Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ВО II ПОЛОВИНЕ 40-Х – НАЧАЛЕ 50-Х ГГ.





Пояснительная записка

 

Планы семинарских занятий составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401 – «История».

Планы семинарских занятий являются необходимым условием самостоятельной работы студентов по изучению новейшей истории России (1945-2004 гг.). Они содержат название темы, план вопросов, выносимых на обсуждение, темы рефератов и список литературы, с которыми должен ознакомиться студент и ориентироваться в них, готовясь к занятию.

Курс новейшей истории России (1945-2004 гг.) призван проследить этапы и основные тенденции общественно-политического и социально-экономического развития России в указанный период; проанализировать взаимодействие внутренних и внешних факторов, способствовавших замедлению темпов развития страны, нарастанию кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества; дать характеристику процесса реформирования советской системы во второй половине 1980 - начале 1991 гг., распада СССР и смены общественно-политического строя; рассмотреть сложности и противоречия переходного периода 1990-х гг., внутреннюю и внешнюю политику администрации В.В.Путина.

Программа предполагает формирование целостной системы знаний, понимание закономерностей социально-экономического и политического развития советской и постсоветской России, а также формирование у студентов умений и навыков самостоятельного анализа, прогнозирование перспектив и тенденций развития политического процесса в России с учетом реалий мировой политики. При этом предполагается активное использование междисциплинарных связей, опора на имеющиеся знания по отечественной и новейшей зарубежной истории.

Прежде всего, обучающийся должен ознакомиться с конспектом лекций по соответствующей теме, а потом прейти к изучению необходимых разделов учебников. По ходу знакомства с литературой он должен прочно освоить лексический минимум по теме, для того чтобы его будущий ответ на семинаре и экзамене был терминологически грамотным.

Для более глубокого овладения материалом студентам предлагается прочитать и законспектировать некоторые издания из списка дополнительной литературы. Она приведена к каждой теме.

В ходе семинарского занятия предлагается заслушивание рефератов, темы которых приводятся в настоящих планах.


ТЕМА I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ВО II ПОЛОВИНЕ 40-Х – НАЧАЛЕ 50-Х ГГ.

Занятие 1-2

Цель занятия: Раскрыть изменение положения СССР после окончания второй мировой войны. Выяснить, какую роль сыграла наша страна в формировании «биполярного мира».

 

Вопросы:

1. Изменение геополитической роли СССР после второй мировой войны.

2. Взаимоотношения СССР со странами народной демократии.

3. Советско-югославский конфликт.

 

Методические рекомендации:

1. Изменение геополитической роли СССР после второй мировой войны.

Основные итоги Второй мировой войны. Роль СССР в создании ООН как организации по укреплению мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Особенности взаимоотношений СССР со своими союзниками по антигитлеровской коалиции. Основные причины изменения этих отношений. «План Маршалла»: суть, значение. Причины отказа Советского Союза от участия в этой программе. Формирование основных военно-политических блоков мира. Роль СССР в национально-освободительных движениях в развивающихся странах. «Холодная война»: понятие, суть. Первые итоги противостояния.

2. Взаимоотношения СССР со странами народной демократии.

Участие Советского Союза в формировании правительств социалистической ориентации в странах Центральной и Восточной Европы. Появление новых государств на территориях, освобожденных СССР. Значение создания Коминформбюро. Создание СЭВ: основные причины, последствия. Первые противоречия СССР со странами народной демократии и особенности их урегулирования.

3. Советско-югославский конфликт.

Особенности взаимоотношений Советского Союза и Югославии в ходе Второй мировой войны и после ее окончания. Создание в Югославии социалистического государства. Причины нарастания противоречий между союзниками. Развитие конфликта. Основные последствия для СССР и стран «социалистического лагеря».

 

Источники и литература

1. Адибеков Г. М. Попытка коминтернизации Коминформбюро в 1950 г. По новым архивным материалам // Новая и новейшая история. - 1994. - № 4-5.

2. Гибианский Л. Я. Как возник Коминформ. По новым архивным материалам // Новая и новейшая история. - 1993. - № 4.

3. Корниенко Г. М. У истоков "холодной войны" // Новая и новейшая отечественная история. - 1990. - № 6.

4. Наринский М. М. СССР и план Маршалла. По документам архива Президента РФ // Новая и новейшая история. - 1993. - № 2.

