|
Тема 2. Теория поведения потребителя.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Вопросы, выносимые на семинарские занятия:
Студент должен знать следующие понятия и категории: полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывания предельной полезности, функция полезности, взвешенная полезность, правило максимизации полезности, функциональный спрос, нефункциональный спрос, спекулятивный и нерациональный спрос, эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена, транзитивность, кривая безразличия, карта кривых безразличия, свойства кривых безразличия, зона замещения (субституции), предельная норма замещения, бюджетная линия, уравнение бюджетной линии, равновесие потребителя, кривая «доход-потребление», кривые Энгеля, кривая «цена-потребление», эффект замещения, эффект дохода, нормальные и низкокачественные товары, товары Гиффина, понятия кривой безразличия и линии бюджетного ограничения;свойства кривых безразличия и бюджетной линии;особенности анализа поведения потребителя с точки зрения ординалистской теории;понятие предельной нормы замещения;влияние изменения дохода и цен на положение бюджетной линии; реакцию потребителя на изменение цен и изменение дохода;типы товаров и кривые Энгеля;понятие эффекта дохода и эффекта замещения;особенности эффекта дохода и эффекта замещения для различных типов товаров.
Студент должен уметь: - рассчитывать общую, предельную и взвешенную полезность; - строить графики общей и предельной полезности; - применять на практике правило максимизации полезности; - различать особенности потребительского спроса; - строить графики кривой безразличия и бюджетной линии; - определять равновесие потребителя; - рассчитывать предельную норму замещения; - анализировать поведение потребителя при изменении дохода и цен товаров; - определять эффект замещения и эффект дохода для нормальных, низкокачественных товаров и товаров Гиффена.
Темы рефератов и выступлений.
1. Г. Госсен и его вклад в экономическую науку. 2. Теория предельной полезности: возникновение, сущность, развитие. 3. Развитие теории потребительского спроса. 4. Особенности нефункционального потребительского спроса. 5. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. 6. Аксиомы порядкового (ординалистского) подхода к анализу полезности и спроса. 7. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса.
Законспектировать следующие главы из учебника Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика в 2-х т./ Общая редакция В.М.Гальперина. Изд. 2-е испр. СПб.: Экономическая школа,1997.Т. 1.
Самостоятельно изучить следующие категории: Классификация потребительского спроса по Х.Лейбенстайну: функциональный и нефункциональный потребительский спрос. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена. Спекулятивный спрос. Нерациональный спрос. Кардиналистская теория. Порядковая теория. Транзитивность предпочтений. Зона замещения (субституции). Кривая уровня жизни (кривая «доход-потреблени»). Кривые Энгеля в современной интерпретации. Эффект дохода. Эффект замещения. Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ. Эффект дохода и эффект замещения для низкокачественных благ. Эффект дохода и эффект замещения для товаров Гиффена.
Литература.
Решите тесты:
1. С увеличением количества единиц блага, имеющегося в распоряжении потребителя, общая полезность этого блага: А) уменьшается; Б) возрастает; В) остается неизменным; Г) все ответы неверны.
2. Как меняется предельная полезность с приобретением каждой последующей единицы товара: А) предельная полезность увеличивается; Б) предельная полезность уменьшается; В) предельная полезность остается неизменной; Г) предельная полезность может, как увеличиваться, так и уменьшаться.
3. Предельная полезность – это: А) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель; Б) полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы блага; В) максимальная полезность, которую можно получить при потреблении данного количества благ; Г) максимальный уровень полезности, который можно достигнуть при расходовании данной суммы.
4. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что: А) все блага имеют для покупателя разную полезность и поэтому их все можно расположить в порядке убывания этой полезности; Б) необходимо потреблять сначала самые полезные блага, а потом все остальные; В) полезность от потребления следующей порции блага всегда меньше полезности предыдущей порции.
5. Общая полезность максимальна, когда предельная полезность: А) имеет максимальное значение; Б) увеличивается; В) равна нулю; Г) имеет отрицательное значение.
