Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ, КАК ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО





ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

для студентов дневного отделения

 

 

Ростов-на-Дону

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ………………………………………3

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ…………………… 28

 

МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………29

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ………….....35

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………36

 

 

Краткий курс лекций

Лекция 1

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ, КАК ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО

Лекция 2

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ

 

ВОСПРИЯТИЕ – активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира в коре головного мозга человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

 

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.

1. Предметность. Связана с актом объективации (знания получаемые нами из окружающего мира мы относим к этому миру). Без такого смысла восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

Предметность не есть врожденное свойство. Существует определенная система действий, которая обеспечивает человеку предметную действительность мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение (Сеченов). Предметность формируется на основе процессов, обеспечивающих контакт с самими этими предметами. Без участия осязания и движений (действий) наше восприятие было бы беспредметным (зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметности).

Предметность, как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения (кирпич и взрывчатка: форма одинаковая, свойства разные).

2. Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующие в данный момент на органы чувств, восприятие есть целостный образ, складывающийся на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых и в виде отдельных ощущений.

Целостный образ появляется на основе анализа и синтеза отдельных свойств.

Целостность – центральное свойство восприятия.

3. Структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и их сумме. Мы воспринимаем абстрагированную от этих ощущений, обобщенную структуру предмета или явления, которая формируется в течение некоторого времени.

4. Константность (неизменность). В виду множества степеней свободы положения окружающих нас объектов и бесконечного многообразия условий их появления эти объекты непрерывно изменяют свой облик. Однако, благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем предметы окружающего мира неизменными по форме, величине, цвету. (Например: известно, что изображение предмета, в том числе и изображение на сетчатке глаза, увеличивается когда расстояние до предмета сокращается). Константность не врожденное свойство, а приобретенное на основе взаимодействия с окружающим миром.

Свойство константности обеспечивается корой головного мозга.

Свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи, подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования, формирующееся в процессе чувственной деятельности.

Свойство константности обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая и единство предметов и условия его существования.

5. Осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном воздействии предметного мира на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его - отнести воспринимаемый предмет к определенной группе предметов и обобщить их в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами (двусмысленные рисунки).

6. Активность. Восприятие - активный процесс, в ходе которого человек производит много различных перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета. Свойство активности состоит в участии эффекторных компонентов анализаторов в процессе восприятия.

7. Апперцепция. Восприятие зависит не только от специфики действующего на нас раздражителя, но и от самого воспринимающего субъекта (воспринимает не глаз, а сам человек). Поэтому в восприятии сказывают особенности личности воспринимающего по отношению к воспринимаемому. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и прошлого опыта называется апперцепцией. При восприятии предмета всегда активизируются следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься разными людьми.

Восприятие зависит и определяется поставленной перед человеком задачей и мотивом его деятельности. Существенным фактором восприятия является установка.

8. Историчность (социальная обусловленность). Как сознательный процесс восприятие включено в процесс исторического развития. Восприятие у человека не есть только сенсорный акт, обусловленный лишь физической природой рецепторов. Восприятие есть только относительно непосредственный акт познания. Восприятие действительности на ранней ступени развития человечества появляется на основе опосредования его всей прошлой общественной практикой.

9. Обобщенность. Процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене ряда моментов или ступеней, при чем каждая последующая ступень представляет психическое состояние менее конкретно, более обобщенно, но более четко и дифференцированно. На основе выделенных ранее признаков мы воспринимаем обобщенное представление предмета.

Свойство обобщенности и свойство осмысленности тесно связаны.

10. Избирательность (селективность). Это свойство определяется потребностной сферой человека и теми доминирующими в момент акта восприятия потребностями.

11. Изменчивость. Характеризует вариативность восприятия, в зависимости от изменений условий окружающей среды, образа жизни, содержания психического мира человека.

 

 

Лекция 3

КРИВАЯ СЛЫШИМОСТИ

 
 

Из графика видно, что на разных частотах, для того чтобы мы услышали звук, необходима разная интенсивность, на краях частотного диапазона нижний и верхний абсолютные пороги сливаются.