5. Нежинский Л. Н., Челышев И. А. О доктринальных основах советской внешней политики в годы "холодной войны" // Отечественная история. - 1995. - № 1.

6. Политические системы СССР и стран Восточной Европы в 20-е -60-е гг. - М., 1991.

7. СССР и страны Восточной Европы. Круглый стол // История СССР. - 1991. - № 1.

8. Секретная советско-югославская переписка 1948 г. // Вопросы истории. - 1992. - № 4-5.

9. Чубарьян А. О. Новая история "холодной войны" // Новая и новейшая история. - 1997. - № 6.

 

Дополнительная литература:

1. Гиренко Ю. С. Сталин - Тито. - М., 1990.

2. Корниенко Г. М. Холодная война. Свидетельства ее участников. - М., 1994.

3. Орлин И.И. Восточная Европа в советско-американских отношениях после второй мировой войны // Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. - М., 1993. С.105-111.

4. Советская внешняя политика в годы "холодной войны". Новое прочтение. - М., 1995.

 

Темы рефератов

1. Структура и процедуры ООН.

2. Внешняя политика СССР и атомное оружие.

3. СССР и корейская война.

 

Литература

1. Абакумов Б. С. Советские летчики в небе Кореи // Вопросы истории. - 1993. - № 1.

2. Калашников А. С. Ядерный "монстр", который служил миру. // Военно-исторический журнал. - 1994. - № 2.

3. Мальков В. Л. "Манхэттенский проект". Разведка и дипломатия. - М., 1995.

4. Россия и ООН. Информационный справочник. - М., 1996.

5. Славинский Б. Корейская война, которая едва не привела мир к катастрофе // Новое время. - 1990. -№ 23 - С. 36-39.

6. Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. - М., 1993.

7. Харитон Ю. Б., Смирнов Ю. Н. Мифы и реальность советского атомного проекта. - Арзамас-16, 1994.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие изменения в международной обстановке произошли после окончания второй мировой войны? Как изменились место и роль СССР в послевоенной мире? Как оценивало новую международную ситуацию советское руководство?

2. Объясните причины негативного отношения советского руководства к «плану Маршалла».

3. Как вы думаете, можно ли считать «экспортом революции» навязывание странам Восточной Европы советской модели социализма?

4. Проанализируйте деятельность Коминформа и роль этой организации в советско-югославском конфликте.

ТЕМА 2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ СССР В 1946-1953 гг.

Занятие 3

Цель занятия:Раскрыть внутреннее положение страны в период апогея сталинизма. Выявить причины и основные направления политических репрессий в послевоенный период.

 

Вопросы:

1. Особенности общественно-политической ситуации в стране после окончания войны.

2. Новый виток репрессий: причины, основные направления.

2.1. Борьба за власть в партийном руководстве. "Ленинградское дело".

2.2. Кампания по борьбе с космополитизмом. "Дело врачей" (1953 г.).

2.3. Продолжение политики депортации народов.

 

Методические рекомендации:

1. Особенности общественно-политической ситуации в стране после окончания войны.

Характеристика общества после окончания Великой Отечественной войны. Ожидания населения на демократические перемены в стране. Разработка проектов новой конституции СССР и программы ВКП(б) – анализ документов. Причины отклонения проектов. Меры по ужесточению внутриполитического курса: основные направления, последствия.

2. Новый виток репрессий: причины, основные направления.

2.1. Борьба за власть в партийном руководстве. "Ленинградское дело".

Характеристика новой внутриполитической борьбы за власть между соратниками Сталина. Сущность репрессий в отношении руководителей Ленинградского обкома партии и его значение.

2.2. Кампания по борьбе с космополитизмом. "Дело врачей" (1953 г.).

Космополитизм: причины, суть, значение. Основные обвинения в отношении врачей. Результаты борьбы.

2.3. Продолжение политики депортации народов.

Народы, подлежащие выселению с исторической территории: сущность обвинений, места переселений, последствия.

 

Занятие 4

Цель занятия: Проследить состояние культуры в указанный период. Выяснить, какую роль играет личность в духовной жизни общества.

 

Вопросы:

1. Особенности развития культуры во вт. пол. 40-х - нач. 50-х гг.

2. Отрицательное влияние культа личности на развитие литературы и искусства.

2.1. Постановление ЦК ВКП (б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" и его последствия (Известия ЦК КПСС. - 1989. - № 1.- С.45).

