Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Теория поведения потребителя.





Вопросы, выносимые на семинарские занятия:

 

  1. Концепция полезности
  2. Потребительские предпочтения. Кривые безразличия
  3. Бюджетное ограничение. Потребительский выбор
  4. Эффект дохода и эффект замещения.

Студент должен знать следующие понятия и категории: полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывания предельной полезности, функция полезности, взвешенная полезность, правило максимизации полезности, функциональный спрос, нефункциональный спрос, спекулятивный и нерациональный спрос, эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена, транзитивность, кривая безразличия, карта кривых безразличия, свойства кривых безразличия, зона замещения (субституции), предельная норма замещения, бюджетная линия, уравнение бюджетной линии, равновесие потребителя, кривая «доход-потребление», кривые Энгеля, кривая «цена-потребление», эффект замещения, эффект дохода, нормальные и низкокачественные товары, товары Гиффина, понятия кривой безразличия и линии бюджетного ограничения;свойства кривых безразличия и бюджетной линии;особенности анализа поведения потребителя с точки зрения ординалистской теории;понятие предельной нормы замещения;влияние изменения дохода и цен на положение бюджетной линии; реакцию потребителя на изменение цен и изменение дохода;типы товаров и кривые Энгеля;понятие эффекта дохода и эффекта замещения;особенности эффекта дохода и эффекта замещения для различных типов товаров.

 

 

Студент должен уметь:

- рассчитывать общую, предельную и взвешенную полезность;

- строить графики общей и предельной полезности;

- применять на практике правило максимизации полезности;

- различать особенности потребительского спроса;

- строить графики кривой безразличия и бюджетной линии;

- определять равновесие потребителя;

- рассчитывать предельную норму замещения;

- анализировать поведение потребителя при изменении дохода и цен товаров;

- определять эффект замещения и эффект дохода для нормальных, низкокачественных товаров и товаров Гиффена.

 

Темы рефератов и выступлений.

 

1. Г. Госсен и его вклад в экономическую науку.

2. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие.

3. Развитие теории потребительского спроса.

4. Особенности нефункционального потребительского спроса.

5. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

6. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса.

7. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.

 

Законспектировать следующие главы из учебника Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика в 2-х т./ Общая редакция В.М.Гальперина. Изд. 2-е испр. СПб.: Экономическая школа,1997.Т. 1.

    1. Количественный (кардиналистский подход) к анализу полезности и спроса. С.103-110.
    2. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. Кривые безразличия. С.110-119.

 

Самостоятельно изучить следующие категории:

Классификация потребительского спроса по Х.Лейбенстайну: функциональный и нефункциональный потребительский спрос. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена. Спекулятивный спрос. Нерациональный спрос.

Кардиналистская теория. Порядковая теория. Транзитивность предпочтений. Зона замещения (субституции).

Кривая уровня жизни (кривая «доход-потреблени»). Кривые Энгеля в современной интерпретации.

Эффект дохода. Эффект замещения. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ. Эффект дохода и эффект замещения для низкокачественных благ. Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена.

 

Литература.

  1. Нагорная О.А. Конспект лекций по Микроэкономике. Гл. 2 с.18-35.
  2. Гребенников П.И., Леусский А.И.,Тарасевич Л. С. Микроэкономика: Учебник/ Общая редакция Л.С.Тарасевича. Изд. 2-е перераб. и доп. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1998,с.61-108.
  3. ГальперинВ.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика в 2-х т./ Общая редакция В.М.Гальперина. Изд. 2-е испр. СПб.: Экономическая школа,1997. Т.1,с.101-172.
  4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник.- М.: Дело,1998,с.135-165.
  5. Емцов Р.Г.,Лукин М.Ю.Микроэкономика: Учебник.: МГУ им. М.В.Ломоносова.Издательство «Дело и сервис»,1999,с.129-149.

 

Решите тесты:

 

1. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага:

А) уменьшается; Б) возрастает; В) остается неизменным; Г) все ответы неверны.

 

2. Как меняется предельная полезность с приобретением каждой последующей единицы товара:

А) предельная полезность увеличивается;

Б) предельная полезность уменьшается;

В) предельная полезность остается неизменной;

Г) предельная полезность может, как увеличиваться, так и уменьшаться.

 

3. Предельная полезность – это:

А) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель;

Б) полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы блага;

В) максимальная полезность, которую можно получить при потреблении данного количества благ;

Г) максимальный уровень полезности, который можно достигнуть при расходовании данной суммы.

 

4. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что:

А) все блага имеют для покупателя разную полезность и поэтому их все можно расположить в порядке убывания этой полезности;

Б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные;

В) полезность от потребления следующей порции блага всегда меньше полезности предыдущей порции.