 

ТЕОРИИ СЛУХА.

Периферические теории.

В основе рассматриваемых теорий лежит проблема места звуко-высотного различения - периферия или центр анализатора.

1. Резонансная теория Г. Гельмгольца.

Согласно этой теории отдельные волокна основной мембраны представляют собой физические резонаторы, каждый из которых настроен на определенную частоту звукового колебания. Высокочастотные раздражители вызывают колебание участков мембраны вблизи овального окна, где она наиболее узка, а низкочастотные вблизи улитки, на участках с максимальной шириной основной мембраны. Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой из участков мембраны возбужден, а, следовательно, о частоте колебания.

В пользу этой теории говорят факты хирургического удаления частей мембраны и возникающая при этом избирательная глухота. Однако невозможно найти участка мембраны, который бы отвечал за восприятие низких тонов.

2. Теория Г. Флетчера.

На звуковые волны отвечают не отдельные волокна, а пре- и эндолимфа улитки, и резонансные свойства присущи не только волокнам, а всей механической системе улитки в целом. Под действием звука колеблется вся мембрана в целом и та или иная масса жидкости. Высокие тона приводят в движение лишь небольшую массу жидкости вблизи основания улитки. Низкие – большую массу вблизи вершины улитки. Громкость определяется суммарным числом нервных импульсов, приходящих к мозгу от всех возбужденных нервных волокон основной мембраны. Нервные волокна (из эксперимента) резонируют на частоты свыше 60-70 Гц. Флетчер предположил, что восприятие более низких тонов определяется ощущением комплекса гармонических составляющих.

3. Теория Г. Бекеши.

Колебания перепонки овального окна передаются эндолимфе и распространяются по основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное смещение на большем или меньшем расстоянии от вершины улитки, в зависимости от частоты.

Таким образом, в этой теории было выдвинуто предположение о том, что существует принцип связи высоты звука и места воздействия.

Принцип места характерен для всех периферических теорий.

 

Телефонные теории или теории центрального анализатора.

В основе всех этих теорий: звуковые колебания превращаются улиткой в некие синхронные волны (биоэлектрические колебания) и передаются коре, где собственно и происходит анализ высоты тона звукового колебания.

 

Лекция 4

R L

 

Реальный продольный гороптер, измеряемый отсутствием диплопии не совпадает с ним. Его определяют следующим образом: испытуемый фиксирует точку F или точку M. Экспериментатор двигает нить вперед или назад, тем самым, определяя момент исчезновения диплопии или линию гороптера. Вычленяется ряд омонимных или перекрестных порогов диплопии. Реальный продольный гороптер при малых расстояниях имеет вид эллипса, проходящего через центры зрачков глаз. При больших расстояниях, чем дальше линия гороптера, тем более она выпрямляется, где-то она становится прямой и далее выгибается в обратную сторону.

Линия гороптера – линия, на которой находится точка фиксации.

Стереоскопия.

1. Базовая линия – воображаемая линия, соединяющая центры зрачков глаз. Ее длина определяет межзрачковое расстояние (60 мм, в среднем).

2. Венечная плоскость – плоскость перпендикулярная к оси тела, проходящая через голову. Особую роль играет венечная плоскость, проходящая через базовую линию.

3. Медиальная плоскость – вертикальная плоскость симметрии головы. Базовая линия к ней перпендикулярна и делится ей на равные части.

4. Фронтальная плоскость – вертикальная плоскость, перпендикулярная к медиальной плоскости и параллельная базовой линии.

 

СЕТЧАТОЧНАЯ ДИСПАРАТНОСТЬ И СТЕРЕОСКОПИЧЕСКАЯ ОСТРОТА.

Монокулярное изображение представляет собой плоскую проекцию реального трехмерного объекта, расположенного в точке фиксации на некотором расстоянии от субъекта. Несмотря на наличие монокулярных признаков глубины, основную информацию нам дает то минимальное различие в этих плоских проекциях об объемах, глубине, рельефе воспринимаемого нами мира. Это минимальное различие носит название сетчаточной диспарантности.

