Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА





ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я.ЙИРАСЕКА

Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем...Обедаем.

Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

3. Днем светло, а ночью...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

4. Небо голубое, а трава...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.

Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это..., маленькая овечка — это...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это...?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3 группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Тест определения готовности детей к школе

Инструкция. "Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на листочке нарисовать что-нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунка не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл "слова".

Набор слов: веселый мальчик, вкусный обед, строгая воспитательница, сложная работа, холодно, простуда, обман, дружба, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Самое непохожее

Инструкция. Одну из фигур(любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку и просят: "Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна." указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом и спрашивают: "Почему ты считаешь, что эти фигурки самые непохожие?" Каждый ребенок выполняет задание с 2-3 фигурками.

Если у ребенка возникают затруднения, взрослый может помочь и, указывая на две фигурки, различающиеся по одному параметру (например, большой и маленький синий квадрат), спросить: "Чем эти фигурки отличаются друг от друга?". Так же можно помочь выделить и другие признаки - цвет и форму.

Последовательные картинки

Инструкция. "Посмотри эти картинки. Как ты думаешь, о чем здесь рассказывается? А теперь расположи карточки так, чтобы получился связный рассказ".

Если ребенок не может сразу определить содержание ситуации, ему можно помочь вопросами: "Кто изображен? Что они делают?" и т.д. Убедившись, что ребенок понял общее содержание картинок, предложите разложить их по порядку: "Разложи картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается этот рассказ и какой оканчивается". В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать ребенку. После того как ребенок закончит раскладывать картинки, его просят рассказать историю, которая получилась в результате расклада, переходя постепенно от одного эпизода к другому. Если в рассказе допущена ошибка, то ребенку указывают на нее в процессе рассказа и говорят, что не может быть так, чтобы что бы пожарные потушили пожар, а потом он возник, или чтобы сначала собака стащила курицу, а потом она опять оказалась в корзинке. Если ребенок самостоятельно ошибку не исправляет, взрослый не должен перекладывать картинки до окончания рассказа.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Графический диктант.

После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: "Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня - я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева на право длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия).Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно. Вот я, не отрывая руки провожу линию на три клетки налево - к окну (на доске соответствующая линия). Все поняли как надо рисовать?".

После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит: "Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами".

При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы - две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнять инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листочки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

По прошествии времени, отведенного для самостоятельного узора, проверяющий говорит: "Теперь поставьте карандаш на следующую тоску. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор".

Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: "Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клеточки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжите рисовать этот узор".

Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: "Поставьте карандаш на самую последнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одну клетку вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор".

По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведение методики обычно составляет около 15 минут.

Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Почему ты хочешь идти в школу?

8. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

9. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

10. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

11. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?

12. В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

Тест Лесенка

Покажите ребенку лесенку и попросите его поместить на этой лесенке всех знакомых тебе детей. На трех верхних ступенях окажутся дети хорошие: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше ("хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие") А на трех нижних ступеньках - плохие. Чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и нехорошие. На какую ступеньку ты поместишь себя? Почему?

Затем задайте ребенку вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь какой ты на самом деле и каким хотел бы быть". После этого спросите: "На какую ступеньку тебя поставила бы мама (папа, бабушка, воспитательница и др.)".

Анализ результатов.

Пиктограмма

Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления. Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

· Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).

· Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).

· Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

Тест "Персонификация мотивов"

Выявляет наиболее значимые мотивы для обучения ребёнка в школе.

Инструкция к проведению
Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Дети разговаривают про школу.
Первый ребёнок сказал: "Я хочу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил".(картинка 1).
Второй ребёнок сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравиться учиться, уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно училась".(2).
Третий сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть".(3)
Четвертый ребёнок сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким".(4)
Пятый сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь".(5)
Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там десятки"
(ставят хорошие отметки)(6)
Задать вопросы по картинкам: "А вот этот мальчик что сказал?"
Подумай и выбери три картинки, почему и зачем ты пойдешь в школу?
Оценка результатов
Высокий уровень –3 б (учебный – социальный – позиционный),(учебный – социальный – игровой)
Средний – 2 б (учебный – социальный – получение высокой отметки)
Низкий – 1 б (внешний – игровой – отметка/ внешний – игровой – позиционный)


