Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ярославская государственная медицинская академия





Ярославская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Кафедра истории и философии

История медицины и фармации

Учебно-методическое пособие

к семинарским занятиям по истории медицины и фармации

для студентов лечебного и педиатрического факультетов

 

 

 

 

Ярославль, 2003

История медицины и фармации: Учебно-методическое пособие к лекциям и семинарским занятиям по истории медицины и фармации для студентов лечебного и педиатрического факультетов.

Издание 2-е, дополненное

 

Авторы: Ерегина Н.Т., Хидирова В.И., Чудакова М.С., Шелия Ж.А.

Ярославль; Ярославская государственная медицинская академия, 2002

Кафедра истории и философии

Зав. кафедрой, к.и.н., доцент Н.Т.Ерегина

 

 

Рецензенты:

Д.м.н., профессор А.Л.Хохлов

Д.и.н., профессор В.П.Федюк

Рекомендованы к печати Советом по гуманитарному образованию ЯГМА (протокол № 2 от 5 декабря 2000 г.)

 

Утверждены Центральным Координационным Методическим Советом ЯГМА

 

 

 

 

Введение

 

История медицины и фармации как самостоятельная учебная дисциплина преподается в высших медицинских и фармацевтических учебных заведениях. Она является важнейшей составной частью цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста. Ее изучение формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Преподавание истории медицины и фармации призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины и фармации в контексте духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской и фармацевтической науки и практики в различных регионах земного шара. Усвоение и осмысление этих вопросов является важнейшей предпосылкой формирования общей культуры, гражданственности и нравственности студентов. Изучение истории медицины и фармации имеет важное значение для формирования исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего врача, воспитания у него чувства гуманизма и патриотизма.

Задачами курса являются: усвоение основных этапов, закономерностей и особенностей истории врачевания, медицинских знаний, медицинской и фармацевтической деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры; изучение истории отечественной медицины и фармации как составной части всемирной истории и культуры.

Преподавание истории медицины и фармации в Ярославской государственной медицинской академии складывается из лекций (18 часов) по истории зарубежной медицины и фармации и семинарских занятий (18 часов) по истории отечественной медицины и фармации. На семинарских занятиях изучаются особенности и основные направления развития медицины и фармации в нашей стране, выявляется роль материалистического мировоззрения в утверждении передовых взглядов в отечественной медицине и фармации.

Тематический план лекций по истории медицины и фармации (18 часов)

1. История медицины и фармации как наука (0,5 часа)

2. Врачевание в первобытном обществе (1,5 часа)

3. Врачевание в странах древнего Востока (2 часа)

4. Врачевание в древней Греции и Риме (2 часа)

5. Медицина и фармация раннего и развитого средневековья (2 часа)

6. Медицина и фармация периода позднего средневековья (2 часа)

7. Медицина и фармация нового времени (1640-1918 гг.) (6 часов)

8. Здравоохранение, медицина и фармация в России и СССР (2 часа).

 

Тематический план семинарских занятий (18 часов)

1. Вводное занятие (2 часа).

2. Врачевание в первобытном обществе (2 часа).

3. Медицина и фармация Киевской Руси и Московского государства (2 часа)

4. Медицина и фармация в ХУШ веке (2 часа)

5. Развитие русской медицины и фармации в Х1Х веке (4 часа)

6. Российская медицина в конце Х1Х – начале ХХ вв. (4 часа)

7. Посещение музея истории медицины (2 часа).

 

 

Развернутый план

Лекций по истории зарубежной медицины и фармации

Семинарские занятия

 

Тема № 1. Вводное занятие

План

1. История медицины и фармации как наука

2. Периодизация всемирной истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации

Цель и задачи занятия

Дать определение истории медицины и фармации как науки. Охарактеризовать основные этапы ее развития, перечислить источники изучения истории медицины и фармации, раскрыть цели и задачи изучения истории медицины и фармации.

Ознакомление с содержанием данной учебной дисциплины, с тематикой рефератов и докладов, требованиями к их подготовке и написанию, основными учебными пособиями и литературой для подготовки к семинарским занятиям.

Материал к занятию

История медицины и фармации это наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний, историю лекарствоведения на различных этапах истории человечества. Она непосредственно связана с общей историей культуры народов. История медицины рассматривает развитие лечебной и предупредительной медицины, медицинской практики и теории.

