Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Общие представления о мышлении.





1. Общефилософские основы изучения мышления. Мышление как объект мультидисциплинарных исследований, особенности изучения мышления в философии, логике, информатике, физиологии, педагогике, психиатрии.

2. Мышление как предмет психологического исследования.

3. Мышление в системе познавательных процессов. Мышление и сознание: соотношение понятий.

4. Теоретическое и практическое значение работ в области психологии мышления.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2000. (1, 3)

2. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: МГУ, 1981, с.3-6 (1), 11-20 (1), 60-70 (1,3).

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М., 2004, 320-324 (1).

4. Петухов В.В. Психология мышления. М.: МГУ, 1987, с.5-7 (1,3), 17-19 (1).

Дополнительная литература

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с.342-350 (4),

373-380 (1).

6. Хайдеггер М. Что значит мыслить? В кн. Разговор на просёлочной дороге. М., Высшая школа, 1991, с.112 (1).

7. Мамардашвили М.К. Что значит мыслить и что значит мыслить не мысля? / «Знание-сила». № 8,9. 1992 (1).

 

Тема 2. Методы исследования мышления.

1. Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.

2. Характеристика “клинического метода” Ж.Пиаже.

3. Метод тестов.

Литература

1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с. 21-27 (2), 194-199 (3), 215-220, 258-263 (2), 183-187, 319-327 (2).

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982, Книга 1, с. 205-227, 265-270. Книга 2, с.15-16, 28-36.

3. Петухов В.В. Психология мышления, с. 40-42 (2), 59-60 (6), 63-69.

4. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова, М.: МГУ, 1982, с.122-128.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., Мир, 1992, т.1, с. 427-434, 447-451.

6. Лидерс А.Г. Методы исследования умственного развития ребенка. М., 1980, с.14-17.

7. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологи-ческих методов в условиях использования компьютера. М.: МГУ, 1995, с.5-19, 43-47.

Дополнительная литература

9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с.351-368 (1,2), 281-288.

10. Айзенк Г. Проверьте свои способности. М., Мир, 1972, (2-е издание, Педагогика 1992).

11. Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1, с. 17-26, книга 2, с.6-15, 16-28.

12. Петухов В.В. Психология мышления, с.77-81.

13. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г.Ярошевского, О.К.Тихомирова. М.: Наука, 1987, с.23-29.

14. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990, с.77-91 (2).

 

Тема 3. Феноменология мышления. Объект и Субъект мышления

А. Типы задач и виды мышления

  1. Объект и субъект мышления.
  2. Понятие «задача». Психологическая структура задачи. Соотношение понятий “задача” и “проблемная ситуация”. Психологическая структура проблемной ситуации.
  3. Визуальное и вербальное мышление, конкретное и абстрактное мышление.
  4. Интуитивное и дискурсивное мышление.
  5. Эмпирическое и теоретическое мышление.
  6. Сравнение практического и теоретического мышления (по Б.М.Теплову).
  7. Мышление аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое.
  8. Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление. Дивергентное мышление.

 

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.2, с.388-395 (2,3,7).

2. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с. 87-107(2), 113-129 (6), 141-144 (3), 145-148 (3,4), 149 -152 (4), 188-193 (6), 332-341 (3).

3. Петухов В.В. Психология мышления. 1987. с. 713 (1- 4, 6)

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник. М., 2004, 328-337.

Дополнительная литература

5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. с.109-112 (2), 130-144 (7), 311-313 (4), 356-365 (4).

6. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. М., 1976, (4). Или: Латеральное мышление. С-Пб.,1997, с.9-15, 44-52.

7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., Педагогика-Пресс, 1994, с.341-344.

8. Эсаулов А.Ф. Решение задач в науке и технике. Л., 1978, с.5-37 (7).

9. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990, главы 3, 4, с.77-99.

Б. Феноменология мышления. Индивидуально-личностная детерминация мышления

1. Общая характеристика субъекта мыслительной деятельности.