Уровень произвольного запоминания
Методика "Заучивание 10 слов" используется для оценки объёма запоминаемого материала, выявляет умение ребёнка применяя способы логического запоминания.
Инструкция к проведению
Мы будем играть с тобой в "запоминалки". Я буду читать тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся запомнить их как можно больше. Подумай, как можно быстрее их запомнить. Слова: кошка, автобус, дождь, собака, зонт, рыбка, дорога, молоко, аквариум, кость.
Рекомендуется четырёхкратное предъявление без нарушения последовательности произнесения слов.

Оценка результатов:
Высокий –3б –1 предъявление – 5-6 слов, 4 – 8-10 слов
Средний - 2б – 1 предъявление – 3 – 4 слова, 4 – 5-7 слов
Низкий - 1б – 1 предъявление - 0-3 слова, 4 – 4-5 слов
Качественный анализ: количество воспроизводимых слов по кривой запоминания.


Уровень наглядно – образного мышления
Тест "Выбери фигуру"
Инструкция к проведению
Ребёнку предъявляется бланк, в левой части которого изображены геометрические фигуры, а в правой – элементы, из которых они могут быть составлены. Ребёнку необходимо, комбинируя в уме элементы заданной фигуры, придти к правильному выбору, найти необходимый набор деталей: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – в, 7 – б.
Оценка результатов
Ребёнку предлагается решить 7 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл.
Высокий уровень – 3б.(6 -7 правильных выборов)
Средний – 2б. (3-5 правильных выборов)
Низкий – 1б. (0-2 правильных выбора)


Тест "Кубики"
Инструкция к проведению
Ребёнку предлагается рассмотреть кубики: один расположен вверху и три ниже.
Ему необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на него. Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – в.

Оценка результатов
Ребёнку предлагается решить 6 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл.
Высокий уровень –3б.(5-6 правильных выборов)
Средний – 2б.(3-4 правильных выборов)
Низкий – 1б.(0-2 правильных выбора)


Словесно – логическое мышление
Вербальная классификация
Выявляет уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
Инструкция к проведению
Из пяти слов выбери то, которое ты считаешь лишним.
1. Тюльпан, лилия, слива, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, скакалка, кирпич, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
6. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Саша, Витя, Петров, Стасик, Коля.
8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.


Невербальные аналогии
Инструкция к проведению

1. Слева нарисованы курица и цыпленок, а справа кролик и несколько изображений. Какая картинка подходит к кролику так же, как цыплёнок к курице?

2. Слева нарисованы собака и щенок, а справа корова и несколько изображений. Какая картинка подходит к корове так же, как щенок к собаке?

3. Слева нарисованы петух и зерно, а справа лошадь и несколько изображений. Какая картинка подходит к лошади так же, как зерно к петуху?

4. Слева нарисованы рыба и вода, а справа лиса и несколько изображений. Какая картинка подходит к лисе так же, как вода к рыбе.

5. Слева нарисованы птица и гнездо, а справа собака и несколько изображений. Какая картинка подходит к собаке так же, как гнездо к птице?

Дополнительные вопросы не задаются.


Обобщение (сформированность понятий)
Инструкция к проведению
После первого прочтения – вопрос: Каким общим словом их можно назвать?
Второе прочтение – пауза, ответ.

1. Окунь, карась…

2. Огурец, помидор…

3. Шкаф, диван…

4. Июнь, июль…

5. Слон, собака…

Оценка результатов по каждому тесту: 3б – правильный самостоятельный ответ после 1 или 2 прочтения.

