Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выбор темы выпускной квалификационной работы





 

Тематика работ разрабатывается выпускающей кафедрой. Студенты выбирают тему с учетом своих профессиональных и научных интересов, а также исходя из материала, полученного во время прохождения преддипломной практики, и согласовывают ее с научным руководителем. При этом тема должна характеризоваться высокой актуальностью, научной и/или практической новизной. Информацию о выборе темы студент передает на кафедру в форме заявления.

В ходе работы над дипломом формулировка темы может корректироваться, например, когда в процессе проведения исследования становится очевидной необходимость сформулировать предмет и задачи исследования более узко по сравнению с первоначальным вариантом.

Окончательный вариант темы дипломной работы должен быть сформулирован к предварительной защите, после чего изменять ее нельзя. Темы выпускных квалификационных работ (дипломных работ) утверждаются приказом по университету не позже, чем за месяц до защиты.

Студенты, не выбравшие тему и руководителя, распределяются по усмотрению кафедры.

Дипломник обязан регулярно посещать консультации научного руководителя, представлять ему материалы, согласовывать содержание и ход выполнения намеченных этапов, способы интерпретации и оформления полученных данных, устранять указанные руководителем недостатки. При систематических нарушениях графика подготовки выпускной квалификационной работы научный руководитель вправе выносить на заседание кафедры вопрос о прекращении выполнения студентом работы.

Научный руководитель, его права и обязанности

 

В период подготовки и написания выпускной квалификационной работы кафедра назначает студенту научного руководителя из числа профессоров, доцентов, преподавателей, который утверждается приказом по университету.

Научный руководитель:

- составляет задание на выполнения дипломной работы;

- оказывает помощь в составлении календарного графика и плана выпускной квалификационной работы;

- направляет работу студента при выявлении источников информации и литературы по теме, а также при обработке данных;

- проводит регулярные консультации и собеседования со студентом в ходе подготовки и написания работы;

- оказывает организационную и методическую помощь студенту;

- подписывает работу и допускает студента к предварительной защите;

- составляет письменный отзыв;

- консультирует студента по подготовке доклада и демонстрационного материала для защиты.

Руководитель оформляет каждому студенту задание на выполнение ВКР.

Руководитель имеет право:

- контролировать выполнение графика работы студентом;

- возвратить выпускную квалификационную работу на доработку при наличии в ней существенных недостатков;

- в случае невыполнения студентом требований руководителя, а также отклонения от графика работы – не допускать выпускную квалификационную работу к защите.

После получения окончательного варианта выпускной квалификационной работы научный руководитель составляет письменный отзыв. В нем должна быть охарактеризована работа студента в период подготовки выпускной квалификационной работы по следующим критериям:

- актуальность темы;

- соответствие содержания выпускной квалификационной работы целевой установке и профилю подготовки;

- полноту разработки темы;

- степень самостоятельности, личного творчества, инициативы в процессе выполнения работы;

- полноту использования источников, умение работать с литературой, анализировать и обобщать информацию, делать научные и практические выводы, обосновывать собственную точку зрения;

- систематичность и грамотность изложения материала;

- обоснованность выбранных методов исследования и математического анализа;

- правильность оформления работы;

- ценность и обоснованность выводов;

- значение практических предложений.

В отзыве научный руководитель отмечает положительные стороны работы и обращает внимание на имеющиеся недостатки, не устраненные студентом. В заключение отзыва определяется профессиональный уровень подготовки студента и излагается мнение о допуске выпускной квалификационной работы к защите.

Отзыв научного руководителя не должен содержать балльной оценки.

При работе со студентами, обучающимися с применением дистанционных технологий, руководство выпускной квалификационной работой должно быть организовано посредством электронной почты, видеосвязи, консультаций по телефону и других способов дистанционного общения. Преподаватель обязан сообщить заведующему выпускающей кафедры предполагаемый способ общения со студентами и контактные данные, которые должны быть переданы дипломнику сразу после закрепления за научным руководителем. Студент, в свою очередь, обязан связаться с научным руководителем в течение 3 – 5 дней, сообщить предполагаемое место прохождения преддипломной практики и тему дипломной работы. После этого студенту выдается задание на выполнение выпускной квалификационной работы и устанавливается график ее выполнения. График должен предусматривать поэтапное предоставление выпускной квалификационной работы на проверку, по мере подготовки глав или отдельных параграфов.