2. Личностные и ситуативные детерминанты мыслительной деятельности.

3. Мышление и самосознание личности. Рефлексия.

4. Роль защитных механизмов личности в регуляции мыслительной деятельности.

5. Индивидуальные особенности и типы мышления:

а) когнитивный стиль личности и индивидуальный стиль мыслительной деятельности;

б) типологические подходы к классификации “мыслящих личностей”.

Литература

1. Петухов В.В. Психология мышления, с.51-53 (2).

2. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995 (2,3,5).

3. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / Исследование проблем психологии творчества. Ред. Я.А. Пономарева. - М., Наука, 1983, с.154-182 (3)

4. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М. Т., 1997, с. 16-48 (5-а).

5. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. М., 2002, с.13-82.

6. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с.289-297 (2), 298-304 (2), 381-398.

7. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г.Ярошевского, О.К.Тихомирова. М., Наука, 1987, с.181-203 (5).

8. Психологические исследования творческой деятельности. / Отв.ред. О.К.Тихомиров, М., Наука, 1975, с.143-149 (2), 18 1-204 (2).

9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002, 230 – 297 (4).

Дополнительная литература

10. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., Наука, 1990, с.44-52 (3), 77-91 (3), 131-148 (2).

11. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., Экономическая школа, 1993, с.29-41 (6).

 

Темы 4-7. Основные подходы к изучению мышления.

1. Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Мышление как ассоциация представлений. Определение мышления в узком смысле (У.Джеймс).

2. Понимание мышления в психологии поведения. Мышление и научение. Концепция “проб и ошибок”.

3. Концепция вюрцбургской школы. Мышление как самостоятельный психический процесс. Активность, целенаправленность мышления.

4. “Теория комплексов” О.Зельца.

5. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.

6. Генетический подход к исследованию мышления.

7. Информационный подход к анализу мышления.

Литература

1. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, с. 11-20 (1), 21-27 (3), 28-34 (4), 35-46 (1,5), 48-59 (6,8), 228-234 (2,5,6), 235-249 (6), 250-254 (3), 258-268(5), 313-327 (8).

2. Петухов В.В. Психология мышления, с.20-45 (1-6), 48-5 1 (7,8), 84-88 (4,5).

3. Годфруа Ж. Что такое психология, т.1, с.365-370 (6,8).

4. Тенденции развития психологической науки / Отв.ред. Б.Ф.Ломов, Л.И.Анцыферова. М., Наука, 1989, с.11-21.

5. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980, с.46-63, 66-67 (2).

6. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О.К.Тихомиров, М., Наука, 1975, с. 16-20.

7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М., изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж, из-во НПО «МОдЭК», 2003 (серия «Психологи Отечества»), стр. 8-33.

8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996 (или более поздние издания).

9. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб., 2001.

Дополнительная литература

11. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному (7).

12.Фрейд 3. Леонардо да Винчи (7).

13.Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., Прогресс, 1987, с.5-26, 269-295 (5).

14.Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М., 1974, с. 473-520 (8).

15.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982, с.184-248 (8).

16. Основные направления исследования мышления в капиталистических странах / Под ред. Е.В.Шороховой. М., Наука, 1966.

Тема 8. Исследования мышления с позиций деятельностного подхода

1. Мотивационная регуляция мыслительной деятельности.

2. Мышление и целеобразование. Формирование общих и конкретных целей. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Виды операциональных смыслов. Невербализованные исследовательские акты.

3. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности.

4. Исследование процессуальной стороны мышления в школе С.Л.Рубинштейна.

5. Концепция П.Я.Гальперина о мышлении как ориентировочно-исследовательской деятельности.

Литература

1.Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995

2.Петухов В.В. Психология мышления, с.57-59 (2).

дополнительная литература

Проблемы научного творчества в современной психологии. М., Наука, 1971, с.204- 264(1), 265-306.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.