|
ТЕМА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ВО II ПОЛОВИНЕ 40-Х – НАЧАЛЕ 50-Х ГГ.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Пояснительная записка
Планы семинарских занятий составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401 – «История». Планы семинарских занятий являются необходимым условием самостоятельной работы студентов по изучению новейшей истории России (1945-2004 гг.). Они содержат название темы, план вопросов, выносимых на обсуждение, темы рефератов и список литературы, с которыми должен ознакомиться студент и ориентироваться в них, готовясь к занятию. Курс новейшей истории России (1945-2004 гг.) призван проследить этапы и основные тенденции общественно-политического и социально-экономического развития России в указанный период; проанализировать взаимодействие внутренних и внешних факторов, способствовавших замедлению темпов развития страны, нарастанию кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества; дать характеристику процесса реформирования советской системы во второй половине 1980 - начале 1991 гг., распада СССР и смены общественно-политического строя; рассмотреть сложности и противоречия переходного периода 1990-х гг., внутреннюю и внешнюю политику администрации В.В.Путина. Программа предполагает формирование целостной системы знаний, понимание закономерностей социально-экономического и политического развития советской и постсоветской России, а также формирование у студентов умений и навыков самостоятельного анализа, прогнозирование перспектив и тенденций развития политического процесса в России с учетом реалий мировой политики. При этом предполагается активное использование междисциплинарных связей, опора на имеющиеся знания по отечественной и новейшей зарубежной истории. Прежде всего, обучающийся должен ознакомиться с конспектом лекций по соответствующей теме, а потом прейти к изучению необходимых разделов учебников. По ходу знакомства с литературой он должен прочно освоить лексический минимум по теме, для того чтобы его будущий ответ на семинаре и экзамене был терминологически грамотным. Для более глубокого овладения материалом студентам предлагается прочитать и законспектировать некоторые издания из списка дополнительной литературы. Она приведена к каждой теме. В ходе семинарского занятия предлагается заслушивание рефератов, темы которых приводятся в настоящих планах. ТЕМА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ВО II ПОЛОВИНЕ 40-Х – НАЧАЛЕ 50-Х ГГ. Занятие 1-2 Цель занятия: Раскрыть изменение положения СССР после окончания второй мировой войны. Выяснить, какую роль сыграла наша страна в формировании «биполярного мира».
Вопросы: 1. Изменение геополитической роли СССР после второй мировой войны. 2. Взаимоотношения СССР со странами народной демократии. 3. Советско-югославский конфликт.
Методические рекомендации: 1. Изменение геополитической роли СССР после второй мировой войны. Основные итоги Второй мировой войны. Роль СССР в создании ООН как организации по укреплению мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Особенности взаимоотношений СССР со своими союзниками по антигитлеровской коалиции. Основные причины изменения этих отношений. «План Маршалла»: суть, значение. Причины отказа Советского Союза от участия в этой программе. Формирование основных военно-политических блоков мира. Роль СССР в национально-освободительных движениях в развивающихся странах. «Холодная война»: понятие, суть. Первые итоги противостояния. 2. Взаимоотношения СССР со странами народной демократии. Участие Советского Союза в формировании правительств социалистической ориентации в странах Центральной и Восточной Европы. Появление новых государств на территориях, освобожденных СССР. Значение создания Коминформбюро. Создание СЭВ: основные причины, последствия. Первые противоречия СССР со странами народной демократии и особенности их урегулирования. 3. Советско-югославский конфликт. Особенности взаимоотношений Советского Союза и Югославии в ходе Второй мировой войны и после ее окончания. Создание в Югославии социалистического государства. Причины нарастания противоречий между союзниками. Развитие конфликта. Основные последствия для СССР и стран «социалистического лагеря».
