Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация международной системы учета и отчетности





Организация международной системы учета и отчетности

Сущность и значение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО)

МСФО представляют собой документы, которые предлагают варианты учета отдельных средств или операций предприятий и определяют общий подход к составлению финансовой отчетности. МСФО предлагают свод компромиссных и достаточно общих вариантов ведения учета. Они не являются нормативными документами, регламентирующими конкретные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Носят рекомендательный характер и не являются обязательными для принятия. На основе МСФО в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.

Использование МСФО необходимо по нескольким причинам.

Во-первых, формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала. Общеизвестно, что капитал, особенно иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и отчетности менеджмента перед инвесторами.

В современном мире МСФО постепенно становятся своеобразным ключом к международному рынку капитала. Если компания имеет соответствующую отчетность, она получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. Если же компания не имеет требуемой отчетности, то она, с точки зрения западного инвестора, не заслуживает доверия и не может рассматриваться, как конкурентоспособная в соревновании с другими соискателями капитала.

Во-вторых, международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей. Полезность отчетности, составляемой по МСФО, подтверждает тот факт, что уже сегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг. Постоянно растет число транснациональных корпораций, подготавливающих свою публичную сводную финансовую отчетность в соответствии с МСФО или исходя из них.

В-третьих, использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности. Эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики. Они сформированы как результат труда и поиска не одного поколения бухгалтеров-исследователей, представителей разных научных школ. Стандарты учитывают запросы и опыт работы с отчетностью предпринимателей, банковских и других финансовых структур, финансовых аналитиков, профсоюзов, правительственных организаций, представители которых с 1981 г. образуют Консультативную группу в рамках Комитета по МСФО.

Применение международных стандартов дает следующие преимущества:

1. Экономятся средства на разработку и согласование национальных стандартов. Международные стандарты позволяют не только сократить расходы компаний но подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала.

2. Возрастает уровень доверия к финансовым отчетам на рынке.

3. Расширяется возможность привлечения инвесторов.

4. Активизируется обмен идеями.

5. Создается фундамент для интеграции национальных стандартов в международную систему учета и отчетности.

По сравнению с национальными стандартами они отличаются обобщением лучшей современной мировой практики в области учета; достаточностью и отсутствием избыточности отчетных показателей, доступностью восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

Слабыми сторонами международных стандартов являются, прежде всего, обобщенный характер стандартов, предусматривающий большое многообразие методов учета, а также отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям.

Краткая характеристика МСФО

Международные стандарты представляют собой совокупность взаимосвязанных документов:

- предисловие,

- принципы подготовки и представления финансовой отчетности (или концептуальная основа),

- собственно стандарты,

- разъяснения к ним или интерпретации (обозначаются ПКИ).

Принцип построения международных стандартов – от общего к частному.

Собственно стандартам предшествует самостоятельный раздел – «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности». Не являясь стандартом, этот документ формирует концептуальную основу, фундамент для разработки и последующей оценки стандартов. Ни одно из положений Принципов не имеет преимущества перед каким-либо из МСФО. В случаях, когда возможен конфликт между Принципами и каким-либо из стандартов, последний имеет преимущество.

Принципы обязательно входят в издания публикуемых международных стандартов.

В «Принципах подготовки и представления финансовой отчетности» отражены принципы и даны понятия финансового учета:

- цели составления финансовой отчетности;

- базовые предположения (принципы, лежащие в основе составления отчетности);

- качественные характеристики информации, содержащейся в финансовой отчетности;

- элементы финансовой отчетности;

- критерий признания элементов финансовой отчетности;

- виды оценки элементов финансовой отчетности;

- концепции капитала и поддержания капитала.

Стандарты содержат информацию следующего характера:

- объект учета (дается определение объекта учета и основных понятий, связанных с этим объектом);

- признание объекта учета (приводятся критерии отнесения объектов учета к разным элементам отчетности/);

- варианты оценки объекта учета (даются рекомендации относительно использования методов оценки и предъявляются требования к оценке разных элементов отчетности);

- представление информации об объектах учета в разных формах финансовой отчетности;

- критерии применения определенного стандарта.