Знание истории медицины и фармации имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащает его теоретическими знаниями, воспитывает чувство гуманизма и патриотизма. Как предмет преподавания, история медицины и фармации дает возможность на основе изучения прошлого опыта правильно оценить достижения современной медицины и фармации.

История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие направления ее развития, совершенствование практических навыков и умений по лечению, распознаванию и предупреждению болезней.

Общую историю медицины студенты изучают на кафедре истории и философии. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, вклад ученых в их развитие, создание и деятельность медицинских учреждений. Частная история медицины подробно изучается на специальных кафедрах.

 

Студенту необходимо осмыслить и запомнить следующие понятия:

Медицина – (от лат. Medicina) – система наук и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровье человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней.

Фармация – (от греч. Pharmakeia - лекарство, применение лекарств). Фармация – научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах. Фармация объединяет комплекс дисциплин: фармацевтическую химию, токсикологическую химию, фармакогнозию, технологию лекарственных форм и препаратов и др.

В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории:

· первобытное общество (2 млн. лет до н.э. 1У-1 тысячелетие до н.э.)

· древний мир (до середины 1 тысячелетия н.э.)

· средние века (с середины 1 тысячелетия до 1640 г.)

· новое время (1640-1918 гг.)

· новейшая, современная история (с 1918 г.).

В каждой из эпох медицина и фармация имела свои черты развития. Они менялись с развитием науки, техники, культуры, экономики.

 

Источники изучения истории медицины и фармации можно условно разделить на 7 основных групп:

1. Устные (фольклорные) – передача народом в устной форме образов реальной действительности

2. Лингвистические – отображение в речевой форме реальной исторической действительности

3. Письменные – рукописные или печатные документы, выполненные на папирусе, глине, керамике, бумаге, пергаменте, дереве и т.д.

4. Вещественные (материальные) – основную часть которых составляют археологические памятники, а также антропологические материалы (останки человека).

5. Этнографические – суеверия, обряды, верования, обычаи и т.д.

6. Кинофотодокументы – источники, фиксирующие события, которые могут неоднократно воспроизводиться

7. Фотодокументы – фонограммы, сделанные в момент события.

 

Задачи преподавания курса истории медицины и фармации:

- изучение фактических данных из прошлого медицины и фармации;

- развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины и фармации

- воспитание уважительного отношения к избранной профессии на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее лучших традиций,

- ознакомление с жизнью и научно-практической деятельностью выдающихся представителей отечественной и зарубежной медицины.

- воспитание чувства патриотизма и гуманизма, чести и достоинства врача, провизора на основе изучения лучших традиций отечественной медицины и фармации.

 

Литература

(общая ко всем темам семинарских занятий)

· Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994; 2004

· Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. М., 2004

· Заблудовский П.Е. и др. История медицины. М., 1981

· Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978

· Мирский М.Б. Медицина России ХУ1-Х1Х веков. М., 1996

· Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000

· Егоров В.А., Абдулманова Е.Д. История фармации. Самара, 2002

· Зархин И.Б. Очерки из истории отечественной фармации. М., 1956.

· Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. С.-Петербург, 1998

· Выдающиеся деятели отечественной медицины. Учебно-методическое пособие. Ярославль, ЯГМА, 2000

 

Тема №2

План

1. Врачевание в доисторическое время. Переход от коллективного врачевания к знахарству. Начало добывания лекарственных средств

2. Религиозные представления древнего человека и приемы врачевания

Темы докладов

· Колдовство и знахарство народов мира

· Языческие верования и знахарство древних славян

· Медицина в необычном

· Хирургия каменного века

Литература к занятию

· Рыбаков В.А. Язычество древней Руси. М., 1988

· Русский народ: его обычаи, предания и поэзия. /Собр. М.Забелиным. М., 1980; 1990.

· Марчукова С.М. История естествознания и техники. Гл. 1У. Медицина древнего мира. С.-Петербург, 1999, с. 137-202.

· Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина. М., 1999

· Грибанов Э.Д. Медицина в необычном. М., 1988

Цель и задачи занятия

Охарактеризовать древнейшую стадию развития человечества. Проанализировать основные приемы врачевания в первобытном обществе. Раскрыть связь врачевания с культами и верованиями.

Материал к занятию

Древнейшей стадией существования человечества является доклассовый первобытнообщинный строй. Его отделяют от нас примерно сто тысяч лет. В развитии человечества выделяют две эры: бесписьменная история (первобытнообщинный строй) и письменная (с 1У тыс. до н.э.). По своей продолжительности первая охватывает 99% всей истории человечества. Все последующие периоды занимают не более 1%.

