Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







IV. Методические рекомендации для преподавателей, ведущих семинарские (практические) занятия





Изучение международного публичного права на практических занятиях начинается с того, что студенты должны научиться, во-первых, усвоить международно-правовую терминологию и свободно оперировать понятиями и терминами, специфичными для данной системы права, совершенствовать навыки выступления перед аудиторией, умение спорить, отстаивать свои позиции, повысить свою правовую культуру; во-вторых, знать и находить нормы международного права, которыми регулируются данные конкретные отношения, затем анализировать содержание нормы, устанавливать действительный её смысл, определять её действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Основные этапы подготовки преподавателя к проведению практических занятий

 

Преподаватель должен выбрать тему с привлечением действующих нормативных источников, практики и литературных источников. Далее необходимо тщательно продумать методику и план проведения занятия. В частности, нужно определить последовательность обсуждения теоретических вопросов.

При подготовке к занятию преподаватель должен продумать, сколько примерно времени он выделит на каждый из этапов будущего занятия: теоретические вопросы, решение задач, подведение итогов.

Чтобы обеспечить равномерное участие всех студентов в работе и проверке знаний, очень желательно, готовясь к занятию, наметить, кого из студентов данной группы необходимо спросить по данной теме. Наконец, при подготовке к занятию необходимо продумать задание на следующее занятие.

Методика проведения практических занятий - дело индивидуальное, и у каждого преподавателя складываются собственные приёмы и «секреты». Тем не менее, необходимо сформулировать некоторые общие требования к методике проведения занятий.

Практические занятия должны сочетать в себе как элементы «практического» подхода, в котором главным является решение казусов, так и элементы «теоретического» подхода, при котором на занятие выносятся только теоретические вопросы», а практическим уделяется второстепенное место.

В начале занятия целесообразно назвать тему, кратко напомнить, что было сделано на предыдущем занятии. После описанной предварительной стадии представляется необходимым предложить студентам обсудить несколько теоретических вопросов по теме. Рассмотрение таких вопросов необходимо в целях контроля за работой студентов. У студента вырабатывается потребность изучать литературу, формировать позицию по спорным вопросам. Необходимо соблюдать баланс времени между теоретической и практической частью занятия. Кроме того, необходимо отметить, что теоретические вопросы могут рассматриваться, не только в начале занятия, но и после решения очередной задачи, и в ходе решения задач.

Методические рекомендации для решения задач (казусов)

Весьма ответственной стадией практического занятия является решение задач (казусов).

Решение задач является одним из форм самостоятельной работы студента. Задачи должны быть решены обязательно письменно. Отказ от этого требования, предъявляемого к студентам, ведет к тому, что встречаются случаи, когда студент без предварительной домашней подготовки пытается импровизировать. В подобных ситуациях, как правило, в проведение занятия вносятся элементы неорганизованности. У некоторых студентов может возникнуть впечатление о возможности «облегчённого», без приложения усилий прохождения семинарских занятий.

На семинарское занятие должно быть вынесено такое количество задач, которое бы полностью позволило охватить все важнейшие вопросы темы и детально выявить их усвоение студентами. Важно заранее запланировать частичные изменения фабулы задачи с решением различных вариантов. Такой подход, на взгляд составителя УМКД, приближает решение задач к запросам жизни, заставляет студентов оперативно мыслить, и, таким образом, обогащает занятие.

Решение задач (казусов) должно быть развёрнутым, подробным, мотивированным, со ссылкой на источники международного и внутригосударственного права.

При этом в качестве требования необходимо выдвинуть, чтобы студенты имели в наличие на занятии те источники, которыми они руководствовались при решении казуса, могли в них свободно ориентироваться и понимать содержание.

Преподавателю необходимо вовлекать как можно большее число студентов в обсуждение казуса. Однако выступления студентов нельзя пускать на самотёк. Преподаватель должен активно и оперативно руководить ходом обсуждения темы, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступающих.

После подробного обсуждения всех наиболее важных вопросов, относящихся к казусу, и рассмотренных его вариантов преподаватель поводит итоги дискуссии. Он даёт правильное решение казуса и рассмотренных вариантов, характеризует выступления студентов, разъясняет допущенные ошибки и неточности. Заключение преподавателя должно быть убедительным и подкрепляться ссылками на правовые источники.

 


Вопросы к экзамену по международному праву

1. Понятие, предмет, сущность современного международного право

2. Понятие, особенности, общая характеристика источников международного права

3. Понятие, черты, виды норм международного права. Особенности процесса создания норм.

4. Периодизация развития международного права. Общая характеристика этапов развития международного права. Роль трудов Гуго Гроция для развития международного права

5. Значение социальных революций (буржуазных в западной Европе, Октябрьской – в России), конгрессов и конференций 19 - нач.20 вв. для развития международного права

6. Развитие международного права после Второй мировой войны. Понятие и значение кодификации международного права

7. Понятие, значение основных принципов международного права. Природа международных документов, фиксирующих основные принципы международного права

8. Характеристика принципа неприменения силы и угрозы силой. Право государств на самооборону.