Перечень действующих в настоящее время стандартов следующий:

IAS 1 «Представление финансовой отчетности». Определяет формы обязательной отчетности, минимальный состав статей баланса и других отчетов.

IAS 2 «Запасы». Предписывает оценивать запасы по минимальной оценке (рыночная или себестоимость) и раскрывает порядок отражения их в финансовой отчетности.

IAS 7 «Отчеты о движении денежных средств». Регулирует порядок формирования отчета о движении денежных средств.

IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках». Определяются изменения учетной оценки (корректировка балансовой стоимости актива или обязательства) и ошибки, допущенные в предшествующих отчетных периодах.

IAS 10 «События после отчетной даты». Определяет случаи корректировки финансовых отчетов относительно событий после даты баланса и информацию, которую следует предоставлять о дате, когда финансовые отчеты были утверждены к предоставлению, и о событиях после даты баланса.

IAS 11 «Договоры подряда». Раскрывает учетный подход относительно доходов и расходов, связанных со строительными контрактами; приведены критерии признания таких доходов и расходов, а также практические инструктивные положения относительно их применения.

IAS 12 «Налоги на прибыль». Определяет, как учитывать текущие и будущие налоговые последствия признанных в балансе предприятия обязательств или хозяйственных операций, признанных в финансовых отчетах предприятия.

IAS 16 «Основные средства». Предоставляет информацию об учете основных средств: выбор времени признания активов, определение их балансовой стоимости и амортизационных отчислений.

IAS 17 «Аренда». Определяет виды аренды и устанавливает правила их отражения в учете и отчетности.

IAS 18 «Выручка». Определяет сущность дохода, оценку дохода и момент определения дохода. Рассматривает возникновение дохода при разных операциях: реализации товаров, предоставлении услуг, получении процентов, роялти и дивидендов.

IAS 19 «Вознаграждения работникам». Группирует виды выплат по критериям и предоставляет перечень методов признания и оценки выплат.

IAS 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи». Должен применяться при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и при раскрытии информации о других формах государственной помощи.

IAS 21 «Влияние изменений валютных курсов». Содержит правила пересчета валют и отражения результатов такого пересчета в финансовой отчетности.

IAS 23 « Затраты по займам». Определяет учетный подход к расходам на займы. Предусматривает использование двух подходов: немедленного списания расходов и капитализацию расходов на займы, которые непосредственно относятся к приобретению, строительству или производству квалифицированного актива.

IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Связанная сторона может быть представлена основным акционером компании, группой компаний, ключевым управленческим персоналом. Операции между связанными сторонами – это передача ресурсов, услуг или обязательств, независимо от того является передача возмездной или безвозмездной.

IAS 26 «Программы пенсионного обеспечения». Регулирует учет выплат работникам при увольнении или в случае, когда существует возможность перед выходом на пенсию определить или оценить такие выплаты.

IAS 27 «Консолидиро­ванная финансо­вая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании». Регулирует представление сводной отчетности при условии, что основное предприятие владеет более, чем 50% акций другого предприятия.

IAS 28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании». Регулирует вопросы учета и отражения в консолидированной отчетности инвестиций в ассоциированные компании. Для включения в консолидированную отчетность зависимых (ассоциированных) компаний стандарт рекомендует использовать метод учета по долевому участию.

IAS 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». П рименяется для первичной финансовой отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность, компании, которая составляет отчетность в валюте страны с гиперинфляционной экономикой.

IAS 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности». Стандарт регулирует основные вопросы учета долей в совместной деятельности у ее участников и инвесторов.

IAS 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации». Содержит требования к представлению информации о финансовых инструментах, рекомендует классификацию финансовых инструментов с позиции эмитента по категориям финансовых активов, финансовых обязательств и долевых инструментов.

IAS 33 «Прибыль на акцию». Устанавливает принципы определения и представления прибыли на акцию, что позволит повысить качество сопоставления результатов деятельности различных организаций.

IAS 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Определяет минимальное содержание промежуточной финансовой отчетности.

IAS 36 « Обесценение активов». Раскрывает методику тестирования активов на обесценение, выявления финансовых результатов и их отражение в финансовой отчетности.

