Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГСЭ.Р.01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА





Кафедра истории и

Культурологии

 

ГСЭ.Р.01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА

 

 

Методические указания к практическим занятиям

 

Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление

 

 

Уфа 2008

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 5 от 18 января 2008 г.)

 

Составитель: к.и.н., доцент Зиязетдинов Р.М., к.и.н., доцент Зарипова Р.К.

Рецензент: к.и.н., доцент Башкирского госуниверситета, к.и.н. Магадиев Н.З.

 

Ответственный за выпуск: к.и.н., зав. кафедрой истории и культурологии доцент Яминова С.А.

 

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..

Планы практических занятий…………………………………………………..

Тема 1. Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края……………………………………………………………………………….

Тема 2. Южный Урал в период монгольского нашествия и Золотой Орды (ХII-пер.половина ХV веков)...………………………………………….

Тема 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России………

Тема 4. Борьба народов края против феодального и национального гнета (XVII-XVIII вв.)……………………………………………………………

Тема 5. Башкирский край в ХIХ веке……………………………………

Тема 6. Культура народов Башкортостана во второй половине ХVI -начале ХХ веков…………………………………………………………………..

Тема 7. Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в Башкирии…………………………………………………………..

Тема 8. Башкирское национальное движение и образование БАССР…

Тема 9. Башкортостан в довоенные годы………………………………..

Тема 10. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны……….

Тема 11. Башкортостан в 1945-1990-е годы.……………………………

Тема 12. Современный Башкортостан…………………………………..

Примерная тематика экзаменационных вопросов…………………………….

Библиографический список ………………………………….………………….

 

 

 

Введение

Начавшийся процесс утверждения исторической правды вызывает всеобщий интерес к истории страны вообще и истории родной республики в частности.

Учебный курс «История Башкортостана» охватывает период с древнейших времен и до наших дней. Курс изучается в объеме 56 часов (28 часов лекций, 28 часов практических занятий). В нем рассматриваются основные этапы и исторические события, их особенности и своеобразие проявления на территории нашей республики. Освещается деятельность исторических личностей, которые сыграли большую роль в общественном развитии края.

По каждому вопросу плана практических занятий разработаны методические указания, которые являются примерной структурой ответа и помогают раскрыть проблему. Ко всем занятиям помещены библиографические списки дополнительной литературы по теме, а основная литература по курсу помещена в конце пособия.

Кроме того, по каждой теме практических занятий предусмотрена подготовка научного сообщения, которое способствует конкретизации изучаемой проблемы.

 

1 Древнейшее население Южного Урала

и этногенез народов края (2 часа)

(тема 1)

 

1) Археологические и письменные источники о народах Южного Урала.

2) Этногенез башкир, русских, татар, чувашей и других народов.

3) Древняя культура башкир: устное народное творчество, быт и материальная культура.

 

Сообщения: 1 Секреты Каповой пещеры.

2 Арабские путешественники о древних башкирах.

 

Библиографический список

 

1 Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие булгары. – Казань: Татар.кн.изд-во, 1983. – 63 с.

2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Башк.энциклопедия, 1996. – С.29-30, 161-162, 382-383, 409-410, 504-505, 559-560, 636-638.

3 Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этнографический справочник. – Уфа: УНЦ РАН, 1995. – С.3-10.

4 Бикбулатов Н.В. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Изд-во «Башк.энциклопедия», 2002. - 248 с.

5 Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? – Санкт-Петербург: Изд-во Грань, 1994. – 125 с.

6 Ляхницкий Ю.С. Шульганташ. – Уфа: Китап, 2002. – 200 с.

7 Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Ч.1. – Казань: «Дом печати», 1998. – 486 с.; Ч.2 (1225-1552 гг.). – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. – 552 с.

8 Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты. – М.: Наука, 2000. – 579 с.

9 Русские/Отв. ред. В.А.Александров и др. – М.: Наука, 2003. – 328 с.

10 Славяне и их соседи. Вып.10. – М.: Наука, 2001. – 238 с.

11 Спящая Л.Н. Свидание с Аркаимом. – Уфа: Китап, 2001. – 104 с.

12 Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2000. – 311 с.