2.2. Сталин и писатели: особенности взаимоотношений (по воспоминаниям К. Симонова).

 

Методические рекомендации:

1. Особенности развития культуры во вт. пол. 40-х - нач. 50-х гг.

Состояние культуры после окончания Великой Отечественной войны. Возникновение новых стилей и направлений в культуре и искусстве. Появление новых авторов.

2. Отрицательное влияние культа личности на развитие литературы и искусства.

2.1. Постановление ЦК ВКП (б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" и его последствия (Известия ЦК КПСС.‑1989. ‑ 1. ‑С.45).

Причины принятия документа. Взаимоотношения партийного руководства и деятелей культуры, их основные противоречия. Сущность обвинений в отношении Ахматовой и Зощенко, их дальнейшая судьба. Основные итоги по вопросу путей дальнейшего развития культуры и искусства.

2.2. Сталин и писатели: особенности взаимоотношений (по воспоминаниям К. Симонова).

Анализ текста автора о положении советских писателей и роли Сталина в развитии отечественной литературы.

Источники

1. Реабилитация. Политические процессы 30-х - 50-х гг. - М.,1991. С. 311-331.

2. Симонов К. Глазами человека моего поколения. - М.,1990. -

С. 148-154, 208-229, 230-255.

3. Хрущев Н. С. Воспоминания. // Вопросы истории. - 1992. - № 1. -С. 48-64.

 

Литература:

1. Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти // Вопросы истории КПСС. - 1990. - №11.

2. Аксенов Ю.С. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии // Трудные вопросы истории. - М., - 1991.

3. Зубкова Е. Ю. Общество, вышедшее из войны: русские и немцы в 1945 г. // Отечественная история. - 1995. - № 3. - с. 90-100.

4. Бугай Н. Ф. 20-е - 30-е годы: депортация населения с территории Европейской России // Отечественная история. - 1992. - № 4.

5. Бугай Н. Ф. 20-е - 50-е годы: переселение и депортации еврейского населения в СССР // Отечественная история. - 1993. - № 4.

6. Некрич А. Наказанные народы. // Родина. - 1990. - № 6.

7. Земсков В. Н. К вопросу о репатриации советских граждан. 1944-1945 гг. // История СССР. - 1990. - № 4.

8. Жуков Ю. Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 гг. // Вопросы истории. - 1995. - № 1. - с. 23-40.

9. Демографическая ситуация в СССР в 40-е годы // Отечественные архивы. - 1996. - № 2. - С. 27-34.

10. Куняев С. Post scriptum. История "ленинградского дела" и журналов "Звезда" и "Ленинград" // Наш современник. - 1995. - № 10 - С.184-198.

11. Судьба военнопленных и депортированных граждан СССР // Новая и новейшая история. - 1996. - № 2. - с. 91-100.

 

Темы рефератов

1. ГУЛАГ в Кузбассе.

2. Репрессивное законодательство в СССР.

 

Литература

1. Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) // Социо-логические исследования. - 1991. - № 6-7.

2. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма: Книга II. Апогей. - Екатеринбург. - 1997. - С. 185-197.

3. Принудительный труд. Исправительно-трудовые лагеря в Кузбассе (30-50-е гг.). Т.2. - Кемерово, - 1994. - С. 59, 127, 227.

4. Гвоздкова Л.И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе. - Кемерово. - 1997. - С. 239-369.

5. Мить А.А. Численность и состав заключенных Сибирского исправительно-трудового лагеря (1942-1960 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. - Кемерово. - 1997 - С. 17-25.

 

Литература:

1. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма: Книга I. Генезис. - Екатеринбург. - 1996. - с. 157-188.

2. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма: Книга II. Апогей. - Екатеринбург. - 1997. - с. 79-151.

3. Гвоздкова Л. И. Сталинские лагеря на территории Кузбасса (30-40-е гг.). - Кемерово. - 1994. - с. 24-31.

4. Гвоздкова Л.И. История репрессий и сталинских лагерей в Кузбассе. - Кемерово, 1997. с. 137-173.

5. Кириллов В.М. История репрессий в Нижнетагильском регионе Урала. 1920-е - начало 50-х гг.: Ч. 1. Репрессии 1920-1930 гг. - с. 56-87.

6. Троцкий Л.Д. Сталин. - М.,1990.

7. Раковский Х. Письмо Г.Валентову // Вопросы истории. 1989. №12.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «демократический импульс» войны?