В недрах первобытнообщинного строя появилась трудовая деятельность, мышление, сознание, речь, язык, социальные отношения, культура, искусство, гигиенические навыки. В этот же период человек овладел огнем. Очень часто историки называют первобытнообщинный строй универсальным.

Начало фармации, т.е. начало добывания лекарственных средств, зарождается на заре человеческой культуры. Очевидно, первыми лекарствами были растения. Об этом говорится в древнейших мифах (герои ищут траву бессмертия). В египетских папирусах и древних китайских рукописях перечислены сотни видов лекарственных растений. В одной из древнейших библиотек мира – собрании клинописных табличек ассирийского царя Ашурбанипала (7 в. до н.э.) было найдено 33 таблички с текстами о целительном действии растений.

Старинные свидетельства подтверждены знаменитой археологической находкой в Иране (пещера Шанидар). Здесь обнаружено 9 мужских скелетов. Эти люди были больными или калеками. Их останки говорят о болезнях костей или позвоночника. Они не могли жить без постоянной помощи. При исследовании этого захоронения было сделано важнейшее научное открытие: древние люди целенаправленно использовали лекарственные растения. Больные помещались на ложе из лекарственных растений 8 видов, среди них – тысячелистник, алтей, золототысячник и др. Все обладали лечебными свойствами. Причем многие росли не рядом с пещерой, а далеко в горах.

Древние легенды рассказывают о том, как были открыты лечебные свойства некоторых растений. Одними из первых растений стали использовать болеутоляющие – прежде всего пасленовые, растения, раздражающе действующие на пищеварительный тракт. С развитием охоты появляются лекарства животного происхождения: жир, печень, кровь, костный мозг. С появлением скотоводства было открыто много новых целебных растений. В результате наблюдения за животными стали открывать рвотные, слабительные и другие растения.

Уже в каменном веке (особенно в эпоху неолита, с У1 тыс. до н.э.) начинает активно практиковаться врачевание. Развивалось в тесном взаимодействии с рациональными и иррациональными представлениями об окружающем мире. Результатом рационального сознания стали полезные знания и приемы врачевания. Их можно реконструировать, исследуя традиционную медицину аборигенов Австралии, Америки и Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терминологии, в каменном веке. Широко использовали методы, которые сегодня называем физиотерапией: паровая баня при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.

Есть основания говорить и о хирургии каменного века. Древние люди обрабатывали раны, накладывали «шины» при переломах, знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания, делали кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы.

Рациональные знания первобытного человека были еще весьма ограничены. Неспособность объяснить явления окружающего мира порождала фантастические, иррациональные представления об окружающем мире. На этой почве стали зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания.

Тотемизм – вера в существование родственной связи рода человека с различными животными или растениями. Преобладал – зооморфный тотемизм – почитание животных. Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Впоследствии стали изготовляться в качестве культовых предметов – амулетов, талисманов (от чумы, холеры, ранения и т.д.). Анимизм – вера в души, духов. Эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на людей, предметы, события. С помощью специальных приемов, магических действий пытались получить желаемый результат (напр. Изменение погоды, удачную охоту, выздоровление от болезни). Среди различных разновидностей магии была и лечебная.

Усложнение ритуалов со временем потребовали определенной специализации. Культовые действия стали свершаться узким кругом лиц. Культ предков отразился на представлениях древних людей о причинах болезней: недуг понимался как результат вселения в тело духа умершего предка. Это повлияло на приемы врачевания, направленные на изгнание духов. Сложилось целое направление культовой практики – шаманство. Оно сочетало нелепые ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный полезный опыт. В то же время, появление ранних форм религий способствовало развитию лечебной магии и культового врачевания.

С Х тыс. до н.э. началось разложение первобытного общества, зарождение частной собственности и классов. В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись примитивные инструменты из металла (медь, бронза, железо), проводилось ритуальное обрезание, ампутации конечностей, родовспоможение. Есть примеры даже кесарева сечения.

Появление классового неравенства вело к усилению племенной организации, расширению религиозных верований. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. Их деятельность включала: сохранение и передачу положительных знаний; толкование обычаев и религиозные функции; врачевание. Последнее часто было их основным занятием.