Если студент, обучающийся с применением дистанционных технологий, отклоняется от утвержденного графика, научный руководитель должен сообщить об этом заведующему выпускающей кафедры. При систематическом нарушении студентом установленного графика на заседании кафедры решается вопрос о прекращении руководства его дипломной работой и недопуске студента до защиты.

Если научный руководитель не соблюдает установленные сроки проверки, студент должен сообщить об этом методисту структурного подразделения, за которым он закреплен, и предоставить документальные подтверждения (например, копии страниц электронной почты, на основании которых можно определить точные даты отсылки материалов на проверку). В случае неоднократного нарушения сроков проверки заведующий кафедрой может вынести решение о передаче научного руководства другому преподавателю кафедры.

Выполнение графика контрольных мероприятий, устранение выявленных недостатков и порядок подготовки работы к защите являются обязательными для всех студентов, независимо от применяемой технологии и формы обучения.

 

Этапы выполнения работы

 

Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общее направление исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа.

1 этап – изучение литературы по теме ВКР, уточнение состава и содержания основных понятий, предварительное описание объекта и предмета исследования. Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это может составить специфику проблемы исследования.

Исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий. В этом случае целесообразно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия. Студент должен изучить литературу по выбранной теме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в литературе относительно интересующих его понятий и теорий. Если однозначности в определении понятий нет, необходимо принять одну из возможных точек зрения и обосновать свой выбор в работе.

Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Студент, как правило, подбирает необходимую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в основном в рекомендациях и советах по отбору источников.

При работе с литературой в первую очередь изучаются нормативно-правовые акты, специальные периодические издания, официальные Интернет-сайты, затем – специальная научная и учебная литература.

При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Обзор литературы заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу интересов исследователя.

2 этап – окончательное определение предмета и объекта исследования, круга существующих проблем, выявленных в результате изучения литературы. В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.

Проблема – это не изученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действий. В выпускной квалификационной работе следует ограничивать свои интересы решением конкретной, актуальной проблемы.

Определение проблемы исследования тесно связано с выбором предмета и объекта исследования. Объект исследования – это экономико-финансовая категория, которая изучается. Предмет исследования – это отношения, взаимодействие, конкретная особенность, факт, явление, рассмотрение и изучение которых необходимо для решения проблемы исследования (см. также раздел 4).

3 этап – формулировка цели и задач исследования.

Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и задачи исследования. Цель исследования – это решение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы. Задачи исследования конкретизируют ход достижения цели (см. также раздел 2.4).

4 этап – выбор методов исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо выбрать методы, адекватные задачам исследования. Методы исследования – это инструмент исследователя. Они помогают четко регламентировать процедуру исследования, четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели и позволяют экономить силы и время.

Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов. Перечень и краткая характеристика некоторых методов исследования представлена в Приложении А.

Также на данном этапе целесообразно изучить методики анализа фактических данных, методики управления объектами и/или явлениями в соответствии с темой ВКР.

5 этап – сбор фактического материала.

Источниками фактического материала для ВКР в первую очередь является финансовая отчетность предприятий и организаций, иные документы, полученные студентом во время прохождения практики. В качестве дополнительных источников могут использоваться статистические данные, публикуемые в статистических сборниках, специальных периодических изданиях, на официальных сайтах в Интернете, таких как minfin.ru, economy.gov.ru, cbr.ru,.

При проведении необходимых процедур по сбору статистической информации студент обращает внимание на правильное и точное применение методик, что повышает объективность результатов.

В выпускной квалификационной работе необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы анализа.

6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация. На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами. Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц и графиков.

Теоретическая интерпретация – самый ответственный шаг в деятельности исследователя, следовательно, и при выполнении выпускной квалификационной работы. Полный анализ полученных результатов позволяет выявить наиболее существенные проблемы, помимо основной проблемы, определенной на 2 этапе, сформулировать практические рекомендации по их решению, определить тенденции и перспективы развития тех или иных экономических отношений, рассчитать возможный экономический эффект внедрения предлагаемых мероприятий.

Систематизация, анализ и обработка фактических материалов предлагают широкое использование в выпускной квалификационной работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений.

7 этап – предварительная защита выпускной квалификационной работы (см. раздел 2.6).