2. Каковы были причины нарастания в обществе критического настроя? Какие категории населения были его носителями?

3. Какие новые депортации и репрессии обрушились на представителей национальных меньшинств после окончания войны? Чем это можно объяснить?

4. Чем было вызвано изменение настроений в среде интеллигенции после окончания войны? Какие основные проблемы общественного развития интересовали интеллигенцию в эти годы?

5. Что послужило поводом и истинной причиной принятия специального постановления ЦК ВКП(б) по ряду периодических изданий?

6. Почему одним из первых ударов властей был удар по литературе? Кого из деятелей литературы власти подвергли критике и за что? Каковы были результаты мер властей в области литературы после войны?

 

 

Занятие 5

Цель занятия: Занятие призвано раскрыть изменения в советской политической системе в 1953-57 гг. Студенты должны выявить суть и специфику идеологии «Оттепели» и ее влияния на общественную жизнь.

Вопросы:

1. Борьба за власть в партийно-государственной элите после смерти Сталина.

2. Начало "оттепели": особенности общественно-политического

развития в 1953-1956 гг.

3. XX съезд партии о культе личности Сталина.

4. Трудности десталинизации страны. "Неудавшийся переворот" 1957 г.

Методические рекомендации:

1. Борьба за власть в партийно-государственной элите после смерти Сталина.

Расстановка политических сил в марте 1953 г. Основные конкуренты в борьбе за власть. Их политические и экономические программы по улучшению положения в стране. Основные причины прихода Хрущева к власти. Методы Хрущева по устранению своих политических противников. Судьбы Берии и Маленкова.

2. Начало "оттепели": особенности общественно-политического

Развития в 1953-1956 гг.

«Оттепель»: суть, причины появления, основные мероприятия и направления. Амнистия и реабилитация: разница понятий. Последствия освобождения граждан. Реорганизация органов правопорядка.

3. XX съезд партии о культе личности Сталина.

Особенности подготовки речи Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева. Понятие «культ личности». Выступление Н. С. Хрущева с докладом «О культе личности и его последствиях» - анализ документа.Реакция партийного аппарата, общественности. Основные последствия выступления.

4. Трудности десталинизации страны. "Неудавшийся переворот" 1957 г.

Рост недовольства части партийно-государственного аппарата, проводимой Н. С. Хрущевым политики – основные обвинения. Список лидеров, возглавивших антипартийную группу. Основные причины «неудавшегося переворота» и его последствия. Судьбы заговорщиков.

 

Источники и литература:

1. О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС на ХХ съезде КПСС // Реабилитация. Политические процессы 30-50-х гг. - М., 1991.

2. О преодолении культа личности и его последствиях. Постановление ЦК КПСС. 30 июня 1956 г. // КПСС в резолюциях. Изд. 9. Т.9. С. 111-129.

3. Барсуков Н.А. ХХ съезд в ретроспективе Хрущева // Отечественная история. - 1996. - № 6.

4. ХХ съезд КПСС и его исторические реальности. - М.,1991. С.8-36, 37-66.

5. Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 г. // Вопросы истории. - 1996. - № 5-6.

6. Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике после сталинского руководства // Отечественная история. 1995. - № 4.

7. Наумов В.П. Борьба Хрущева за единоличную власть // Новая и новейшая история. - 1996. - № 2.

8. Наумов В. П. К истории секретного доклада Н. С. Хрущева на ХХ съезде КПСС // Новая и новейшая история. - 1996. - № 4.

9. Хрущев Н. С. Воспоминания // Вопросы истории. - 1992. - № 2-3, С. 90-102.

 

Дополнительная литература

1. Авторханов А. Загадка смерти Сталина: заговор Берия. М.,1992.

2. Зубкова Е. Ю. Общество и реформа. 1945-1964. - М.,1993.

3. Медведев Р. Н. С. Хрущев // Дружба народов. - 1989. - № 7-8.

4. Хрущев Н. С. Материалы к биографии. - М.,1989.

5. Катков Н.Ф. Восстановление исторической правды и справедливости. // Вопросы истории КПСС.- 1991. - № 9. С. 83-92.

 

 

Темы рефератов

1. ХХ съезд и советское общество.

2. Особенности реабилитации жертв массовых репрессий в 50-е годы.