Источники и литература 1. Адибеков Г. М. Попытка коминтернизации Коминформбюро в 1950 г. По новым архивным материалам // Новая и новейшая история. - 1994. - № 4-5. 2. Гибианский Л. Я. Как возник Коминформ. По новым архивным материалам // Новая и новейшая история. - 1993. - № 4. 3. Корниенко Г. М. У истоков "холодной войны" // Новая и новейшая отечественная история. - 1990. - № 6. 4. Наринский М. М. СССР и план Маршалла. По документам архива Президента РФ // Новая и новейшая история. - 1993. - № 2. 5. Нежинский Л. Н., Челышев И. А. О доктринальных основах советской внешней политики в годы "холодной войны" // Отечественная история. - 1995. - № 1. 6. Политические системы СССР и стран Восточной Европы в 20-е -60-е гг. - М., 1991. 7. СССР и страны Восточной Европы. Круглый стол // История СССР. - 1991. - № 1. 8. Секретная советско-югославская переписка 1948 г. // Вопросы истории. - 1992. - № 4-5. 9. Чубарьян А. О. Новая история "холодной войны" // Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.
Дополнительная литература: 1. Гиренко Ю. С. Сталин - Тито. - М., 1990. 2. Корниенко Г. М. Холодная война. Свидетельства ее участников. - М., 1994. 3. Орлин И.И. Восточная Европа в советско-американских отношениях после второй мировой войны // Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. - М., 1993. С.105-111. 4. Советская внешняя политика в годы "холодной войны". Новое прочтение. - М., 1995.
Темы рефератов 1. Структура и процедуры ООН. 2. Внешняя политика СССР и атомное оружие. 3. СССР и корейская война.
Литература 1. Абакумов Б. С. Советские летчики в небе Кореи // Вопросы истории. - 1993. - № 1. 2. Калашников А. С. Ядерный "монстр", который служил миру. // Военно-исторический журнал. - 1994. - № 2. 3. Мальков В. Л. "Манхэттенский проект". Разведка и дипломатия. - М., 1995. 4. Россия и ООН. Информационный справочник. - М., 1996. 5. Славинский Б. Корейская война, которая едва не привела мир к катастрофе // Новое время. - 1990. -№ 23 - С. 36-39. 6. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. - М., 1993. 7. Харитон Ю. Б., Смирнов Ю. Н. Мифы и реальность советского атомного проекта. - Арзамас-16, 1994.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какие изменения в международной обстановке произошли после окончания второй мировой войны? Как изменились место и роль СССР в послевоенной мире? Как оценивало новую международную ситуацию советское руководство? 2. Объясните причины негативного отношения советского руководства к «плану Маршалла». 3. Как вы думаете, можно ли считать «экспортом революции» навязывание странам Восточной Европы советской модели социализма? 4. Проанализируйте деятельность Коминформа и роль этой организации в советско-югославском конфликте. ТЕМА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1946-1953 гг. Занятие 3 Цель занятия:Раскрыть внутреннее положение страны в период апогея сталинизма. Выявить причины и основные направления политических репрессий в послевоенный период.
Вопросы: 1. Особенности общественно-политической ситуации в стране после окончания войны. 2. Новый виток репрессий: причины, основные направления. 2.1. Борьба за власть в партийном руководстве. "Ленинградское дело". 2.2. Кампания по борьбе с космополитизмом. "Дело врачей" (1953 г.). 2.3. Продолжение политики депортации народов.
Методические рекомендации: 1. Особенности общественно-политической ситуации в стране после окончания войны. Характеристика общества после окончания Великой Отечественной войны. Ожидания населения на демократические перемены в стране. Разработка проектов новой конституции СССР и программы ВКП(б) – анализ документов. Причины отклонения проектов. Меры по ужесточению внутриполитического курса: основные направления, последствия. 2. Новый виток репрессий: причины, основные направления. 2.1. Борьба за власть в партийном руководстве. "Ленинградское дело". Характеристика новой внутриполитической борьбы за власть между соратниками Сталина. Сущность репрессий в отношении руководителей Ленинградского обкома партии и его значение. 2.2. Кампания по борьбе с космополитизмом. "Дело врачей" (1953 г.). Космополитизм: причины, суть, значение. Основные обвинения в отношении врачей. Результаты борьбы. 2.3. Продолжение политики депортации народов. Народы, подлежащие выселению с исторической территории: сущность обвинений, места переселений, последствия.
Занятие 4 Цель занятия: Проследить состояние культуры в указанный период. Выяснить, какую роль играет личность в духовной жизни общества.
