Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ





А. Травма наземным транспортом.

1. Повреждения колесным транспортом

Автомобильная травма (автобусами, легковыми, грузо­выми машинами и машинами специального назначения). Тракторная (колесными тракторами). Мотоциклетная. Гужевая.

Травма другими видами колесного транспорта (ручные коляски и тележки, автопогрузчики, велосипеды, троллейбусы и др.).

2. Повреждения гусеничным транспортом Тракторная (гусеничными тракторами). Танковая.

Травма другими видами гусеничного транспорта (экска­ваторы, трубоукладчики и др.). У

Повреждения рельсовым транспортом

/ Железнодорожная.

/ Трамвайная.

Травма другими видами рельсового транспорта (метро, вагонетки и др.).

Б. Травма водным транспортом. В. Травма авиационным транспортом.

ЗАДАЧИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ

 

1. Установление состояния здоровья участников транспортного происшествия перед травмой, наличия у них заболеваний и по­вреждений, которые могли повлиять на ее возникновение (за­болевания органов зрения, слуха, опорно-двигатального ап­парата и др.), состояния алкогольного опьянения.

2. Диагностика транспортной травмы. Дифференциальная диагностика транспортной и других в видов травмы (падение с высоты, производственная травма, падение на плоскости и т.д.).

3. Установление вида транспорта, нанесшего повременив (ав­томобильный, железнодорожный, авиационный и др.). Установдение конкретного транспорта, нанесшего повреждения (автобус, легковая автомашина, мотоцикл, гусеничный трактор и др.).

4. Установление вида транспортной травмы (наезд, падение с транспорта, переезд и др.). Э. Установление механизма образования поврещений.

6. Установление последовательности образования повреждений.

7. Установление положения тела пострадавшего в момент трав­мы по отношению к транспорту (вертикальное, горизонталь­ное, какая поверхность была обращена к транспорту), характера падения после удара, силы удара, положения тела после травмы.

8. Установление йричины смерти. Установление причинной свя­зи повреждений с наступлением смерти, факторов, способствовавших наступлению смерти.

9. Установление наличия, характера и степени тяжести телес­ных поврежденийу пострадавших.

ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ В СЛУЧАЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ

1. Осмотр места транспортного происшествия при наличии тру­па, пострадавшего или вещественных доказательств, имеющих судебно-медицинское значение (кровь, волосы и др.), про­изводится с участием судебного медяка или иного врача, приглашенного в качестве специалиста.

2. На месте происшествия при транспортной травме подлежат осмотру и описанию:

А. Труп иди пострадавший. При осмотре отмечается:

а) пою и подоление частей тода по отношению к проез­жей части дороги, рельсам^ трансаорту и т.п.;

б) наличие иди отсутствие на одевде отпечатков протек­тора, повреждений (разрывов) ткани, следов давле­ния и трения, налоония краски, смазочных ыасел и т.д., предметов, обнаруженных в одежде (карманах) и их повреждений и деформации;

в) наличие и характер повреждений и загрязнений тела с указанием локализации, расстояния от подошв, взаиморасположения, размера, формы и др.

Б. Транспорт, нанесший повреждения пострадавшему.

На транспорте осматриваются и описываются повреящения, следы крови, волос, тканей и т.д. с обязательным указани­ем высоты расположения повреждений и следов от уровня до­роги.

В. Дорога и следы транспортных средств на ней: место расположения их на дороге, ширина колеи, рисунок протектора, признаки торможения, дяина тормозного пути, положение трупа по отношению к следам и др.

Г. Вещественные доказательства, свидетельствующие о повреж­дении тела человека: обрывки и отдельные предметы одежды (шапка, обувь и др.), кровь, волосы, кусочки ткзней и т.д. Д. Вещественные доказательства, свидетельствующие о повреждении транспорта: осколки стекла, следы краски, смазочных масел и др.