Лечебная магия складывалась на основе уже накопленных знаний и навыков. Народные врачеватели – знахари (хотя в разных странах их называют по-разному: курандеро – Южная Америка, мганга – Восточная Африка, табиб – в странах Востока, ведья и хаким – в Индии и т.д.). Знахари прекрасно знали флору и фауну своей местности, являлись тонкими психологами, артистами, фокусниками. Прекрасно владели аудиторией. Иногда результаты их врачевания – за пределами понимания современной медицины. Подготовка знахарей велась индивидуально и с детства. Знания сохранялись в секрете и передавались по наследству.

Оценка первобытного врачевания неоднозначна. Его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков современной медицины – как научной, так и нетрадиционной. С другой стороны – на рациональные приемы накладывались религиозные верования. И это закономерно – т.к. общество находилось на самой ранней стадии развития и не могло объяснить явлений природы.

Первобытная культура, несмотря на множество предрассудков, внесла большой вклад в развитие науки вообще и медицины в частности. Многие лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения, применяемые в настоящее время, позаимствованы у наших предков. Для первобытной эпохи врачевание не было примитивным, и потому не может называться «примитивной медициной».

Под народной медициной следует понимать медицину, возникшую в эпоху первобытнообщинного строя, накопившую в течение веков полезные, рациональные знания и приемы, которые до сих пор передаются из поколения в поколение.

 

Тема № 3

План

1. Врачевание и фармация в Киевской Руси (IX-ХIII вв.) и Московском государстве (XIY-ХYII вв.). Развитие народной медицины и борьба с эпидемиями

2. Первые аптеки на Руси. Аптекарский приказ. Подготовка российских лекарей

Темы докладов

· Целители древней Руси. Церковно-монастырская медицина на Руси.

· Первые аптеки. Аптеки и аптекари Москвы.

· Памятники древнерусской медицинской письменности.

Литература к занятию

Горелова Л.Е. Целители древней Руси. /Русский медицинский журнал. 2001, №18.

Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XYII вв. М., 1960.

Михайлова И. Борьба со злыднями. /Родина, 2000, №3.

Зеликсон Ю. Первые аптеки на Руси. /Российские аптеки, 1999, №3.

Ковригина В.А. Аптеки и аптекари Москвы. /Вестник МГУ, серия 8. История. 1999, №1.

Домострой. Ярославль, 1991.

Цель и задачи занятия:

Дать характеристику состояния медицины и фармации в Киевской Руси в IX-XIII веках. Раскрыть характер врачебной и фармацевтической практики.

Показать состояние врачевания и фармации в Московском госу­дарстве в ХIV-ХVII веках. Охарактеризовать организацию медицинской помощи населению, методы борьбы с эпидемиями, основные лекарственные средства, применяемые в этот период.

Материал к занятию

В IX в. на территории Восточной Европы образовалось древнерус­ское феодальное государство Киевская Русь. Оно просуществовало около 300 лет. В X-XI вв. Киевская Русь была одним из самых могущественных и культурных государств. В 988 г. Киевская Русь приняла христианство. Оно пришло к нам из Византии и принесло с собой высокие духовно-нравственные ценности, в том числе, сострадание и служение ближнему. Христианство на Руси взяло под своё непосредственное покровительство дело врачевания. Врачеванием занимались светские люди, монахи, народные врачеватели. Их деятельность считалась почётной.

Основными документами, в которых содержатся сведения о состоянии и развитии медицины и фармации в древней Руси являются летописи. Наи­более ранние из них: «Правила поместного Собора»(347), Церковный Устав Великого князя Владимира Святославовича(996), «Русская правда», «Изборник Святослава» (1073), травник, известный под названием «Благо-прохладный вертоград» (1534). Устав Великого князя Владимира (996) объявил больницы церковными учреждениями, «лечцов» (врачей) людьми церковными, подведомственными епископу. Этот устав стал основой для устройства медицинских и благотворительных учреждений в России вплоть до ХYIII века. Содержались они на налоги от торговли, от урожая и т.д.

Князь Ярослав Мудрый на свои личные средства открыл сиротское училище, в котором обучалось 300 воспитанников.

Из летописей мы узнаём, что на Руси были известные лекари и про­фессиональные медики: Антоний Преподобный «пречудный врач»; Домиан; Агапий, прозванный современниками «врачом безмездным»; Пимен Постник и др. Встречаются в летописях и имена женщин-лекарей: Феврония Муромская, Наталья Новгородская и др.