Вопросы: 1. Особенности развития культуры во вт. пол. 40-х - нач. 50-х гг. 2. Отрицательное влияние культа личности на развитие литературы и искусства. 2.1. Постановление ЦК ВКП (б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" и его последствия (Известия ЦК КПСС. - 1989. - № 1.- С.45). 2.2. Сталин и писатели: особенности взаимоотношений (по воспоминаниям К. Симонова).
Методические рекомендации: 1. Особенности развития культуры во вт. пол. 40-х - нач. 50-х гг. Состояние культуры после окончания Великой Отечественной войны. Возникновение новых стилей и направлений в культуре и искусстве. Появление новых авторов. 2. Отрицательное влияние культа личности на развитие литературы и искусства. 2.1. Постановление ЦК ВКП (б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" и его последствия (Известия ЦК КПСС.‑1989. ‑ 1. ‑С.45). Причины принятия документа. Взаимоотношения партийного руководства и деятелей культуры, их основные противоречия. Сущность обвинений в отношении Ахматовой и Зощенко, их дальнейшая судьба. Основные итоги по вопросу путей дальнейшего развития культуры и искусства. 2.2. Сталин и писатели: особенности взаимоотношений (по воспоминаниям К. Симонова). Анализ текста автора о положении советских писателей и роли Сталина в развитии отечественной литературы. Источники 1. Реабилитация. Политические процессы 30-х - 50-х гг. - М.,1991. С. 311-331. 2. Симонов К. Глазами человека моего поколения. - М.,1990. - С. 148-154, 208-229, 230-255. 3. Хрущев Н. С. Воспоминания. // Вопросы истории. - 1992. - № 1. -С. 48-64.
Литература: 1. Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти // Вопросы истории КПСС. - 1990. - №11. 2. Аксенов Ю.С. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии // Трудные вопросы истории. - М., - 1991. 3. Зубкова Е. Ю. Общество, вышедшее из войны: русские и немцы в 1945 г. // Отечественная история. - 1995. - № 3. - с. 90-100. 4. Бугай Н. Ф. 20-е - 30-е годы: депортация населения с территории Европейской России // Отечественная история. - 1992. - № 4. 5. Бугай Н. Ф. 20-е - 50-е годы: переселение и депортации еврейского населения в СССР // Отечественная история. - 1993. - № 4. 6. Некрич А. Наказанные народы. // Родина. - 1990. - № 6. 7. Земсков В. Н. К вопросу о репатриации советских граждан. 1944-1945 гг. // История СССР. - 1990. - № 4. 8. Жуков Ю. Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг. // Вопросы истории. - 1995. - № 1. - с. 23-40. 9. Демографическая ситуация в СССР в 40-е годы // Отечественные архивы. - 1996. - № 2. - С. 27-34. 10. Куняев С. Post scriptum. История "ленинградского дела" и журналов "Звезда" и "Ленинград" // Наш современник. - 1995. - № 10 - С.184-198. 11. Судьба военнопленных и депортированных граждан СССР // Новая и новейшая история. - 1996. - № 2. - с. 91-100.
Темы рефератов 1. ГУЛАГ в Кузбассе. 2. Репрессивное законодательство в СССР.
Литература 1. Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социо-логические исследования. - 1991. - № 6-7. 2. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма: Книга II. Апогей. - Екатеринбург. - 1997. - С. 185-197. 3. Принудительный труд. Исправительно-трудовые лагеря в Кузбассе (30-50-е гг.). Т.2. - Кемерово, - 1994. - С. 59, 127, 227. 4. Гвоздкова Л.И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе. - Кемерово. - 1997. - С. 239-369. 5. Мить А.А. Численность и состав заключенных Сибирского исправительно-трудового лагеря (1942-1960 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. - Кемерово. - 1997 - С. 17-25.