 

5. Общая полезность максимальна, когда предельная полезность:

А) имеет максимальное значение;

Б) увеличивается;

В) равна нулю;

Г) имеет отрицательное значение.

 

6. Алмазы имеют более высокую цену, чем вода, потому что:

А) общая полезность алмазов выше общей полезности воды;

Б) общая полезность воды выше общей полезности алмазов;

В) при данном объеме потребления предельная полезность алмазов выше, чем предельная полезность воды;

Г) покупатели готовы в сумме платить больше за алмазы, чем за воду.

 

7. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:

А) 300, 400, 500, 600; Б) 300, 550, 850, 1200; В) 300, 500, 1700, 9700;

Г) 300, 350, 370, 380; Д) 300, 450, 550, 700.

 

8. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать:

А) разницу между общей и предельной полезностью;

Б) общую полезность;

В) среднюю полезность;

Г) предельную полезность.

 

9. Потребитель расходует 20 долл. в неделю на покупку товаров А и В.

 

  Цена (центов) Количество покупаемых единиц Общая полезность Предельная полезность
А        
В        

Чтобы получить максимальное удовлетворение, потребитель должен:

А) покупать меньше товара А и больше товара В;

Б) покупать прежнее количество товара А и больше товара В;

В) покупать больше товара А и меньше товара В;

Г) покупать больше товара А и прежнее количество товара В;

Д) не изменять структуру покупок, так как он уже получает максимальное удовлетворение.

 

10. Для покупателя потребление буханки хлеба ценою 1 грн. приносит полезность в размере 10 ютилей. Какую полезность принесло ему потребление 1 л молока по цене 0,5 грн. в состоянии равновесия?

А) 10 ютилей; Б) 5 ютилей; В) 50 ютилей; Г) 15 ютилей.

 

11. Кривые безразличия – это кривые:

А) равного количества двух благ;

Б) равного уровня полезности наборов товаров;

В) равного дохода потребителя;

Г) равенства цен двух товаров.

 

12. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется:

А) размерами дохода;

Б) только ценами покупаемых товаров;

В) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров;

Г) только предпочтениями потребителя;

Д) ценами покупаемых товаров и размерами дохода.

 

13. Родители дали школьнику 10 грн. для приобретения школьных принадлежностей. Цена ученической тетради – 50 коп, авторучки – 2 грн. Какая из комбинаций товаров находится на бюджетной линии:

А) 4Т и 3Р; Б) 10Т и 3Р; В) 14Т и 2Р; Г) 12Т и 2Р.

 

14. Бюджетная линия представляет собой:

А) лучшие из всех возможных сочетаний товаров;

Б) сочетания товаров, обеспечивающие одинаковый уровень удовлетворения потребностей;

В) сочетания товаров, которые могут быть приобретены потребителем, располагающим определенным доходом.

 

15. Какое из следующих утверждений является неверным?

А) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров;

Б) каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров;

В) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности;

Г) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности;

Д) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.

 

16. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

А) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

Б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

В) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;

Г) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

Д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.

 

17. Как изменится положение бюджетной линии, если увеличится доход потребителя при неизменных ценах:

А) сместится вправо и вверх;

Б) сместится влево и вниз;

В) останется без изменений;

Г) сместится один конец линии.

 

18. Бюджетная линия не изменит своего положения, если:

А) цена товара Х упадет на столько же процентов, что и цена товара У;

Б) цена товара Х возрастет на столько же процентов, на сколько цена товара У упадет;

В) как цены, так и доход изменятся в одинаковой пропорции;

Г) цены упадут, а доход в той же пропорции возрастет.

 

19. Наклон бюджетной линии определяется:

А) количеством потребляемых товаров;

Б) соотношением предельных полезностей товаров в точке равновесия потребителя;

В) соотношением цен товаров;

Г) соотношением общих полезностей товаров в точке равновесия потребителя.

 

20. Потребительское равновесие на карте безразличия – это:

А) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

Б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

В) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;

Г) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

Д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.

 

21.Товар Гиффина – это:

А) товар, спрос на который падает при росте денежного дохода потребителя;

Б) товар, объем спроса на который растет при росте цены этого товара;

В) товар, спрос на который растет при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров;

Г) товар, спрос на который не изменяется при изменении цены этого товара.

 

22..Эффект дохода имеет место в следующем случае:

А) если доходы людей падают, они покупают меньше данного товара;

Б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров;

В) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей;

Г) по мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода;

Д) во всех перечисленных случаях.