С развитием письменности появляются рукописные сведения о болезнях и их лечении. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя) в своём трактате о мазях описала многие заболевания, их лечение и предупреждение (XII в.) Подлинник этого трактата, названный «0 мазях», хранится в Риме. В своём руководстве по медицине она даёт ряд гигиенических советов. Её труд состоит из частей: 1) Времена года, движение и покой, сон и бодрость, четыре типа телосложения людей, о бане; 2) Гигиена брака, беременные и младенцы; 3) Гигиена питания; в 4) и 5) описывает наружные и внутренние болезни, болезни зубов и полости рта.

Княжение Ярослава Мудрого - период расцвета древнерусской монастырской медицины, просуществовавшей до XYI века. В этот период в русской медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское, мирское. Врачей в древней Руси называли "лечцами". Это были типичные представители народной медицины. Их опыт стал достоянием врачей профессионалов. Лекари эмпирики - это светские лекари, лекари священники -это монахи. Именно они являются основателями монастырской медицины. Светская медицина была платной.

В княжение Ярослава Мудрого прославились даром врачевания мо­нахи: Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печёрский, Пимен Постник и др. Они лечили служителей монастыря и мирян, которые обращались к ним за помощью. Монастырская медицина лечила молитвами, травами, различными маслами, водами, клюквой, сливой, мёдом, уксусом и т.д.

С XI в. при монастырях стали создаваться храмовые больницы для обслуживания монахов и ближайшего к монастырю населения. Ни один монастырь на Руси не строился без «госпитальных палат». Большую роль в истории монастырской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь (XI в.), который для того времени был своего рода первым университетом. Больницы открывались и при других монастырях. Никоновская летопись свидетельствует, что в 1091г. митрополит Ефрем построил в Переяславле строение «банное», устроил больницы, где врачи подавали «всем приходящим безвозмездное врачевание». Больницы также были открыты в Новгороде, Смоленске, Львове. Во время войны больницы превращались в госпитали, при эпидемиях- в карантинные больницы.

Специальный Устав предусматривал наличие при монастыре своего врача и запаса лекарств. В этот период на Руси широко пользовались такими лекарственными средствами, как шиповник, корень валерьяны, соло­довый корень, зверобой, ревень и др. Все запасы лекарственных средств хранились у особого «хранильника», который выдавал их по требованию врача. Таким образом, к XI в. можно отнести организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств и лица, ведавшего лекарствами в ней, даёт основание считать, что при больницах существовали аптеки.

Древнерусские монастыри были очагами просвещения. В них обучали медицине, лечили больных, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода монахи дополняли их своими знаниями из опыта народного врачевания. Так, в XI в. (1073) был переведён с болгарского языка «Изборник». Он состоял из фрагментов библейских книг, сочинений византийских богословов, и проповедников по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения. В 1076 г. переведён новый «Изборник». Цель этого перевода - связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской морали. В нём были также описаны некоторые болезни, представления о причинах, лечении и предупреждении их, даются советы о питании. Есть сведения о лечцах резальниках (хирургах), которые умели ампутировать конечности, делать прижигания и лечить поражённое место, травмы мазями. Описаны ножи для расчленения. Есть сведения о неизлечимый недугах, о женщинах-лекарях, о привлечении женщин к уходу за больными.

В Киево-Печерском монастыре были разработаны первые конкретные положения о врачебной этике на Руси: лечец должен быть образцом чело­веколюбия, ради больного выполнять самые чёрные работы, быть терпимым и сердечным по отношению к больным, делать всё, что в его силах для излечения больного. Монастырская медицина не были монопольной. Документальные источники XII в. указывают на существование и светской мирской медицины. Светские лекари, видимо, также были из Византии. Несмотря на отдельные случаи антагонизма, монастырская и светская медицина была единой системой медицинских знаний и меди­цинской помощи. Она была объединена христианской религией и единым идеалом- служением ближнему.

Социальное расслоение общества прослеживалось и в медицине. Если князей и бояр лечили врачи- иностранцы приезжавшие на Русь, то простое население лечилось у знахарей, ведунов, бабок, часто прибегавших к за­говорам и нашёптываниям.

Летописные записи свидетельствуют и о распространении заразных заболеваний. Опустошительные эпидемии (чумы, сибирской язвы) проникали как от южных кочевников, так и из Европы. Это побуждало к выработке энергичных мер защиты.