6. Алмазы имеют более высокую цену, чем вода, потому что: А) общая полезность алмазов выше общей полезности воды; Б) общая полезность воды выше общей полезности алмазов; В) при данном объеме потребления предельная полезность алмазов выше, чем предельная полезность воды; Г) покупатели готовы в сумме платить больше за алмазы, чем за воду.
7. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности: А) 300, 400, 500, 600; Б) 300, 550, 850, 1200; В) 300, 500, 1700, 9700; Г) 300, 350, 370, 380; Д) 300, 450, 550, 700.
8. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель стремится максимизировать: А) разницу между общей и предельной полезностью; Б) общую полезность; В) среднюю полезность; Г) предельную полезность.
9. Потребитель расходует 20 долл. в неделю на покупку товаров А и В.
Чтобы получить максимальное удовлетворение, потребитель должен: А) покупать меньше товара А и больше товара В; Б) покупать прежнее количество товара А и больше товара В; В) покупать больше товара А и меньше товара В; Г) покупать больше товара А и прежнее количество товара В; Д) не изменять структуру покупок, так как он уже получает максимальное удовлетворение.
10. Для покупателя потребление буханки хлеба ценою 1 грн. приносит полезность в размере 10 ютилей. Какую полезность принесло ему потребление 1 л молока по цене 0,5 грн. в состоянии равновесия? А) 10 ютилей; Б) 5 ютилей; В) 50 ютилей; Г) 15 ютилей.
11. Кривые безразличия – это кривые: А) равного количества двух благ; Б) равного уровня полезности наборов товаров; В) равного дохода потребителя; Г) равенства цен двух товаров.
12. Положение и наклон кривой безразличия для отдельного потребителя объясняется: А) размерами дохода; Б) только ценами покупаемых товаров; В) предпочтениями, размерами дохода и ценами покупаемых товаров; Г) только предпочтениями потребителя; Д) ценами покупаемых товаров и размерами дохода.
13. Родители дали школьнику 10 грн. для приобретения школьных принадлежностей. Цена ученической тетради – 50 коп, авторучки – 2 грн. Какая из комбинаций товаров находится на бюджетной линии: А) 4Т и 3Р; Б) 10Т и 3Р; В) 14Т и 2Р; Г) 12Т и 2Р.
14. Бюджетная линия представляет собой: А) лучшие из всех возможных сочетаний товаров; Б) сочетания товаров, обеспечивающие одинаковый уровень удовлетворения потребностей; В) сочетания товаров, которые могут быть приобретены потребителем, располагающим определенным доходом.
15. Какое из следующих утверждений является неверным? А) каждая точка на кривой безразличия означает комбинацию двух товаров; Б) каждая точка на бюджетной линии означает комбинацию двух товаров; В) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень полезности; Г) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень полезности; Д) наклон кривой безразличия характеризует норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим благом без изменения уровня полезности для потребителя.
16. Потребительское равновесие на карте безразличия – это: А) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; Б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия; В) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия; Г) любая точка, расположенная на бюджетной линии; Д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.
17. Как изменится положение бюджетной линии, если увеличится доход потребителя при неизменных ценах: А) сместится вправо и вверх; Б) сместится влево и вниз; В) останется без изменений; Г) сместится один конец линии.
18. Бюджетная линия не изменит своего положения, если: А) цена товара Х упадет на столько же процентов, что и цена товара У; Б) цена товара Х возрастет на столько же процентов, на сколько цена товара У упадет; В) как цены, так и доход изменятся в одинаковой пропорции; Г) цены упадут, а доход в той же пропорции возрастет.
19. Наклон бюджетной линии определяется: А) количеством потребляемых товаров; Б) соотношением предельных полезностей товаров в точке равновесия потребителя; В) соотношением цен товаров; Г) соотношением общих полезностей товаров в точке равновесия потребителя.
20. Потребительское равновесие на карте безразличия – это: А) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия; Б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия; В) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия; Г) любая точка, расположенная на бюджетной линии; Д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией.