13 Яминов А.Ф., Минеева И.Н., Яминова С.А. Ирендык сквозь тысячелетия. – Уфа: ООО РА «Информреклама», 2005. – 44 с.

14 Янгузин Р.З. Этногенез башкир//Ватандаш. – 2002. - №5. – С.132-147.

15 Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Уфа, 2006. – 504 с.

 

1.1 Содержание первого вопроса

 

1) Подумайте, чем знаменита Каповая пещера?

2) Археологические и письменные источники о древних жителях Южного Урала. Попробуйте выделить особенности их культуры.

3) Выясните, какие территории охватывает исторический Башкортостан?

4) Расскажите о видных ученых-археологах и об их научных открытиях по древней истории нашего края.

5) Какому народу принадлежит богатая коллекция золотых украшений, обнаруженных в конце ХХ в. в Оренбургской области?

 

1.2 Содержание второго вопроса

 

1) Выясните, что означают термины «этногенез», «автохтонное население», «этнос», «гипотеза», «этноним», «этнография»?

2) Происхождение башкир. К какому веку относятся первые письменные упоминания о них на Южном Урале?

3) Происхождение русского народа. Этноним «Русь».

4) Происхождение татар. Содержание этнонима «татары».

5) Происхождение чувашей. Что означает этноним «чуваши».

6) Выясните роль древних булгар в формировании татарского, чувашского этносов.

7) Что Вы знаете о происхождении других народов края?

8) Назовите видных этнографов Республики Башкортостан.

 

Задания для СРС (20 ч.):

1. Изучите сочинение Ахмеда ибн-Фадлана «Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль» и сделайте свои выводы относительно социальных отношений, быта, культуры и верований башкир и других народов Поволжья и Южного Урала в Х веке.

2. Создайте свой словарь определений по данной дисциплине и дайте дефиниции таким терминам, как: этногенез, барымта, карымта, генезис, ясак, оран, тамга, левират, сорорат, эндогамия, экзогамия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шежере, булгар, сувар, черемисы и др.

3. Подготовьте, опираясь на литературу и лекции по теме, схему-таблицу: «Кочевые племена на территории Южного Урала и этногенез башкир».

4. Выполните тесты:

1) Самый древний археологический памятник на Урале:

а) городище Аркаим

б) стоянка Капова пещера

в) стоянка Урта-Тубе

 

2) Настенные рисунки первобытных людей в Каповой пещере нанесены:

а) 40 тыс. лет до н.э.

б) 10-8 тыс. лет до н.э.

в) 14-12 тыс. лет до н.э.

 

 

3) Хозяйство башкир IX-XII вв. включало в себя:

а) земледелие, огородничество

б) кочевое скотоводство, бортничество

в) ремесло, охота

 

4) Памятники раннемусульманской культуры в башкирском крае:

а) мавзолей у д. Нижние Термы

б) мавзолей Хусейн бека

в) соборная мечеть в Уфе

 

5) Этноним «гунны» связан с:

а) Тюркским каганатом

б) хазарским каганатом

в) эпохой «великого переселения народов»

 

6) К иранской группе языков относится язык:

а) половцев, печенегов

б) сарматов, саков, скифов

в) болгар

 

7) Со времен господства кыпчаков Половецкая Степь называлась:

а) Гардарикой

б) Тюркским каганатом

в) Дешт-и-Кипчак

 

8) Места зимнего выпаса скота зимой у башкир назывались:

а) летовка

б) ареал

в) тебеневка

 

9) Каждое башкирское племя имело свой клич, который назывался:

а) тамга

б) оран

в) шежере

 

10) Космогонические представления башкир:

а) предшествовали принятию ими ислама

б) доказывали их атеизм

в) говорили об их упорстве в язычестве

 

5. Задание на весь период изучения курса истории Башкортостана: для пополнения этнографического фонда музея аграрного университета постараться изыскать и представить материалы (экспонаты) по материальной культуре, быту, орудиям сельского труда башкир и др. народов региона.

 

Февральская и Октябрьская революции 1917 года и

Адрес издательства типографии: 450001, г. Уфа, ул.50 лет Октября, 34

Кафедра истории и

Культурологии

 

ГСЭ.Р.01 ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА

 

 

Методические указания к практическим занятиям

 

Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление

 

 

Уфа 2008

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 5 от 18 января 2008 г.)

