Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие русской медицины и фармации в Х1Х веке





Занятие 1

План

1. Исторические условия развития медицины в первой половине Х1Х века

2. Русские анатомо-хирургические школы. П.А. Загорский, Е.О. Мухин,

И.Ф. Буш, И.В. Буяльский.

3. Развитие клинической медицины и военной гигиены в трудах М.Я. Мудрова.

4. Становление отечественной педиатрии.

Темы докладов

-Развитие анатомии в первой половине Х1Х века. П.А. Загорский, Е.О. Мухин.

-Русские хирурги И.Ф. Буш и И.В. Буяльский.

-Деятельность М.Я. Мудрова.

-Становление экспериментальной физиологии А.М. Филомафитский.

-Основоположник отечественной педиатрии С.Ф. Хотовицкий.

Литература к занятию

· Палкин В.Н. Русские госпитальные школы ХУШ столетия. М., 1959.

· Смотров В.Н. М.Я. Мудров. М.,1947.

· Маргорин Е.М. И.В. Буяльский. М., 1948

· Шилинис Ю.А. Е.О. Мухин и анатомо-физиологическое направление в медицине. М., 1969

Цель и задачи занятия

Показать влияние естественнонаучных открытий конца ХУШ- начала Х1Х веков на развитие медицины. Раскрыть исторические условия развития медицины в первой половине Х1Х века.

Проанализировать успехи в области фундаментальных медицинских наук (анатомии, физиологии, патологии) и клинических дисциплин (терапии, хирургии, педиатрии). Раскрыть достижения отечественных хирургических и терапевтических школ первой половины 19 века. Показать научный вклад в развитие отечественной медицины таких ученых, как

П.А Загорский, Е.О. Мухин, И.Ф.Буш, И.В. Буяльский, М.Я. Мудров, А.М. Филомафитский, С.Ф. Хотовицкий.

Материал к занятию

Начало 19 в. в России отмечено проведением серии государственных преобразований: создание Государственного Совета, преобразование коллегий в министерства, расширение сети средних и высших учебных заведений. В 1810 году было образовано Министерство Внутренних Дел, ведавшее и медицинским делом. При нём начал функционировать в 1811 году медицинский департамент и медицинский Совет. С 1836 года медицинскому департаменту было поручено устройство и управление медико-хирургическими академиями, решение дел о приёме экзаменов на учёную степень в области медицины и фармации, распределение врачей на рабочие места.

До начала 19 века подготовка врачей в России велась на медицинском факультете Московского университета, в Петербургской и Московской медико-хирургических академиях. В первой половине 19 века открывается ряд новых университетов: Казанский, Харьковский, Дерптский, Петербургский, Виленский, Киевский, при которых были созданы медицинские факультеты. Это способствовало дальнейшему росту числа врачей: с 1500 в начале века до 8072 в 1846 году.

Важнейшим событием первой четверти Х1Х века стала Отечественная война 1812 года. Многие врачи и студенты старших курсов медико-хирургической академии отправились на фронт. Они самоотверженно оказывали помощь раненым во время сражений. После оказания помощи раненым на полковом пункте, они направлялись поэтапно в развозные, подвижные и временные госпитали. Всего в тылу было развёрнуто 65 временных военных госпиталей. Для организации этого процесса главным медицинским инспектором русской армии Л. В. Вилье был составлен «План эвакуации раненых» и написано «Положение о развозных и подвижных госпиталях армии».

Во время Отечественной войны 1812 года солдаты страдали не только от ранений. Русская армия, как и армия Наполеона понесла значительные потери от эпидемий. Были распространены такие заразные болезни, как сыпной тиф, дизентерия, малярия, цинга. На борьбу с эпидемиями были брошены все силы, однако арсенал средств, которыми располагала в то время медицина, был явно недостаточным.

На основе материалов Отечественной войны 1812 г. были написаны ценные труды по военной медицине: А.А. Чаруковского «Военно-походная медицина в 5 частях» /1836-1837/; Р.С. Четыркина «Опыт военно-медицинской полиции, или правила к сохранению здоровья русских солдат в сухопутной службе»/1834/. Появляются работы по военной гигиене М.Я. Мудров «Слово о пользе и предметах военной гигиены» /1809/, И.И. Энегольм. «Карманная книга военной гигиены» /1813/. В медицине этого периода появляется ряд новых черт: зарождается клиническая медицина, и появляются первые научные медицинские школы; анатомо-физиологическое направление становится ведущим; учение о болезни получает материалистическое объяснение в трудах передовых русских ученых; расширяется база подготовки врачебных кадров; наблюдается дифференциация медицинских дисциплин и знаний; самостоятельными науками становятся анатомия, физиология, хирургия, терапия, акушерство, педиатрия и другие.