Литература: 1. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма: Книга I. Генезис. - Екатеринбург. - 1996. - с. 157-188. 2. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма: Книга II. Апогей. - Екатеринбург. - 1997. - с. 79-151. 3. Гвоздкова Л. И. Сталинские лагеря на территории Кузбасса (30-40-е гг.). - Кемерово. - 1994. - с. 24-31. 4. Гвоздкова Л.И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе. - Кемерово, 1997. с. 137-173. 5. Кириллов В.М. История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала. 1920-е - начало 50-х гг.: Ч. 1. Репрессии 1920-1930 гг. - с. 56-87. 6. Троцкий Л.Д. Сталин. - М.,1990. 7. Раковский Х. Письмо Г.Валентову // Вопросы истории. 1989. №12.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое «демократический импульс» войны? 2. Каковы были причины нарастания в обществе критического настроя? Какие категории населения были его носителями? 3. Какие новые депортации и репрессии обрушились на представителей национальных меньшинств после окончания войны? Чем это можно объяснить? 4. Чем было вызвано изменение настроений в среде интеллигенции после окончания войны? Какие основные проблемы общественного развития интересовали интеллигенцию в эти годы? 5. Что послужило поводом и истинной причиной принятия специального постановления ЦК ВКП(б) по ряду периодических изданий? 6. Почему одним из первых ударов властей был удар по литературе? Кого из деятелей литературы власти подвергли критике и за что? Каковы были результаты мер властей в области литературы после войны?
Занятие 5 Цель занятия: Занятие призвано раскрыть изменения в советской политической системе в 1953-57 гг. Студенты должны выявить суть и специфику идеологии «Оттепели» и ее влияния на общественную жизнь. Вопросы: 1. Борьба за власть в партийно-государственной элите после смерти Сталина. 2. Начало "оттепели": особенности общественно-политического развития в 1953-1956 гг. 3. XX съезд партии о культе личности Сталина. 4. Трудности десталинизации страны. "Неудавшийся переворот" 1957 г. Методические рекомендации: 1. Борьба за власть в партийно-государственной элите после смерти Сталина. Расстановка политических сил в марте 1953 г. Основные конкуренты в борьбе за власть. Их политические и экономические программы по улучшению положения в стране. Основные причины прихода Хрущева к власти. Методы Хрущева по устранению своих политических противников. Судьбы Берии и Маленкова. 2. Начало "оттепели": особенности общественно-политического Развития в 1953-1956 гг. «Оттепель»: суть, причины появления, основные мероприятия и направления. Амнистия и реабилитация: разница понятий. Последствия освобождения граждан. Реорганизация органов правопорядка. 3. XX съезд партии о культе личности Сталина. Особенности подготовки речи Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева. Понятие «культ личности». Выступление Н. С. Хрущева с докладом «О культе личности и его последствиях» - анализ документа.Реакция партийного аппарата, общественности. Основные последствия выступления. 4. Трудности десталинизации страны. "Неудавшийся переворот" 1957 г. Рост недовольства части партийно-государственного аппарата, проводимой Н. С. Хрущевым политики – основные обвинения. Список лидеров, возглавивших антипартийную группу. Основные причины «неудавшегося переворота» и его последствия. Судьбы заговорщиков.
Источники и литература: 1. О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС на ХХ съезде КПСС // Реабилитация. Политические процессы 30-50-х гг. - М., 1991. 2. О преодолении культа личности и его последствиях. Постановление ЦК КПСС. 30 июня 1956 г. // КПСС в резолюциях. Изд. 9. Т.9. С. 111-129. 3. Барсуков Н.А. ХХ съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. - 1996. - № 6. 4. ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. - М.,1991. С.8-36, 37-66. 5. Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 г. // Вопросы истории. - 1996. - № 5-6. 6. Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике после сталинского руководства // Отечественная история. 1995. - № 4. 7. Наумов В.П. Борьба Хрущева за единоличную власть // Новая и новейшая история. - 1996. - № 2. 8. Наумов В. П. К истории секретного доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС // Новая и новейшая история. - 1996. - № 4. 9. Хрущев Н. С. Воспоминания // Вопросы истории. - 1992. - № 2-3, С. 90-102.
Дополнительная литература 1. Авторханов А. Загадка смерти Сталина: заговор Берия. М.,1992. 2. Зубкова Е. Ю. Общество и реформа. 1945-1964. - М.,1993. 3. Медведев Р. Н. С. Хрущев // Дружба народов. - 1989. - № 7-8. 4. Хрущев Н. С. Материалы к биографии. - М.,1989. 5. Катков Н.Ф. Восстановление исторической правды и справедливости. // Вопросы истории КПСС.- 1991. - № 9. С. 83-92.
Темы рефератов 1. ХХ съезд и советское общество. 2. Особенности реабилитации жертв массовых репрессий в 50-е годы.