Пусть точки А и В расположены неподалеку друг от друга, по обе стороны от медиальной плоскости, причем точка А находится на расстоянии d от глаз, а точка В на расстоянии равном d-Dd. Отрезок АВ виден левым глазом под углом U2, а правым под углом U1. Если точки А и В не располагаются на одном гороптере, тоих изображения будут формироваться на некорреспондирующих точках сетчатки. Возникает бинокулярная диспарантность или стереоскопический параллакс, определяющийся разницей U1-U2. Можно измерить воспринимаемый порог параллакса - стереоскопическую остроту - в среднем 5 угловых секунд. Это означает, что человек способен воспринимать изменение глубины 0,4 миллиметра на расстоянии одного метра. Объект, расположенный на расстоянии 2600 метров воспринимается как один объект, стоящий впереди другого.

Экспериментальные исследования диспаратности. Наилучшие доказательства роли сетчаточной диспарантности были получены при использовании специальных аппаратов, которые были названы стереоскопами. Диспаратность с помощью этих аппаратов варьировалась от 0 до бесконечности (формировалось изображение либо на корреспондирующих, либо на диспаратных точках). Получали изображение от плоского до бинокулярного соревнования.

Первый стереоскоп был сконструирован Уинстоном в 1831 году, и в дальнейших опытах, с различными модификациями получил широкое распространение.

 

СТЕРЕОСКОПЫ

 

рис.1 рис.2 рис.3 рис.4

 

Призматический стереоскоп (рис. 1). Две призмы А и В, и два предъявляемых объекта f1 и f2. Призмы расположены так, что преломление лучей от двух разных объектов создает иллюзию единого объекта. Если призмы фокусируются на корреспондирующие точки сетчатки, - объект видится плоским и единым; если на диспаратные и корреспондирующие - объемным и единым.

Зеркальный телестереоскоп (рис. 2). Зеркала M и N. При изменении угла зеркал можно добиться максимальной степени диспаратности (от некоторой величины до бесконечности).

Иконоскоп (рис. 3). Этот аппарат позволяет изменять степень диспаратности от некоторой величины до нуля. (Икона - плоское изображение).

Зеркальный псевдоскоп (рис. 4). Левый глаз видит то, что должен видеть правый глаз и наоборот. Этот эффект носит название: обратная диспаратность (мы видим картинку перевернутую наизнанку. То, что ближе кажется дальше, что дальше кажется ближе). Но часто при работе с псевдоскопом прошлый опыт берет верх над диспаратностью. Это объясняется двумя свойствами восприятия: контрастностью и апперцепцией.

 

МОНОКУЛЯРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА.

Наиболее важным при монокулярном восприятии рельефа является параллакс движений головы. Двигая головой справа налево или сверху вниз мы получаем различные изображения объекта. Таким образом, восприятие рельефа возникает из быстрой последовательности смены изображений на сетчатке одного глаза.

Другими явлениями такого рода являются изменение аккомодации и хроматическая аберрация. Глаз приспосабливается к средней зоне спектра частот, поблизости от желтого. Когда глаз фиксируется на объекте и аккомодируется так, чтобы видеть его как можно отчетливее, то всякое светлое пятно, расположенное немного впереди от точки фиксации будет иметь красный ореол, позади - зелено-голубой. (Полак, 1923).

К монокулярным признакам глубины так же относятся признаки, которые имеет действительность:

1. Перекрытие объектов.

2. Иллюзия сужения рельсов.

3. Относительные размеры объектов и т.д.

 

Эффект Пульфрика.

Вызывание искусственной диспаратности. Одному глазу предъявлялся объект через ровное чистое стекло, другому через затемненное. Маленький предмет на ниточке двигался по прямой вправо и влево во фронтальной плоскости. В обычных условиях это так и воспринималось, но стоило поставить к одному глазу темной стекло, то испытуемому казалось, что предмет проходит перед фронтальной плоскостью, а затем за ней. Механизм этой иллюзии основан на том, что возникает разность латентных периодов световых ощущений, возникающих в каждом глазу. Затемненный глаз воспринимает объект с запозданием. Два изображения одного объекта в один и ото же момент не попадают на корреспондирующие точки сетчатки, и эта диспаратность вызывает смещение объекта в глубину.