IAS 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Определяет порядок признания и учета резервов, условных обязательств и условных активов, требования к раскрытию информации о них.

IAS 38 «Нематериальные активы». Устанавливает порядок учета и оценки нематериальных активов.

IAS 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Содержит рекомендации по определению первоначальной и последующей оценки различных видов финансовых активов и обязательств.

IAS 40 «Инвестиционная собственность». Рассматривает особый вид активов – инвестиционную собственность и порядок отражения соответствующей информации в финансовой отчетности.

IAS 41 «Сельское хозяйство». Устанавливает порядок учета и отражения в финансовой отчетности биологических активов и сельскохозяйственной продукции.

IFRS 1 «Первое применение МСФО». Применяется к первой годовой и промежуточной финансовой отчетности, составленной по МСФО.

IFRS 2 «Выплаты долевыми инструментами». Стандарт обязывает организации представляя информацию о прибылях и убытках, а также о своем финансовом положении, отражать последствия сделок с выплатами на основе долевых инструментов.

IFRS 3 «Объединение компаний». Определяет способы организации предприятий в группы, что соответствует юридическими и налоговыми требованиями.

IFRS 4 «Договоры страхования». Устанавливает порядок финансовой отчетности применительно к договорам страхования со стороны организации, выпускающей такие договоры.

IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи». Определяет порядок учета активов, предназначенных для продажи, а также представления и раскрытия информации о прекращенной деятельности.

IFRS 6 «Разработка и оценка минеральных ресурсов».

IFRS 7 «Финансовые инструменты – раскрытие информации». Требует подробного раскрытия информации по каждой категории финансовых инструментов и рисков.

IFRS 8 «Операционные сегменты». Указывает на необходимость обобщать информацию относительно различных типов производимых товаров и географических районов, в которых работает компания.


Активы и их обесценение

2.1. МСБУ ( IAS ) 2 «Запасы»

Запасы – это активы, которые:

- держатся с целью продажи в нормальных условиях хозяй­ственной деятельности;

- находятся в процессе производства для последующей продажи;

- представляют собой сырье и материалы, которые будут по­треблены в процессе производства или предоставления услуг.

Решающим критерием отнесения предмета к товарно-материальным запасам (ТМЗ) является право собственности на этот предмет. Момент передачи права собственности определяется в контракте на приобретение товаров.

Себестоимость запасов должна включать стоимость приобретения, расходы, связанные с переработкой продукции, и расходы на доставку запасов к месту их расположения и приведение в надлежащее состояние.

Расходы на приобретение запасов включают указанную в договоре стоимость запасов, таможенную пошлину на ввоз, ТЗР и прочие расходы прямо связанные с приобретением. Отметим, что расходы на проценты и курсо­вые разницы обычно не включаются в себестоимость запа­сов.

Стоимость переработки включает в себя прямые производствен­ные затраты, постоянные и переменные производственные кос­венные затраты, распределяемые на систематической основе. Себестоимость произведенной продукции формиру­ется по принципу полного поглощения производственных затрат (метод сокращенной себестоимости «директ-костинг» не разрешен для расчета себестоимости). Административные рас­ходы, расходы на хранение, расходы на продажу обычно не включаются в себестоимость произведенной продукции, а трактуются как расходы периода

Для расчета себестоимости запасов стандарт рекомендует использовать триосновных метода:

- метод специфической идентификации;

- метод средневзве­шенной стоимости;

- метод ФИФО.

Стандарт допускает использовать такие технические при­емы как стандарт-кост (standard cost method), когда используются нормативные величины затраченных материалов, труда и т.п., и метод розничной торговли (retail method), когда выручка от продажи уменьшается на известный процент валовой прибыли.

 

2.2. МСБУ ( IAS ) 16 «Основные средства»

Согласно МСБУ-16 основными средствами считаются материальные активы, кото­рые держатся предприятием с целью использования в процессе производства, предоставления товаров и услуг, сдачи в аренду или административных целей и которые предприятие предполагает использовать более одного периода.