 

Составитель: к.и.н., доцент Зиязетдинов Р.М., к.и.н., доцент Зарипова Р.К.

Рецензент: к.и.н., доцент Башкирского госуниверситета, к.и.н. Магадиев Н.З.

 

Ответственный за выпуск: к.и.н., зав. кафедрой истории и культурологии доцент Яминова С.А.

 

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..

Планы практических занятий…………………………………………………..

Тема 1. Древнейшее население Южного Урала и этногенез народов края……………………………………………………………………………….

Тема 2. Южный Урал в период монгольского нашествия и Золотой Орды (ХII-пер.половина ХV веков)...………………………………………….

Тема 3. Добровольное присоединение Башкортостана к России………

Тема 4. Борьба народов края против феодального и национального гнета (XVII-XVIII вв.)……………………………………………………………

Тема 5. Башкирский край в ХIХ веке……………………………………

Тема 6. Культура народов Башкортостана во второй половине ХVI -начале ХХ веков…………………………………………………………………..

Тема 7. Февральская и Октябрьская революции 1917 года и Гражданская война в Башкирии…………………………………………………………..

Тема 8. Башкирское национальное движение и образование БАССР…

Тема 9. Башкортостан в довоенные годы………………………………..

Тема 10. Башкортостан в годы Великой Отечественной войны……….

Тема 11. Башкортостан в 1945-1990-е годы.……………………………

Тема 12. Современный Башкортостан…………………………………..

Примерная тематика экзаменационных вопросов…………………………….

Библиографический список ………………………………….………………….

 

 

 

Введение

Начавшийся процесс утверждения исторической правды вызывает всеобщий интерес к истории страны вообще и истории родной республики в частности.

Учебный курс «История Башкортостана» охватывает период с древнейших времен и до наших дней. Курс изучается в объеме 56 часов (28 часов лекций, 28 часов практических занятий). В нем рассматриваются основные этапы и исторические события, их особенности и своеобразие проявления на территории нашей республики. Освещается деятельность исторических личностей, которые сыграли большую роль в общественном развитии края.

По каждому вопросу плана практических занятий разработаны методические указания, которые являются примерной структурой ответа и помогают раскрыть проблему. Ко всем занятиям помещены библиографические списки дополнительной литературы по теме, а основная литература по курсу помещена в конце пособия.

Кроме того, по каждой теме практических занятий предусмотрена подготовка научного сообщения, которое способствует конкретизации изучаемой проблемы.

 

1 Древнейшее население Южного Урала

и этногенез народов края (2 часа)

(тема 1)

 

1) Археологические и письменные источники о народах Южного Урала.

2) Этногенез башкир, русских, татар, чувашей и других народов.

3) Древняя культура башкир: устное народное творчество, быт и материальная культура.

 

Сообщения: 1 Секреты Каповой пещеры.

2 Арабские путешественники о древних башкирах.

 

Библиографический список

 

1 Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие булгары. – Казань: Татар.кн.изд-во, 1983. – 63 с.

2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. – Уфа: Башк.энциклопедия, 1996. – С.29-30, 161-162, 382-383, 409-410, 504-505, 559-560, 636-638.

3 Бикбулатов Н.В. Башкиры. Краткий этнографический справочник. – Уфа: УНЦ РАН, 1995. – С.3-10.

4 Бикбулатов Н.В. и др. Башкиры. Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Изд-во «Башк.энциклопедия», 2002. - 248 с.

5 Иванов В.А. Откуда ты, мой предок? – Санкт-Петербург: Изд-во Грань, 1994. – 125 с.

6 Ляхницкий Ю.С. Шульганташ. – Уфа: Китап, 2002. – 200 с.

7 Мифтахов З.З. Курс лекций по истории татарского народа. Ч.1. – Казань: «Дом печати», 1998. – 486 с.; Ч.2 (1225-1552 гг.). – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. – 552 с.

8 Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне, коми-пермяки, марийцы, мордва, удмурты. – М.: Наука, 2000. – 579 с.

9 Русские/Отв. ред. В.А.Александров и др. – М.: Наука, 2003. – 328 с.

10 Славяне и их соседи. Вып.10. – М.: Наука, 2001. – 238 с.