Литература 1. Козлов В. А. Политические волнения в Грузии после ХХ съезда КПСС. // Отечественная история. - 1997. - № 3. 2. Наумов В.П. Н.С. Хрущев и реабилитация жертв массовых политических репрессий // Вопросы истории. - 1997. - № 4. 3. "Не допустим критики Сталина". События в Грузии. Март 1956 г. // Источник. - 1995. - № 6. 4. Лазарев Б.П. Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов // Государство и право. - 1994. - № 12. - С 21-26. 5. Цой Б. Социальные и экономические аспекты реабилитации народов и граждан, репрессированных в СССР // Государство и право. - 1994. - № 12 - С.12-20. 6. Борисов Ю.С., Голубев А. В. Политическая реабилитация в СССР 1950-1960-е гг. в освещении западной историографии // Отечественная история. - 1992. - № 5. 7. Реабилитация: политические процессы 30-50-х гг. - М.,1991. 8. Кузнецов И.Н. Знать и помнить (историческое исследование массовых репрессий и реабилитации жертв террора 30-х годов). - Томск, - 1993. - С. 99- 131.
Вопросы для самоконтроля: 1. Какова была расстановка политических сил в руководстве страны после смерти Сталина? Какие этапы в борьбе за власть прошли его наследники в 1953-57 гг. 2. Какие вопросы рассматривал ХХ съезд КПСС? В чем вы видите исторический характер его решений? 3. Какие политические решения советского руководства этих лет вы считаете главными и почему? Можно ли считать реформы Хрущева в политической сфере «революцией сверху»?
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 50‑х- перв. пол. 60-х гг.
Занятие 6 Цель занятия: Раскрыть подготовку, проведение и первые последствия преобразований в народном хозяйстве. Выявить причины неудачной реализации программ реформирования социально-экономической сферы страны.
Вопросы: 1. Борьба за власть в партийно-государственной элите после смерти Сталина. 2. Начало "оттепели": особенности общественно-политического развития в 1953-1956 гг. 3. XX съезд партии о культе личности Сталина. 4. Трудности десталинизации страны. "Неудавшийся переворот" 1957 г.
Методические рекомендации: 1. Изменение системы управления промышленностью. Оценка системы СНХ. Состояние промышленности на период проведения реформ. 3акон о перестройке управления промышленностью и строительством: причины появления, основные цели. Советы народного хозяйства – структура управления, направления деятельности. Основные достоинства и достижения. Причины неудачного внедрения СНХ и его последствия. 2. Развитие промышленности в 50-е гг. Особенности технического прогресса. Повышение эффективности использования основных производственных фондов в промышленности и строительстве. Постепенное переключение внимания с накопления на потребление. Появление новых отраслей промышленности (атомная энергетика, ракетостроение). Освоение космического пространства. Создание НИИ по основным видам производства. Управление подобными предприятиями. Основные недостатки советского научно-технического прогресса.
Занятие 7 Цель занятия: Раскрыть подготовку, проведение и первые последствия преобразований в народном хозяйстве. Выявить причины неудачной реализации программ реформирования социально-экономической сферы страны. Вопросы: 1. Социальная политика 50-х - нач. 60-х гг. 2. Основные программы по развитию сельского хозяйства: суть, последствия реализации. 3. Состояние сельского хозяйства в начале 50-х гг. Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС об основных мерах по развитию сельскохозяйственного производства. Методические рекомендации: Темы рефератов 1. Становление и развитие ВПК. 2. События в Новочеркасске. Литература 1. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма. Книга II. Апогей. - Екатеринбург. - 1997. - С. 175-184. 2. Быстрова И. В. Развитие ВПК //СССР и "холодная война". М.,1995 С.160-202. 3. Никитина О. Новочеркасск. Хроника трагедии // Дон,1990, №8 -9. 4. Никитина О. Они хотели найти правду // Родина. - 1990. - № 3. - С.24-29. 5. Симонов Н.С. ВПК СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста. Структура организации производства и управления. - М.,1996. 6. Третецкий А. Новочеркасск: июнь 1962 года // Военно-исторический журнал. 1991. №1.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите предпринятые государственным руководством меры по развитию промышленности и сельского хозяйства. Какой практический результат они дали? 2. Чем, на ваш взгляд, объясняются серьезные трудности в развитии народного хозяйства страны в начале 60-х гг.? 3. Почему сильная социальная политика была так важна для наследников Сталина?