Стоимостный предел отнесения объекта к основным средствам не устанавлива­ется. Каждое предприятие, исходя из принципа существенности, капитализирует затраты как основное средство или списывает их как расходы текущего отчетного периода. На практике многие предприятия определяют в учетной политике предел, выше кото­рого затраты капитализируются.

Критерий признания для основных средств, согласно МСБУ-16, следующий: объект основных средств признается активом только при выполнении двух условий одновременно:

- су­ществует вероятность притока будущих экономических выгод, свя­занных с данным активом на предприятие. Это условие обычно выполняется с переходом права собственности на основ­ное средство (передаются все вознаграждения и риски, связанные с основным средством).

- стоимость актива мо­жет быть надежно оценена, то есть операции по приобретению актива пред­полагает наличие определенной стоимости.

Если объект основных средств удовлетворяет критерию при­знания, он должен первоначально оцениваться по себестоимости (стоимости приобретения, первоначальной стоимости).

В первоначальную стоимость включаются покупная цена, невозмещаемые налоги и иные затраты, прямо связанные с приобретением основного средства и приведением его в состояние, готовое к использованию (например, затраты на под­готовку площадки, доставку и разгрузку, установку, профессио­нальные консультации и др.). В первоначальную стоимость вклю­чаются также оценочные затраты по демонтажу и ликвидации ак­тива.

Проценты, уплачиваемые в связи с процессом приобретения основного средства, либо должны списываться на расходы соот­ветствующего периода (основной рекомендованный стандартом вариант), либо капитализироваться до момента ввода основного средства в эксп­луатацию (альтернативный разрешенный вариант).

Последующие затраты на основное средство (например, ре­монт) должны отражаться как расходы тех отчетных периодов, когда они возникли. В исключительных ситуациях данные затра­ты могут капитализироваться. Последующие за­траты капитализируются только в том случае, когда результаты ис­пользования актива будут существенно лучше, чем изначально оце­ненные. Капитализируемые затраты увеличивают балансовую стоимость основного средства.

Основной вариант оценки основного средства в последующие периоды – его первоначальная стоимость, уменьшенная на накоп­ленную амортизацию и накопленные убытки от обесценения.

Альтернативный вариант оценки – переоцененная величина, представляющая собой справедливую стоимость на дату переоценки, уменьшенную на соответствующую накоплен­ную амортизацию и накопленные убытки от обесценения.

Стандарт разрешает пере­оценку основных средств. Переоценка должна проводиться с дос­таточной степенью регулярности таким образом, чтобы балансо­вая (остаточная) стоимость основного средства существенно не отличалась от величины, полученной с использо­ванием справедливой стоимости на дату составления баланса. Со­ответственно переоценка должна проводиться на конец отчетного периода, и частота проведения переоценок зависит от колебаний справедливой стоимости.

Амортизация – это систематическое распределение амортизи­руемой величины актива в течение срока его полезного использо­вания. Основные средства, за редким исключением (например, земля) амортизируются. Начисление амор­тизации основывается на следующих терминах:

амортизируемая величина – это разница меж­ду первоначальной стоимостью (или ее аналогом после переоцен­ки) и ликвидационной стоимостью;

ликвидационная стоимость основного средства – эточистая величина, которую предприятие предполагает получить от ликвидации (вы­бытия) актива в конце срока его полезного использования (за вы­четом предполагаемых затрат на ликвидацию);

срок полезного использования – либо период време­ни, в течение которого предприятие предполагает использовать актив, либо количество продукции или аналогичных единиц, ко­торое предприятие предполагает получить от использования актива.

Метод амортизации должен отражать «график» распределения себестоимости или амортизируемой стоимости основных средств на периоды, в которых использование актива приносит выгоду. Стандарт рекомендует следующие методы амортизации:

- метод прямолинейного списа­ния;

- производственный метод;

- метод снижающейся балансовой стоимости;

- метод суммы лет.

 

2.3. МСБУ ( IAS ) 38 «Нематериальные активы»

Нематериальный актив – это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы, который содержится для:

- использования при производстве или предоставлении това­ров и услуг;

- сдачи в аренду другим компаниям;

- административных целей.