Оудебно-медицинский эксперт помогает следователю отыскать, осмотреть, правильно описать вещественные доказательства, отобрать необходимые иа них, правильно упаковать и от­править на исследование.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУПА ПРИ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЕ

1. При изучении сведений об обстоятельствах смерти необходимо выяснить:

а) вид транспортного средства (автобус, мотоцикл, легковая автомашина), его марку и модель, какого характера происшествие имело место (наезд на пешехода, опрокидывание автомашины, падение с мотоцикла и т.д.);

б) кто пострадал (водитель, пассажир, пешеход); какое мес­то в транспорте занимал пострадавший (на заднем сидении автомашины, в коляске мотоцикла и др.); сколько человек пострадало в происшествии;

в) обнаружены ли повреждения на транспорте, их характер, где они располагались, на каком уровне от поверхности дороги; обнаружены ли на транспорте и в каком месте к'овь, волосы, кусочки тканей и т.д.;

г) взаимоположание пострадавшего и транспорта на дороге после совершения транспортного происшествия (внутри де­формированной кабины грузового автомобиля, под колеса­ми железнодорожного состава и т.д.).

2. При фотографировании трупа:

а) произвести масштабную съемку повреждений одежды и тела;

б) применить при необходимости специальные виды исследо -ватедьской фотографии (в ультрафиолетовых лучах, цвет­ную и др.) для выявления скрытых следов смазочных ма -сел, краски и т.д.

3. При исследовании одедды обратить внимание на наличие:

а) повреждений и загрязнений, характерных для транспортной травмы: отпечатков протектора, наложений краски, смазочных вещаств, осколков стенда, контактных повреж­дений, страдающих особенности определенных частей транспорта (ободка фары, облицовки радиатора и т.д.);

б) установить наличие или отсутствие слепов скольжения на обуви;

в) измерить высоту расположения поврелщений от уровня подошв;

г) иэмеоить высоту обуви.

4. При наружном и внутреннем исследовании трупа:

е) выявить повреждения, деформации, загрязнения, характерные для транспортной травмы;

б) по показанием произвести дополнительные разрезы мягких тканей спины, ягодиц, задних поверхностей бедер и голеней; вскрытие суставов (коленного, бедренного и др.), позвоночника по методу А.А.Солохина (для выявления по­вреждений);

в) измерить высоту расположения повреждений от уровня подошв;

г) установить наличие или отсутствие признаков общего со­трясения тела;

д) изучить повреждения костей после их извлечения и осво­бождения от мягких тканей.

5. При веятии и направлении материала для дополнительных исследований предусмотреть:

а) обязательное проведение судебно-химического исследова­ния крови и мочи на наличие и концентрацию этилового алкоголя и его суррогатов;

б) по показаниям направление материала для судебно-химического исследования на наличие наркотических, снотворных и других ядовитых веществ;

в) необходимость установления групповых особенностей кро­ви;

г) применение комплекса дополнительных методов исследова­ния для выявления наличия и установления механизма об­разования поврещений, установления травмировавшего предмета и его индивидуальных особенностей (гистологи­ческое, трассологичоское, рентгенологическое, спектральное, еудебно-химическое и др.).

 

АВТОМОБИЛЬНАЯ ТРАВМА

 

Автомобильная травма - повроздания, причиняемые частями автомашины во время движения, возникающие при падении с движущеся автомашины, а также вследствие резкого изменения скорости либо направления ее движения.

КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАВМЫ (по П.П. Шегелеву)

Наезд автомашины (столкновение автомашины с человеком).

Переезд колесами автомашины.

Травма внутри автомашины.

Падение с автомашины.

Прижатие автомашиной.

Атипичная автотравма.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ НАЕЗДЕ АВТОМАШИНЫ

Удар частями движущейся автомашины (бампером, фарой и т.д..)

ппадение после удара.

Общее сотрясение тела.

Трение о дорогу вследствие волочения иди скольжения тела.

ПОВРЕЖДЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ НАЕЗДА АВТОМАШИНЫ

 

А. Признаки удара выступающими частями автомашины –

Расположение повреждений на уровне выступающих частей автомашины.

Дырчатые переломы костей черепа от удара болтом борта гру­зовой автомашины.

Террасевидные и вдавленное проблемы костей черепа от удара углом борта грузовой автомашины.

Отпечаток крюка борта.

Округлые и дугообразные кровоподтеки от удара фарой иди ее ободком.

Ссадины и кровоподтеки на голенях и бедрах от удара бам­пером.

Бампер-переломы.

Отпечатки рисунка одежды на теле.

Наличие в области повреждений одежды и тела осколков стекла фары автомашины, краски и др.

Б. Признаки падения после удара -

Ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны выступающих частей тела (надбровные дуги, скуловые области, подбородок, ко­ленные и локтевые суставы и др.).