 

Тест 4.1
Высокий уровень – 3б.(6 -7 ответов)
Средне - высокий – 2б.(5 ответов)
Средний – 1б(3-4 ответа)
Низкий – 0б.(1-2 ответа)

Тест 4.2
Высокий уровень –3б (4-5 ответов)

Средний – 2б (3 ответа)
Низкий – 1б (0-2 ответа)

Тест 4.3
Высокий уровень –3б (4-5 ответов)
Средний – 2б (3 ответа)
Низкий – 1б. (0-2 ответа)

Тест "Левая – правая рука" (интеллектуальная децентрация)
Тест выявляет способность ребёнка к позиционности. Под позицией понимается место ребёнка (реальное или предполагаемое) в системе рассматриваемых отношений. В познавательной деятельности – это сформированность "децентрации", т. е. возможность изменить познавательную перспективу, координировать свою и других точки зрения. Благодаря сформированности "децентрации" у ребёнка появляется основа для изменения отношения его к окружающему миру. Открывается перспектива формирования новых интеллектуальных структур и перехода мышления на более высокий уровень.
Инструкция к проведению
Взрослый и ребёнок садятся друг против друга. Психолог спрашивает у ребёнка, знает ли он, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у взрослого при правильном решении задания взрослый умышленно начинает сбивать ребёнка на "зеркальное перенесение"
Оценка результатов
Высокий уровень – 3б. (Перекрёстное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием; проявляет критичность на провоцирующие действия взрослого)
Средний –2б. (Перекрёстное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела) При провоцирующих действиях взрослого соглашается с ним, тем самым обнаруживая симптом конформизма.)
Низкий – 1б. (Использует метод "зеркального перенесения": правую руку у себя идентифицирует с левой рукой взрослого, аналогично свою левую – с правой рукой взрослого.)


Диагностика произвольного внимания
Произвольное внимание — это сознательная направленность и сосредоточенность на той или иной психической деятельности. Высокий уровень развития произвольного внимания подразумевает способность ребенка самостоятельно, без дополнительных напоминаний взрослого, сосредотачиваться на выполняемой деятельности. Особое значение произвольное внимание приобретает в процессе обучения ребенка и выступает одним из показателей психологической готовности к школьному обучению
Методика "Домик"

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (Н. И. Гуткина, 1996, 2000). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Цель: определение уровня развития произвольного зрительного внимания
Инструкция к проведению
Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке. Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай. Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно.
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:
1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой);
2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с
образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии;
4) отвлекается ли во время работы;
5) высказывания и вопросы во время рисования;
6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано взрослым.
Оценка результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считается:
1) отсутствие какой-либо детали рисунка;
2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
3) неправильно изображенный элемент рисунка;
4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;
6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
7) "залезание" линий одна на другую.
При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и "лохматые" линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка.
Ошибки:
1 балл — изменение расположения детали в пространстве (рис. 18):
• треугольник трубы изображен с левой стороны крыши или по центру;
• полосы на крыше наклонены влево или изображены вертикально;
• линии отклонены от образца более чем на 30 градусов (дым, забор и т. д.).
2 балла — неправильное изображение детали (рис. 19), например:
• кольца дыма повернуты вниз;
• забор слева нарисован так же, как забор справа;
• забор нарисован неправильно (части забора имеют лишь точку соединения, а не общую сторону);
• крыша нарисована в виде треугольника.
3 балла — нарушение пропорций деталей рисунка более чем в 2 раза (рис. 20), например:
• увеличение / уменьшение окна;
• увеличение / уменьшение размеров крыши;
• увеличение / уменьшение высоты забора.
4 балла — пропуск детали (рис. 21):
• отсутствие дыма (отсутствие и трубы, и дыма — 8 баллов);
• отсутствие полос на крыше;
• отсутствие нижней линии — основания дома;
• отсутствие правой или левой стороны забора (отсутствие забора с двух сторон считается как 8 баллов);
• отсутствие окна.
Баллы начисляются за каждую ошибку отдельно. Например, если дым нарисован почти вертикально, а высота забора уменьшается по мере отдаления от стены дома — это 2 балла (по 1-му за каждую ошибку — изменение расположения детали в пространстве).
Не считается ошибкой увеличение или уменьшение количества деталей (элементов забора, полос на крыше, колец дыма и т.д.).

 

Баллы за ошибки Готовность к обучению в школе
0-2 Высокий (3балла)
3-6 Средний (2балла)
7-10 Низкий (1балла)






Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.