В Х1Х в. появляется новый тип врачей - «помещичьи врачи», возрастает количество медицинских изданий, в т.ч. медицинских журналов («Медико-физический журнал», «Всеобщий журнал врачебной науки», «Военно-медицинский журнал», «Вестник естественных наук и медицины», «Друг здравия», «Московский врачебный журнал» и др.); появляются первые медицинские общества: «Общество соревнования врачебных и физических наук» или «Физико-математическое общество» /1802, МГУ/, «Общество испытателей природы» /1805, МГУ/, «Общество русских врачей» /1833, Санкт-Петербург/.

Вопросы организации медицинского дела нашли отражение в деятельности Вольно-экономического общества (как и в 18 веке). Общество издавало ряд оригинальных и переводных медицинских книг, обсуждало вопросы борьбы с высокой смертностью населения, оказывало помощь в оспопрививании.

В этот период были достигнуты успехи в области фундаментальных медицинских наук (анатомия, физиология, патология) и клинических дисциплин (хирургия, терапия). Первая клиника в России была открыта в 1805 году. Ученые-клиницисты сосредоточили внимание на решении следующих проблем: сущность болезни, их лечение и предупреждение, диагностика заболеваний и внедрение новых методов обследования больных (перкуссия и аускультация введены в России в 20-х г. 19 века). Ученые (хирурги и физиологи) изучали механизм действия эфирного и хлороформного наркоза, разрабатывали методы переливания крови. Наибольшее значение для развития хирургии и терапии в первой половине 19 в. имели труды Е.О. Мухина И.Ф.Буша И.В. Буяльского М.Я. Мудрова.

В первой половине 19 века начинается преподавание медицины на русском языке. Создается медицинская терминология на русском языке. Выходит ряд оригинальных учебников по основным разделам медицинской науки. Впервые в трудах М.Я. Мудрова, Е.О. Дядьковского была предпринята попытка показать влияние социальных факторов на здоровье человека. Появились научные медицинские школы:М.Я. Мудрова, Е.О. Дядьковского, Е.О. Мухина И.Ф.Буша.

В Х1Х веке педиатрия стала оформляться как самостоятельная научная дисциплина. Для многих стран была характерна высокая детская смертность. В России она колебалась от 220 до 300 и выше на 1000 родившихся (в Лондоне она составляла 290 на 1000). Остро стоял вопрос о создании детских больниц. Первая в России детская больница была организована в Петербурге в 1834г. Первоначально больница располагала 60 койками, а в 1835 их число достигло 100. Первоначально дети в больнице размещались без учета этиологии заболевания. Отделяли лишь детей с явно выраженными симптомами «прилипчивых заболеваний». В больнице была организована амбулатория для оказания помощи «приносным детям». Для посещения больных на дому был выделен 1 врач. Однако существенным недостатком больницы было то, что она не принимала детей первых трех лет жизни.

В 1842г. В Москве, на Бронной улице была открыта детская больница на 100 коек (ныне больница им. Н.Ф. Филатова). Примечательно, что 10 из них были выделены специально для детей грудного возраста. Третья в России детская больница была открыта в 1844г. В Петербурге и получила название Елизаветинской клинической больницы для малолетних детей. В нее принимались дети до 4-х лет. Нигде в мире в то время не было таких больниц, т.к. в ряде европейских стран даже запрещалось принимать больных грудных детей, из-за высокой смертности среди них. Все эти больницы содержались на благотворительные средства.

Преподавание педиатрии велось в то время на кафедрах акушерства, женских и детских болезней. Первоначально читался лишь теоретический курс детских болезней. Первая клиника детских болезней была создана в 1866г. в Московском университете. Самостоятельные кафедры педиатрии были созданы в 1870-1876гг. в Петербургской Медико-хирургической академии и в 1888г. в Московском университете.

В 1885г. В Росси появилось первое научное общество детских врачей. Во второй половине Х1Х века уровень детской смертности в России оставался высоким. По данным П.И.Куркина в 1898г. средний показатель детской смертности в России составил 272 на 1000 родившихся. По сравнению с Западной Европой, этот показатель был значительно выше.