Кровоподтеки, ссадины, ушибленные раны в области наружно­го затылочного бугра. Перелом затылочной кости, идущий от наружного затылочного бугра к большому затылочному отвер­стию (при падении навзничь).

Явления противоудара - кровоизлияния под мягкую мозговую ободочку, раэмозжения и кровоизлияния в ткань полюсов лобных и височных долей головного мозга.

Перелом ключицу.

Перелом хирургической шойжи плеча

Передом луча в типичном месте.

Односторонние, поперечные переломы 2-5 ребер по подмышеч­ным линиям (чаще 6-9), иногда со смещением отломков и по­вреждением пристэночной плевры.

Перелом шейки бедра.

Перелом надколенника.

Винтообразные переломы болымберцовой и бедренной кости.

Отрывные переломы апофизов длинных трубчатых костей.

Переломы лодыжек.

Загрязнения одежды и тела дорожной грязью.

В. Признаки общего сотрясения тела —

Множественные мелкие кровоизлияния в ткань внутренних орга­нов (головной мозг, сердце, легкие, печень, почки и др.).

Симметричные кровоизлияния в корни легких.

Кровоизлияния и надрывы спаек плевральных и брюшной полостей.

Кровоизлияния под наружную оболочку сердца у основания крупных сосудов.

Кровоизлияния и надрывы венечной и серповидной связок печени.

Щелевидные поверхностные и глубокие разрывы капсулы и ткани печени

Кровоизлияния и надрывы печеночно-двонадцатиперстной связки и ложа желчного пузыря.

Кровоизлияния в большой сальник.

Кровоизлияния в ворота селезенки.

Радиальные поверхностные разрывы капсулы и ткани селе­зенки.

Множественные кровоизлияния и разрывы брыдейки тонкой кишки.

Кровоизлияния в серозную оболочку тонкого кишечника.

Кровоизлияния в ворота почек.

Радиальные разрывы капсулы и ткани почек.

Надрывы внутренней оболочки нижней полой вены.

Микроразрывы и микрокровоизлияния во внутренних органах (сердце, печени, почках и др.).

Г. Признаки трения вследствие волочения или скольжения тела -

Потертости и разрывы одежды.

Загрязнение одежды и тела дорожной грязью.

Множественные параллельные ссадины и поверхностные раны.

Скелетирование отдельных частей тела (кисть, передняя по­верхность коленных суставов и др.).

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ КОЛЕСАМИ АВТОМАШИНЫ

Удар колесами автомашины.

Трение колесом об одедду и тело и тела (одежды) с дорогу.

Сдавленно тела меясду яолесом и покрытием дороги.

 

ПРИЗНАКИ ПЕРЕЕЗДА КОЛЕСАМИ АВТОМАШИНЫ

 

Преобладавние закрытых повреждений костей и внутренних органов над наружными повреждениями.

Отпечатай протектора на одежде и кожных покровах в виде загряянений, ссадин, кровоподтеков.

Деформация головы, грудной клетки, таза.

Обширные, множественные повреядения внутренних органов (разрывы, раэмозжония, отрывы и др.).

Полосовидные ссадины.

Скальпированные, лоскутные раны, загрязненные дородной грязью.

Осалнения кожи и ушибленные раны выступающих частей те­ла (в местах сопрйкоснования с дорогой).

Разрывы кожи от перерастяжения.

Разрывы коди отломками костей.

Обширные кровоизлияния в подкодную клетчатку и мышцы грудной клетки, живота, таза, конечностей.

Отслойка кожи и мышц с размозженном их и образованием гематом.

Обширные некрозы коди (в несмертельных случаях).

Множественные переломы костей свода, основания и лицево­го черепа.

Выдавливание размозженного вещества головного мозга че­рез разрывы кожи, отверстия ушай, рта и носа.

Подкожная эмфизема.

Множественные двусторонние переломы ребер по нескольким линиям.

Оскольчатые переломы лопаток, множественные переломы ос-тистых отростков, режа дуг, поперечным отростков и зад­него края тел позвонков.

Ателектаз одного легкого, острая эмфизема другого легкого.

Разрывы диафрагмы, брюшной стенки, диафрагмы таза от реэ кого повышения внутрибрюшинного давления.