9. Характеристика принципа всеобщего уважения прав и свобод человека. Понятие и значение международных стандартов (универсальных и региональных) по правам человека.

10. Характеристика принципа равноправия и самоопределения наций и народов. Нация, борющаяся за свою независимость как субъект международного права.

11. Характеристика принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела.

12. Государство как основной субъект международного права.

13. Характеристика принципа территориальной целостности государств и принципа Нерушимости границ. Понятие, виды, значение территорий а международном праве.

14. Характеристика принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Действие и применение международных договоров.

15. Характеристика принципа сотрудничества государств. Основные формы сотрудничества государств в международной жизни.

16. Понятие международной правосубъектности. Понятие, классификация субъектов международного права.

17. Особенность международной правосубъектности производных субъектов международного права (государственно-подобные образования: вольные города, Ватикан, ММПО).

18. Международно-правовое признание: понятие, правовая основа, виды, подход (теории).

19. Международное правопреемство: понятие, правовая основа, подходы (теории). Общая характеристика видов правопреемства.

20. Характеристика принципа мирного разрешения международных споров. Особенность мирных средств, используемых для разрешения международных споров.

21. Понятие, кодификация права международных договоров.

22. Форма и структура международного договора. Юридическое значение наименования международного договора. Язык международного договора.

23. Презумпция действительности международного договора. Основания и последствия недействительности международных договоров.

24. Заключение международных договоров: понятие, стадии.

25. Основания, последствия прекращения и приостановления действия международных договоров.

26. Понятие, кодификация института международной ответственности. Классификация международных правонарушений.

27. Виды и формы международно-правовой ответственности государств. Особенность реализации ответственности государств в международном праве.

28. Основания, исключающие противоправность действий государств (основания, освобождающие от ответственности и основания, исключающие ответственность).

29. Международная уголовная ответственность индивидов за международные преступления: понятия, особенность реализации.

30. Понятие, признаки, виды международных межправительственных организаций (ММПО). Основные права и обязанности ММПО.

31. История создания и цели ООН. Главные органы ООН, их общая характеристика.

32. Специализированные учреждения ООН: понятие, основные направления деятельности и их общая характеристика.

33. Право внешних сношений: понятие, источники, принципы. Понятие и виды органов внешних сношений.

34. Дипломатические представительства: понятие, функции, порядок учреждения.

35. Консульские учреждения: понятие, функции, порядок учреждения.

36. Специальные миссии (дипломатия ad hoc): понятие, функции, порядок деятельности.

37. Личные привилегии и иммунитеты консульских представителей, их отличие от личных привилегий и иммунитетов дипломатических представителей.

38. Международное гуманитарное право: понятие, источники (Гаагские конвенции о законах и обычаях войны, Женевские конвенции о защите жертв войны), принципы.

39. Международно-правовой статус комбатантов: признаки, права и обязанности, ответственность.

40. Регламентация средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве.

41. Международно-правовая защита культурных ценностей и гражданских объектов в период международных гуманитарных конфликтов.

42. Понятие и источники права международной безопасности. Взаимодействие права международной безопасности и международного гуманитарного права.

43. Основания функционирования системы организации международной безопасности государств: универсальный и региональный уровень.

44. Цели и принципы международного экономического права. Понятие нового международного экономического порядка.

45. Функционирование международных экономических организаций. Виды, содержание международных экономических договоров.

46. Понятие, источники, принципы международного космического права.

47. Правовой режим космического пространства и небесных тел.

48. Правовой режим космических объектов. Правовой статус космонавтов.

49. Международно-правовая ответственность государств за космическую деятельность.

50. Международно-правовой статус гражданского населения в вооруженных конфликтах. Презумпция принадлежности к гражданскому населению (гражданским лицам).

51. Понятие и кодификация принципы международного воздушного права.

52. Государственная территория: понятие, составные части, особенность правового режима.

53. Международно-правовой статус Арктики.

54. Правовой режим воздушного пространства. Правила полетов в международном воздушном пространстве и воздушном пространстве государств.

55. Международно-правовой статус Антарктики.

56. Международное морское право: понятие и кодификация.

57. Правовой статус территориального моря и прилежащей зоны.

58. Континентальный шельф: понятие, правовой режим.

59. Правовой режим исключительной экономической зоны.

60. Понятие, правовой режим открытого моря.

 

 

Основное оборудование по дисциплине

Перечень основного оборудования в соответствии с ГОС

по дисциплине ___________________________________

специальности____________________________________

формы обучения___________________________________

20__/20__ учебный год

 

№ п/п Наименование оборудования Кол-во Примечание (сведения о наличии необходимости обновления, приобретения)
  Оборудование не используется    
       
       

 

Контактное лицо _____________________________________________________________________________

Тел. (e-mail) _________________________________________________________________________________

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.