21.Товар Гиффина – это: А) товар, спрос на который падает при росте денежного дохода потребителя; Б) товар, объем спроса на который растет при росте цены этого товара; В) товар, спрос на который растет при падении реального дохода потребителя и неизменности относительных цен товаров; Г) товар, спрос на который не изменяется при изменении цены этого товара.
22..Эффект дохода имеет место в следующем случае: А) если доходы людей падают, они покупают меньше данного товара; Б) удешевление товаров приводит к тому, что потребитель может купить больше данного товара, не сокращая объема приобретения других товаров; В) объем покупок некоторых товаров сокращается по мере увеличения доходов людей; Г) по мере того, как доходы людей растут, они сберегают увеличивающуюся часть дохода; Д) во всех перечисленных случаях.
23. Эффект замещения – это рост спроса на товар, вызванный: А) изменением общего уровня цен на все товары; Б) изменением во вкусах потребителя, предпочитающего покупать товары-заменители; В) изменением в реальном доходе, вызванном снижением цен на приобретаемые товары; Г) предложением новых заменителей товара; Д) ни один из предыдущих ответов не является верным.
24. При снижении цены нормальных товаров: А) и эффект дохода и эффект замещения имеют положительное значение; Б) эффект дохода – положительный, а эффект замещения - отрицательный; В) эффект замещения – положительный, а эффект дохода – отрицательный; Г) и эффект дохода и эффект замещения – отрицательные.
25. При снижении цены низших товаров: А) и эффект дохода и эффект замещения имеют положительное значение; Б) эффект дохода – положительный, а эффект замещения - отрицательный; В) эффект замещения – положительный, а эффект дохода – отрицательный; Г) и эффект дохода и эффект замещения – отрицательные.
26. При снижении цены на товары Гиффина: А) и эффект дохода и эффект замещения имеют положительное значение; Б) эффект дохода – положительный, а эффект замещения - отрицательный; В) эффект замещения – положительный, а эффект дохода – отрицательный; Г) и эффект дохода и эффект замещения – отрицательные.
27. Какой из следующих товаров покажет наибольший эффект дохода: А) мясо; Б) соль; В) вермишель; Г) бананы; Д) холодильники.
28. Какой из следующих товаров покажет наименьший эффект дохода: А) мясо; Б) соль; В) вермишель; Г) бананы; Д) холодильники.
29. Если при снижении цены товара эффект замещения имеет положительное значение, а эффект дохода отрицателен, то такой товар является: А) нормальным; Б) низшим товаром; В) предметом роскоши; Г) предметом первой необходимости.
30. Если при снижении цены товара эффект дохода имеет отрицательное значение и по абсолютной величине больше эффекта замещения, то такой товар является: А) товаром Гиффина; Б) нормальным товаром; В) предметом роскоши; Г) предметом первой необходимости.
Решите задачи: Задача 1. Пусть домохозяйство приобретает три вида товаров А, В, С. Общая полезность (в ютилях), которую получает домохозяйство от последовательного потребления этих товаров, указана в приведенной ниже таблице:
А) Рассчитайте предельную полезность, внесите значения в таблицу. Б) Пусть товар А стоит 2 грн., товар В – 1 грн., товар С – 4 грн. Вычислите значения взвешенной предельной полезности для каждого товара и внесите полученные результаты в таблицу. В) Если бюджет домохозяйства составляет 34 грн., то какой набор товаров А, В, С обеспечит ему максимальную полезность? Объясните почему.
Задача 2.
Доход потребителя составляет 70 грн. Цена товара А – 10 грн. Цена товара В – 20 грн.
Задача 3.
- Доход потребителя - 140 грн. - Цена товара А – 10 грн. - Цена товара В – 40 грн.
Решите: Задачу 3.2 (а,б,в) по учебнику [3], с. 156.
Литература: основная: [3]; дополнительная: [4]; [8]; [7].
Тема 3. Производство. Вопросы, выносимые на семинарские занятия:
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|