Смещения органов грудной, брюшной полостей и таза через разрывы диафрагмы, выпадение их через разрывы брюшной стенки и диафрагмы таза.

Двусторонние переломы костей таза с разрывами лонного и крестцовоподвэдошных сочленений.

Односторонний перелом вертлудной впадины с внедрением головки бедра в полость таза.

Оскольчатые поперечные и косопоперечные переломы длинных трубчатых костей.

 

МЕХАНИК ОБРАЗОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ВНУТРИ АВТОМАШИНЫ

 

Удар о части автомашины.

Общее сотрясение тела.

3. Чрезмерное сгибание и разгибание.

4. Сдавление между частями автомашины.

ПРИЗНАКИ ТРАВМЫ ВНУТРИ АВТОМАШИНЫ

 

Ушибленные (скальпированные) раны волосистой части головы, лба, надбровных дуг.

Ушибленные и резаные раны лица с наличием в них осколков ветрового стекла.

Ушибленные раны подбородка, переломы зубов, костей носа, верхней и нижней челюстей от удавов о руль, панель приборов.

Кровоподтеки передней поверхности грудной клетки.

Кровоизлияния в области лобка и половых органов от удара о колонку руля.

Кровоподтеки и ссадины коленных суставов. Ушибленные раны колемцмх суставов.

Вдавленные и дырчатые переломы костей свода черепа, пере­ломы основания черепа.

Переломы шейного отдела позвоночника (чаще 1, 4 и 7 позвонков).

Вдавленные переломы грудины и ребер.

Вывихи ключиц в грудинно-ключичном суставе, плеча и пред­плечья, переломы шиловидного отростка лучевой кости.

Стремительные переломы (перелом костей левого локтевого сустава от удара частями встречного транспорта).

Задние вывихи бедер с переломом заднего края вертлужной впадины.

Переломы надколенников.

Переломы костей голени.

Переломы костей стопы от удара о педали управления.

Разрывы диафрагмы и печени.

Признаки общего сотрясения тела.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПАДЕНИИ С АВТОМАШИНЫ

 

Удар тела о части автомашины.

Удар тела о покрытие дороги.

Общее сотрясение тела.

Трение о дорогу вследствие скольжения или волочения тела.

 

ПРИЗНАКИ ПАДЕНИЯ С АВТОМАШИНЫ

 

Преобладание повреждений костей и внутренних органов над наружными повреждениями.

Ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, расположенные на поверхности тела, на которую произошло падение.

Круговые переломы основания черепа с внедрением позвоноч­ника в полость черепа.

Разрывы твердой мозговой оболочки и ушибы мозга соответ­ственно линиям переломов костей свода черепа.

Явления противоудара (кровризлияния под оболочки и в ве­щество мозга, ушибмозга в месте, противоположном прило­жению силы).

Компрессионные переломы позвоночника.

Закрытые односторонние множественные переломы ребер (ча­ще 2-5) по подмышечным линиям.

Перелом крестца, обеих ветвей седалищных и горизонтальных ветвей лобковых костей (при падении на ягодицы).

Переломы ключиц, хирургической шейки плеча, луча в типич­ном мосте (при падении на вытянутые руки).

Ушибленные раны кистей.

Симметричные переломы верхнего края вертлужныт впадин и шейки бедренных костей с аадно-верхним вывихом головки бедра.

Односторонние переломы шейки бодра с центральным или кра* евым переломом вертлужной впадины и внедрением головки бедра в полость таза (при падении на бок).

Вколоченные переломы ддинных трубчатых костей.

Винтообразные переломы бедренных и больше берцовых костей (при падении на ноги с поворотом туловища по оси).

Признаки общего сотрясения теда.

Множественные параллельные ссадины и поверхностные раны на теле (вследствие трения от скольжения или волочения теда).

Потертости и разрывы одежды, загрязнение одежды и тела дорожной гряаью.

 

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ПРИЖАТИИ АВТОМАШИНОЙ

 

Удар выступающими частями автомашины.

Удар о предмет, к которому происходит прижатие,

3. Сдавленно..

 

ПРИЗНАКИ ПРИЖАТИЯ АВТОМАШИНОЙ

 

1. Расположение повреждений на уровне выступающих частей ав­томашины.

2. Преобладание переломов костей и повреждений внутренних органов над наружными повреждениями.

3. Отпечатки рельефа одежды на коже в виде ссадин и кровоподтеков.