11 Спящая Л.Н. Свидание с Аркаимом. – Уфа: Китап, 2001. – 104 с.

12 Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2000. – 311 с.

13 Яминов А.Ф., Минеева И.Н., Яминова С.А. Ирендык сквозь тысячелетия. – Уфа: ООО РА «Информреклама», 2005. – 44 с.

14 Янгузин Р.З. Этногенез башкир//Ватандаш. – 2002. - №5. – С.132-147.

15 Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. – Уфа, 2006. – 504 с.

 

1.1 Содержание первого вопроса

 

1) Подумайте, чем знаменита Каповая пещера?

2) Археологические и письменные источники о древних жителях Южного Урала. Попробуйте выделить особенности их культуры.

3) Выясните, какие территории охватывает исторический Башкортостан?

4) Расскажите о видных ученых-археологах и об их научных открытиях по древней истории нашего края.

5) Какому народу принадлежит богатая коллекция золотых украшений, обнаруженных в конце ХХ в. в Оренбургской области?

 

1.2 Содержание второго вопроса

 

1) Выясните, что означают термины «этногенез», «автохтонное население», «этнос», «гипотеза», «этноним», «этнография»?

2) Происхождение башкир. К какому веку относятся первые письменные упоминания о них на Южном Урале?

3) Происхождение русского народа. Этноним «Русь».

4) Происхождение татар. Содержание этнонима «татары».

5) Происхождение чувашей. Что означает этноним «чуваши».

6) Выясните роль древних булгар в формировании татарского, чувашского этносов.

7) Что Вы знаете о происхождении других народов края?

8) Назовите видных этнографов Республики Башкортостан.

 

Задания для СРС (20 ч.):

1. Изучите сочинение Ахмеда ибн-Фадлана «Путешествие Ибн-Фадлана на реку Итиль» и сделайте свои выводы относительно социальных отношений, быта, культуры и верований башкир и других народов Поволжья и Южного Урала в Х веке.

2. Создайте свой словарь определений по данной дисциплине и дайте дефиниции таким терминам, как: этногенез, барымта, карымта, генезис, ясак, оран, тамга, левират, сорорат, эндогамия, экзогамия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шежере, булгар, сувар, черемисы и др.

3. Подготовьте, опираясь на литературу и лекции по теме, схему-таблицу: «Кочевые племена на территории Южного Урала и этногенез башкир».

4. Выполните тесты:

1) Самый древний археологический памятник на Урале:

а) городище Аркаим

б) стоянка Капова пещера

в) стоянка Урта-Тубе

 

2) Настенные рисунки первобытных людей в Каповой пещере нанесены:

а) 40 тыс. лет до н.э.

б) 10-8 тыс. лет до н.э.

в) 14-12 тыс. лет до н.э.

 

 

3) Хозяйство башкир IX-XII вв. включало в себя:

а) земледелие, огородничество

б) кочевое скотоводство, бортничество

в) ремесло, охота

 

4) Памятники раннемусульманской культуры в башкирском крае:

а) мавзолей у д. Нижние Термы

б) мавзолей Хусейн бека

в) соборная мечеть в Уфе

 

5) Этноним «гунны» связан с:

а) Тюркским каганатом

б) хазарским каганатом

в) эпохой «великого переселения народов»

 

6) К иранской группе языков относится язык:

а) половцев, печенегов

б) сарматов, саков, скифов

в) болгар

 

7) Со времен господства кыпчаков Половецкая Степь называлась:

а) Гардарикой

б) Тюркским каганатом

в) Дешт-и-Кипчак

 

8) Места зимнего выпаса скота зимой у башкир назывались:

а) летовка

б) ареал

в) тебеневка

 

9) Каждое башкирское племя имело свой клич, который назывался:

а) тамга

б) оран

в) шежере

 

10) Космогонические представления башкир:

а) предшествовали принятию ими ислама

б) доказывали их атеизм

в) говорили об их упорстве в язычестве

 

5. Задание на весь период изучения курса истории Башкортостана: для пополнения этнографического фонда музея аграрного университета постараться изыскать и представить материалы (экспонаты) по материальной культуре, быту, орудиям сельского труда башкир и др. народов региона.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.