 

Литература

1. Козлов В. А. Политические волнения в Грузии после ХХ съезда КПСС. // Отечественная история. - 1997. - № 3.

2. Наумов В.П. Н.С. Хрущев и реабилитация жертв массовых политических репрессий // Вопросы истории. - 1997. - № 4.

3. "Не допустим критики Сталина". События в Грузии. Март 1956 г. // Источник. - 1995. - № 6.

4. Лазарев Б.П. Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов // Государство и право. - 1994. - № 12. - С 21-26.

5. Цой Б. Социальные и экономические аспекты реабилитации народов и граждан, репрессированных в СССР // Государство и право. - 1994. - № 12 - С.12-20.

6. Борисов Ю.С., Голубев А. В. Политическая реабилитация в СССР 1950-1960-е гг. в освещении западной историографии // Отечественная история. - 1992. - № 5.

7. Реабилитация: политические процессы 30-50-х гг. - М.,1991.

8. Кузнецов И.Н. Знать и помнить (историческое исследование массовых репрессий и реабилитации жертв террора 30-х годов). - Томск, - 1993. - С. 99- 131.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова была расстановка политических сил в руководстве страны после смерти Сталина? Какие этапы в борьбе за власть прошли его наследники в 1953-57 гг.

2. Какие вопросы рассматривал ХХ съезд КПСС? В чем вы видите исторический характер его решений?

3. Какие политические решения советского руководства этих лет вы считаете главными и почему? Можно ли считать реформы Хрущева в политической сфере «революцией сверху»?

 

 

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 50‑х- перв. пол. 60-х гг.

 

Занятие 6

Цель занятия: Раскрыть подготовку, проведение и первые последствия преобразований в народном хозяйстве. Выявить причины неудачной реализации программ реформирования социально-экономической сферы страны.

 

Вопросы:

1. Борьба за власть в партийно-государственной элите после смерти Сталина.

2. Начало "оттепели": особенности общественно-политического

развития в 1953-1956 гг.

3. XX съезд партии о культе личности Сталина.

4. Трудности десталинизации страны. "Неудавшийся переворот" 1957 г.

 

Методические рекомендации:

1. Изменение системы управления промышленностью. Оценка системы СНХ.

Состояние промышленности на период проведения реформ. 3акон о перестройке управления промышленностью и строительством: причины появления, основные цели. Советы народного хозяйства – структура управления, направления деятельности. Основные достоинства и достижения. Причины неудачного внедрения СНХ и его последствия.

2. Развитие промышленности в 50-е гг. Особенности технического прогресса.

Повышение эффективности использования основных производственных фондов в промышленности и строительстве. Постепенное переключение внимания с накопления на потребление. Появление новых отраслей промышленности (атомная энергетика, ракетостроение). Освоение космического пространства. Создание НИИ по основным видам производства. Управление подобными предприятиями. Основные недостатки советского научно-технического прогресса.

 

 

Занятие 7

Цель занятия: Раскрыть подготовку, проведение и первые последствия преобразований в народном хозяйстве. Выявить причины неудачной реализации программ реформирования социально-экономической сферы страны.

Вопросы:

1. Социальная политика 50-х - нач. 60-х гг.

2. Основные программы по развитию сельского хозяйства: суть, последствия реализации.

3. Состояние сельского хозяйства в начале 50-х гг. Сентябрьский (1953 г.) Пленум ЦК КПСС об основных мерах по развитию сельскохозяйственного производства.

Методические рекомендации:

Темы рефератов

1. Становление и развитие ВПК.

2. События в Новочеркасске.

Литература

1. Бакунин А. В. История советского тоталитаризма. Книга II. Апогей. - Екатеринбург. - 1997. - С. 175-184.

2. Быстрова И. В. Развитие ВПК //СССР и "холодная война". М.,1995 С.160-202.

3. Никитина О. Новочеркасск. Хроника трагедии // Дон,1990, №8 -9.

4. Никитина О. Они хотели найти правду // Родина. - 1990. - № 3. - С.24-29.

5. Симонов Н.С. ВПК СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста. Структура организации производства и управления. - М.,1996.

6. Третецкий А. Новочеркасск: июнь 1962 года // Военно-исторический журнал. 1991. №1.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите предпринятые государственным руководством меры по развитию промышленности и сельского хозяйства. Какой практический результат они дали?

2. Чем, на ваш взгляд, объясняются серьезные трудности в развитии народного хозяйства страны в начале 60-х гг.?

