Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 6. Радиационная гигиена.





ТЕМА 11.

 

1. Тема занятия: "Основные понятия в радиационной гигиене. Нормы радиационной безопасности".

 

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам радиационной гигиены.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала;

2. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.

3. Формирование понятия радиационная безопасность.

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø радиоактивность; корпускулярное ионизирующее излучение, фотонное ионизирующее излучение;

Ø экспозиционная доза, эквивалентная доза, эффективная доза;

Ø коэффициент качества; взвешивающий коэффициент для тканей и органов;

Ø критический орган;

Ø естественный радиационный фон; искусственный радиационный фон; технологически измененный радиационный фон;

Ø нормы радиационной безопасности.

 

Вопросы к занятию

 

1. Основные компоненты радиационного фона. Естественный радиационный фон. Техногенно измененный радиационный фон. Искусственный радиационный фон.

2. Виды ионизирующего излучения. Характеристика ионизирующей и проникающей способности ионизирующих излучений.

3. Понятие о радиоактивности, понятие о дозах радиоактивности: экспозиционной, эквивалентной и эффективной дозах.

4. Радиационная безопасность населения.

5. Нормы радиационной безопасности.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое радиоактивность?

2. Перечислите компоненты радиационного фона.

3. Чем отличается естественный и искусственный радиационный фон?

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Кириллов В.Ф. Радиационная гигиена / В.Ф. Кириллов, Л.А. Ильин, И.П. Коренков. - М.: Медицина, - 1999.

3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

4. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 751с.

 

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе, по конспекту лекции «Основы радиационной гигиены. Биологическое действие ионизирующего излучения.».

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

 

 

ТЕМА 12.

 

1. Тема занятия: "Биологическое действие ионизирующего излучения на организм человека. Основные профилактические мероприятия при работе с открытыми и закрытыми источниками ионизирующего излучения".

 

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам радиационной гигиены.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала;

2. Формирование значимости необходимости бережного отношения к окружающей природной среде, формирование экологического сознания у студентов.

3. Формирование понятия радиационная безопасность.

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в

процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø критический орган;

Ø естественный радиационный фон;

Ø искусственный радиационный фон;

Ø технологически измененный радиационный фон;

Ø открытый, закрытый источник;

Ø принцип работы с открытым и закрытым источником;

Ø экранирование.

 

Вопросы к занятию

 

1. Биологическое действие ионизирующего излучения.

2. Три этапа радиационного поражения клетки.

3. Стохастические и нестохастические реакции при действии источников ионизирующего излучения.

4. Открытые и закрытые источники ионизирующего излучения.

5. Принципы работы с открытыми и закрытыми источниками ионизирующего излучения.

6. Радиационная безопасность населения.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое стохастические и нестохастические эффекты?

2. К каким эффектам относят злокачественный рост, лучевую болезнь?

3. Перечислите компоненты радиационного фона.

4. Третий этап радиационного поражения клетки?

5. Перечислите принципы радиационной безопасности при работе с открытым источником излучения.

6. Экран из какого материала необходим для защиты от α, β, γ излучений?

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

 

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Кириллов В.Ф. Радиационная гигиена / В.Ф. Кириллов, Л.А. Ильин, И.П. Коренков. - М.: Медицина, - 1999.

3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

4. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды / А.С. Степановских. - М: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. – 751с.

 

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе, по конспекту лекции «Биологическое действие ионизирующего излучения. Принципы работы с источниками ионизирующего излучения».

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

 

 

Раздел 7. Гигиена детей и подростков

 

ТЕМА 13.

1. Тема занятия: « Гигиена детей и подростков. Гигиеническая оценка учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях»

Цель занятия: приобретение студентами знаний по теоретическим основам гигиены детей и подростков. Формирование профилактического мышления.

Задачи:

1. изучить теоретический материал;

2. приобретение знаний о комплексе профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей;

 

2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы (перечень понятий)

 

Ø группа здоровья;

Ø школьная зрелость; тест Керна – Ирасека;

Ø высота сиденья; дистанция сиденья; дистанция спинки; дифференция;

Ø ранговая школа трудности Сивкова;

Ø групповая ячейка; принцип групповой изоляции.

Вопросы к занятию

 

1. Группы здоровья детского населения.

2. Гигиенические требования к планировке детских учреждений.

3. Требования к микроклимату, освещенности детских учреждений. Профилактика нарушения зрения, нарушения осанки.

4. Терморегуляция ребенка, профилактика простудных заболеваний.

5. Гигиенические требования к игрушкам, книгам, учебникам.

6. Понятие школьной зрелости.

7. Организация учебного процесса. Гигиенические требования к составлению расписания.

8. Гигиенические требования к детской мебели.

9. Организация питания детей в детских учреждениях.

10. Гигиенические требования к организации рабочих мест при работе с компьютером.

11. Гигиенические требования к организации деятельности пользователей компьютеров.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите определения дистанции сиденья, дистанции спинки, дифференции. Какая дистанция сиденья наиболее благоприятна при письме и чтении?

2. Главный показатель, используемый при подборе мебели для учащегося?

3. Что помогает снизить статическое напряжение во время сидения учащегося за партой?

4. К каким последствиям для ребенка приводит несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотношений между столом и стулом?

5. Что относят к психофизиологическим критериям определения готовности детей к обучению в школе? К медицинским критериям?

6. Методика проведения теста Керна – Ирасека?

7. Для чего необходима ранговая школа трудности Сивкова?

8. Перечислите правила работы школьников на компьютере.

9. Перечислите рекомендации по подготовке рабочего места для работы школьника на компьютере.

10. Перечислите рекомендации по подготовке рабочего места для работы школьника на компьютере.

11. Поясните принцип групповой изоляции.

12. В помещениях для учебных занятий оптимальные микроклиматические условия: температура воздуха? Относительная влажность? Скорость движения воздуха?

13. В помещениях для учебных занятий оптимальные показатели естественной освещенности: световой коэффициент? КЕО?

14. Сколько % от суточного рациона должен составлять школьный завтрак?

15. Какие продукты запрещены к реализации при организации школьного питания?

 

5.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

1. Румянцев Г.И. Гигиена: учебник / Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – 608 с.

2. Анциферова О.А. Государственный санитарный надзор в области обеспечения электромагнитной безопасности при работе с видеодисплейными терминалами/О.А. Анциферова, Л.А. Соколова, Ю.Р. Теддер. – Архангельск.: СГМУ, 2003 – 67с.

 

 

5.2. Дополнительная литература:

1. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник / А.М. Большаков. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2006. – 736 с.

2. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

3. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004. – 464 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. Проработайте учебный материал по учебной и научной литературе.

2. Проработайте вопросы текущего контроля знаний по данной теме.

3. Вопрос для более углубленного самостоятельного изучения:

Ø Понятие школьной зрелости.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.