 

Лекция 5

........

Расстояние между 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 точками чуть меньше, чем расстояние между точками 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7. Наблюдатель либо будет видеть все точки на одинаковом расстоянии, либо будет стремиться усилить различие и воспринимать пары точек. Равномерное распределение точек отличительно, но если наблюдатель группирует точки на основе, близости, то лучшая группировка наблюдается если он усилит различие в расстоянии в своем восприятии. И то и другое может быть название прегнантностью.

 

Маскировка.

Маскируют фигуру те направления, которые продолжают фигуру в прежних направлениях. Замкнутость фигуры - способ маскировки смыслообразующих частей.

Изменчивость перцептивной организации.

Возможна различная перцептивная организация одного и того же ретинального изображения. В каждом случае могут существовать различные факторы, нарушающие равновесие восприятия фигуры в ту или иную сторону. Лежащий в основе восприятия фигуры нейрофизиологический процесс подвержен самонасыщению. Обращение же фигур основано на процессе физиологического утомления, который, в свою очередь, приводит к изменению уровней активностей в различных долях коры. Возбуждение одной ассоциации нейронов приводит к одному восприятию, другой к другому. Если удерживать одно из двух возможных вариантов неоднозначного изобра­жения, то это облегчит обращение. Большинство испытуемых увидят в этом альтернативный вариант, который будет восприниматься более продолжительное время чем то, что воспринималось при предварительном обращении. Таким образом существует конфликт прошлого опыта, способствовавшего организации, которая только что воспринималась и насыщения, которая способствует новой организации. Обращению фигур так же способствует фактор знания о неоднозначности фигуры. Как только наблюдатель осознает возможность двух или более организаций, обращение становится неизбежным, то есть действует сознательная установка на обращение. Когда каждая из организаций одинаково хороша и правдоподобна происходит сознательное обращение.

В том случае, когда достигается организация с высокой вероятностью верного решения происходит стабилизация. Стабилизация так же происходит если в неоднозначной фигуре мы находим организацию знакомую или значимую для нас. Стабилизация означает предпочтение одной, более правдоподобной, более узнаваемой или значимой для нас организации.

 

 

Лекция 6

Иллюзии движения

 

Стробоскопический эффект

 

Как мы уже знаем, все сенсорные системы могут быть обмануты, однако наиболее устойчивый обман чувств возникает во время просмотра кинофильма. Это связано с двумя довольно различными зрительными явлениями. Первое состоит в инерции зрения, второе – в так называемом фи-феномене.

Инерция зрения представляет собою просто неспособность сетчатки отвечать на частые колебания яркости света и сигнализировать о них. Если свет включается и выключается сначала медленно, а затем все чаще, мы будем видеть мелькание света до тех пор, пока его частота не достигнет приблизительно 30 вспышек в секунду, после чего он будет казаться непрерывным. Если свет яркий, критическая частота слияния изображений, или критическая частота мельканий, значительно выше и может достигнуть порядка 50 вспышек в секунду.

Итак, в кино отдельные картины проецируются с частотой 24 кадра в секунду, однако, это значительно ниже критической частоты слияния изображений; можно спросить, почему же мы не видим мелькающих картин. В ранних фильмах это было действительно так, но современные кинопроекторы снабжены специальным перекрывающим устройством, благодаря которому каждое изображение показывается трижды в быстрой последовательности, так что, хотя показывается всего 24 изображения в секунду, частота мельканий составляет 72 вспышки света в секунду. Эта величина превышает критическую частоту мельканий для всех, кроме ярких участков изображений, попадающих на периферию сетчатки. Здесь могут быть видны отдельные мелькания.