Традиционно оздоровительной считалась русская баня. Это было достижением русского народа. Уже в летописи монаха Нестора (XI в.) даётся описание паровой бани как незаменимого средства от многих болезней («Нет такого лекарства, которое было бы по своей силе равно бане»).

Противоэпидемическая система мер в древней Руси всегда являлась пред­метом удивления просвещённых иностранцев, посещавших Россию в XI-XYII вв. Так, в Киевской Руси борьба с эпидемиями проводилась следующим образом: 1. Запирание, заморение улиц и домов, где жили больные; 2. Устройство застав и засек в лесах. 3. Изолирование больных (кормили «улицей» вскладчину). В то же время захоронения в ХIY-XY веках производили на кладбище при церквах с соблюдением религиозных ритуалов, что способствовало рас­пространению заразы.

В Московском государстве XY-XYII вв. борьба с эпидемиями была более совершенней: 1. Вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветри­вание, мытьё домов, изоляция заражённых мест. Главная забота- спасение государства и войска. 2. В 1654-1665гг. было подписано более 10 специ­альных царских указов «о предосторожности от морового поветрия». Во время эпидемии чумы на дорогах устанавливались заставы и засеки, через которые никого не пропускали под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. 3. Деньги на заставах обра­батывались уксусом, а письма неоднократно переписывались. 4. В XYI в. умерших стали хоронить за чертой города. Так, в Новгороде, их уносили за шесть вёрст вниз по течению реки Волхов и хоронили вдали от зара­жённых мест и питьевых источников. 5. В начале XYII в. царь Борис Годунов повелел выделять специальных людей для захоронения умерших. 6. Священ­никам под страхом смертной казни запрещалось причащать умирающих, лечцов к заразным больным не допускали, а если кто-то всё же посещал больного, то был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома впредь до царского разрешения. 7. Во время эпидемии (мора) прекращался ввоз и вывоз товаров, прекращались все работы на полях, а это в свою очередь вело к неурожаям и голоду.

Монголо-татарское нашествие, пагубно отразившееся на развитии ремёсел отразилось и на постановке врачебного дела. Светская меди­цина свертывалась, и только с XY в. начинается её возрождение. В ХY-XYI вв. на Руси широкое распространение получили травники, зельники, вертограды (садовые книги). Эти рукописные книги часто иллю­стрировались цветными рисунками. В них помешались сведения о причинах болезней и их признаках. Медицинские рукописи знакомили с аптечным инвентарём и посудой, приёмами обработки растений. В травниках и зельниках встречаются такие лекарственные формы, как порошки, мази, пластыри, растирания, полоскания, масла и др. Особое место уделялось количеству назначаемого лекарства и дозировкам в связи с возрастом. В древности русские врачи, как и на Западе, были одновременно и аптекарями. Разделение медицины и фармации произошло тогда, когда изго­товление лекарств значительно усложнилось и потребовало специальных знаний.

В конце XYI в. был учреждён Аптекарский приказ. Точная дата не из­вестна. Есть основания считать –1581 год. Возглавил приказ - аптечный боярин - князь Афанасий Вяземский (на протяжении XYII в. приказ возглавляли близкие к царю бояре, крупные сановники, приближённые царя). Например, при царе Фёдоре Иоанновиче - Борис Годунов, при Борисе - его родственник - Семён Годунов. Традиция сохранялась и далее. Среди руководителей приказа - представители знатнейших родов - Черкасских, Шереметевых, Милославских и др. Подобное объяснимо, поскольку первоначально одной из главнейших задач приказа была забота о здоровье царя. Они подносили царю лекарства предварительно пробовав, чтобы избежать отравы. Важнейшие функции приказа: обеспечение медицинской и лекарственной помощью армии, подбор лекарей и аптекарей, контроль их знаний. Особую осторожность проявляли к иностранцам, требуя от них аттестата, или рекомендаций от городов.

Аптекарский приказ осуществлял также сбор лекарственных растений. Этим занимались опытные люди – травники (или помясы). Они находились в штате приказа. Аптекарский приказ руководил продажей водочных изделий. В ведении приказа находились Аптекарская палата с аптекой, апте­карский сад и огород, аптекарские дворы. Здесь производили заготовку различных пищевых продуктов и наряду с этим изготовляли лекарственные средства. Дворы приготовляли пластыри, мази, масла, экстракты, настойки, соки и т.д. Там же производилась перегонка эфирных масел, настоек, вод, водок, получение спиртов. Для готовой продукции и лекарственного сырья имелись амбары, погреба, ледники и др. помещения.