В конце 19-начале 20 вв. были построены детские больницы: принца Ольденбургского в Петербурге, А.В.Морозова, Св.Ольги в Москве. В них были выделены инфекционные отделения для больных дифтерией, скарлатиной, корью и оспой, имелись соматические и хирургические отделения. Появляются специальные поликлинические учреждения для детей «Капли молока» и консультации для грудных детей. Первое учреждение этого типа было организовано в Киеве в 1893г. педиатром И.В.Троицким под названием «Кабинет бесплатной выдачи обеззараженного коровьего молока».

Благодаря достижениям бактериологии, во второй половине 19 века расширился список детских болезней, инфекционная природа которых была признана. Большое значение в этиологии различных заболеваний у детей придавалось социальным факторам: бедности, антисанитарии, раннему принудительному труду. Наиболее детально был изучен патогенез ряда заболеваний: желудочно-кишечного тракта у грудных и малолетних детей / Н.П.Гундобиным/, рахита /М.С.Масловым, А.А.Киселем/, пневмонии / Н.Ф.Филатовым/. На новых основах было пересмотрено учение о конституции. Появляются понятия об аллергии. Было положено начало применению ферментотерапии и использованию сывороток. Первым в России противодифтерийную сыворотку применил в 90-е гг. Х1Х в. К.А.Раухфус.

 

Занятие 2

1. Исторические условия развития медицины во второй половине XIX в.

2. Основные достижения русской медицины второй половины XIX века.

3. Развитие медицины в трудах Н. И. Пирогова.

4. Развитие физиологии. И. М. Сеченов.

5. Основоположники отечественной клиники внутренних болезней: С. П. Боткин и Г. А. Захарьин.

Темы докладов

- Великий хирург Н. И. Пирогов.

- Развитие физиологии в трудах И. М. Сеченова.

- С. П. Боткин и развитие им неврогенной теории.

- Г. А. Захарьин - основоположник анамнестического метода в клинике внутренних болезней.

Литература к занятию

- Каневский Л.О., Лотова Е.И., Идельчик Х.И. Основные черты развития медицины в период капитализма в России. М., 1956.

- Коштоянц Х.С. Н. И. Сеченов. М., 1950.

- Петров Б.Д. С. П. Боткин, жизнь и деятельность. М., 1982.

Цель и задачи занятия

Раскрыть исторические условия развития медицины во второй половине XIX века. Показать влияние реформ 60-70 гг. на развитие медицины. Дать характеристику земской медицине.

Показать важнейшие направления в развитии отечественной медицины (анатомии, физиологии, хирургии, терапии). Проанализировать вклад в развитие отечественной медицины Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина.

Материал к занятию

В 60-70-е гг. XIX века в России был проведён ряд буржуазных реформ. В соответствии с университетским уставом, утверждённым в 1863 г., высшее образование стало доступно не только дворянам, но и представителям других слоёв общества. Появились первые ростки высшего женского образования. В 1872 г. В Петербурге были открыты высшие курсы с “особым женским курсом для образования учёных акушерок” при Императорской Медико-Хирургической Академии. За 15 лет своего существования эти курсы выпустили 518 женщин-врачей. В 1887 г. Курсы были закрыты, но через некоторое время Высшие женские курсы открылись в Москве, Киеве, Одессе, а в Петербурге и Харькове были созданы женские медицинские институты.

В 1864г. Была проведена земская реформа. В 34 центральных губерниях России вводилось земское самоуправление. В этих губерниях стали действовать земские управы и земские собрания. В компетенцию земств входило решение хозяйственных вопросов, а также вопросов благотворительной деятельности: создание земских школ, лечебных учреждений, аптек и т. д. Так в России возникла земская медицина - новая система медицинского обслуживания сельского населения (составлявшего большую часть населения России). Основной задачей земских врачей стала пропаганда среди населения необходимых знаний о лечении и предупреждении болезней, распространение медицинских и гигиенических знаний. Несмотря на ряд недостатков, земская медицина просуществовала до 1917 г., а её основные достижения были заложены в основы советского здравоохранения. Подробнее о земской медицине будет рассказано в материалах к следующему семинарскому занятию.

Во второй половине XIX века шло бурное развитие отечественной науки. Быстро развивались такие науки как естествознание, термодинамика, термохимия, коллоидная химия, электрофизика. Данные физики, химии и биологии стали широко использоваться в медицине для диагностики и лечения болезней. Создаются приборы для определения температуры, давления и т. д. В химии разрабатываются методы количественного и качественного анализа реакций, синтез органических веществ. В биологии утверждается эволюционная теория, возникают и быстро развиваются микробиология, эмбриология и другие науки.