 

Другое важное зрительное явление, на котором основано кино – это кажущееся движение известное как фи-феномен. Имеется обширная литература, посвященная экспериментальному исследованию этого явления. Обычно оно изучается в лабораторных условиях с помощью очень простого приспособления – двух источников света, выключение одного из которых вызывает включение другого. При точном соблюдении определенного расстояния между источниками света и определенного временного интервала между включением одного и другого можно видеть, как единое световое пятно движется от места первого светового источника света к месту второго.

 

Аутокинетический эффект

 

Этот эффект света, движущегося в темноте, известен как аутокинетический феномен. Для объяснения этого феномена привлекались самые различные теории. Важно уяснить себе следующее различие. То, что правильно для мира вещей и его наблюдения, не обязательно справедливо для ошибок наблюдения, или и иллюзий. Любой орган чувств может давать ложную информацию: давление на глаз может вызвать в темноте ощущение света, электрическая стимуляция окончаний чувствительных нервов вызовет ощущения, которые в обычных условиях возникают при адекватном раздражении органов чувств. Точно так же, если определенные нервные аппараты ответственны за восприятие движения, мы вправе ожидать появления иллюзий движения, если работа этих аппаратов нарушается.

Иллюзорные блуждающие движения при аутокинетическом эффекте (самовозбужденном эффекте), видимо, возникают в результате командных сигналов, поддерживающих фиксацию, несмотря на легкие спонтанные флуктуации в работе мышц, приводящих глаза в движение. Т.о. не движение глаз, а корректирующие сигналы, которые предотвращают это движение, являются причиной иллюзорного блуждания светового пятна в темноте.

 

Индуцированное движение

 

Когда мы смотрим на Луну или звезды во время езды на машине, нам кажется, что они движутся вместе с нами, но несколько медленнее. Мы видим, что она движется медленнее нас, однако она продолжает находиться рядом с нами, никогда не оказываясь позади. Это удивительное явление.

Луна находится так далеко, что мы можем считать это расстояние бесконечным. Когда машина движется, угол, под которым видна луна из машины, остается практически неизменным, он не изменится, хотя мы движемся относительно Луны. Нам кажется, что Луна находится на расстоянии всего нескольких сот метров. Мы заключаем об этом на основании ее видимой величины. Она видна под углом 1/2º, но, как нам кажется, по размерам соответствует объекту, который виден под таким углом, и находится в нескольких сотнях метров от нас. И поскольку Луну невозможно обогнать (потому что она фактически очень отдалена от нас), то единственный способ для перцептивной системы совместить эти факты – это интерпретировать Луну, как некий объект, движущийся параллельно с машиной. Т.о. видимая скорость движения Луны определяется кажущейся удаленностью ее от нас.

Интересное описание механизма можно встретить в гештальт-теории. В описанной выше ситуации Луна воспринимается нами как фигура, а облака – как фон. При этом, интерпретация движения фигуры (Луна) наиболее вероятна, так как фигура всегда движется по отношению к фону.

Аналогичная ситуация возникает когда мы находимся в купе неподвижно стоящего поезда, а напротив, за окном, начинает двигаться соседний поезд. У нас складывается впечатление, что движение начал наш состав.

 

Эффект водопада

 

Логично ожидать, что сходные иллюзии возникают и вследствие дефектов системы изображение/сетчатка, и действительно, такие иллюзии существуют. Они не ограничиваются ощущением движением всего поля: различные части поля могут казаться движущимися в различных направлениях и с различной скоростью; эти явления странны, и логически парадоксальны. Наиболее существенно, это нарушение демонстрируется в так называемом эффекте водопада.

Очень легко доказать, что этот эффект обусловлен исключительно нарушениями в системе изображение/сетчатка. Убедиться в этом можно быстро пробегая глазами из конца в конец движущуюся ленту с поперечными полосами, причем проделывая это несколько раз подряд. В этом случае непрерывное движение воспринимается с помощью системы глаз/голова, а не с помощью системы изображение/сетчатка. Когда движущаяся лента останавливается, последействия не возникает, следовательно, этот эффект не связан с работой системы восприятия движения глаз/голова.