По способу приобретения выделяют: купленные НМА (патенты, лицензии, франчайзинг, авторские права, торговые марки) и созданные собственными силами (патенты, технологии ноу-хау).

Порядок определения первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от способа их поступления.

Себестоимость приобретенных за плату, за счет правительственных суб­сидий нематериальные активов включает: покупную цену, импортные пошлины, не возмещаемые налоги на покупку, прямые затраты на подготовку актива к эксплуатации. При приобретении в результате объединения компаний в ка­честве первоначальной стоимости нематериального актива берет­ся справедливая стоимость на дату приобретения.

Если нематериальные активы создаются самостоятельно, то правила различаются для самостоятельно созданного гудвилла и самостоятельно созданных других нематериальных активов. Самостоятельно созданный (внутренне произведенный) гуд­вилл никогда не признается нематериальным активом.

Гудвилл (деловая репутация ) – это превышение покупной цены над рыночной (справед­ливой) стоимостью чистых активов приобретаемой компании. Гудвилл возникает только в момент приобретения одной компанией другой и пред­ставляет собой плату за преимущества, связанные с приобретае­мой компанией в целом, которые невозможно соотнести ни с од­ним из приобретаемых активов.

Период создания нематериальных активов делится на два этапа: исследования и разработки.

Исследования это оригинальные и спланированные исследо­вания, с целью получения в перспективе новых научных и технических знаний и умений (например, деятельность, направленная на получение новых знаний; поиск, оценка и отбор заявок на исследовательские открытия или другие знания; поиск альтернативных материалов, приспособлений, продуктов, процес­сов, систем или услуг; формулировка, проектирование (оформле­ние), оценка и окончательный отбор возможных альтернативных новых или улучшенных материалов, приспособлений, продуктов, процессов, систем или услуг).

Разработки – это применение полученных результатов иссле­дований к плану или проекту производства но­вых материалов, продуктов, процессов, систем или услуг до начала их коммерчес­кого производства или использования (например, проектирование (оформление). Конструирование и тестирование (апробация) пред-производственных или сделанных в качестве образца прототипов и моделей.

2.4. МСБУ ( IAS ) 36 «Обесценение активов»

Обесценение актива отражается в финансовой отчетности, когда его балансовая стоимость выше возмещаемой стоимости его использования или продажи.

Возмещаемая стоимость – это наибольшее из двух величин: справедливой стоимости актива за вычетом затрат на продажу и ценности его использования.

Справедливая стоимость за вычетом затрат на продажу (чистая цена реализации) – это сумма, которая может быть получена путем продажи актива при совершении сделки между осведомленными и независимыми друг от друга сторонами, желающими совершить такую сделку, за вычетом возможных затрат на выбытие (реализацию). Справедливая стоимость за вычетом затрат на продажу может быть определена на базе: цены в договоре купли-продажи, за вычетом затрат, непосредственно связанных с выбытием актива; рыночной цены, за вычетом затрат на продажу, если существует активный рынок, где информация о ценах является общедоступной; информации о проведении подобных операций другими организациями той же отраслевой принадлежности.

Ценность использования – это дисконтированная стоимость будущих потоков денежных средств, которые предполагается получить от актива при продолжении его использования.

Убыток от обесценения актива отражается в учете как расход и, соответственно, показывается в отчете о прибылях и убытках в составе прочих расходов (убытков). Если первоначальная стоимость обесцененного актива ранее переоценивалась и его балансовая стоимость на данный момент выше первоначальной, сумма убытка от обесценения относится на уменьшение добавочного капитала в пределах ранее признанной суммы его дооценки.

Наиболее сложным вопросом при определении обесценения активов является выбор генерирующей единицы в обстоятельствах, когда невозможно оценить возмещаемую величину для отдельно взятого актива.

Единица, генерирующая денежные средства (ЕГДС), или генерирующая единица — это наименьшая определяемая группа активов, которая за счет ее использования создает приток денежных средств, в основном не зависимый от притоков денежных средств от других активов или групп активов. К концепции ЕГДС следует обращаться в случае, если использование нескольких активов взаимосвязано настолько, что входящие денежные потоки невозможно соотнести с использованием отдельного актива. В противном случае денежные потоки идентифицируются с каждым видом активов.