Занятие 8 Цель занятия: Раскрыть взаимоотношения Советского Союза со странами Восточной Европы и США. Выяснить, в чем были противоречия политики мирного сосуществования.
Вопросы: 1. СССР и страны социалистического содружества: 1.1. "Венгерский кризис" 1956 г. и позиция СССР. 1.2. СССР и "пражская весна" 1968 г. 1.3. Советско-польские отношения в конце 70 - начале 80-х гг. 2. Советско-американские отношения 2.1. Германский кризис 1961 г. 2.2. Карибский кризис 1962 г. 2.3 Обострение советско-американских отношений в конце 70-х гг. Афганская война. Методические рекомендации: 1. СССР и страны социалистического содружества: 1.1. "Венгерский кризис" 1956 г. и позиция СССР. Причины возникновения противоречий между СССР и Венгрией. Выступления в Будапеште. Реакция стран-участниц ОВД на положение дел в республике. Ввод советских войск в столицу. Подавление волнений. Итоги кризиса. Позиция стран Западной Европы. 1.2. СССР и "пражская весна" 1968 г. «Доктрина Брежнева»: понятие, суть. Основные причины ухудшения отношений с Чехословакией. Вмешательство стран ОВД во внутренние дела страны. Последствия военного столкновения с демонстрантами. Реакция стран НАТО. 1.3. Советско-польские отношения в конце 70 - начале 80-х гг. Особенности взаимоотношений СССР и Польши. Попытки польского руководства изменения политического и экономического курса страны. Ответ СССР. Смена лидеров страны. 2. Советско-американские отношения 2.1. Германский кризис 1961 г. Характеристика отношений между СССР и США в хрущевское десятилетие. Ультиматум Хрущева по решению германского вопроса. Позиция США. События в ГДР. Бегство восточных немцев в ФРГ. Строительство Берлинской стены. Основные итоги. 2.2. Карибский кризис 1962 г. Причины размещение советских ракет на Кубе. Заявления лидеров сверхдержав. Пик эскалации кризиса. Усилия советских и американских дипломатов по предотвращению ядерного конфликта. Соглашение об установлении прямой телефонной связи между лидерами СССР и США. Последствия противостояния. Литература 1. Афганистан. Секретные документы из особых папок // Вопросы истории. - 1993 - № 3. 2. Для спасения Родины и революции. Афганистан: политические и декларации и материальные затраты // Источник. - 1995. - № 3. С.153-156. 3. Документы советского руководства о положении в Афганистане. 1979-1980 // Новая и новейшая история. - 1996. - № 3. 4. Документы "комиссии Суслова". События в Польше в 1981 // Новая и новейшая история. - 1994. - № 1. 5. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. - М., - 1990Корниенко Г. М. Новое в Карибском кризисе // Новая и новейшая история. - 1991. - № 3. 6. Корниенко Г.М. Упущенная возможность // Новая и новейшая отечественная история. - 1992. - № 2. 7. Корниенко Г.М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе // Новая и новейшая история. 1993. - № 3. 8. Мусатов В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные документы // Новая и новейшая история. - 1993. - № 1. 9. Мусатов В.Л. Предвестники бури. Политические кризисы в Восточной Европе. - М.,1996. 10. Пихоя Г. Чехословакия, 1968 г. Взгляд из Москвы. По документам ЦК КПСС // Новая и новейшая история. - 1994. - № 6. - 1995 - № 1. 11. Хрущев С. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. В 2 тт ‑ М.,1994. 12. Венгрия 1956 года: очерки истории кризиса. - М.,1993.