Своеобразная особенность «эффекта водопада» заключается в том, что он вовсе не возникает, если движущийся объект закрывает целиком всю сетчатку и движется в виде сплошного поля. Эффект возникает лишь при относительном движении, т.е. при движении изображения лишь в одних частях сетчатки относительно других.

 

Лекция 7

ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ

 

Структуралистская теория.

Структурная психология считала предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними, выявляемые посредством специально тренируемой интроспекции. Основной метод исследования - аналитическая интроспекция.

Хохберг: В виду чрезвычайной сложности структуры коры головного мозга объяснение восприятия, как мозговой активности связано неизбежно с использованием аналогий и моделей.

Хэбб. Теория клеточных ансамблей.

Процесс восприятия - следствие возбуждения биоактивного нейрона или целой структуры нейронов. Некоторые из нейронов возбуждаются стимуляцией сенсорных органов, другие же просто стимулируют друг друга. Восприятие раскладывается на последовательное возбуждение клеточных ансамблей или организацию их в фазовые последовательности. То есть объективная реальность составляется из фрагментарных объектов, которые есть ни что иное, как элементарные ощущения в различных комбинациях. Основной тезис структуралистов:

Каждый раз, когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же часть того же самого сенсорного органа с помощью тщательной аналитической интроспекции могут быть обнаружены одни и те же чистые ощущения.

Согласно этому тезису огромное множество воспринимаемых объектов внешнего мира представляют собой различные комбинации элементарных ощущений. Мир восприятия состоит из:

1. Ощущений, вызванных раздражением отдельных рецепторов.

2. Образов памяти, составившихся из следов прежних ощущений. Правильная компоновка этих ощущений объясняет все явления и вещи. Для этого структуралисты предлагают закон комбинаций, состоящий в том, что ощущения просто суммируются, а восприятие группы простых стимулов состоит из суммы тех ощущений, которые возникали бы при изолированных представлениях каждого стимула, плюс образы ассоциированные с ними. Например структуралистская теория восприятия пространства состоит в том, что наши пространственные ощущения не является зрительными, а состоят из кинестетических образов памяти, ассоциированных со зри­тельными стимулами в прошлом опыте.

 

Теория Брунера.

Эта теория относится к когнитивно-ориентированным теориям восприятия. Суть восприятия заключена не столько в деятельности сенсорных аппаратов, а в деятельности коры, которая позволяет воспринимать объект. В теории категоризации Брунера восприятие рассматривается как процесс категоризации - движение от признаков к категориям. И чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования признаков, тем более истинно восприятие.

Брунер определил общие свойства восприятия как:

1. Процесс принятия решения,

2. Который основан на использовании отличительных признаков,

3. Который содержит операцию умозаключения,

4. Который содержит набор правил, определяющий класс, характер признаков, способ их комбинирования - то есть категорию.

Наряду со свойствами Брунер рассматривает механизм восприятия:

1. Группировка и интеграция, базирующаяся на нейро-физиологических факторах.

2. Упорядочивание готовности, которая вытекает из свойства восприятия "стимул-готовность".

3. Установление соответствий. Механизм этого процесса основан на умозаключениях.

4. Процессы блокировки входов. Механизм блокировки входов лежит в основе нейрофизиологической работы мозга (так например, активность одной клетки нейрона может вызывать как торможение, так и активацию другой клетки).

Теория Брунера - попытка исследовать механизм восприятия с точки зрения нейро-физиологической работы мозга. Эта теория несколько перекликается с теорией Гелъмгольца.

 

Теория А.Н. Леонтьева.

Рассматривая осязание Леонтьев делает вывод, что специфическая осо­бенность процесса механизма осязания заключается в том, что это есть механизм уподобления динамики процесса в рецептирующей системе свой­ствам внешнего воздействия.

Леонтьев ставит вопрос о том, может ли быть распространено это пони­мание также и на такие органы чувств, деятельность которых не включа­ет в свой состав двигательных процессов, контактирующих с объектом? Иначе говоря, главным является вопрос о возможности рассматривать уподобление процессов в рецептирующей системе как общий принципиаль­ный механизм непосредственно чувственного отражения природы воздейст­вующих свойств действительности.

