Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Следующим этапом исследования является выбор методов, проведение статистической обработки результатов и их интерпретация.





Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше – при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:

а) о сходстве или различии двух и более групп;

б) о взаимодействии независимых переменных;

в) о статистической связи независимых и зависимых переменных;

г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Наиболее известные и доступные: Excel, Statistica, Stadia, Statgraphics, SyStat, SPSS, SAS, BMDP.

Выводы и интерпретация результатов завершают исследовательский цикл. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной связи между переменными: «Если А, то В».

Подтверждение статистических гипотез (о различиях, связи и пр.) – решающий, но не единственный аргумент в пользу принятия экспериментальной гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. И, наконец, он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор, если он склонен к теоретизированию, пытается сам теоретически объяснить полученные в эксперименте результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса полученных им данных на другие ситуации, популяции и т.д.

Следует помнить, что оценка того или иного психическое качества на основании однократно проведенного эксперимента может быть ошибочной. Особенно опасны заключения по однократному эксперименту, который показал или выявил отрицательные, низкие качества.

Написание курсовой работы

При написании курсовой работы должны учитываться следующие требования к ее структуре и изложению содержания.

Рекомендуется следующая типовая структура курсовой работы:

Задание на выполнение курсовой работы – 1 с. (не брошюруется),

Титульный лист – 1 с.,

Оглавление – 1 с.,

Введение – 2 - 3 с.,

Основная часть (три главы) – 30 - 35 с.,

Заключение – 1 - 2 с.,

Список использованной литературы – 1 - 2 с.,

Приложения (при наличии) – до 7 с.

В задании на выполнение курсовой работы должны быть определены сроки представления законченной работы, сроки докладов руководителю о ходе написания и оформления курсовой работы, указаны место и время проведения консультаций. Образец бланка задания на выполнение курсовой работы приведен в приложении 6.

Оформление курсовой работы должно начинаться с титульного листа. На титульном листе должны быть размещены сверху вниз следующие сведения (реквизиты):

наименование учебного заведения – Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»;

наименование факультета – Факультет психологии или Факультет вечернего и заочного обучения;

наименование кафедры, на которой работа выполнялась;

фамилия, имя и отчество студента;

индекс группы, порядковый номер курса, форма обучения;

специальность, по которой осуществляется обучение – 030301.65 «Психология»;

тема курсовой работы;

наименование работы – Курсовая работа;

учебная дисциплина, по которой выполнена курсовая работа;

должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя и отчество научного руководителя;

запись «К защите» с датой и подписью научного руководителя;

запись «Работа защищена с оценкой» с датой и подписью научного руководителя,

запись «Одинцово» и год выполнения работы.

Образец оформления титульного листа курсовой работы приведен в приложении 7.

В оглавлении должны быть последовательно приведены наименования глав и разделов работы. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Указываются страницы, на которых расположено начало каждой главы и каждого раздела. Все главы и разделы работы, кроме введения, заключения и списка использованной литературы, нумеруются. Приложения в оглавлении, как правило, указываются одним пунктом без номера, но если их много, то целесообразно их пронумеровать, дать наименование и номер начальной страницы каждого приложения.

Образец оформления оглавления курсовой работы приведен в приложении 8.

Введение должно содержать обоснование актуальности исследования, степень изученности проблемы. Особо оттеняется новизна исследования и его практическая и теоретическая значимость. В качестве теоретической новизны могут быть представлены: разработка теоретической модели психического процесса или явления; новые теоретические обобщения, классификация, типизация (по имеющимся фактам), дополняющие известную концепцию или теорию, и т.п. В качестве практической новизны (практической значимости) исследования могут выступать: разработка нового метода (методики), модификация или адаптация уже известной методики, позволяющая решать новые задачи; разработка и реализация рекомендаций по совершенствованию профориентационной, консультационной или коррекционной работы т.п.