4. Отпечатки контуров и формы деталей автомашины, которыми придавлено тело, в виде кровоподтеков, ссадин, ушибленных ран (ободок фары, облицовка радиатора, угла и края борта и др.).

5. Деформация головы, грудной клетки, тааа.

6. Оскольчатые переломн костей свода и основания черепа.

7. Закрытые множественные двусторонние переломы ребер (чаще по средноподмышечным и лопаточным линиям).

8. Множественные переломы костей таза.

9. Оскольчатые переломы костей бедра и голени с обширным

раэмоажэнием мышц.

10. Признаки механической асфиксии от сдавления грудной клетки и живота (при длительном сдавлении).

 

АТИПИЧНАЯ АВТОТРАВМА

 

Атипичная автомобильная травма встречается редко. При ней отмечаются повреждения, характерные для удара тупыми твердыми предметами в виде кровоподтеков, ссадин, ушибдйнныхг ран, реже переломов костей и иногда признаки падения после удара.

 

ТРАКТОРНАЯ ТРАВМА (КОЛЕСНЫМИ ТРАКТОРАМИ)

 

Виды, механизм и морфология травмы колесными тракторами аналогичны автомобильной травме. Отличие состоит в том, что в связи с небольшой скоростью передвижения трактора признаки об­щего сотрясения тела бывают меньше выражены или отсутствуют в свяэи с высокой посадкой устойчивость колесных тракторов меньше, чем автомашин. Поэтому отмечается большая частота опрокидывания и травмы внутри кабины, падения с трактора и сдавления опрокинувшимся трактором.

 

МОТОЦИКЛЕТНАЯ ТРАВМА

 

Мототранспорт отличается высокой проходимостью, большой скоростью, но недостаточной устойчивостью, в связи с чем ча­ще наблюдаются опрокидывание мотоцикла и падение с него. Не­редко травму получают пешеходы, водитель и пассажиры.

Повреждения, причиняемые мотоциклом, в свяэи с его от -носительно небольшой массой менее обширны, чем при автотрав­ме. При наезде на пешехода обычно наблюдаются переломы костей черепа и конечностей; при падении с мотоцикла - переломы костей свода и основания черепа и шейного отдела позвоночни­ка. У водителей и пассажиров мотоцикла отмечаются поврете -ния промежности и половых органов (удар о бензобак, рукоятку заднего сидения и др.), голеней (удар подножкой). При прижа­тии встречаются ограниченные ожоги (прижатие раскаленной вы­хлопной трубой).

 

ТРАВМА ГУСЕНИЧНЫМ ТРАКТОРОМ

 

Классификация и механизм травмы гусеничным трактором аналогичны автомобильной травме. Отличие имеет место только при переезде, когда повреждения наносятся не колесом, а гусеницей. Звено гусеницы (трак), наехав на тело, оказывает давление на него, как на выступающий над поверхностью грунта предмет, и сила давления может достичь половины массы трактора (танка). Это приводит к раэмятию и раэмозжению внутрен­них органов, множественным переломам костей, деформации тела, разрывам диафрагмы, брюшной стенки, промежности, выдавливанию внутренних органов в смежные части тела или выпадению мх и т.д.

Звенья гусеницы (траки) на одежде и теле оставляют характерные следы, отражающие негативный отпечаток их шпор, почвозацепов ^выступов). По этим следам возможно установить особенности конструкции гусениц и судить о марке машины, со­вершившей переезд. При переездах гусеницей вдоль конечностей встречаются ступенеобразные переломы длинных трубчатых костой.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ РЕЛЬСОВЫМ ТРАНСПОРТОМ

Классификация и механизм травмы рельсовым транспортом аналогичны другим видам травмы колесным транспортом. Чаще встречается железнодорожная травма. Особенность ее состоит в том, что переезд совершается большим числом колес железнодо­рожного состава, происходит сдавленно тела между колесом и рельсом. Конструктивные особенности колес железнодорожного состава - наличие у них выступа (реборды), располагающегося соответственно внутренней поверхности рельса, позволяет опре­делить положение тела пострадавшего на рельсах. Полоса давле­ния (осаднения), образующаяся от действия реборды, уже, чем от сдавления между поверхностью колеса и рельсом.

