Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 5. Последователи Конфуция: Мэн-цзы





1. Жизнь Мэн Кэ. Его этико-антропологические воззрения: природа человека, цель жизни, воспитание нравственных качеств (чувств), понятия благородного человека, простолюдина.

2. Социально-политическое учение: история становления общества, принципы управления государством, отношение к закону, роль неба, управление как вид деятельности, основа различения правителя и поданного. Реформаторские устремления Мэн-цзы.

3. Оценка взглядов Мэн-цзы в историко-философской литературе.

 

Литература

1. Древнекитайская философия. М., 1972. T. 1. С. 225–247.

К вопросу 1: гл. 1, ч.1 (с. 227, абз.4), ч.2 (с. 231, абз. 2); гл. 2, ч. 1 (с. 231, абз. 5. 6; с. 232, 233); гл. 6, ч. 1 (с.243–246); гл. 7, ч. 1 (с. 246); гл. 7, ч. 2 (с.247, абз. 3;

К вопросу 2: гл.1, ч.1 (с.226, абз.3; с.227, абз. 5, 6; с. 228 до слов «[Мэн-цзы продолжал:]»; с. 230; с. 231 до 2 части); гл. 3. ч.1 (с.234, абз. 1–3; с. 235 абз. 2, 3; с.236 до слов «Некий Сюй Синь», с. 237 со слов «Чэнь Сян, увидев»; с.238, 239 до слов «Я слышал, что»; с.240, абз. 2,3); гл. 5, ч.1 (с.240-243); гл. 7, ч.2 (с.246, абз. 1, 2; с.247 до слов «Если чжоухоу»).

2. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 138–153.

3. История китайской философии. М., 1989. С.87–100.

4. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии М., 1981, С. 36–38.

 

Тема 6. Чжуан-цзы и даосизм

Воззрения Чжуан-цзы на мир: дао, небо, земля и вещи; бытие и небытие; естественное течение, непрестанные изменения и превращения; универсальные связи, единство всего и достижение совершенства, Чжуан-цэы об относительном и абсолютном, иллюзорном и действительном в мире.

Представление о человеке. Тело и его жизненные силы. Духовное начало. Смерть и жизнь. Пути обретения дао и достижение соответствия с вещами. Образ совершенномудрого и благородного мужа. Истинные моральные и социальные ценности. Задачи воспитания народа.

носеологические взгляды. Пути познания дао. Непосредственное знание. Поиски единства и истины. Чжуан-цзы о сложности и трудности познания.

Отличительные черты даосизма Чжуан-цзы.

Литература

Древнекитайская философия. М, 1972. Т. 1. С. 249–294.

К вonpocу 1: Гл. 2 (c. 254. абз. 2; с.255 до абз. 1, со слов «[Любой] вещи изначально» до слов «Изнурять свой ум»; с. 256, абз. 2; с. 257 с слов «Существует начало и то» до слов «В Поднебесной», абз.1; с.258до абз. 1); гл. 6 (с. 263, абз. 1); гл. 17 (c.270, абз. 2, 3; с.271, абз. 2, 3 до слов «Если смотреть на это исходя из заслуг»; с. 272 со слов «Отсюда видно, что обычаи» до абз. 4; с.273, абз. 2); гл. 18 (с. 276); гл. 22 (с.278, абз, 5;с. 279. до абз.1; с. 280 с абз. 5; с.281 до абз. 2; с. 282 с абз. 3; 283).

К вопросу 2: гл.2 (с. 259, абз. 2, 3 со слов «[Совершенномудрый] стоит рядом»;с.260 до слов «Ли Цзы была дочерью»); гл. 10 (с. 267, абз. 3; с.268); гл. 17 (с. 272, абз. 5; с. 273, абз. 1, 3, 4; c. 274 до абз. 3); гл. 22 (c. 278, абз. 1; c. 279,абз. 1 до слов «Пи И очень обрадовался»; с. 280 до абз. 5; с. 281 с абз. 2; с. 282 до абз. 1).