8 этап – подготовка выпускной квалификационной работы к защите (см. раздел 2.7).

 

2.4. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа должна содержать титульный лист, задание на выполнение дипломной работы, аннотацию, отзыв научного руководителя, рецензию, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с Положением об оформлении выпускных квалификационных работ

Задание на выполнение дипломной работы оформляется в соответствии Положением об оформлении выпускных квалификационных работ и вшивается за титульным листом.

Аннотация, отзыв научного руководителя, рецензия оформляются на этапе подготовки работы к защите (см. раздел 2.7).

СОДЕРЖАНИЕ включает названия глав и параграфов с указанием страниц. Оформление этой части работы, нумерация глав и параграфов осуществляется в соответствии с Положением об оформлении выпускных квалификационных работ.

ВВЕДЕНИЕ должно быть написано по следующей схеме:

- обоснование выбора темы, ее актуальность и научно-практическое значение;

- объект и предмет исследования;

- цель исследования и вытекающие из нее более конкретные задачи;

- перечень методов исследования, использованных в работе;

- теоретическая и информационная база работы;

- краткое содержание работы.

Общий объем ВВЕДЕНИЯ составляет 2 – 3 страницы. Пример ВВЕДЕНИЯ и разъяснения по его написании. Приведены в Приложении В.

При обосновании актуальности темы работы указываются наиболее веские причины, факты, мнения экспертов, подтверждающие необходимость изучения той или иной проблемы и поиска ее решения. Эта часть введения занимает примерно полстраницы.

Объект работы (объект исследования) – это экономическое явление или экономическая категория, которые исследуются в работе.

В рамках выпускной квалификационной работы предмет – это характеристика, сторона, с позиции которой изучается объект, и отношения, в которые он вступает.

Цель работы позволяет понять, для чего исследуются объект и предмет. Цель должна быть краткой и заключаться в выявлении каких-либо особенностей, проблем, перспектив и разработке рекомендаций по решению выявленных проблем.

Задачи работы раскрывают последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы достичь поставленной цели. Как правило, в выпускной квалификационной работе должно быть решено 4 – 6 задач, которые представляют собой этапы достижения цели. Задачи формулируются в соответствии с планом работы.

При перечислении методов исследования необходимо назвать общенаучные и специальные методы познания, которые применялись в ходе работы. Краткая характеристика некоторых методов исследования приведена в Приложении А.

Характеристика теоретической и информационной базы исследования представляет собой краткое описание источников, которыми пользовался студент при подготовке выпускной квалификационной работы.

Также во ВВЕДЕНИИ следует кратко охарактеризовать структуру работы, то есть указать, из каких разделов она состоит, что сделано в первой, второй, третьей главах. Но здесь не должно содержаться определений, классификаций и другого теоретического материала.

Основная часть состоит из 3 глав. Название глав должно быть кратким, отражать проблему, последовательность выполнения работы и не повторять ее название. Как правило:

глава 1 – теоретическая,

глава 2 – аналитическая либо методологическая,

глава 3 – практическая.

Главы подразделяются на параграфы, оптимальное количество которых 3 – 4 в каждой главе. Рекомендуемый объем одного параграфа – не менее 5 страниц. Если объем парафа превышает 12 страниц, его следует либо сократить, либо разбить на два самостоятельных параграфа в зависимости от содержания и целесообразности с учетом цели и задач работы.

Каждый параграф должен содержать не описание вопроса, а определенную проблему, ее анализ и решение (подходы в науке или авторские).

Первая глава носит теоретический характер. В ней раскрывается сущность проблемы, заявленной автором в теме, степень изученности, направления решения данной проблемы в науке. Здесь особое внимание должно быть уделено обзору литературы. Обязательным является сопоставление позиций по данной проблеме ведущих исследователей в этой области. В первой главе основного текста обычно дается обзор источников с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме, показывается и обосновывается отношение студента к изучаемому явлению.

Данная глава является основой дальнейшего исследования.

При написании первой главы следует использовать:

- нормативно-правовые акты в действующей редакции;

- наиболее важные монографии по данной проблеме;

- учебную литературу – за последние 5 лет,

- материалы профессиональных периодических изданий: статьи из журналов – за последние 2 – 3 года, статьи из газет – за последний год.