Дополнительная литература 1. Загладин Н. В. История успехов и неудач советской дипломатии. - М.,1990. 2. Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. 1978-1979 гг. // Новая и новейшая история. - 1994. - № 2. 3. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. - М.,1993. 4. Млынарж З. Мороз ударил из Кремля. - М.,1992. 5. Открывая новые страницы. - М.,1989. 6. Позиция руководства США в связи с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. // Новая и новейшая история. - 1997. - № 3. 7. Н. С. Хрущев. Материалы к биографии. - М.,1989. Вопросы для самоконтроля: 1. Почему после смерти Сталина важнейшим направлением советской внешней политики стали отношения с Западом? 2. Что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма с 1955-64 гг. 3. Чем можно объяснить начало в конце 60-х гг. активного диалога СССР-Запад? Какие события положили начало процессу разрядки международной направленности? Какие события ознаменовали окончание процесса разрядки? 4. Какие региональные конфликты 60-70-х гг. с участием Советского Союза были наиболее масштабными и кровопролитными? 5. Охарактеризуйте причины и последствия участия СССР в Афганской войне. 6. Какие факторы свидетельствуют о новых явлениях, происходивших в странах социализма в середине 60-х – середине 80-х гг.?
Занятие 9 Цель занятия: Раскрыть процесс возникновения и развития движения диссидентов. Выявить влияние данного движения на формирование национального самосознания. Вопросы: 1. Либерально-демократическое направление о необходимости реформирования СССР. 2. Национально-патриотическое направление об особом пути России.
Методические рекомендации: 1. Либерально-демократическое направление о необходимости Реформирования СССР. Понятие «диссиденство». Причины возникновения движения. Основные течения. Этапы развития движения. Характеристика этапов. Программные требования. Группа Красноперовцева. Московско-Хельсинская группа. Информационные и публицистические издания диссидентов. Методы борьбы партийного руководства с правозащитниками. Судьбы лидеров оппозиционного движения. 2. Национально-патриотическое направление об особом пути России. Причины оживления русского национального движения. Письмо А.Солженицына «Вождям Советского Союза» - анализ документа. «10 пунктов» Солженицына о собственном пути развития страны. Позиция А.Сахарова и его несогласие с неославянофилами – сравнительный анализ. Основные итоги активизации национального движения. Источники 1. Альмарик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 г.? // Погружение в трясину. - М.,1991. 2. Сахаров А. Нобелевская лекция. Мир, прогресс, права человека // Там же. 3. Сахаров А. О письме А. Солженицына "Вождям Советского Союза" // Знамя. - 1990. - № 2. 4. Солженицын А. На возврате дыхания и сознания // Новый мир. - 1991. - № 5. 5. Солженицын А. Жизнь не по лжи! //Погружение в трясину. М,1991. 6. Шафаревич И. Путь из-под глыб. - М.,1991.
Литература 1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. - М.,1992. 2. Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. - СПб.,1993. 3. "Нобелиана" А. Солженицына // Исторический архив. - 1992. -№ 1. С.144-158.
Темы рефератов 1. Политика "ресталинизации" страны в 70 - пер. пол. 80-х гг.
Литература 1. Арбатов Г. Свидетельства современника. - М.,1991. - С.149-177, 253-269. 2. Брежнев Л. И. Материалы к биографии. - М.,1991. 3. Медведев Р., Л. И. Брежнев. Личность и эпоха. - М.,1992. 4. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М.,1990, - гл. 1, 3.
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем проявился разрыв между теоретическими положениями, выдвигавшимися партийными идеологами, и практикой реальной жизни? 2. Чем было вызвано возникновение диссидентского движения? Почему оно возникло именно в середине 60-х гг.? 3. Какие факторы способствовали отъезду за границу многих деятелей художественной культуры? 4. В чем вы видите причины оживления русского национального движения? В чем оно проявилось? 5. Для чего властям понадобилось делать вывод о советском народе как новой исторической общности людей? 6. Какие причины вызвали активизацию национального движения в стране к началу 70-х гг.?
Занятие 10-11 Цели занятия: Раскрыть политическую ситуацию в стране в 1985-1991 гг. Выявить, какую роль в нарастании кризисных явлений и углублении раскола общества сыграли основные политические партии и их лидеры. Вопросы: 1. Поиск идеологии обновления советского общества и идеологический кризис 1990/ 1991 гг. 2. Политика гласности и начало реформирования советской политической системы. 3. Обострение политической борьбы и углубление раскола общества в 1990-1991 гг. 4. Августовский 1991 г. путч и его последствия. Распад СССР.
Методические рекомендации: Занятие 12-13 Цель занятия: Раскрыть политическую ситуацию в стране в указанный период. Выяснить, какую роль в становлении государственной системы играет личностный фактор.
