|
ГСЭ.Р.01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНАКафедра истории и Культурологии
ГСЭ.Р.01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА
Методические указания к практическим занятиям
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Уфа 2008 Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 5 от 18 января 2008 г.)
Составитель: к.и.н., доцент Зиязетдинов Р.М., к.и.н., доцент Зарипова Р.К. Рецензент: к.и.н., доцент Башкирского госуниверситета, к.и.н. Магадиев Н.З.
Ответственный за выпуск: к.и.н., зав. кафедрой истории и культурологии доцент Яминова С.А.
Оглавление Введение ……………………………………………………………………….. Планы практических занятий………………………………………………….. Тема 1. Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края………………………………………………………………………………. Тема 2. Южный Урал в период монгольского нашествия и Золотой Орды (ХII-пер.половина ХV веков)...…………………………………………. Тема 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России……… Тема 4. Борьба народов края против феодального и национального гнета (XVII-XVIII вв.)…………………………………………………………… Тема 5. Башкирский край в ХIХ веке…………………………………… Тема 6. Культура народов Башкортостана во второй половине ХVI -начале ХХ веков………………………………………………………………….. Тема 7. Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в Башкирии………………………………………………………….. Тема 8. Башкирское национальное движение и образование БАССР… Тема 9. Башкортостан в довоенные годы……………………………….. Тема 10. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны………. Тема 11. Башкортостан в 1945-1990-е годы.…………………………… Тема 12. Современный Башкортостан………………………………….. Примерная тематика экзаменационных вопросов……………………………. Библиографический список ………………………………….………………….
Введение Начавшийся процесс утверждения исторической правды вызывает всеобщий интерес к истории страны вообще и истории родной республики в частности. Учебный курс «История Башкортостана» охватывает период с древнейших времен и до наших дней. Курс изучается в объеме 56 часов (28 часов лекций, 28 часов практических занятий). В нем рассматриваются основные этапы и исторические события, их особенности и своеобразие проявления на территории нашей республики. Освещается деятельность исторических личностей, которые сыграли большую роль в общественном развитии края. По каждому вопросу плана практических занятий разработаны методические указания, которые являются примерной структурой ответа и помогают раскрыть проблему. Ко всем занятиям помещены библиографические списки дополнительной литературы по теме, а основная литература по курсу помещена в конце пособия. Кроме того, по каждой теме практических занятий предусмотрена подготовка научного сообщения, которое способствует конкретизации изучаемой проблемы.
1 Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края (2 часа) (тема 1)
1) Археологические и письменные источники о народах Южного Урала. 2) Этногенез башкир, русских, татар, чувашей и других народов. 3) Древняя культура башкир: устное народное творчество, быт и материальная культура.
Сообщения: 1 Секреты Каповой пещеры. 2 Арабские путешественники о древних башкирах.
Библиографический список
1 Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие булгары. – Казань: Татар.кн.изд-во, 1983. – 63 с. 2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Башк.энциклопедия, 1996. – С.29-30, 161-162, 382-383, 409-410, 504-505, 559-560, 636-638. 3 Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этнографический справочник. – Уфа: УНЦ РАН, 1995. – С.3-10. 4 Бикбулатов Н.В. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Изд-во «Башк.энциклопедия», 2002. - 248 с. 5 Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? – Санкт-Петербург: Изд-во Грань, 1994. – 125 с. 6 Ляхницкий Ю.С. Шульганташ. – Уфа: Китап, 2002. – 200 с. 7 Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Ч.1. – Казань: «Дом печати», 1998. – 486 с.; Ч.2 (1225-1552 гг.). – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. – 552 с. 8 Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты. – М.: Наука, 2000. – 579 с. 9 Русские/Отв. ред. В.А.Александров и др. – М.: Наука, 2003. – 328 с. 10 Славяне и их соседи. Вып.10. – М.: Наука, 2001. – 238 с. 11 Спящая Л.Н. Свидание с Аркаимом. – Уфа: Китап, 2001. – 104 с. 12 Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2000. – 311 с. 13 Яминов А.Ф., Минеева И.Н., Яминова С.А. Ирендык сквозь тысячелетия. – Уфа: ООО РА «Информреклама», 2005. – 44 с. 14 Янгузин Р.З. Этногенез башкир//Ватандаш. – 2002. - №5. – С.132-147. 15 Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Уфа, 2006. – 504 с.