признаки желазнодорожной травмы

 

Расположение повреждений на уровне выступающих частей же­лезнодорожного состава.

Загрязнение тела смазочными маслами, антисептиками, части­цами балластного слоя (песок, зола, шлак и др.).

Полосы давления (осаднеиия) от действия колеса и рельса.

Полосы обтирания (полосовидные загрязнения одежды и тела от действия колос).

Отпечатки выступающих частей 'железнодорожного транспорта в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, повторяющих форму, очертания, размеры, рельеф и т.д. нанесшей их части подвижного состава.

6. Массивность, множественность, обширность повреждений.

7. Террасовидные переломы черепа с обширным повреждением

оболочек и ткс<ни мозга. 6. Переломы и переломы-вывихи шейного отдела позвоночника.

9. Разрывы диафрагмы, брюшной стенки, промежности со смещени­ем и выпадением внутренних органов.

Разделение тела на части, травматическая ампутация конеч­ностей.

Признаки общего сотрясения тела.

Повреждения, характерные для падения на плоскости или с высоты.

Разрывы одежды от удаоов частями железнодорожного транс­порта, воздействия колес или трения вследствие волочения и скольжения.

Деформация металлических, частей одежды, предметов и др.

 

ПОВРЕЖДЕНИЯ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

Повреждения водном транспортом встречаются реже других видов транспортной травмы. Они возникают от воздействия гребных винтов, подводных крыльев, якорей и якорных цепей (тросов), сдавления тела медду бортами судов или бортом судна и пирсом (причалом).

Острые края гребные винтов наносят большие раны, напоми­нающие рубленые, которые располагаются веерообразно.

Острые грани подводных крыльев причиняют большие раны, напоминающие рубленые, иногда отделяют части тела (рука, нога и др.).

При сдавлении тела медду бортами судов или бортом судна и пирсом (причалом) отмечаются повреждения, характерные для сильного сдавления тела: деформация головы, грудной клетки, таза, множественные переломы костей и разрывы сочленений, раэмоэжения внутренних органов, разрывы диафрагмы, брюшной станки, промежности со смещением внутренних органов или выпа­дением их и т.д.

 

АВИАЦИОННАЯ ТРАВМА

 

Все повреждения, возникающие при авиационных происшествиях, делят на 3 основные группы:

Повреждения частями самолета на земле.

Повреждения внутри самолета во время полета.

Повреждения внутри самолета при падении его и ударе о землю.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЙ ЧАСТЯМИ САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЕ

 

Удар лопастями винта. Быстро вращающиеся лопасти винта са­модета (вертолета) наносят множественные обширные пояреж -дания тела типа рубленых ран с полной или частичной ампутацией конечностей, отделением головы или ее части, глубо­кие разрубы туловища.

Наезд самолета. Встречается при взлете и посадке самолета. Повреждения наносятся чаще передней кромкой крыла. В силу большой скорости движения от удара происходит травматичес­кая ампутация головы, верхних конечностей, разделение ту­ловища на уровне грудной клетки, обширные разрушения тела, располагающиеся на уровне крыла самолета.

Переезд колесами шасси самолета. Повреждения аналогичны встречающимся при переезде колесами тяжелых грузовых автомашин.

Втягивание тма в воздухозаборник турбореактивного двига­ теля. Сильный поток воздуха (до 8000-6000 куб. м в секун­ду), вызывающий присасывающее действие, может втянуть те­ло человека, оказавшегося вблизи двигателя, в воздухозаборник. При этом наблюдаются баротравма легких, переломы длинных трубчатых костей конечностей, ребер, разрывы и размятия внутренних органов (печэнь, легкие и др.).

Повреждение раскаленной струёй гаэов турбореактивного двигателя. Сильная струя гаэов, раскаленных до 500-600 градусов, с силой отбрасывает лиц, находжихся воэде сопла турбореактивного двигателя. При этом наблюдаются повреждения, характерные для падения^ восмамвнение и обгорание одежды, тяжелые ожоги преимущественно открытых частей те­ла.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЙ ВНУТРИ САМОЛЕТА ВО ВРЕМЯ ПОЛЕТА

 

Повреждение взрывной волной. Встречается при вэрыаах го -рючего, боеприпасов и др. э самолетах и вертолетах. В за­висимости от мощности взрыва наблюдается полное или частичное разрушение одежды и тола, иногда разрывы их на мел­кие части, которые могут быть разбросаны в радиусе нескольких километров от места взрыва. При взрывах горючего иногда находят его следы на частях тела и одежды.