В штат аптекарского приказа входили доктора, аптекари, лекари, окулисты, переводчики, травники, часовых дел мастера, дьяки, подьячие, целовальники. Докторами называли лиц, имеющих медицинское образование. Аптекари имели с ними равные права: они готовили лекарства для царя и его семьи и должны были находиться в аптеке «денно и ношно», они же вели книги прихода и расхода; окулисты - доктора без специального диплома, но умеющие лечить глаза и делать глазные операции, их труд ценился выше, чем лекарей. Целовальники, служащие Приказа, ведающие запасами водок и спирта; травники-заготовители лекарственных трав; дьяки - занимались делопроизводством, составляли протоколы, доклады, отчёты и т.д., им помо­гали подьячие. Все служащие Аптекарского приказа назначались и увольнялись пои­мённо указом царя. При Аптекарском Приказе была хорошая библиотека.

В 1654г. Аптекарским Приказом была открыта Московская врачебная школа для подготовки военных лекарей (лекарская школа). Она существовала на средства государственной казны. В первый год в неё было зачислено тридцать стрельцов и стрелецких детей. Впоследствии принимались дети духовенства и служилых людей. Срок обучения - 5 лет. За этот период изучали анатомию (по рисункам и скелетам), хирургию, медицину, ботанику, диагностику болезней, фармакологию, фармацию, латинский язык и др. предметы, проходили практику в аптеках и в полках. По окончании лекар­ской школы выпускники в основном отправлялись на работу в армию. Первый выпуск был сделан в 1660 году. В нем особенно выделялся Иван Венедиктов - один из первых русских фармацевтов и основатель целой династии врачей. На протяжение всего XYIII века Венедиктовы были лучшими московскими уро­логами. В 1653г. была открыта школа костоправного дела. Срок обучения один год. В 1682г.- открыта славяно-греко-латинская Академия.

Важную роль в развитии медицинского образования имело книгопеча­тание. Епифаний Славицкий перевёл на русский язык книгу Андрея Везалия «О строении человеческого тела».

Первую аптеку в России основал Джемс Френчем в 1581 году (до этого встречались лишь упоминания о нескольких аптекарях, об аптеках сведений не сохранилось). Аптека Френчема была царской, придворной. Снабжалась лекарствами из-за границы и из различных регионов России. Для сбора лекарственных растений были заведены аптекарские сады и огороды в Москве. Уже в конце XY1 – начале XYП вв. врачи в России употребляли привозные лекарства (опий, камфара, александрийский лист) и чисто русские лекарственные растения – солодковый корень, можжевельник и др. Ромашку, например, применяли при лечении 25 заболеваний. Начиная с 30-х годов XYП в. лекарства из аптеки по указанию царя начинают отпускаться для «всех чинов людей».

В 1672 г. по велению царя построена вторая аптека – для всех людей. Она стала называться «новой» в отличие от первой «старой». В 1682 г. – при гражданском госпитале у Никитских ворот – открыта 3-я аптека. Видимо, большого дохода казне аптеки не приносили. Только этим можно объяснить тот факт, что при второй аптеке существовал «большой кабак, который вместе с аптекою приносил казне в год чистого дохода до 28 тысяч рублей» - сумма по тем временам астрономическая. По свидетельству шведского дипломата, московская аптека была снабжена хорошими лекарствами. Они отпускались за печатью и стоили чрезвычайно дорого. В это же время были устроены аптеки в других городах России: в Вологде (1673), в Казани (1679). Существовала строгая иерархия: доктора, лекари, костоправы, аптекари, лекарские, алхимистские, аптекарские ученики.

В 1652 г. боярин Ртищев Ф.М. основал в своих домах первую больницу-богадельню. Он предложил воюющим государствам заключать соглашения о сохранении жизни раненым и уходе за ними. В 1682 г. - в Москве опубликован Указ об открытии двух больниц.

Тема №4

Развитие русской медицины и фармации в XYШ веке

План

1. Реформы Петра 1 в области медицины и фармации. Подготовка лекарей и аптекарей.

2. Русские аптеки XYШ века. Первый аптекарский Устав в России (1789)

3. Развитие медицины и фармации во второй половине XYШ веке.

4. Русские ученые ХYШ века в борьбе с эпидемиями. Деятельность Д.С.Самойловича.

5. У истоков развития отечественной терапии. Деятельность С.Г.Зыбелина.

Темы докладов







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.