1.1 Содержание первого вопроса
1) Подумайте, чем знаменита Каповая пещера? 2) Археологические и письменные источники о древних жителях Южного Урала. Попробуйте выделить особенности их культуры. 3) Выясните, какие территории охватывает исторический Башкортостан? 4) Расскажите о видных ученых-археологах и об их научных открытиях по древней истории нашего края. 5) Какому народу принадлежит богатая коллекция золотых украшений, обнаруженных в конце ХХ в. в Оренбургской области?
1.2 Содержание второго вопроса
1) Выясните, что означают термины «этногенез», «автохтонное население», «этнос», «гипотеза», «этноним», «этнография»? 2) Происхождение башкир. К какому веку относятся первые письменные упоминания о них на Южном Урале? 3) Происхождение русского народа. Этноним «Русь». 4) Происхождение татар. Содержание этнонима «татары». 5) Происхождение чувашей. Что означает этноним «чуваши». 6) Выясните роль древних булгар в формировании татарского, чувашского этносов. 7) Что Вы знаете о происхождении других народов края? 8) Назовите видных этнографов Республики Башкортостан.
Задания для СРС (20 ч.): 1. Изучите сочинение Ахмеда ибн-Фадлана «Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль» и сделайте свои выводы относительно социальных отношений, быта, культуры и верований башкир и других народов Поволжья и Южного Урала в Х веке. 2. Создайте свой словарь определений по данной дисциплине и дайте дефиниции таким терминам, как: этногенез, барымта, карымта, генезис, ясак, оран, тамга, левират, сорорат, эндогамия, экзогамия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шежере, булгар, сувар, черемисы и др. 3. Подготовьте, опираясь на литературу и лекции по теме, схему-таблицу: «Кочевые племена на территории Южного Урала и этногенез башкир». 4. Выполните тесты: 1) Самый древний археологический памятник на Урале: а) городище Аркаим б) стоянка Капова пещера в) стоянка Урта-Тубе
2) Настенные рисунки первобытных людей в Каповой пещере нанесены: а) 40 тыс. лет до н.э. б) 10-8 тыс. лет до н.э. в) 14-12 тыс. лет до н.э.
3) Хозяйство башкир IX-XII вв. включало в себя: а) земледелие, огородничество б) кочевое скотоводство, бортничество в) ремесло, охота
4) Памятники раннемусульманской культуры в башкирском крае: а) мавзолей у д. Нижние Термы б) мавзолей Хусейн бека в) соборная мечеть в Уфе
5) Этноним «гунны» связан с: а) Тюркским каганатом б) хазарским каганатом в) эпохой «великого переселения народов»
6) К иранской группе языков относится язык: а) половцев, печенегов б) сарматов, саков, скифов в) болгар
7) Со времен господства кыпчаков Половецкая Степь называлась: а) Гардарикой б) Тюркским каганатом в) Дешт-и-Кипчак
8) Места зимнего выпаса скота зимой у башкир назывались: а) летовка б) ареал в) тебеневка
9) Каждое башкирское племя имело свой клич, который назывался: а) тамга б) оран в) шежере
10) Космогонические представления башкир: а) предшествовали принятию ими ислама б) доказывали их атеизм в) говорили об их упорстве в язычестве
5. Задание на весь период изучения курса истории Башкортостана: для пополнения этнографического фонда музея аграрного университета постараться изыскать и представить материалы (экспонаты) по материальной культуре, быту, орудиям сельского труда башкир и др. народов региона.
Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34 Кафедра истории и Культурологии
ГСЭ.Р.01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА
Методические указания к практическим занятиям
Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Уфа 2008 Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 5 от 18 января 2008 г.)
Составитель: к.и.н., доцент Зиязетдинов Р.М., к.и.н., доцент Зарипова Р.К. Рецензент: к.и.н., доцент Башкирского госуниверситета, к.и.н. Магадиев Н.З.
Ответственный за выпуск: к.и.н., зав. кафедрой истории и культурологии доцент Яминова С.А.
Оглавление Введение ……………………………………………………………………….. Планы практических занятий………………………………………………….. Тема 1. Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края………………………………………………………………………………. Тема 2. Южный Урал в период монгольского нашествия и Золотой Орды (ХII-пер.половина ХV веков)...…………………………………………. Тема 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России……… Тема 4. Борьба народов края против феодального и национального гнета (XVII-XVIII вв.)…………………………………………………………… Тема 5. Башкирский край в ХIХ веке…………………………………… Тема 6. Культура народов Башкортостана во второй половине ХVI -начале ХХ веков………………………………………………………………….. Тема 7. Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в Башкирии………………………………………………………….. Тема 8. Башкирское национальное движение и образование БАССР… Тема 9. Башкортостан в довоенные годы……………………………….. Тема 10. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны………. Тема 11. Башкортостан в 1945-1990-е годы.…………………………… Тема 12. Современный Башкортостан………………………………….. Примерная тематика экзаменационных вопросов……………………………. Библиографический список ………………………………….………………….
Введение Начавшийся процесс утверждения исторической правды вызывает всеобщий интерес к истории страны вообще и истории родной республики в частности. Учебный курс «История Башкортостана» охватывает период с древнейших времен и до наших дней. Курс изучается в объеме 56 часов (28 часов лекций, 28 часов практических занятий). В нем рассматриваются основные этапы и исторические события, их особенности и своеобразие проявления на территории нашей республики. Освещается деятельность исторических личностей, которые сыграли большую роль в общественном развитии края. По каждому вопросу плана практических занятий разработаны методические указания, которые являются примерной структурой ответа и помогают раскрыть проблему. Ко всем занятиям помещены библиографические списки дополнительной литературы по теме, а основная литература по курсу помещена в конце пособия. Кроме того, по каждой теме практических занятий предусмотрена подготовка научного сообщения, которое способствует конкретизации изучаемой проблемы.
1 Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края (2 часа) (тема 1)
1) Археологические и письменные источники о народах Южного Урала. 2) Этногенез башкир, русских, татар, чувашей и других народов. 3) Древняя культура башкир: устное народное творчество, быт и материальная культура.
Сообщения: 1 Секреты Каповой пещеры. 2 Арабские путешественники о древних башкирах.
Библиографический список
1 Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие булгары. – Казань: Татар.кн.изд-во, 1983. – 63 с. 2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Башк.энциклопедия, 1996. – С.29-30, 161-162, 382-383, 409-410, 504-505, 559-560, 636-638. 3 Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этнографический справочник. – Уфа: УНЦ РАН, 1995. – С.3-10. 4 Бикбулатов Н.В. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Изд-во «Башк.энциклопедия», 2002. - 248 с. 5 Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? – Санкт-Петербург: Изд-во Грань, 1994. – 125 с. 6 Ляхницкий Ю.С. Шульганташ. – Уфа: Китап, 2002. – 200 с. 7 Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Ч.1. – Казань: «Дом печати», 1998. – 486 с.; Ч.2 (1225-1552 гг.). – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. – 552 с. 8 Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты. – М.: Наука, 2000. – 579 с. 9 Русские/Отв. ред. В.А.Александров и др. – М.: Наука, 2003. – 328 с. 10 Славяне и их соседи. Вып.10. – М.: Наука, 2001. – 238 с. 11 Спящая Л.Н. Свидание с Аркаимом. – Уфа: Китап, 2001. – 104 с. 12 Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2000. – 311 с. 13 Яминов А.Ф., Минеева И.Н., Яминова С.А. Ирендык сквозь тысячелетия. – Уфа: ООО РА «Информреклама», 2005. – 44 с. 14 Янгузин Р.З. Этногенез башкир//Ватандаш. – 2002. - №5. – С.132-147. 15 Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Уфа, 2006. – 504 с.