Взрывная декомпрессия. Наблюдается при разгерметизации кабины и салона самолета на большой высоте. При исследовании трупа отмечают баротравму легких, газовую эмболию, кровоизлияния в полости среднего и внутреннего уха, разрыв барабанных перепонок и др.

Ударные перегрузки. Наблюдаются при катапультировании от сильного удара через ката пудьтное кресло в направлении

 

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ХАРАКТЕР ПОВРЕЖДЕНИЙ ВНУТРИ САМОЛЕТА ПРИ ПАДЕНИИ ЕГО И УДАРЕ О ЗМЛЮ

 

1. Удар о части самолета. Большая сила удара приводит к грубому разрушению одежды и тела. При этом наблюдаются отрывы отдельных частей тела и внутренних органов, разрывы и раэ-мозжения мягких тканей, вскрытие полостей, множественные оскольчатые переломы костей скелета, деформация отдельных частей или всего тела, смещения внутренних органов, выпадение их, внедрение частей самолета в тело и др.

2. Взрывная волна. При ударе самолета о землю модет иметь место взрыв горючего и боеприпасов. Взрывная волна приводит к полному разрушению одежды и тела на мелкие части и разбрасыванию их в радиусе до нескольких километров. При взрывах на останках тела и одежщы иногда можно обнаружить следы горючего.

3. Термическая травма. Пламя, образующееся при взрывах горючего и боеприпасов, вызывает обгорание одежды и ожоги тела как приязненные, так и посмертные, разной интенсивности, иногда до полного обугливания тела. При исследовании могут быть выявлены признаки прижизненного попадания в пламя, следы горючего и др.

4. Отравление токсическими продуктами горения. Образующиеся при взрывах горючего и боеприпасов, а такде при горении лаков, красок, полимерных материалов окись углерода и дру­гие токсические продукты могут вызвать острое отравление у экипажа самолетов и пассажиров.

ВОПРОСЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАЗРЕШЕНИЮ ПРИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ АВИАЦИОННОЙ ТРАВМЫ

 

Установление состояния здоровья членов экипажа самолетов (вертолетов) до и во время полета. Выявление у них заболе­ваний, решение вопроса о возмодности и характере их прояв­лений во время полета (разрыв аневризмы сосудов моэга, при­ступ стенокардии, перфорация язвы желудка и т.д.).

Выявление возможного воздействия на членов экипажа и пассажиров во время полетд каких-либо неблагоприятных фактеров (кислородное голодание, резкие перепады давления, динамические перегрузки; т.д.).

Выявление алкогольного опьянения, приема наркотических, снотворных и др. веществ у членов экипажа и пассажиров.

Выявление повреждений, не связанных с авиационной травмой (огнестрельные, колото-резаные и т.д.).

Определение причины и времени наступления смерти. Установление наличия, характера, механизма и последовательности образования повреждении.

Установление прижизненности повреждений, прижизненности попадания в пламя.

Установление места нахождения и позы членов экипажа в мо­мент травмы.

Установление основного направления травмирующего воздей­ствия.

Идентификация трупов и их останков.

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА АВИАЦИОННОЙ ТРАВМЫ

 

В связи с большой сложностью и нередко очень большим объ­емом работы, как правило, назначается комиссионная или комплексная судебно-медицинская экспертиза с участием су-дебно-медицинских экспертов, имеющих опыт экспертизы авиационной травмы, специалистов авиационной медицины, представителей инженерно-технических служб и др.

Соблюдают следующую последовательность (этапы) проведения экспертизы:

а) Изучение обстоятельств детного происшествия и докумен­тации на погибших членов летного экипаж и пассажиров. При этом выясняют, какое летное задание (полет) выпол­няв экипаж самодета, в каких условиях оно выполнялось:

время, место, высота полета, метеорологические условия и т.д.; какие действия выполняли члены экипажа в поле­те до и во время развития аварийной обстановки; состо­яние здоровья членов летного экипажа до полета по дан­ным медицинских документов, свидетельству родственна крови сослуживцев и т.д.; наличие у членов экипажа и пассажиров индивидуальных особенностей, примет и т.д., которые могут быть использованы при идентификации лич­ности (стоматологический статус, костные мозоли и др.).