Далее:

формулируется цель работы,

определяются задачи работы,

указывается объект исследования в виде конкретных психических феноменов - психических процессов, свойств и состояний человека,

определяется предмет исследования в виде взаимосвязей, взаимовлияний сущностных особенностей психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, видов поведения, деятельности и общения, их пространственных, временных, интенсивностных характеристик, присущих отдельному индивиду или группе людей,

формулируется основная гипотеза исследования,

называются и кратко характеризуются используемые методы и методики исследования, особенности их применения для решения поставленных в работе задач.

В конце введения дается краткий обзор всей работы, характеризуется содержание каждого раздела, включая список использованной литературы и приложения. Общий объем введения не должен превышать трех страниц. Каждый из перечисленных пунктов введения описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия.

Ключевые слова во введении: актуальность работы, новизна и практическая значимость, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования (методики) могут быть выделены подчеркиванием, жирным шрифтом или курсивом.

Основная часть курсовой работы должна состоять, как правило, из трех глав, условно именуемых теоретической, методической и результативной. Однако подобные наименования глав ни в оглавлении, ни в тексте работы не должны употребляться.

Наименование теоретической главы определяется проблематикой и целью работы. В наиболее общем виде она может именоваться «Анализ литературы по проблеме (указывается проблема)» или более конкретно, например: «Современное состояние проблемы соотношения уровня интеллектуального развития, самооценки и психологического статуса учащегося». Первая глава носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции исследователя. Объем первой главы должен быть в пределах 10 – 12 страниц.

Логика обзора литературы может быть основана на семи подходах:

1) на хронологии исследований в проблемной области (исторический, генетический подход). В этом случае анализ строится, исходя из исторического контекста рассмотрения данной проблемы (от античности до современности или от первых экспериментальных исследований в данной области до современности). Например, описывается история изучения проблемы по периодам, основные этапы ее разработки учеными, исследовательские парадигмы.

2) на значении вклада каждого автора в исследуемую проблему (персоналистский подход). Такой подход освещает наиболее значимый вклад каждого из зарубежных и отечественных ученых, школ и направлений в разработку данной проблемы.

3) на переходе от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных явлений, особенностей их проявления (дедуктивный подход). В этом случае при построении теоретического анализа переходят от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных психических феноменов (явлений). Например, если анализируется «Проблема посттравматического стресса», то сначала рассматриваются общие проблемы изучения стресса, а затем переходят конкретно к описанию специфики проявления посттравматического стресса;

4) на переходе от рассмотрения частных эмпирических исследований к общим выводам, подходам в исследовании (индуктивный подход). Анализируются и обобщаются эмпирические данные отдельных экспериментальных исследований по проблеме;

5) на анализе особенностей подходов различных авторов к исследованию проблемы (аналитический подход). Осуществляется анализ отдельных сторон проблемы и выделяются различия в подходах авторов к исследованию проблемы;

6) на изучении содержательных и логических аспектов представлений о развитии психических явлений (структурно-логический подход). В проблеме (психическом явлении) выделяются предпосылки, факторы, благоприятствующие и препятствующие возникновению психического явления, логика формирования и развития проблемы. Рассматриваются различные структуры психических явлений, модели, их эволюция в представлении ученых. Например, рассматриваются механизмы восприятия в Античности, представления о восприятии в Средние века, в современное время. Или логические аспекты представлений о рефлекторном акте, начиная с «машинообразного акта» (Р. Декарт) до рефлекторной дуги (И.М. Сеченов, И.П. Павлов) и заканчивая моделью рефлекторного кольца (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин);

7) на изучении авторами отдельных сторон проблемы (феноменологический подход). При таком подходе рассмотрение проблемы заключается в описании ее наиболее существенных сторон. Например, в описании: понятия стресса; причин стресса; механизмов стресса; последствий стресса; стратегий выхода из стрессовой ситуации и т.д.

Все рассмотренные типы построения анализа литературы могут сочетаться в зависимости от замысла автора, логики, которую он считает наиболее целесообразной для изложения и анализа материала публикаций. Важно, чтобы в анализе литературы были рассмотрены все вопросы, непосредственно связанные с изучаемой проблемой.

