Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Е) Определите росто-весовое соответствие по индексу Кветеля.





Соответствие массы тела росту ориентировочно можно определить с помощью индекса Кветеля.

 

Индекс Кветеля (ИК) = М в граммах Р в см

 

М – масса в граммах; Р – рост в см.

 

Средняя величина индекса Кветеля для мужчин колеблется от 345 до 410, для женшин – от 320 до 385 гр\см. Более высокие показатели бывают у лиц с хорошо развитой мускулатурой или у тучных людей. Более низкие цифры говорят об ослаблении или истощении организма.

 

Росто-весовое соотношение по формуле Брока – Бругша Минимальный вес Должная масса тела по нормограмме Макс. нормальная масса тела (для нормостеников) ОРМТ Индекс Кветеля
             

 

F) Рассчитайте индекс роста-веса студента (статиста).

 

Индекс роста – веса= Вес. Кг Р2, м

Идеальный индекс роста – веса находится в интервале 18 – 25. Если он ниже – рекомендуется повысить массу тела. Если показатель выше 25 – рекомендуется снизить массу тела.

 

Выводы:

 

 

Литература

Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.

ЗАНЯТИЕ № 2

 

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

 

Цель занятия: изучить и определить физиометрические показатели, характеризующие особенности сердечно-сосудистой системы.

 

Примерные вопросы по теме

 

1. Система кровообращения. Функции сердечно-сосудистой системы. Круги кровообращения.

2. Строение сердца. Клапаны сердца и принцип их работы.

3. Сердечный цикл, его фазы, возрастные особенности.

4. Проводящая система сердца.

5. Классификация и роль различных кровеносных сосудов. Строение сосудистой стенки артерий, вен, капилляров.

6. Кровяное давление, факторы, его обусловливающие. Методы определения кровяного давления. Возрастные изменения величины кровяного давления, скорости движения крови и времени кругооборота.

7. Показатели сердечной деятельности: частота сердечных сокращений, систолический объем, минутный объем крови, их изменение с возрастом.

8. Регуляция деятельности сердца. Рефлекторная и гуморальная регуляция тонуса сосудов.

9. Система крови. Функции и физические свойства крови.

10. Форменные элементы крови и их характеристика.

11. Плазма крови и характеристика.

12. Учение о группах крови.

13. Лимфатическая система, строение и функции.

Самостоятельная работа

 

1. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС) по пульсу методом пальпации.

Методом пальпации пульс наиболее часто определяют на лучевой артерии у основания большого пальца. Для чего второй, третий и четвертый пальцы кисти наложите в проекции лучевой артерии. Прижмите ее к кости до ощущения пульсовых толчков. Произведите подсчет частоты сердечно-сосудистых сокращений по пульсу за 10, 30 и 60 секунд. Сравните полученные данные и занесите один из показателей в таблицу.

Для получения достоверных данных студент (статист) должен находиться в покое в течение 3 – 5 минут, кроме тех ситуаций, когда показатель определяется при выполнении определенных физических нагрузок.

 

Определение длительности сердечного цикла по пульсу.

На лучевой артерии студента (статиста) нащупайте пульс. Несколько раз в течение 3 минут подсчитайте число пульсовых ударов за 5 секунд.

Определите продолжительность одного сердечного цикла, разделив 5 секунд на каждое найденное число. Это будет средняя продолжительность цикла за 5 секунд подсчета.

Определите число пульсовых ударов за 1 минуту. Найдите среднюю продолжительность цикла, разделив 60 секунд на найденное число.

Результаты занесите в таблицу.

Отметьте, имеется ли разница в продолжительности сердечного цикла при разных способах подсчета.

 

3. Измерение артериального (АД) давления аускультативным методом Н. С. Короткова.

Ознакомьтесь с устройством тонометра, применяемого для измерения кровяного давления.

Обнажите руку испытуемого. Плотно оберните манжету вокруг середины плеча испытуемого так, чтобы ее нижний край находился на 1–1,5 см выше локтевого сгиба. В области локтевого сгиба или чуть выше него, на плечевой артерии установите фонендоскоп. Сжимая и отпуская грушу, нагнетайте воздух в манжету до тех пор, пока манометр не покажет давление, на 40–60 мм рт. ст. выше предполагаемого у испытуемого.