В ЕГДС объединяется группа активов, отвечающая следующим требованиям:

- это наименьшая из возможных в компании совокупность объектов, обеспечивающих поступление денежных средств в результате их дальнейшего применения;

- потоки денежных средств, поступающие в компанию вследствие эксплуатации этой совокупности объектов, независимы от притоков денежных средств, генерируемых другими активами или группами активов компании.

Кроме ЕГДС стандарт вводит понятие корпоративных активов. Корпоративные активы не создают притока денежных средств. Они лишь способствуют этому. В состав корпоративных активов не включается гудвилл.


 

Финансовая аренда.

В учете арендатора на начало срока финансовой аренды отражается объект аренды, как внеоборотный актив, и начисляются обязательства по аренде. Оценка осуществляется в сумме, которая представляет собой наименьшую из двух величин: справедливую стоимость арендованного объекта или дисконтированную стоимость минимальных арендных платежей. Любые первоначальные прямые затраты арендатора прибавляются к сумме в которой признан актив.

Минимальные арендные платежи – это платежи арендатора в течение срока аренды, которые включают:

- регулярные арендные платежи в течение срока аренды, состоящие из погашения обязательства по основной сумме долга и арендного процента;

- гарантированную арендатором ликвидационную стоимость, предусмотренную договором, или стоимость выкупа (если договором предусмотрено право выкупа арендованного объекта в конце срока использования).

Арендные платежи подлежат разграничению на финансовые расходы по уплате процентов и уменьшение суммы непогашенных обязательств. Арендные платежи являются фиксированной суммой, поэтому в течение срока аренды повышается доля выплат по основной сумме долга и уменьшается доля процентов. Финансовые расходы, согласно стандарту, следует признавать в каждом отчетном периоде.

· Финансовая аренда предполагает расходы на амортизацию по арендованным активам. Амортизационная политика в отношении арендованных активов должна соответствовать применяемой в отношении активов, находящихся в собственности компании, амортизация должна рассчитываться в соответствии с МСБУ-16 «Основные средства» или МСБУ-38 «Нематериальные активы».

Операционная аренда.

Арендные платежи по операционной аренде арендатор учитывает в качестве расходов в течение срока аренды по мере их возникновения, если другой способ отнесения расходов не является более целесообразным для пользователя. Арендные платежи (за исключением расходов на обслуживание, например, страховка) признаются в качестве расхода равномерно, даже если платежи выплачиваются по другой схеме.

В отчете о финансовом положении (балансе) арендатора отражаются предоплаты или начисления по операционной аренде.

Доход арендодателя по операционной аренде должен признаваться равномерно в течение срока аренды. Объект операционной аренды числится на балансе у арендодателя, который и начисляет амортизацию. Сумма начисленной амортизации признается арендатором расходами периода. Если срок договора операционной аренды отличен от срока полезного использования актива, то для целей расчета амортизации выбирается наименьший из них.

Требования к раскрытию информации в финансовой отчетности арендаторов и арендодателей в равной степени применимы и к операциям по продаже и обратной аренде. Требование по описанию существенных условий договора аренды предусматривает раскрытие уникальных или необычных положений договора, определяющих особенности продажи и обратной аренды.

3.2. МСБУ ( IAS ) 40 «Инвестиции в недвижимость»

Инвестиционная недвижимость – это имущество (земля, здания, часть здания, земля и здания ), находящееся в распоряжении собственника (или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения доходов от прироста стоимости капитала, арендных платежей, или того и другого, но не для:

- использования в процессе производства продукции, поставки товаров, оказания услуг, либо для административных целей;

- продажи в ходе обычной деятельности.