Особым способом структурирования работы и мыслей автора является также выделение в тексте абзацев. Начало нового абзаца обычно соответствует началу новой мысли или нового фрагмента информации и поэтому помогает логичному восприятию материала работы читателем.

Начинать каждый раздел текста полезно с введения в существо рассматриваемой проблемы вводным предложением. Формы его построения могут быть разными. Например: «Проблема посттравматического стресса рассматривалась в работах многих психологов...»; «Рассмотрим основные особенности самооценки младших школьников...»; «При изучении проблемы личности выделяют следующие основные подходы...» и т.п.

При этом в тексте должно быть ясно видно, на какие литературные источники и на взгляды каких авторов опирается исследователь. Рассматривая содержание концепций, теоретические модели психических явлений, разнообразие подходов к решению проблемы и т.д., необходимо давать ссылку на первоисточник.

Не следует перегружать главу анализа литературы по проблеме цитированием авторов. Анализ литературы должен носить аналитико-синтетический и обобщающий характер. Текст главы должен отражать собственное осмысление и обобщение проблемы исследователем на основе изучения литературы, оценку различных аспектов психологических концепций со ссылкой на их авторов, содержать доказательства определенных положений с привлечением цитат.

Для расширения лексического разнообразия выражения мыслей при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также выражении к ним отношения следует использовать такие глаголы, как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.

Наряду с изложением концепций и описанием фактического материала, содержащихся в литературе, должно проводиться сравнение точек зрения авторов, их анализ и обобщение. После изложения теорий и фактов, содержащихся в изученных источниках, исследователь должен выразить собственное мнение и взгляды по проблеме. В заключение главы анализа литературы делаются выводы по существу рассматриваемых вопросов. Однако заголовок «Выводы по главе» не пишется. Для этого выделяют, как правило, последние абзацы главы. Выводы могут начинаться фразой: «Таким образом, проведенный анализ показывает, что...»; «Как ясно следует из вышеизложенного...» и т.п.

Методическая глава может быть озаглавлена как «Организация, методология, методы исследования и их обоснование» или «Обоснование методов и методик психологического исследования». Эта глава может включать раздел, содержащий подробную характеристику выборки испытуемых (количество испытуемых, социально-демографические данные: пол, возраст, социальное, семейное положение, опыт работы, должность и другие важные в целях исследования параметры), т.е. те переменные, по которым возможно выделение испытуемых в группы и подгруппы.

Затем раздел с обоснованием выбора используемых методов и методик, перечислением их (а в отдельных случаях, если они редко встречаются, с подробным описанием), доказательством их валидности, надежности, адекватности целям и задачам исследования.

В следующем разделе должны быть приведены обоснование и характеристика применяемых методов математической обработки результатов исследований, критериев принятия статистических гипотез, формулы, по которым производились вычисления тех или иных параметров, с их определениями и расшифровкой условных обозначений.

Последний раздел методической главы должен быть посвящен описанию этапов, условий и процедуры проведения эксперимента или психологического обследования. Объем методической главы должен быть в пределах 6 – 8 страниц.

Результативная глава может иметь такое типовое наименование, как: «Обсуждение результатов, интерпретация и обобщение данных психологического исследования», однако ее внутренняя структура должна соответствовать логике изложения, а названия разделов — основным этапам исследования. Объем результативной главы должен быть в пределах 12 – 15 страниц.

Разделы должны содержать описания поэтапного выполнения исследования или решения определенной задачи. В них должны быть приведены результаты обработки эмпирических данных, снабженные для доказательства и лучшего восприятия графическими и табличными материалами (таблицами, диаграммами, графиками, рисунками и т.д.). Полученные результаты должны быть сопоставлены и проанализированы.

В описании экспериментального психологического исследования основным должны являться анализ, представление и интерпретация полученных результатов.

