ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

 

Ефанов В.Н., Ерёмин В.М.

 

Методическое пособие

 

По подготовке курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций по специальностям «Экология», «Биология» и направлениям «Экология и природопользование» и «Биология»

 

Г. Южно-Сахалинск,


Содержание

 

№ п.п. Название Стр.
  Введение
Основные направления исследований и тематика курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций
Структура курсовой, ВКР, магистерской диссертации
Требования по оформлению курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций
  3.1 Общие требования
  3.2 Построение работы
  3.3 Нумерация страниц
  3.4 Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов
  3.5 Иллюстрации
  3.6 Таблицы
  3.7 Примечания
  3.8 Формулы и уравнения
  3.9 Ссылки
  3.10 Титульный лист
  3.11 Список использованных источников
  3.12 Приложения
  3.13 Рекомендуемый объём работы
  3.14 Примеры оформления титульного листа
Некоторые методики сбора полевого материала и проведения исследований по направлениям экологии
  4.1 Методика сбора образцов для анатомического исследования растений
  4.2 Методика сбора образцов для фитоценотических исследований
  4.3 Методики исследования факторов среды
  4.3.1 Метод построения климаграмм для оценки состояния наземно-воздушной среды
  4.3.2 Метод оценки состояния водной среды на основании классификации водоемов по сапробности
  4.3.3 Метод оценки возрастной структуры популяции
  4.3.4 Метод оценки пространственной структуры популяции
  4.3.5 Методики оценки генетической структуры популяции
  4.3.6 Методика проведения мониторинговых исследований на примере распространения табакокурения среди учащихся вузов
  4.3.7 Определение токсичности биологически активных веществ по методу Спирмена-Кербера
  4.3.8 Методика определения гостально-топического индекса
  4.3.9 Методика вычисления коэффициента сходства территориальных группировок
  4.3.10 Методика определения устойчивости растений к высоким температурам
  4.4 Сбор полевого материала зоологического характера
  4.4.1 Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических исследованиях на пресноводных водоёмах (фитоплактон)
  4.4.2 Первичная продукция планктона
  4.4.3 Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических исследованиях на пресноводных водоёмах (зоопланктон)
  4.4.4 Исследование питания, пищевых взаимоотношений и кормности водоёмов и водотоков (зоопланктон)
  4.5 Термины и понятия в ихтиотрофологии
  4.5.1 Эффективность использования пищи
  4.5.2 Использование кормовой базы
  4.5.3 Определение рыбопродуктивности водоема по кормовой базе
  4.6Анализ гранулометрического состава донных отложений
  4.7 Изготовление срезов растений и подготовка предметных и покровных стёкол
  4.7.1 Изготовление временных препаратов
  4.7.2 Окраска срезов и приготовление постоянных препаратов
  4.7.3 Изготовление постоянных препаратов в глицернин-желатине
  4.7.4 Анализ препаратов
  4.7.5 Статистическая обработка результатов
  4.7.6 Мацерация
  4.7.7 Реактивы и красители
Рекомендуемая литература

 



 


Введение

 

Значение экологии, как основы хозяйственной деятельности человека, уже не вызывает сомнения. Нельзя говорить о создании искусственных лесных фитоценозов на месте вырубленных, нельзя определить объёмы заготовки растительного сырья, отстрела животных, отлова рыбы, не зная структуры популяций растений и животных, а также динамики их численности и факторов среды её определяющие. Решение народохозяйственных задач и реализация проектов невозможны без знания взаимоотношений организмов в природе и характеристики популяций человеческого общества.

Поэтому неслучайно, что курсы «Общей экологии» включены в учебные планы в высших учебных заведениях практически всех специальностей. Наиболее объёмен этот курс в учебных планах университетской специальности «Экология» и направления «Экология и природопользование), по которым предусмотрены, помимо лекций и лабораторных занятий, полевые и производственные практики, курсовые, выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации.

Однако выполнение последних значительно труднее, чем по другим биологическим наукам, так как требуют системного анализа изучаемого объекта, знания биологии растений и животных, взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой, исследований популяционных структур и сообществ различного ранга, таких как биоценозы и экосистемы. В свою очередь организация и проведение таких исследований, а также описание результатов научных исследований в виде курсовых и выпускных квалификационных работ, а также подготовки магистерских диссертаций требует освоения различных методик исследования.

Предлагаемое учебно-методическое пособие ставит своей целью – помочь выпускникам определиться с выбором направления исследований и темой курсовой, выпускной квалификационной работы (ВКР) и магистерской диссертации, постановкой цели, определением задач, структурой работы, методикой сбора полевого материала и его обработки по некоторым, наиболее часто проводимым работам в области экологии.

Известно, что экологические исследования являются довольно трудоёмкими, так как в естественных условиях весьма сложно вычленить влияние на организм какого-то одного фактора. Однако это имеет и определённую ценность, так как позволяет использовать реакцию живых организмов в целях организации и проведения мониторинга (слежения на том или ином организационном уровне).

Авторы выражают надежду, что настоящее пособие окажется полезным не только студентам, но и преподавателям.

 


Основные направления исследований и тематика курсовых, выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций

 

Тематика курсовых, ВКР и магистерских диссертаций, безусловно, определяется целым рядом обстоятельств: интересами исследователя; проблемами, разрабатываемыми кафедрой и научным руководителем; степенью изученности проблемы; спецификой видового состава растений и животных регионов; распространённостью и значимостью биоценозов и экосистем региона.

Направления исследования и темы курсовых, ВКР и магистерских диссертаций должны охватывать все основные разделы экологии: аутэкологию, демэкологию (экологию популяций) и синэкологию (экологию сообществ).

Предполагаемая тематика, безусловно, является примерной. Специфика района исследования даёт большие возможности выбора и темы, и объекта исследования. Авторам кажутся наиболее интересными следующие направления, реализуемые через разработку рекомендуемых курсовых, ВКР и магистерских диссертаций.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.