульсу методом пальпации.

Методом пальпации пульс наиболее часто определяют на лучевой артерии у основания большого пальца. Для чего второй, третий и четвертый пальцы кисти наложите в проекции лучевой артерии. Прижмите ее к кости до ощущения пульсовых толчков. Произведите подсчет частоты сердечно-сосудистых сокращений по пульсу за 10, 30 и 60 секунд. Сравните полученные данные и занесите один из показателей в таблицу.

Для получения достоверных данных студент (статист) должен находиться в покое в течение 3 – 5 минут, кроме тех ситуаций, когда показатель определяется при выполнении определенных физических нагрузок.

 

Таблица 1

Занятие 3

Дыхательная система

Цель занятия: изучить и определить физиометрические показатели, характеризующие особенности дыхательной системы.

Примерные вопросы по теме

 

1. Строение и функции системы дыхания.

2. Расположение и строение легких. Респираторный отдел легких. Ацинус, его структура.

3. Понятие о дыхании и дыхательном гомеостазе. Стадии дыхания.

4. Внешнее дыхание. Вдох и выдох.

5. Обмен газов в легких.

6. Транспорт газов кровью. Обмен газов в тканях.

7. Характеристика легочной вентиляции.

8. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. «Мертвое» пространство и его физиологическое значение.

9. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Факторы, поддерживающие тонус дыхательного центра. Гуморальная регуляция дыхания.

10. Показатели внешнего дыхания.

11. Гигиена дыхания. Значение дыхания через нос. Воспитание правильного дыхания у детей и подростков.

12. Дыхание на большой высоте (горная болезнь).

13. Дыхание при повышенном давлении (кессонная болезнь).

Самостоятельная работа студентов

 

Таблица1.

  ЖЕЛ см3   ДЖЕЛ см3 ЖЕЛ ДЖЕЛ % ЖЕЛ мл ВЕС кг.   ДО мл     РОвыд.   Ровд.
               
Рост, см Масса тела, кг ЧД в минуту Окружность грудной клетки, см
Стоя Сидя В покое При нагрузке при вдохе при выходе во время паузы
               
               

 

Выводы:

Литература

5. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.

6. Ванханян В. Д., Лебедева Е. А. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.

7. Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – С. 203–217.

8. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с

 

ЗАНЯТИЕ № 4

 

Таблица 1.

Таблица для расчета основного обмена женщин, в ккал

А Рост, см В
Масса, кг Ккал Масса, кг Ккал Возраст в годах
           
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
            –– –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Таблица 2

Таблица для расчета основного обмена мужчин, в ккал

А   Б
Масса, кг Ккал Масса, кг Ккал Рост, см Возраст в годах
           
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
          –– –– –– –– –– ––
            –– –– –– –– -–
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
              –– –– –– ––
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
          ––          
    –– –– –– –– ––        

 

2. Определите величины суточных энергозатрат студента с помощью хронометражно-табличного метода.

 

А) Подготовьте рабочую таблицу (по типу табл. 3).

 

Б) Проведите хронометраж дня и определите время выполнения различных видов деятельности в минутах (табл. 4).

 

В) Найдите в таблице 4 величину энергозатрат на каждый вид деятельности (в ккал/мин на 1 кг массы тела), отметьте эти величины в заполняемой вами таблице.

 

Г) По полученным данным вычислите расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножьте величину энергозатрат на время (в мин) ее выполнения. Результаты занесите в таблицу.

 

Д) Вычислите суточный расход энергии, для чего величину удельных суточных энергозатрат (на 1 кг массы тела) умножьте на массу вашего тела и прибавьте к полученной сумме 15 % для покрытия неучтенных энергозатрат.

Пример расчета:

Допустим, масса тела обследуемого составляет 56 кг, удельные затраты энергии (табл. 4) – 37,961 ккал/кг.

Умножаем величину удельных энергозатрат на массу тела: 37,961 (ккал/кг) ´ 56 (кг) = 2125,82 (ккал).

Вычисляем 15% от этой величины на покрытие неучтенных энергозатрат: 2125,82 (ккал) ´ 15 (%): 100 (%) = 318,87 (ккал).

Суммируем эти две величины: 2125,82 + 318,87 = 2444,69 (ккал) и получаем энергозатраты организма за сутки.

