Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





 

КАФЕДРА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Среды визуального программирования» (для специальностей 230101 – ВМКСиС и 230105 – ПОВТиАС)

ЧАСТЬ I

 

Махачкала 2006

УДК 681.3.06

 

Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Среды визуального программирования»(для специальностей 230101 – ВМКСиС и 230105 – ПОВТиАС). – Махачкала: ДГТУ, 2006 г. – 32с.

 

Методические указания предназначены для студентов специальностей 230101, 230105, а также для студентов других специальностей, изучающих дисциплину «Среды визуального программирования».

Методические указания содержат описания лабораторных работ 1, 2, 3 и 4. К каждой лабораторной работе прилагаются краткие теоретические сведения с подробными примерами создания Windows-приложений, индивидуальные задания и контрольные вопросы.

Целью цикла лабораторных работ является приобретение практических навыков при программировании в среде визуального программирования Delphi.

 

 

Составитель: ст. преподаватель кафедры ВТ Камилова А.М.

 

Рецензенты: д.т.н., профессор, директор ДНИиТИИ Исмаилов Ш.-М.А.

к.т.н., доцент кафедры Информатики Канаев М.М.

 

Печатается согласно постановлению Совета ДГТУ от «______» 2006г.


Содержание

 

Лабораторная работа №1. Интегрированная среда разработки Delphi. Обзор основных компонентов…………….….…………………….……  
Цель работы…………………………………..…………………...….  
Краткие теоретические сведения………………………………….…  
Пример создания простейшего Windows-приложения…………….  
Содержание отчета……….……………………….……………….….  
Контрольные вопросы……………………..…….…………………..  
Лабораторное задание…………………………….……………….….  
Лабораторная работа №2. Способы организации файлового ввода-вывода. Динамические массивы…………………….………..…………  
Цель работы……………………….…………………………………..  
Краткие теоретические сведения…………………….………………  
Способы организации файлового ввода-вывода………..……...  
Динамические массивы……………..……………………………  
Пример создания приложения для работы с файлами……………..  
Содержание отчета……………….……………………………….….  
Контрольные вопросы………………………………………………..  
Лабораторное задание………………………………………………..  
Лабораторная работа №3. Обработка исключительных ситуаций в Delphi…………..…………..…………………………………………..…  
Цель работы…….…………..………………………………………...  
Краткие теоретические сведения…….………………………………  
Пример создания приложения с обработкой ИС………….………..  
Содержание отчета….………………………………………………...  
Контрольные вопросы…….………..………………………………..  
Лабораторное задание……….………………………………………..  
Лабораторная работа №4. Изучение графических возможностей Delphi…..……………..………………………………………....………...  
Цель работы……….………..………………………………………...  
Краткие теоретические сведения….…………………………………  
Пример создания приложения, использующего графические возможности Delphi………………..………………………………...  
Содержание отчета………….………………………………………...  
Контрольные вопросы………….……..……………………………..  
Лабораторное задание………….……………………………………..  
Литература………….…..…………………………………………….…..  

 

 


Лабораторная работа №1.

Интегрированная среда разработки Delphi. Обзор основных компонентов.

Цель работы: ознакомление с пользовательским интерфейсом ИСР Delphi, изучение структуры проекта в среде Delphi, приобретение навыков использования основных компонентов для разработки элементарных Windows – приложений, поиск и устранение ошибок в приложениях с помощью средств отладки.

Краткие теоретические сведения.

Интегрированная среда разработки Delphi (ИСР) – это среда, в которой есть все средства, необходимые для проектирования, запуска и тестирования приложений. ИСР интегрирует в себе редактор кодов, отладчик, инструментальные панели и т.д.

Общий вид всех окон после запуска Delphi приведен на рис.1.

 
 

 


Окно дерева объектов

 
 

 

 


Рис.1.

Главное окно ИСР всех версий Delphi в основных чертах одинаково (рис.1).Это окно реализует основные функции управления проектом создаваемой программы. Его минимизация приводит к исчезновению с экрана других окон Delphi, а закрытие означает окончание работы с системой программирования. В главном окне располагается главное меню Delphi, набор пиктографических командных кнопок и палитра компонентов. Главное меню содержит все необходимые средства для управления проектом. Для изменения состава показываемых на панели кнопок нужно предварительно щелкнуть по ней правой кнопкой мыши. В появившемся после этого окне вспомогательного меню перечислены названия всех панелей и указан их статус. При выборе Customize (Настройка) появится окно настройки, где можно выбирать из списка в окне Commands (закладка Commands) нужные кнопки.

Пиктографические кнопки

Пиктографические кнопки открывают быстрый доступ к наиболее важным опциям главного меню. По функциональному признаку они разделены на несколько групп. Каждая группа занимает отдельную панель.


Палитра компонентов.