Поворачивая винтовой клапан, медленно выпускайте воздух из манжеты, выслушивая сосудистые тоны. Момент появления тонов зафиксируйте по показанию прибора. Это будет величина максимального (систолического) давления, т. е. в этот момент только во время систолы кровь про­талкивается через сдавленный участок сосуда. Продолжайте снижать давление в манжете и слушайте сначала нарастающую силу тонов, а затем их ослабление и исчезновение. Зафиксируйте показание прибора в момент исчезновения тонов, которое соответствует диастолическому давлению.

Не снимая манжеты, повторите измерение АД через 5 минут. Результаты запишите.

Рассчитайте пульсовое давление.

Для расчета пульсового давления используйте следующую формулу:

 

ПД = СД – ДД, где

 

ПД – пульсовое давление, СД – систолическое давление, ДД – диастолическое давление; все в мм рт. ст.

 

5. Рассчитайте должные величины АД (для лиц моложе 20 лет) по формулам:

СД = 1,7 ´ В + 83,

ДД = 1,6 ´ В + 42, где

 

В – возраст (полных лет).

Запишите полученные результаты в рабочую таблицу.

Определите систолический и минутный объемы крови расчетным методом.

А) Для расчета систолического объема крови используйте формулу Старра:

СО = 100 + 0,5 ´ ПД – 0,6 ´ ДД – 0,6 ´ В, где

 

СО – систолический объем, в мл; ПД – пульсовое давление, в мм. рт. ст.; ДД – диастолическое давление, в мм рт. ст.; В – возраст испытуемого, в годах.

 

Б) Рассчитайте минутный объем крови по формуле:

МОК = СО ´ ЧСС, где

 

МОК – минутный объем крови, в мл, СО – систолический объем, в мл, ЧСС – частота сердечных сокращений, в уд/мин.

Сделайте 10 приседаний и определите ЧСС, продолжительность сердечного цикла, СД, ДД, ПД, СО, МОК.

 

Полученные результаты внесите в таблицу.

Таблица 1

Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы

(Ф. И. О.)__________________________________________

Показатель Результаты
должные фактические
В покое После нагрузки
ЧСС, уд/мин      
Продолжительность сердечного цикла, с      
СД, мм рт. ст.      
ДД, мм рт. ст.      
ПД, мм рт. ст.      
СО, мл      
МОК, мл      

 

Сделайте общий вывод по своим данным, полученным на занятии, в сравнении с должными величинами.

 

Литература:

 

1. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Изд. 2-е. — Ростов н/Д: изд-во: «Феникс», 2003. - 416 с.

2. Ванханян В. Д., Лебедева Е. А. Руководство к практическим занятиям по гигиене питания. – М.: Медицина, 1987. – 256 с.

3. Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология. – М.: Медицина, 1981. – С. 203–217.

4. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448 с

 

Занятие 3

Дыхательная система

Цель занятия: изучить и определить физиометрические показатели, характеризующие особенности дыхательной системы.

Примерные вопросы по теме

 

1. Строение и функции системы дыхания.

2. Расположение и строение легких. Респираторный отдел легких. Ацинус, его структура.

3. Понятие о дыхании и дыхательном гомеостазе. Стадии дыхания.

4. Внешнее дыхание. Вдох и выдох.

5. Обмен газов в легких.

6. Транспорт газов кровью. Обмен газов в тканях.

7. Характеристика легочной вентиляции.

8. Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха. «Мертвое» пространство и его физиологическое значение.

9. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Факторы, поддерживающие тонус дыхательного центра. Гуморальная регуляция дыхания.

10. Показатели внешнего дыхания.

11. Гигиена дыхания. Значение дыхания через нос. Воспитание правильного дыхания у детей и подростков.

12. Дыхание на большой высоте (горная болезнь).

13. Дыхание при повышенном давлении (кессонная болезнь).

Самостоятельная работа студентов

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.