Вторая половина XIX века стала временем расцвета российских научных медицинских школ. Теоретическая и клиническая медицина продолжала развиваться в анатомо-физиологическом направлении. В конце XIX века в России сформировались крупные научные анатомические школы Д. Н. Зернова (1834-1917) и П. Ф. Лесгафта (1838-1909). Д. Н. Зернов, изучавший анатомию центральной нервной системы, составил “Руководство описательной анатомии человека” (1891), которое переиздавалось 13 раз, в том числе после 1917 года. Оно послужило пособием по анатомии многим поколениям отечественных врачей. П. Ф. Лесгафт - основоположник теоретической анатомии и отечественной науки о физическом воспитании, исходя из положения о связи анатомии и физиологии, разработал систему биологически обоснованных физических упражнений, в первую очередь для детей.

В середине XIX века были разработаны новые методы и приёмы физиологического эксперимента. Были сделаны большие успехи в изучении функций отдельных органов и систем, в исследовании некоторых простых механизмов регуляции деятельности сердца, сосудов, дыхания, скелетных мышц и других органов и систем (работы И. Ф. Циона, И. М. Сеченова, Ф. В. Овсянникова, Н. А. Миславского, Н. Е. Введенского, И. П. Павлова). Несмотря на то, что все эти знания не были ещё объединены теоретическими обобщениями о взаимной связи различных функций организма между собой, уже наметилась тенденция к их синтезу, которая проявлялась в стремлении к изучению функций центральной нервной системы и в первую очередь рефлексов. Выдающийся вклад в развитие рефлекторной теории - одной из основных концепций физиологии - внёс великий русский учёный И. М. Сеченов (1829-1905).

Во второй половине XIX века в России активно развивалась патологическая анатомия. Большой вклад в её развитие внесли А. И. Полунин (1820-1888), М. Н. Никифоров (1858-1915), Н. И. Пирогов, И. М. Руднев (1837-1878). Для работ этих учёных характерно материалистическое понимание вопросов патологии и экспериментальное направление в её изучении. В середине XIX века в российской патологии сформировалось экспериментальное направление, получившее позднее название “патологическая физиология”. Развитие этой науки в первую очередь связано с именем В. В. Пашутина - основоположника отечественной школы патофизиологов (П. М. Альбицкий, Н. П. Кравков, А. В. Репрев). Ими были разработаны вопросы питания и в связи с этим голодания, заложены основы учения о добавочных факторах питания (позднее получивших название витаминов), выполнены работы по газообмену, проведены эксперименты по переливанию крови и т. д.

Во второй половине XIX века в клинической медицине в России произошли значительные изменения. В хирургии были разрешены три основные проблемы: устранение боли при операциях, борьба с заражением ран, а также с кровотечениями. В решении этих задач выдающуюся роль сыграли отечественные хирурги Н. И. Пирогов и Н. В. Склифосовский. Увеличение объёма хирургических знаний во второй половине XIX века создало условия для выделения из хирургии самостоятельных научных дисциплин: ортопедии, офтальмологии, урологии, гинекологии и др.

В развитии терапии в данный период также были достигнуты значительные успехи. Они были связаны с деятельностью двух научных клинических школ: школы С. П. Боткина, положившего начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине, и школы Г. А. Захарьина, развивавшего анамнестический метод в клинике внутренних болезней. В трудах отечественных учёных-клиницистов (С. П. Боткина, Г. А. Захарьина, А.А. Остроумова, В. П. Образцова) было дано описание клинической картины ряда заболеваний (крупозной пневмонии, туберкулёза, ревматизма, атеросклероза, сыпного, брюшного и возвратного тифа и др.). В конце XIX века из терапии выделились самостоятельные научные дисциплины: клиника инфекционных болезней, дерматология с венерологией, невропатология, психиатрия, эндокринология и др.

Во второй половине XIX века в России были разработаны основные принципы военно-полевой хирургии (в трудах Н. И. Пирогова). Впервые в военных условиях было положено начало широкому применению наркоза (Н. И. Пироговым) и методов асептики и антисептики (Н.В. Склифосовским). Происходит становление военно-полевой терапии (в трудах С. П. Боткина).

Во второй половине XIX века шло активное создание научных обществ. К концу XIX века в России насчитывалось более 120 врачебных обществ (в первой половине XIX века - 6). Были основаны Общество русских врачей (1883-1918), созданное в память о Н. И. Пирогове, Российское Общество Красного Креста. Регулярно созывались съезды русских врачей (т. н. Пироговские съезды).

Было положено начало организации бесплатной медицинской помощи для бедных. По инициативе С. П. Боткина была открыта Александровская барачная больница.

 

Тема №6







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.