Палитра компонентов занимает правую часть главного окна и имеет закладки, обеспечивающие быстрый поиск нужного компонента. Под компонентом понимается некий функциональный элемент, содержащий определенные свойства и размещаемый программистом в окне формы. С помощью компонентов создается каркас программы, во всяком случае - ее видимые на экране внешние проявления: окна, кнопки, списки выбора и т. д.

Окно формы.

Окно формы представляет собой проект Windows-окна будущей программы. Вначале это окно пусто. Точнее, оно содержит стандартные для Windows интерфейсные элементы - кнопки вызова системного меню, максимизации, минимизации и закрытия окна, полосу заголовка и очерчивающую рамку. Вся рабочая область окна обычно заполнена точками координатной сетки, служащей для упорядочения размещаемых на форме компонентов.

Окно дерева объектов.

Это окно появилось в версии 6 и предназначено для наглядного отображения связей между отдельными компонентами, размещенными на активной форме или в активном модуле данных. Щелчок по любому компоненту в этом окне активизирует соответствующий компонент в окне формы и отображает свойства этого компонента в окне Инспектора объектов. Двойной щелчок приводит к срабатыванию механизма Code Insight, который вставляет в окно кода заготовку для обработчика события OnClick. Наконец, компонент можно “перетащить” в окне и таким образом поменять его владельца (свойство parent). В предыдущих версиях такую замену можно было сделать только с помощью межпрограммного буфера обмена Clipboard.

Окно инспектора объектов.

Любой размещаемый на форме компонент характеризуется некоторым набором параметров: положением, размером, цветом и т. д. Часть этих параметров, например, положение и размеры компонента, можно изменять, манипулируя с компонентом в окне формы. Для изменения других параметров предназначено окно Инспектора объектов. Это окно содержит две страницы - Properties (Свойства) и Events (События). Страница Properties служит для установки нужных свойств компонента, страница Events позволяет определить реакцию компонента на то или иное событие. Совокупность свойств отображает видимую сторону компонента: положение относительно левого верхнего угла рабочей области формы, его размеры и цвет, шрифт и текст надписи на нем и т. п. Совокупность событий отображает его поведенческую сторону: будет ли компонент реагировать на щелчок мыши или на нажатие клавиш, как он будет вести себя в момент появления на экране или в момент изменения размеров окна и т. п. Каждая страница окна Инспектора объектов представляет собой таблицу, левая колонка которой содержит название свойства или события, а правая - конкретное значение свойства. Строки таблицы могут отображать простые или сложные свойства. К простым относятся свойства, определяемые единственным значением - числом, строкой символов, значением True (Истина) или False (Ложь) и т. п. Например, свойство Caption (Заголовок) представляется строкой символов, свойства Height(Высота) и width (Ширина) - числами, свойство Enabled (Доступность) - значениями True или False. Сложные свойства определяются совокупностью значений. Слева от имени таких свойств указывается значок “+”, а щелчок мышью по этому символу приводит к раскрытию списка значений. Чтобы закрыть раскрытый список, нужно щелкнуть по значку “-” сложного свойства. В верхней части окна Инспектора объектов располагается раскрывающийся список всех помещенных на форму компонентов. Поскольку форма сама по себе является компонентом, ее имя также присутствует в этом списке. Раскрывающийся список содержит не только имена компонентов, но и их классы.

Окно кода программы.

Окно кода предназначено для создания и редактирования текста программы. Этот текст составляется по специальным правилам и описывает алгоритм работы программы. В системе Delphi используется язык программирования Object Pascal, который представляет собой расширенную и усовершенствованную версию широко распространенного языка Pascal.

Первоначально окно кода содержит минимальный исходный текст, обеспечивающий нормальное функционирование пустой формы в качестве полноценного Windows-окна. В ходе работы над проектом в него вносятся необходимые дополнения, чтобы придать программе нужную функциональность. Эти строки среда Delphi автоматически вставляет в окно кода для новой формы. Как уже говорилось, окно кода определяет поведенческую сторону окна программы (т. е. окна, появляющегося после начала работы программы), а окно формы - его внешние проявления. Оба окна тесно связаны друг с другом.

Модуль создается каждый раз, когда вы создаете новую форму (в программе может быть и, чаще, бывает не одна, а несколько - иногда несколько десятков форм и связанных с ними модулей).

Вместе с окном кода обычно активизируется окно браузера Code Explorer, облегчающее поиск нужных элементов в случае, когда в окне набрано много строк кода (рис. 2). Двойной щелчок мышью на элементе в окне браузера приводит к позиционированию текстового указателя в окне кода на описание соответствующего объекта или его первое упоминание.

 

Рис. 2.

Проект Delphi состоит из форм, модулей, установок параметров проекта, ресурсов и т.д. Вся эта информация размещается в файлах, многие из которых автоматически создаются Delphi при построении проекта и компилятором (табл. 1).