Вторая глава должна носить аналитический либо методологический характер в зависимости от темы исследования и поставленных задач. Ее направленность должна быть определена на 2 этапе работы (см. раздел. 2.3) и согласована с научным руководителем.

Основой выполнения второй главы являются сведения, полученные во время прохождения практики. Данная глава начинается с краткой характеристики организации, на примере которой проводится анализ, исследуются проблемы, разрабатываются рекомендации по решению выявленных проблем.

Если вторая глава носит методологический характер, то в ней излагаются основные приемы, методы, способы анализа, управления и т.п. в соответствии с материалом, изложенным в первой главе выпускной квалификационной работы. Таких методик, подходов должно быть рассмотрено несколько, они должны сравниваться, сопоставляться. Далее рассматриваются особенности применения тех или иных методов анализа, управления и т.п. в исследуемой организации. В конце главы должны быть сделаны выводы, к которым пришел автор работы.

Если вторая глава носит аналитический характер, то в ней должен проводиться анализ фактических данных, основанный на теоретических и методологических подходах, изложенных в первой главе. Исследование строится на анализе фактических данных, полученных автором путем эмпирических исследований во время прохождения практики, а также взятых из официальных источников информации. Затем приводятся развернутые выводы и предложения, сделанные студентом.

Третья глава является практической. Здесь, опираясь на результаты, полученные в первой и второй главах, а также на фактические примеры и статистические данные, студент дает характеристику основных проблем в соответствии с темой исследования, предлагает мероприятия по решению каждой выявленной проблемы, делает обоснованные выводы о перспективах развития исследуемого объекта, рассчитывает экономический эффект, который можно получить в результате внедрения предлагаемых мероприятий.

Каждый параграф работы необходимо начинать с небольшого вступления, в котором нужно пояснить, зачем рассматривается соответствующий вопрос.

В конце каждого параграфа обязательно должны быть подведены итоги и сделаны выводы, где следует изложить и обосновать собственное мнение по рассмотренному вопросу.

Не стоит уделять большого внимания историческим, юридическим, психологическим и прочим неэкономическим аспектам темы. Преобладать должен анализ экономической литературы, финансовой отчетности, статистических данных по теме исследования, а также должны быть четко сформулированы проблемы экономического характера, с которыми сталкиваются коммерческие организации, страховые компании, некоммерческие организации или другие субъекты экономических отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ должно содержать краткие выводы, практические рекомендации автора выпускной квалификационной работы. В нем должны четко прослеживаться достижение цели и результаты решения задач, поставленных во ВВЕДЕНИИ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ составляется в такой последовательности:

1. Законы, нормативно-правовые акты в последовательности:

- Конституция РФ;

- Кодексы;

- Федеральные законы;

- Указы Президента РФ;

- Постановления и распоряжения Правительства РФ;

- Приказы министерств;

- письма, инструкции, методические указания и т.п.

2. Остальные источники в алфавитном порядке: монографии, учебная литература, статистические материалы, статьи из журналов и газет, электронные ресурсы.

Нумерация Списка использованных источников – сквозная. В список включаются все источники, которые так или иначе использовались в процессе подготовки работы. Рекомендуется использовать и указывать в списке не менее 52 источников.

Пример оформления СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ приведен в Положении об оформлении выпускных квалификационных работ

При использовании материалов, размещенных на официальных Интернет-сайтах, должны быть указаны следующие сведения: Фамилия И. О. автора публикации. Название материала. / ФИО автора (авторов). – Режим доступа: полный адрес из адресной строки (URL). Для ресурсов, которые могут быть удалены, необходимо указывать дату размещения материала или дату обращения.

Некоторые полезные ссылки на Интернет-ресурсы приведены в Приложении Б.

В тексте работы обязательно должны быть ссылки на источники, особенно там, где цитируются определения, классификации, чужие высказывания, приводятся статистические данные и т. п. Желательно упомянуть непосредственно в тексте фамилию, инициалы, должность, ученую степень, ученое звание цитируемого автора (подробнее см. раздел 2.5).

В Приложения выносятся вспомогательные материалы, являющиеся основанием проводимых расчетов, либо те, которые загромождают текст работы (большие схемы и таблицы, графические материалы, справочные данные, финансовая отчетность организаций, заполненные образцы первичных документов и т.д.).

Приложение не является обязательным элементом выпускной квалификационной работы.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.