3. Почему сильная социальная политика была так важна для наследников Сталина?

 

 

Занятие 8

Цель занятия: Раскрыть взаимоотношения Советского Союза со странами Восточной Европы и США. Выяснить, в чем были противоречия политики мирного сосуществования.

 

Вопросы:

1. СССР и страны социалистического содружества:

1.1. "Венгерский кризис" 1956 г. и позиция СССР.

1.2. СССР и "пражская весна" 1968 г.

1.3. Советско-польские отношения в конце 70 - начале 80-х гг.

2. Советско-американские отношения

2.1. Германский кризис 1961 г.

2.2. Карибский кризис 1962 г.

2.3 Обострение советско-американских отношений в конце 70-х гг. Афганская война.

Методические рекомендации:

1. СССР и страны социалистического содружества:

1.1. "Венгерский кризис" 1956 г. и позиция СССР.

Причины возникновения противоречий между СССР и Венгрией. Выступления в Будапеште. Реакция стран-участниц ОВД на положение дел в республике. Ввод советских войск в столицу. Подавление волнений. Итоги кризиса. Позиция стран Западной Европы.

1.2. СССР и "пражская весна" 1968 г.

«Доктрина Брежнева»: понятие, суть. Основные причины ухудшения отношений с Чехословакией. Вмешательство стран ОВД во внутренние дела страны. Последствия военного столкновения с демонстрантами. Реакция стран НАТО.

1.3. Советско-польские отношения в конце 70 - начале 80-х гг.

Особенности взаимоотношений СССР и Польши. Попытки польского руководства изменения политического и экономического курса страны. Ответ СССР. Смена лидеров страны.

2. Советско-американские отношения

2.1. Германский кризис 1961 г.

Характеристика отношений между СССР и США в хрущевское десятилетие. Ультиматум Хрущева по решению германского вопроса. Позиция США. События в ГДР. Бегство восточных немцев в ФРГ. Строительство Берлинской стены. Основные итоги.

2.2. Карибский кризис 1962 г.

Причины размещение советских ракет на Кубе. Заявления лидеров сверхдержав. Пик эскалации кризиса. Усилия советских и американских дипломатов по предотвращению ядерного конфликта. Соглашение об установлении прямой телефонной связи между лидерами СССР и США. Последствия противостояния.

Литература

1. Афганистан. Секретные документы из особых папок // Вопросы истории. - 1993 - № 3.

2. Для спасения Родины и революции. Афганистан: политические и декларации и материальные затраты // Источник. - 1995. - № 3. С.153-156.

3. Документы советского руководства о положении в Афганистане. 1979-1980 // Новая и новейшая история. - 1996. - № 3.

4. Документы "комиссии Суслова". События в Польше в 1981 // Новая и новейшая история. - 1994. - № 1.

5. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. - М., - 1990Корниенко Г. М. Новое в Карибском кризисе // Новая и новейшая история. - 1991. - № 3.

6. Корниенко Г.М. Упущенная возможность // Новая и новейшая отечественная история. - 1992. - № 2.

7. Корниенко Г.М. Как принималось решение о вводе советских войск в Афганистан и их выводе // Новая и новейшая история. 1993. - № 3.

8. Мусатов В.Л. СССР и венгерские события 1956 г.: новые архивные документы // Новая и новейшая история. - 1993. - № 1.

9. Мусатов В.Л. Предвестники бури. Политические кризисы в Восточной Европе. - М.,1996.

10. Пихоя Г. Чехословакия, 1968 г. Взгляд из Москвы. По документам ЦК КПСС // Новая и новейшая история. - 1994. - № 6. - 1995 - № 1.

11. Хрущев С. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. В 2 тт ‑ М.,1994.

12. Венгрия 1956 года: очерки истории кризиса. - М.,1993.

 

Дополнительная литература

1. Загладин Н. В. История успехов и неудач советской дипломатии. - М.,1990.

2. Вестад О. А. Накануне ввода советских войск в Афганистан. 1978-1979 гг. // Новая и новейшая история. - 1994. - № 2.

3. Гриф секретности снят. Потери вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. - М.,1993.

4. Млынарж З. Мороз ударил из Кремля. - М.,1992.

5. Открывая новые страницы. - М.,1989.

6. Позиция руководства США в связи с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. // Новая и новейшая история. - 1997. - № 3.