Таблица 1.

Файлы, создаваемые Delphi
  Файл проекта (.dpr) Текстовый файл, используемый для хранения информации о формах и модулях. Одержит операторы инициализации и запуска программы на выполнение.
  Файл модуля (.pas) Текстовый файл модуля, используемый для хранения кода.
  Файл формы (.dfm) Двоичный файл, в котором хранится информация о формах и фреймах. Каждому файлу формы соответствует файл модуля (.pas).
  Файл опций проекта (.dof) Здесь хранятся установки опции проекта.
  Файл информации о пакетах (.drf) Бинарный файл, который используется Delphi при работе с пакетами.
  Файл конфигурации проекта (.cfg) Здесь хранятся установки проекта, например, используемые директивы компилятора.
  Файл ресурсов (.res) Бинарный файл, содержащий используемую проектом пиктограмму и прочие ресурсы.
  Файл группы файлов (.bpg) Этот файл создаётся при создании группы файлов.
  Файлы резервных копий (.~dp,.~df,.~pa) Резервные копии для файлов проекта, формы и модуля соответственно.
  Файлы, создаваемые компилятором
  Исполняемый файл (.exe) Автономно исполняемый файл.
  Объектный файл модуля (.dcu) Откомпилированный файл модуля, который компонуется в окончательный исполняемый файл.
  Динамически присоединяемая библиотека (.dll) Этот файл создаётся, если проектируется своя собственная DLL.

Создание нового проекта приложения начинается с команды File – New Application. Сохранить готовый проект можно командой File – Save Project As или File – Save All. Открыть проект можно командой File – Open Project.

Головной файл программы (файл проекта) имеет следующий вид:

program Project1;

uses Forms,

Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1}; Объявление подключаемых модулей

{$R *.res} Директива компилятора

begin

Application.Initialize;

Application.CreateForm(TForm1, Form1); Операторы тела программы

Application.Run;

end.

Этот файл обычно не содержит ничего, кроме операторов инициализации приложения, создания форм и запуска приложения. Имя программы совпадает с именем файла.

С самого начала работы над новой программой Delphi создает минимально необходимый код, обеспечивающий ее нормальное функционирование в Windows. Таким образом, простейшая программа готова сразу после выбора команды File – New Application, и остается просто запустить программу с помощью команды Run – Run (клавиша F9 или пиктографическая кнопка ).

Суть визуального программирования состоит в том, что из палитры компонентов выбирается нужный компонент и размещается в окне формы, таким образом, форма постепенно заполняется интерфейсными элементами. В любой момент времени содержание окна создаваемой программы можно изменить, внося в него необходимые изменения.

Для создания обработчика события необходимо раскрыть список компонентов в верхней части окна Инспектора Объектов и выбрать необходимый компонент. Затем, на странице Events Инспектора Объектов, нажатием левой клавиши мыши выбрать название обработчика и дважды щелкнуть по его правой (белой) части. В ответ Delphi активизирует окно Редактора Кода модуля и покажет заготовку процедуры обработки выбранного события. Для каждого обрабатываемого события в тексте модуля организуется процедура (procedure), где записывается требуемый алгоритм обработки события.

При разработке приложения необходимо следить за порядком выполнения алгоритма, а также наблюдать за значениями переменных, используемых в той или иной подпрограмме. Для этого в ИСР Delphi предоставляется множество средств отладки приложений. Основными такими средствами являются пошаговое выполнение программы и окно наблюдения Watch List. Пошаговое выполнение программы выполняется в трех основных режимах, которые можно вызвать из меню Run, с панели задач или функциональными клавишами.

Таблица 2.

Команда Функциональная клавиша Пояснения
Step Over F8 Пошаговое выполнение строк программы, считая вызовы функции за одну строку, т.е. вход в функции не производится.
Trace Into F7 Пошаговое выполнение программы с заходом в вызываемые функции.
Run To Cursor F4 Команда выполняет программу до того выполняемого оператора, на котором расположен курсор в окне редактора кода.

Для просмотра содержимого переменных в процессе пошагового выполнения программы необходимо использовать окно Watch List (рис.3). В нем содержится названия переменных и их значения на текущем этапе исполнения программы. Это окно можно открыть по команде Run - Add Watch… (клавиши Ctrl+F5), или по команде View – Debug Windows – Watches (клавиши Ctrl+Alt+W).

Рис. 3.

Для добавления переменной в это окно нужно дважды щелкнуть мышью в белой служебной области окна, после чего появится окно Watch Properties. В этом окне надо занести название переменной (или выражение) в поле Expressions, значение которой нужно просматривать, после чего необходимо нажать кнопку OK. Эта переменная появится в списке окна Watch List. При дальнейшем пошаговом выполнении программы, значение занесенной переменной будет отображаться в окне Watch List.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.