 

23. Эффект замещения – это рост спроса на товар, вызванный:

А) изменением общего уровня цен на все товары;

Б) изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары-заменители;

В) изменением в реальном доходе, вызванном снижением цен на приобретаемые товары;

Г) предложением новых заменителей товара;

Д) ни один из предыдущих ответов не является верным.

 

24. При снижении цены нормальных товаров:

А) и эффект дохода и эффект замещения имеют положительное значение;

Б) эффект дохода – положительный, а эффект замещения - отрицательный;

В) эффект замещения – положительный, а эффект дохода – отрицательный;

Г) и эффект дохода и эффект замещения – отрицательные.

 

25. При снижении цены низших товаров:

А) и эффект дохода и эффект замещения имеют положительное значение;

Б) эффект дохода – положительный, а эффект замещения - отрицательный;

В) эффект замещения – положительный, а эффект дохода – отрицательный;

Г) и эффект дохода и эффект замещения – отрицательные.

 

26. При снижении цены на товары Гиффина:

А) и эффект дохода и эффект замещения имеют положительное значение;

Б) эффект дохода – положительный, а эффект замещения - отрицательный;

В) эффект замещения – положительный, а эффект дохода – отрицательный;

Г) и эффект дохода и эффект замещения – отрицательные.

 

27. Какой из следующих товаров покажет наибольший эффект дохода:

А) мясо; Б) соль; В) вермишель; Г) бананы; Д) холодильники.

 

28. Какой из следующих товаров покажет наименьший эффект дохода:

А) мясо; Б) соль; В) вермишель; Г) бананы; Д) холодильники.

 

29. Если при снижении цены товара эффект замещения имеет положительное значение, а эффект дохода отрицателен, то такой товар является:

А) нормальным;

Б) низшим товаром;

В) предметом роскоши;

Г) предметом первой необходимости.

 

30. Если при снижении цены товара эффект дохода имеет отрицательное значение и по абсолютной величине больше эффекта замещения, то такой товар является:

А) товаром Гиффина;

Б) нормальным товаром;

В) предметом роскоши;

Г) предметом первой необходимости.

 

 

Решите задачи:

Задача 1. Пусть домохозяйство приобретает три вида товаров А, В, С. Общая полезность (в ютилях), которую получает домохозяйство от последовательного потребления этих товаров, указана в приведенной ниже таблице:

 

Количество товара Общая полезность (ютилей)
Товар А Товар В Товар С
       
       
       
       
       
       
       
       

А) Рассчитайте предельную полезность, внесите значения в таблицу.

Б) Пусть товар А стоит 2 грн., товар В – 1 грн., товар С – 4 грн. Вычислите значения взвешенной предельной полезности для каждого товара и внесите полученные результаты в таблицу.

В) Если бюджет домохозяйства составляет 34 грн., то какой набор товаров А, В, С обеспечит ему максимальную полезность? Объясните почему.

 

Задача 2.

 

Кол-во товара А MU тов. А Кол-во товара В MU тов. В
Первая   Первая  
Вторая   Вторая  
Третья   Третья  
Четвертая   Четвертая  
Пятая   Пятая  
Шестая   Шестая  

 

 

Доход потребителя составляет 70 грн.

Цена товара А – 10 грн.

Цена товара В – 20 грн.

 

  1. Постройте бюджетную линию потребителя (товар В – по оси ОХ).
  2. Рассчитайте взвешенную предельную полезность товара А и товара В.
  3. Объясните какой набор из товаров А и В купит потребитель при условии, что потратит весь доход полностью.
  4. Рассчитайте TU выбранного потребителем набора.
  5. Сформулируйте первый и второй законы Госсена.

 

Задача 3.

комбинации Кол –во товара А Кол-во товара В
K    
L    
M    
N    

 

  1. Постройте кривую безразличия (по оси ОХ – количество товаров В).
  2. Дайте определение кривой безразличия.
  3. Дайте определение MRS.
  4. Проиллюстрируйте на предложенном в таблице примере снижение предельной нормы замещения.
  5. Постройте бюджетную линию потребителя (кол-во товара В по оси ОХ) по следующим данным:

- Доход потребителя - 140 грн.

- Цена товара А – 10 грн.

- Цена товара В – 40 грн.

 

  1. Покажите на рисунке равновесное положение потребителя.
  2. Какую комбинацию продуктов А и В выберет потребитель с доходом 140 грн. и при заданных ценах? Почему?

 

Решите: Задачу 3.2 (а,б,в) по учебнику [3], с. 156.

 

Литература: основная: [3]; дополнительная: [4]; [8]; [7].

 

Тема 3. Производство.

Вопросы, выносимые на семинарские занятия:

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.