7. Н. С. Хрущев. Материалы к биографии. - М.,1989.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему после смерти Сталина важнейшим направлением советской внешней политики стали отношения с Западом?

2. Что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма с 1955-64 гг.

3. Чем можно объяснить начало в конце 60-х гг. активного диалога СССР-Запад? Какие события положили начало процессу разрядки международной направленности? Какие события ознаменовали окончание процесса разрядки?

4. Какие региональные конфликты 60-70-х гг. с участием Советского Союза были наиболее масштабными и кровопролитными?

5. Охарактеризуйте причины и последствия участия СССР в Афганской войне.

6. Какие факторы свидетельствуют о новых явлениях, происходивших в странах социализма в середине 60-х – середине 80-х гг.?

 

 

Занятие 9

Цель занятия: Раскрыть процесс возникновения и развития движения диссидентов. Выявить влияние данного движения на формирование национального самосознания.

Вопросы:

1. Либерально-демократическое направление о необходимости

реформирования СССР.

2. Национально-патриотическое направление об особом пути России.

 

Методические рекомендации:

1. Либерально-демократическое направление о необходимости

Реформирования СССР.

Понятие «диссиденство». Причины возникновения движения. Основные течения. Этапы развития движения. Характеристика этапов. Программные требования. Группа Красноперовцева. Московско-Хельсинская группа. Информационные и публицистические издания диссидентов. Методы борьбы партийного руководства с правозащитниками. Судьбы лидеров оппозиционного движения.

2. Национально-патриотическое направление об особом пути России.

Причины оживления русского национального движения. Письмо А.Солженицына «Вождям Советского Союза» - анализ документа. «10 пунктов» Солженицына о собственном пути развития страны. Позиция А.Сахарова и его несогласие с неославянофилами – сравнительный анализ. Основные итоги активизации национального движения.

Источники

1. Альмарик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 г.? // Погружение в трясину. - М.,1991.

2. Сахаров А. Нобелевская лекция. Мир, прогресс, права человека // Там же.

3. Сахаров А. О письме А. Солженицына "Вождям Советского Союза" // Знамя. - 1990. - № 2.

4. Солженицын А. На возврате дыхания и сознания // Новый мир. - 1991. - № 5.

5. Солженицын А. Жизнь не по лжи! //Погружение в трясину. М,1991.

6. Шафаревич И. Путь из-под глыб. - М.,1991.

 

Литература

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР. - М.,1992.

2. Национальная правая прежде и теперь. Историко-социологические очерки. - СПб.,1993.

3. "Нобелиана" А. Солженицына // Исторический архив. - 1992. -№ 1. С.144-158.

 

Темы рефератов

1. Политика "ресталинизации" страны в 70 - пер. пол. 80-х гг.

 

Литература

1. Арбатов Г. Свидетельства современника. - М.,1991. - С.149-177, 253-269.

2. Брежнев Л. И. Материалы к биографии. - М.,1991.

3. Медведев Р., Л. И. Брежнев. Личность и эпоха. - М.,1992.

4. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М.,1990, - гл. 1, 3.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем проявился разрыв между теоретическими положениями, выдвигавшимися партийными идеологами, и практикой реальной жизни?

2. Чем было вызвано возникновение диссидентского движения? Почему оно возникло именно в середине 60-х гг.?

3. Какие факторы способствовали отъезду за границу многих деятелей художественной культуры?

4. В чем вы видите причины оживления русского национального движения? В чем оно проявилось?

5. Для чего властям понадобилось делать вывод о советском народе как новой исторической общности людей?

6. Какие причины вызвали активизацию национального движения в стране к началу 70-х гг.?

 

 

Занятие 10-11

Цели занятия: Раскрыть политическую ситуацию в стране в 1985-1991 гг. Выявить, какую роль в нарастании кризисных явлений и углублении раскола общества сыграли основные политические партии и их лидеры.

Вопросы:

1. Поиск идеологии обновления советского общества и идеологический кризис 1990/ 1991 гг.

2. Политика гласности и начало реформирования советской политической системы.

3. Обострение политической борьбы и углубление раскола общества в 1990-1991 гг.

4. Августовский 1991 г. путч и его последствия. Распад СССР.

 

Методические рекомендации:

Занятие 12-13

Цель занятия: Раскрыть политическую ситуацию в стране в указанный период. Выяснить, какую роль в становлении государственной системы играет личностный фактор.