б) Осмотр места происшествия (аварии, катастрофы).

При осмотре необходимо установить место падения самодета, взаиморасположение самолета, его частей трупов и их останков, наличие внедрения в тело деформированных и разрушенных частей самолета, ущемление в конструкциях самолота тела, одежды, их частей и обрывков, расположе­ние следов крови, волос, кусочков тканей и одежды на обломках самолета и местности, состояние, повреждения и загрязнения снаряжения и одежды членов экипажа и пасса" жиров, состояние систем жизнеобеспечения самолета; сле­дует подробно описать трупные явления, описать и сфото­графировать повреждения тела.

в) Ознакомление с устройством кабины и пассажирского сало­на однотипного самолета.

При изучении особенностей конструкции кабина и салона однотипного самодета необходимо установить местоположение и поэычленов экипажа, особенности их действий во время поя ста, выявить детали и конструкции, которые мо­гут дать контактные повреждения (при необходимости по -лучить консульта ции у соответствующих специалистов). При наеэдах самодета установить высоту от эемли кромки крыла и других выступающих частей самодета. При переез­дах - особенности рисунка протектора колес шасси.

г) Судебно-медицинское исследование трупов и их останков

При наружном исследовании особое внимание уделяется повреждениям, позволяющим судить о месте расположения, рабочей позе и действиях членов экипажа в момент удара самолота о землю, наличию следов воздействия пламени, нефтепродукт ов, токсических веществ, признакам приживненности повреждений и т.д. Повреждения одежды и тола должны быть сфотографированы по правилам масштабной съемки.

При внутреннем исследовании обращают внимание на на-дичие, характер и прижиэненность всех выявленных поврем дений. Устанавливают механизм и последовательность об -разования повреждений. Выявляют заболевания у членов экипажа и дают им оценку. Выявляют индивидуальные особенности и приметы, пригодные дм идентификации личное ти. Берут материал для дополнительных исследований.

д) Проведение дополнительных иссяедомннй.

При проведении дополнительных исследований во всех случаях проверяют наличие в тканях трупа алкоголя, карг. боксигемоглобина, по показаниям - наркотиков, снотвор­ных и других ядов и медикаментов. Применяют рентгено -графию для выявления наличия и характера повреждений костей скелета, инородных тол и т.д. Устанавливают групповые особенности крови и сопоставляют ее с кровью, кусочками тканей и др., обнаруженными на частях самолета и местности. Проводят гистологическое исследование для установления заболеваний, прижиэненности и давнос­ти (время) образования повреащений. Применяют люминис-центные и другие исследования для выявления нефтепродуктов на одежде и теле. При обнаружении на одежде и теле загрязнений красками, лаками, нефтепродуктами и др. устанавливают их происхождение.

При необходимости проводят идентификацию неопознан­ных, обезображенных и расчлененных трупов. Устанавливают количество лиц, пострадавших в авиационном проис­шествии.

е) Оформление результатов экспертизы (составление заключения).

 

Программа подготовки студентов по судебной медицине обязательно включает в себя вопросы по организации назначения и проведения специальных судебно-медицинских исследований при решении правовых задач, а также о роли, пределах компетенции, ответственности, правах и обязанностях врача при этом. В программе такие вопросы объединены в тему «ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ».

Тема является самостоятельным разделом предмета судебной медицины. Изучаемые вопросы определяются действующим уголовным и гражданским процессуальным законодательством, в основном являются оригинальными для студентов медиков и, как правило, не отражаются в других учебных дисциплинах.

Указанная тема – первая в изучении судебной медицины студентами. Разбору темы посвящено не менее пяти часов занятий, кроме того, отдельные вопросы имеются в других темах учебной программы по судебной медицине.

Судебная медицина – отрасль медицинской науки, которая занимается изучением медико-биологических вопросов, разработкой теоретической и методологической базы для решения поставленных в ходе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства задач; кроме того, судебная медицина разрабатывает проблемы, связанные с развитием здравоохранения.

Термин «судебная медицина» также применяют как название соответствующей учебной дисциплины, которую в обязательном порядке изучают студенты медицинских и юридических высших учебных заведений (факультетов). Кроме того, судебная медицина обозначает врачебную специализацию, также как хирургия, терапия, педиатрия и пр.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.