1.1 Содержание первого вопроса
1) Подумайте, чем знаменита Каповая пещера? 2) Археологические и письменные источники о древних жителях Южного Урала. Попробуйте выделить особенности их культуры. 3) Выясните, какие территории охватывает исторический Башкортостан? 4) Расскажите о видных ученых-археологах и об их научных открытиях по древней истории нашего края. 5) Какому народу принадлежит богатая коллекция золотых украшений, обнаруженных в конце ХХ в. в Оренбургской области?
1.2 Содержание второго вопроса
1) Выясните, что означают термины «этногенез», «автохтонное население», «этнос», «гипотеза», «этноним», «этнография»? 2) Происхождение башкир. К какому веку относятся первые письменные упоминания о них на Южном Урале? 3) Происхождение русского народа. Этноним «Русь». 4) Происхождение татар. Содержание этнонима «татары». 5) Происхождение чувашей. Что означает этноним «чуваши». 6) Выясните роль древних булгар в формировании татарского, чувашского этносов. 7) Что Вы знаете о происхождении других народов края? 8) Назовите видных этнографов Республики Башкортостан.
Задания для СРС (20 ч.): 1. Изучите сочинение Ахмеда ибн-Фадлана «Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль» и сделайте свои выводы относительно социальных отношений, быта, культуры и верований башкир и других народов Поволжья и Южного Урала в Х веке. 2. Создайте свой словарь определений по данной дисциплине и дайте дефиниции таким терминам, как: этногенез, барымта, карымта, генезис, ясак, оран, тамга, левират, сорорат, эндогамия, экзогамия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шежере, булгар, сувар, черемисы и др. 3. Подготовьте, опираясь на литературу и лекции по теме, схему-таблицу: «Кочевые племена на территории Южного Урала и этногенез башкир». 4. Выполните тесты: 1) Самый древний археологический памятник на Урале: а) городище Аркаим б) стоянка Капова пещера в) стоянка Урта-Тубе
2) Настенные рисунки первобытных людей в Каповой пещере нанесены: а) 40 тыс. лет до н.э. б) 10-8 тыс. лет до н.э. в) 14-12 тыс. лет до н.э.
3) Хозяйство башкир IX-XII вв. включало в себя: а) земледелие, огородничество б) кочевое скотоводство, бортничество в) ремесло, охота
4) Памятники раннемусульманской культуры в башкирском крае: а) мавзолей у д. Нижние Термы б) мавзолей Хусейн бека в) соборная мечеть в Уфе
5) Этноним «гунны» связан с: а) Тюркским каганатом б) хазарским каганатом в) эпохой «великого переселения народов»
6) К иранской группе языков относится язык: а) половцев, печенегов б) сарматов, саков, скифов в) болгар
7) Со времен господства кыпчаков Половецкая Степь называлась: а) Гардарикой б) Тюркским каганатом в) Дешт-и-Кипчак
8) Места зимнего выпаса скота зимой у башкир назывались: а) летовка б) ареал в) тебеневка
9) Каждое башкирское племя имело свой клич, который назывался: а) тамга б) оран в) шежере
10) Космогонические представления башкир: а) предшествовали принятию ими ислама б) доказывали их атеизм в) говорили об их упорстве в язычестве
5. Задание на весь период изучения курса истории Башкортостана: для пополнения этнографического фонда музея аграрного университета постараться изыскать и представить материалы (экспонаты) по материальной культуре, быту, орудиям сельского труда башкир и др. народов региона.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|