 

Вопросы:

1. Становление российской государственности в 1990-1993 гг. Нарастание противоречий между исполнительной и законодательной властью.

2. Национально-патриотическое направление об особом пути России.

3. Административные реформы В.В.Путина. Исследователи о сущности политического строя в Российской Федерации.

Методические рекомендации:

1. Становление российской государственности в 1990-1993 гг. Нарастание противоречий между исполнительной и законодательной властью.

Характеристика общественно-политической ситуации в России к началу 1990 г. Основные причины политического кризиса. Создание оппозиционных партий и движений. I Съезд народных депутатов РСФСР: особенности, предвыборная кампания, результаты. Августовский путч и судьба СССР. Создание вертикали президентской власти. Раскол реформаторского большинства: суть, последствия. Рост недовольства общества политикой, проводимой Ельциным (забастовочное движение, демонстрации протеста). Появление разнообразных политических течений: характеристика, программы. Причины нарастания конфликта между двумя ветвями власти: мнение политологов.

2. Сентябрьско-октябрьский (1993 г.) политический кризис и его последствия.

Референдум о доверии Президенту: причины, последствия. Указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» - анализ документа. Углубление противоречий между Президентом РФ Ельциным и руководителями Белого Дома. Вооруженные столкновения в Москве. Ввод чрезвычайного положения. Указы Президента РФ о реформировании представительных органов. Принятие новой Конституции РФ. Основные итоги противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти.

3. Административные реформы В.В.Путина. Исследователи о сущности политического строя в Российской Федерации.

Характеристика политического положения в стране к началу 2000 г. Особенности прихода В.В.Путина к власти. Указ о создании семи федеральных округов – анализ. Реорганизация Совета Федерации: причины, суть, последствия. «Кадровая революция». Политика «равноудаленности» олигархов от политической власти. Результаты политического реформирования В.В.Путина в 2000-2004 гг. – позиции политологов.

Источники

1. Б. Ельцин. Записки Президента. М.,1994.

2. В. Костиков. Роман с Президентом. М., 1997. С. 218-263.

3. О. Попцов. Хроника времен “царя Бориса”. Россия. Кремль. 1991-1995. М.,1996. С. 310-355, 368-379.

4. История Отечества в документах. Вып. 4. М.,1994. С. 178-179, 182-183, 187-193, 194-200.

5. Ельцин - Хасбулатов: единство, компромисс, борьба. М.,1994.

6. Москва. Осень-93: хроника противостояния. М.,1994.

 

 

Литература

1. Волобуев А. Четвертооктябрьский политический режим: социальная сущность и перспективы. // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. Вып.2. М.,1995.

2. Зудин А.Ю. Режим В. Путина: контуры новой политической системы // Общественные науки и современность. 2003. № 3.

3. Куда идет Россия? 10 лет реформ. // Отечественная история. 1995. № 4.

4. Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту. // Общественные науки и современность. 1995. № 1.

5. Образ власти. Взгляд граждан и политиков. // Свободная мысль. 1995. № 12.

6. Согрин В. 1985-1995: реалии и утопии новой России. // Отечественная история. 1995. № 2.

7. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. От Горбачева до Ельцина. М.,1994. С.151-182.

 

Дополнительная литература

1. Волны и циклы политического развития // Полис. 2002. № 4.

2. Заславская Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России // Социс. 2002. № 8.

3. Млечин Л. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н.Ельцина до В.В. Путина. М., 2002.

4. Парадоксы российского массового сознания. // Век. 1996. №9.

5. Пугачев Б., Россия на перепутье. // Россия ХХI. 1995. №1-4.

6. Рар А. Владимир Путин. “Немец” в Кремле. М.,2001.

7. Салмин А. Какую Россию мы строим?// Полис. 2003. № 8.

8. Федоров В., Цуладзе А. Эпоха Путина. Тайны и загадки “кремлевского двора”. М., 2003.

Темы рефератов

1. Демократия в России: современное состояние и перспективы.

2. Современная политическая элита.

3. Власть и общество: особенности взаимоотношений.

4. Становление партийной системы России.

Литература

1. Ашин Т. Правящая элита и общество // Свободная мысль.1994. №

2. Бутенко А. О характере созданного в России общественного строя // Социс. - 1994. - №10.

3. Демократия в России: самокритика и перспективы // Общественные науки и







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.