Оценка инвестиционной недвижимости первоначально осуществляется по фактической стоимости приобретения. Оценка первоначальной стоимости различна в зависимости от каналов приобретения объектов (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Первоначальная оценка инвестиционной недвижимости

Варианты приобретения инвестиционной недвижимости Первоначальная стоимость объекта
1. Приобретение за плату Цена покупки плюс все напрямую связанные с приобретением расходы (оплата юридических услуг, консультационные, налоги и др.)  
2. Сооружение своими силами Общая сумма затрат на строительство объекта: материальные, трудовые, финансовые и др. Стоимость сверхнормативного расхода материалов и других ресурсов, потребленных при строительстве не включается в первоначальную стоимость.
3.Арендованное, по договору финансовой аренды Наименьшая из двух величин: справедливая стоимость арендованного объекта или дисконтированная стоимость минимальных арендных платежей
4. В результате товарообменных операций Справедливая (рыночная стоимость) переданных активов. Если справедливая стоимость не может быть надежно определена, оценка производится по балансовой стоимости передаваемого актива

 

Последующие затраты на текущее обслуживание инвестиционной собственности отражаются как расходы периода и признаются в учете по мере их осуществления.

Последующие дополнительные расходыотносятся на увеличение балансовой стоимости инвестиционной собственности, если они повышают доходность инвестиционной собственности. Например, восстановление объектов путем модернизации или других последующих расходов должно отражаться на увеличении балансовой стоимости объекта.

Последующая оценка (переоценка) инвестиционной недвижимости должна осуществляться по одной из двух моделей учета, рекомендуемых стандартом:

- по первоначальной стоимости приобретения;

- по справедливой стоимости приобретения.

Модель учета по первоначальной стоимости приобретения, предполагает, что инвестиционная собственность отражается в балансе по остаточной стоимости, то есть за вычетом накопленной амортизации и убытков от обесценения. Превышение переоцененной стоимости над первоначальной балансовой стоимостью признается на счетах капитала как прирост стоимости имущества.

При использовании модели учета по справедливой стоимости все изменения стоимости объектов отражаются только на счетах прибылей и убытков. В качестве справедливой стоимости, как правило выступает ее рыночная стоимость на активном рынке аналогичного имущества.

Выбытие объектов инвестиционной недвижимости происходит путем их продажи или сдачи в финансовую аренду по договору лизинга. Продажная цена объекта определяется по его справедливой стоимости на дату отчуждения.

3.3. МСБУ ( IAS ) 23 «Затраты по займам»

Затраты по займам – это процентные и другие расходы, которые несет компания в связи с получением заемных средств. В качестве затрат по займам признаются:

- проценты по банковским овердрафтам, краткосрочным и долгосрочным ссудам;

- амортизация скидок или премий, связанная с заемными средствами;

- амортизация дополнительных затрат, которые были произведены в связи с получением ссуд и займов;

- платежи по финансовой аренде, выплачиваемые сверх суммы основного долга (стоимости) по арендованному имуществу;

- курсовые разницы, возникающие по займам в иностранной валюте, в той части, в которой они считаются корректировкой затрат на выплату по займам.

Стандарт рекомендует на выбор два метода учета затрат по заемным средствам: основной или допустимый альтернативный.

Основной метод предполагает, что расходы в виде процентов по ссудам и займамдолжны признаваться в том отчетном периоде, в котором возникли соответствующие обязательства, независимо от того, в каком периоде по условиям займа (ссуды) проценты выплачиваются заимодателю, ссудившему средства. Величина расходов признаваемая в отчетном периоде зависит от 3-х факторов: основной суммы долга, процентной ставки и срока, на который ссужаются средства.

Допустимый альтернативный метод предполагает, что затраты по займам признаются расходами отчетного периода, в котором они произведены, за минусом той их части, которая капитализируется и включается в стоимость соответствующих квалифицируемых активов.

Квалифицируемый актив – этот объект, подготовка которого к полезному использованию или для продажи требует значительного времени. К квалифицированным активам относятся:

- запасы, которые требуют значительного времени на доведение их до товарного состояния;

- основные средства и другое аналогичное имущество, требующее времени и затрат на приобретение, строительство или производство;

- производственные компании;

- инвестиционная собственность.

Капитализация затрат по займам начинается с того периода, в котором возникли расходы по квалифицированному активу, начисляются затраты по займам и начался процесс подготовки актива к использованию по назначению или продаже.

Расходы на квалифицируемый актив включают только те расходы, которые выражаются в денежных платежах, переводах других активов или принятии процентных обязательств. Расходы уменьшаю







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.