Научный анализ должен заключаться в выделении и описании наиболее важных фрагментов из массива полученных результатов, сравнении, обобщении количественных и качественных данных. Необходимым качеством такого анализа является доказательность. Анализ должен опираться на факты, количественные показатели, а также примеры качественного характера.

При изложении результатов проведенного исследования следует придерживаться последовательности реализации ранее сформулированных задач всей работы.

Важной особенностью каждого раздела результативной главы является доказательность. Типичная логика изложения результатов экспериментального исследования предполагает представление результатов, их анализ, обоснование, обобщение и формулировку выводов.

Результаты исследования всегда заключаются в выявлении некоторых закономерностей, тенденций, особенностей, характеристик, динамики — это может быть соотношение параметров личности или одной группы с другой или нормой, закономерное изменение одного параметра по мере изменения другого (корреляционная связь), достоверные сдвиги в структуре сложных психических образований и т.д. Следует отметить, что способность увидеть результат в наборе цифр и других данных уже является свойством профессионального психолога. Когда результат (факт) выявлен, можно задаться следующими вопросами: какова надежность и достоверность полученного результата, возможна ли его экстраполяция (распространение) на всю генеральную совокупность, какими теоретическими моделями психических процессов можно объяснить результат, подтверждает ли он гипотезу исследования или нет?

Преимущество количественных психологических показателей состоит в том, что их можно сравнивать в широких пределах и применять разнообразный математико-статистический аппарат, а также, что немаловажно, приписать выводам некоторую статистическую значимость. Вместе с тем нельзя абсолютизировать количественные методы. Любая математическая процедура абстрагируется от «живых» данных, неизбежно упрощая изучаемые реальные психические явления. Поэтому все выводы, полученные в результате количественной (т.е. математико-статистической) обработки, необходимо подкреплять данными качественного характера, основанными на опыте, наблюдениях самого исследователя (регистрация поведенческих, вербальных реакций, жестов, мимики, пантомимики, экспертная оценка и т.д.). Качественные оценки базируются на свойствах объекта, которым не приписаны никакие количественные параметры — ни интервального, ни рангового характера. Качественная оценка выражается либо в категориях объективных отношений (больше — меньше, выше — ниже, сильнее — слабее и т.п.), либо в категориях субъективных определений (приятный, вежливый, грубый, веселый и т.п.).

Научный анализ результатов исследования целесообразнее представлять в виде некоторых логически завершенных блоков (посвященных, например, изучению какого-либо конкретного признака в данной выборке или выборках испытуемых). В таком случае он начинается с описания этапов или алгоритма решения задач исследования и представления уже обработанных и обобщенных данных экспериментов, психологических обследований, наблюдений и т.п.

Обобщение результатов таких отдельных логических составляющих следует проводить после того, как будет завершен весь комплекс исследования по данной группе фактов. Возможны следующие варианты самой логики описания:

сначала утверждается требующий доказательства тезис или какое-либо положение, а потом этот тезис (положение) обосновывается, подтверждается данными результатов экспериментов, психодиагностических обследований;

доказываемое положение сразу не обозначается, а выстраивается логика доказательства, автор ведет читателя к выводу, приводя данные эмпирических исследований, факты, аргументы и лишь затем делая обобщения.

В любом случае обобщения и выводы необходимо подкреплять ссылками на данные, приведенные в таблицах, диаграммами и графиками, иллюстрирующими как логику рассуждений, так и результат проверки гипотезы исследования.

Для описания результатов исследования в большинстве случаев применим следующий алгоритм:

общие результаты проведенного эксперимента (измерения, психологического обследования), полученные с помощью методики, представлены в таблице...;

как видно из данных первичных статистик, представленные в таблице результаты испытуемых отличаются (характеризуются)...;

это объясняется (можно объяснить) тем, что... (влиянием объективных, субъективных факторов, социальных, экономических условий и т.д.);

дальнейшая обработка данных исследования, в том числе методами математической статистики, показала, что параметры распределения признака (признаков) имеют характер нормального (ненормального) распределения, на основании чего для дальнейшего анализа данных были использованы методы параметрической (непараметрической) статистики (указать какие);

дальнейший анализ позволил выявить различия (или взаимосвязи) на достоверно значимом уровне (р < 0,05, или р < 0,01, или р< 0,001);

таким образом, можно сделать вывод о том, что...