Вопросы: 1. Становление российской государственности в 1990-1993 гг. Нарастание противоречий между исполнительной и законодательной властью. 2. Национально-патриотическое направление об особом пути России. 3. Административные реформы В.В.Путина. Исследователи о сущности политического строя в Российской Федерации. Методические рекомендации: 1. Становление российской государственности в 1990-1993 гг. Нарастание противоречий между исполнительной и законодательной властью. Характеристика общественно-политической ситуации в России к началу 1990 г. Основные причины политического кризиса. Создание оппозиционных партий и движений. I Съезд народных депутатов РСФСР: особенности, предвыборная кампания, результаты. Августовский путч и судьба СССР. Создание вертикали президентской власти. Раскол реформаторского большинства: суть, последствия. Рост недовольства общества политикой, проводимой Ельциным (забастовочное движение, демонстрации протеста). Появление разнообразных политических течений: характеристика, программы. Причины нарастания конфликта между двумя ветвями власти: мнение политологов. 2. Сентябрьско-октябрьский (1993 г.) политический кризис и его последствия. Референдум о доверии Президенту: причины, последствия. Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» - анализ документа. Углубление противоречий между Президентом РФ Ельциным и руководителями Белого Дома. Вооруженные столкновения в Москве. Ввод чрезвычайного положения. Указы Президента РФ о реформировании представительных органов. Принятие новой Конституции РФ. Основные итоги противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти. 3. Административные реформы В.В.Путина. Исследователи о сущности политического строя в Российской Федерации. Характеристика политического положения в стране к началу 2000 г. Особенности прихода В.В.Путина к власти. Указ о создании семи федеральных округов – анализ. Реорганизация Совета Федерации: причины, суть, последствия. «Кадровая революция». Политика «равноудаленности» олигархов от политической власти. Результаты политического реформирования В.В.Путина в 2000-2004 гг. – позиции политологов. Источники 1. Б. Ельцин. Записки Президента. М.,1994. 2. В. Костиков. Роман с Президентом. М., 1997. С. 218-263. 3. О. Попцов. Хроника времен “царя Бориса”. Россия. Кремль. 1991-1995. М.,1996. С. 310-355, 368-379. 4. История Отечества в документах. Вып. 4. М.,1994. С. 178-179, 182-183, 187-193, 194-200. 5. Ельцин - Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М.,1994. 6. Москва. Осень-93: хроника противостояния. М.,1994.
Литература 1. Волобуев А. Четвертооктябрьский политический режим: социальная сущность и перспективы. // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. Вып.2. М.,1995. 2. Зудин А.Ю. Режим В. Путина: контуры новой политической системы // Общественные науки и современность. 2003. № 3. 3. Куда идет Россия? 10 лет реформ. // Отечественная история. 1995. № 4. 4. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту. // Общественные науки и современность. 1995. № 1. 5. Образ власти. Взгляд граждан и политиков. // Свободная мысль. 1995. № 12. 6. Согрин В. 1985-1995: реалии и утопии новой России. // Отечественная история. 1995. № 2. 7. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М.,1994. С.151-182.
Дополнительная литература 1. Волны и циклы политического развития // Полис. 2002. № 4. 2. Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социс. 2002. № 8. 3. Млечин Л. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н.Ельцина до В.В. Путина. М., 2002. 4. Парадоксы российского массового сознания. // Век. 1996. №9. 5. Пугачев Б., Россия на перепутье. // Россия ХХI. 1995. №1-4. 6. Рар А. Владимир Путин. “Немец” в Кремле. М.,2001. 7. Салмин А. Какую Россию мы строим?// Полис. 2003. № 8. 8. Федоров В., Цуладзе А. Эпоха Путина. Тайны и загадки “кремлевского двора”. М., 2003. Темы рефератов 1. Демократия в России: современное состояние и перспективы. 2. Современная политическая элита. 3. Власть и общество: особенности взаимоотношений. 4. Становление партийной системы России. Литература 1. Ашин Т. Правящая элита и общество // Свободная мысль.1994. № 2. Бутенко А. О характере созданного в России общественного строя // Социс. - 1994. - №10. 3. Демократия в России: самокритика и перспективы // Общественные науки и ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|