 

Таблица 3

Рабочая таблица для определения суточного расхода энергии студента

Вид деятельности Время от - до, часы, мин Продолжительность времени, мин Расход энергии за 1 мин на 1 кг массы, ккал Расход энергии, ккал/кг за время
1. Подъем. Личная гигиена (умывание по пояс) 6.50-7.20   0,0504 1,512
2. Утренняя гимнастика 7.20-7.35   0,0648 0,972
3. Завтрак (прием пищи) 7.35-7.55   0,0236 0,236
4. Сбор на занятия 7.55-8.00   0,0360 0,18
5. Дорога в институт 8.00-8.30      
а) ходьба в среднем темпе     0,0597 0,597
б) езда на транспорте     0,0267 0,534
6. Учебные занятия 8.30-13.45      
а) лекции 8.30-10.05   0,0250 2,25
б) семинарские и лабораторные занятия 10.15-10.35   0,0258 4,644
в) перемены     0,0455 2,0475
7. Дорога из института 13.45-14.15      
а) ходьба     0,0597 0,597
б) езда на транспорте     0,0267 0,534
8. Личная гигиена 14.15-14.30   0,0402 0,603
9. Обед (прием пищи) 14.30-14.45   0,0236 0,354
10. Мытье посуды 14.45-14.50   0,0313 0,1565
11. Уборка в комнате 14.50-15.20   0,0402 1,206
12. Отдых сидя (музыка) 15.20-16.00   0,0229 1,145
13. Подготовка к семинарскому занятию 16.00-18.00   0,0258 3,096
14. Прогулка на свежем воздухе (в медленном темпе) 18.00-19.30   0,0455 4,095
15. Прием пищи (ужин) 19.30-19.45   0,0236 0,354
16. Просмотр телепередач 19.45-21.30   0,0229 2,405
17. Стирка белья вручную 21.30-21.45   0,0511 0,7665
18. Личная гигиена (душ) 21.45-22.05   0,0570 1,14
19. Приготовление ко сну 22.05-22.15   0,0329 0,329
20. Чтение книги (лежа) 22.15-22.45   0,0230 0,69
21. Сон 22.45-6.50   0,0155 7,5175
Итого:   1440 мин   37,961

 

Таблица 4

Таблица 5

Рабочая таблица для расчета химического состава и калорийности

Суточного рациона

Наименование продуктов Вес продукта, г Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность, ккал
Завтрак:          
1. Творог     3,0 1,95 234,0
со сметаной   0,52 5,0 0,54 49,6
2. Хлеб пшеничный   7,6 0,9 49,7 226,0
3. Масло сливочное   0,06 8,34 –– 74,8
4. Сыр «голландский»   2,68 2,73 –– 36,1
5. Чай   –– –– –– ––
с сахаром   –– –– 19,96 74,8
Итого:   35.86 19.97 72.15 695.3
Обед:          
Итого:          
Ужин:          
Итого:          
Итого за сутки:          

 

 