Главная особенность как научного, так и практического психологического исследования заключается в доказательности и достоверности получаемых новых знаний. А доказательность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. Поэтому их представлению в работе должно уделяться особое внимание. Необходимо привести обоснованные доводы, типичные характеристики, убедительно подтверждающие те или иные утверждения, заключения и рекомендации. Следует иметь в виду, что данные конкретного испытуемого должны приводиться анонимно (с этической точки зрения). Типичной формой представления испытуемого является употребление его кода или имени и инициалов (например, испытуемый Женя К. проявил, обнаружил...).

Интерпретация результатов— это объяснение психологического смысла полученных количественных и качественных результатов научного исследования исходя из выдвинутых (изложенных) теоретических положений. Представленные в работе количественные данные исследования не говорят сами за себя, их необходимо интерпретировать, из них нужно сделать определенные обобщения и выводы. Осуществляется это в рамках выдвинутых теорий, концепций, обоснованных методологических подходов проведенного научного исследования, с возможным привлечением (ссылкой) экспериментальных данных исследований других авторов, в соответствии с логикой научного анализа, а также собственным пониманием исследователем психологических особенностей, механизмов изучаемых явлений и полученных результатов.

Интерпретация результатов всегда в той или иной мере предположительна и субъективна, ее глубина определяется уровнем квалификации исследователя. В связи с этим стиль ее изложения часто включает такие выражения, как: «Это может объясняться тем, что...», «По нашему мнению...», «С нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как...».

После завершения интерпретации и обобщений в работе должны быть представлены выводы. Четко и ясно сформулированные выводы являются главным итогом научного исследования. Нумерация выводов придает им большую четкость и структурированность. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.

Число выводов жестко не определяется и не ограничивается, но лучше воспринимается количество выводов не более пяти - семи. При большем их количестве следует вводить в перечень выводов дополнительное структурирование, т.е. разбивать их на группы по некоторому логическому основанию. Главное, что определяет количество выводов, их структуру и содержание, — это то, что в выводах должно быть отражено (с приведением обобщенных значимых показателей, уровнями доверительной вероятности и т.д.), как решены задачи исследования, насколько реализована цель и подтверждена (не подтверждена) гипотеза исследования.

В заключении отражаются итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; отмечается их значимость (теоретическая и практическая), возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость (объем не более двух страниц) и обстоятельность, в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. Здесь логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел автор в результате исследования. Они должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности представленных или апробированных разработок. Пишутся они в тезисном варианте (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем рассмотренным направлениям решения проблемы с оценкой эффективности, практической значимости и применимости результатов по конкретному объекту исследования.

Примерная схема заключения о проведенной научно-исследовательской работе может быть такой:

цель и задачи исследования, гипотеза;

краткое теоретическое обоснование модели исследуемого явления, методологических подходов к решению проблемы;

основные этапы работы;

основные методы и методики, использованные в работе;

объем проведенных исследований.

краткая характеристика решения задач и полученных результатов (в том числе их статистическая значимость, достоверность).

рекомендации по использованию полученных результатов и дальнейшей разработке проблемы.

Список использованной литературы отечественных авторов составляется в алфавитном порядке, далее в алфавитном порядке следуют издания зарубежных авторов. Нумеровать литературные источники следует арабскими цифрами, начиная от первого и до последнего источника.

Приложения обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера: «Приложение 1», «Приложение 2 » и т.д. В приложении помещаются протоколы исследований, выписки, имеющие существенное значение для понимания точки зрения автора, анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществлялся сбор эмпирического материала, протоколы наблюдений, детские рисунки, фотографии, иллюстрации и прочие материалы, размещение которых в основной части работы нецелесообразно.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.