Выдвигаемая гипотеза представляет собой попытку ответить на наиболее трудный вопрос теории ощущения: как возможно детектирование сигналов, приходящих от чувствительных экстероцептивных приборов, в результате которого происходит воспроизведение специфического качества раздражи­теля? Ведь первоначальная трансформация внешних воздействий в рецеп­торах есть их кодирование. При этом "частотный код" нервных процессов сохраняется на всем их пути, что составляет необходимое условие дея­тельности коры. При этом условии механизм воспроизведения специфичес­кого качества воздействия должен включать в себя также и такие про­цессы, которые способны выразить собой природу взаимодействующего свойства. Таковы, например, процессы ощупывания предметов, слежения взором, интонирование звуков, осуществляющиеся при участии мышц. Гипотеза Леонтьева рассматривает ощущения как процессы, которые, опо­средствуя связи с воздействующей предметной средой, выполняют ориен­тирующую, сигнальную и, вместе с тем, отражательную функцию. В гипотезе Леонтьева остается ещё много открытых вопросов, в частнос­ти вопрос об общебиологическом смысле и о происхождении самой функции уподобления.

 

Теория А. В. Запорожца.

Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вместе с тем зависит в своем развитии от условий и характера деятельности. Развитие как деятельности в целом, так и входящих в ее состав перцеп­тивных процессов происходит не спонтанно. Оно определяется условиями жизни и обучения. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных об­ществом систем сенсорных процессов.

Согласно теории Запорожца перцептивные действия не только отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те её преобразо­вания, которые могут произойти в результате практических действий. Необходимо изучить зависимость восприятия от характера деятельности:

1. В плане онтогенетического развития ребенка.

2. В ходе функционального развития (в процессе формирования тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).

Исследования онтогенеза восприятия свидетельствуют о том, что между восприятием и действием существуют сложные и изменяющиеся в ходе раз­вития ребенка взаимоотношения:

1. Первые месяцы жизни. Развитие сенсорных функций опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формиро­вание последних. На данной стадии ориентировочные движения достига­ют относительно высокого уровня, но выполняют лишь ориентировочно-установочную функцию. Ещё не происходит формирования константных, предметных образов, которые необходимы для управления сложными фор­мами поведения.

2. Начиная с 3-4 месяца жизни. Сенсорные функции включаются в обслужи­вание простейших практических действий, перестраиваются на их осно­ве и сани приобретают постепенно характер своеобразных ориентирово­чно-исследовательских перцептивных действий.

3. Начиная со 2 года жизни. Ребенок начинает овладевать простейшими орудиями. В связи с этим изменяется его восприятие. Образы восприя­тия теряют глобальность и фрагментарность, и приобретают более чет­кую и адекватную воспринимаемому предмету структурную организацию.

4. 0т 3 до 7 лет. Дети начинают овладевать некоторыми видами специфи­чески человеческой продуктивной деятельности, направленной на соз­дание новых объектов. Продуктивная деятельность ставит перед ребенком новые перцептивные задачи.

Естественно, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения:

1. Ha первом этапе формирования новых перцептивных действий процесс начинается с того, что проблема решается с помощью внешних матери­альных действий с предметами. На данном этапе начинает складываться как бы внешний, материальный прототип будущего идеального перцеп­тивного действия.

2. На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под влиянием практической деятельности сами превращаются в своеобразные перцеп­тивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецеп-торных аппаратов и предвосхищают последующие практические действия.

3. На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время их про­текания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и вос­приятие начинает производить впечатление пассивного, бездействен­ного процесса.

Предполагается, что на данном этапе внешнее ориентировочно-исследо­вательское действие превращается в действие идеальное, в движение внимания по полю восприятия.

 

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

для студентов дневного отделения

 

 

Ростов-на-Дону

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ………………………………………3

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ…………………… 28

 

МЕЖСЕССИОННЫЕ ЗАДАНИЯ………………………………29

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ………….....35

 

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………36

 

 

Краткий курс лекций

Лекция 1

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ, КАК ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.