Таблица 6

На 100 г продукта

Наименование продуктов Белки, г Жиры, г Углеводы, г Калорийность, ккал
Хлеб ржаной 4,7 0,7 49,8  
Хлеб пшеничный 7,6 0,9 49,7  
Батоны простые 7,9 1,0 51,9  
Булки городские 7,7 2,4 53,0  
Сдоба обыкновенная 7,6 5,0 56,4  
Сухари сливочные 8,5 10,6 71,3  
Макаронные изделия 10,4 0,9 75,2  
Мука пшеничная в/сорта 10,3 0,9 74,2  
Крупа манная 11,3 0,7 73,3  
Крупа гречневая 12,6 2,6 68,0  
Крупа рисовая 7,0 0,6 77,3  
Крупа пшено 12,0 2,9    
Крупа овсяная (хлопья) 13,1 6,2 65,7  
Горох лущеный 23,0 1,6 57,7  
Фасоль 23,0 1,7 54,5  
Сахар, песок     99,8  
Мед натуральный 0,8 80,3  
Карамель с фруктовой начинкой 0,1 0,1 92,1  
Карамель с молочной начинкой 0,8 1,0 92,1  
Конфеты шоколадные 4,8 34,7 57,6  
Шоколад молочный 6,9 35,7 52,4  
Какао порошок 24,2 17,5 27,9  
Мармелад желе сл 0,1 77,7  
Пастила 0,5 сл    
Зефир 0,8 сл 78,3  
Печенье сахарное из муки 1 сорта 7,4 10,0 76,2  
Печенье сдобное 10,4 5,2 76,8  
Вафли 3,4 30,2 64,7  
Пирожное бисквитное 4,7 9,3 64,2  
Пирожное песочное 5,1 18,5 62,6  
Молоко пастеризованное 2,8 3,2 4,7  
Сливки 10% жирности 3,0 10,0 4,0  
Сметана 10% жирности 3,0 10,0 2,9  
Сметана 30% жирности 2,6   2,8  
Творог диетический 16,0 11,0 1,0  
Творог нежирный 18,0 0,6 1,5 8,6
Творог полужирный 16,7 9,0 1,3  
Сырки творожные сладкие 9,1 23,0 18,5  
Кефир нежирный 3,0 0,05 3,8  
Кефир жирный 2,8 3,2 4,1  
Йогурт 1,5% жирности 5,0 1,5 3,5  
Йогурт сладкий 5,0 1,5 8,5  
Ряженка 3,0 6,0 4,1  
Молоко сгущенное сладкое 7,2 8,5 56,0  
Сыры:        
голландский 26,8 72,3  
российский 23,4    
швейцарский 24,9 31,8  
императорский 25,3 32,2  
плавленный 20,5 20,0  
Мороженое сливочное 3,3 10,0 19,8  
Мороженое молочное 3,2 3,5 21,3  
Мясные продукты:        
баранина 16,3 15,3 20,3
говядина 18,9 12,4  
свинина мясная 14,6 33,0  
телятина 19,7 1,2  
печень говяжья 17,4 3,1  
печень свиная 18,8 3,6  
Колбаса вареная:        
любительская 12,2 28,0  
молочная 11,7 22,8  
докторская 13,7 22,8  
полукопченая 16,5 34,4  
Сыры копченые 24,8 41,5  
Сардельки молочные 9,5 17,0 1,9  
Сардельки свиные 10,1 31,6 1,9  
Сосиски молочные 12,3 25,3  
Сосиски свиные 11,8 30,8  
Куры I категории 18,2 18,4 0,7  
Цыплята II категории 19,7 5,2 0,5  
Яйца куриные 12,7 11,5 0,7  
Рыбные продукты: 21,0 7,0  
камбала 15,7 3,0  
скумбрия 18,0 9,0  
минтай 153,9 0,7  
навага 17,0 1,0  
окунь 18,5 0,9  
сайда 19,1 0,5  
сельдь жирная 17,7 19,5  
сельдь нежирная 19,1 6,5  
терпуг 17,8 3,4  
треска 17,5 0,6  
Масло сливочное 1,0 78,0 0,7  
Масло топленое 0,3 98,0 0,6  
Масло подсолнечное   99,9    
Маргарин сливочный 0,3 82,3 1,0  
Майонез 3,1 67,0 2,6  
Овощи и фрукты:        
капуста белокачанная 1,8 5,4  
капуста квашеная 0,8 1,8  
картофель 2,0 0,1 19,7  
морковь 1,3 0,1 7,0  
свекла 1,7 10,8  
томаты 0,6 10,4  
кабачки 0,6 0,3 5,7  
огурцы свежие 0,8 1,8  
огурцы соленые 2,8 1,3  
петрушка 3,7 8,1  
лук зеленый (перо) 1,3 4,3  
лук репчатый 1,7 9,5  
чеснок 6,5 21,2  
горошек зеленый 5,0 0,2 13,3  

 

Литература

Ванханян В. Д., Лебедева Е. А. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.

Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – С. 203–217.

Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с

http://10diet.net/kalkulyator-vesa.html - калькулятор веса

http://10diet.net/tablica-kalorii.html - калькулятор калорий

Практическое занятие №1.

Тема. Физическое развитие. Определение антропометрических, физиометрических и соматоскопических показателей физического развития человека

 

Цель: изучить и освоить методы определения показателей физического развития человека. Определить уровень и гармоничность физического развития студентов.

Примерные вопросы к занятию

Физическое развитие. Факторы, лимитирующие гармоничное физическое развитие. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения. Особенности здоровья и физического







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.