К вопросу 3: гл. 2 (с.254, абз. 1; с.258, абз. 2; с. 259 до абз 1; с. 260, абз. 1; с.261 до абз. 1); гл. 22 (с. 277, абз. 1, 4–6; с. 278 до абз. 1).

Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966 С. 185–192.

История китайской философии. М., 1989. С. 100–110.

Торчинов Е.А. Даосизм, «Дао-Дэцзин». CПб., 1999.

Тема 7. Ранняя греческая космогония и антропология

Теокосмогония Гомера и Гесиода.

Варианты орфической теокосмогонии.

Антропология орфиков.

Наставления Семи мудрецов и начала греческой этики.

 

Литература

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. ч.1, С. 33–80, 91–94, 98–99.

К вопросу 1: с. 33–36.

К вопросу 2: с. 41, фрагм 8, 9; с.43. 16;с.46–47, 15–45; с. 48, 60; с. 54, 167, 168: с. 61. 54; с. 62. 55; с. 63. 56 (Апион); с. 69, 14; с. 7Т, 1,2; с. 77, 5; с. 80, 26; c. 99, 1.

К вопросу 3: с. 40, 3; с. 41, 10а,11 (Аристотель); с. 42, 14, 15; c. 58, 210 (Плутарх), 211; с.59, 220, 220а, 222; с. 59, 223; с. 60, 224, 225, 226, 228; с. 60, 230; с. 61, 231, 232.

К вопросу 4: с. 91, 2 (Платон. Протагор); с. 92–94 («Изречения Семи мудрецов»).

Драч Г. В. Проблема человека в paннегреческой философии. Ростов-н/Дону, 1987. С.123–135.

Чанышев А. Н. Эгейская предфилософия. М., 1970. С.120–138.

 

Тема 8. Воззрения Гераклита Эфесского

1. Положения об изменчивости и противоречивости сущего.

2. Термин «логос» и его смыслы.

3. Понимание бога и отношение к религии.

4. Гераклит о людях и нравах.

 

Литература

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. ч. 1, С. 176–257.

К вопросу 1: с.198, 25(а); с. 199, 27(а); с.201, 28а; с. 202, 28 b2-5 (b3), 29(a); c. 203; 31а; с. 204, c. 206, 34(a), 35(a); c. 208, 36cl, 39(al); c. 214, 42(a), 42c(o), 43, 44; c. 215, 46(а), 47(а); с. 217, 51(а); с. 220, 52 (а1); с. 222, 54(а); с. 223, 55(а), 56ab (а), (а1); с. 224, 57 (*Папирус); с.225, 58(а); с.226, 60 (о); с.228, 64; с.254, 118 bis (a).

К вопросу 2: с.189, 1(а); с. 197, 23(а); с. 199, 26 (а); с. 201. 28 (с1); с. 220, 53(а).

К вопросу 3: с.193, 12(а), 14(а); с. 217, 50 (a1): с. 235, 75(а): с. 236, 77(а): с. 237, 79(а), 80(а); с. 238, 81(а); с. 239, 82 (Ипполит), 83 (а), 84, 85(а); с. 240, 86(а), 87.

К вопросу 4: с. 190, (g), 2(а); с. 191,3 (а), 4, 7 (а);с, 193, 10 (а), 13 (а); с. 195, 16 (а); с. 196, 17 (а), 18 (о); с. 197, 19–22 (а); с. 198, 23 (d1) (Стобей), 23 (е), 23 (f), 24; c.203, 30 (а); с. 206, 36 (а1); с, 208, 37(а), 37(а2) (Климент), 38; с. 209, 40(а); с. 214, 45а; с. 216, 48; с. 217. 49а; с.229. 66(а): с. 231, 67(а), 68(о); с. 233, 69(а). 70(о); с. 234, 71, 72(а); с. 235, 73, 74(а); с. 236, 76(а); с. 241, 89(а); 90, 91(а); с. 242, 92(а), (d), 93(а): с. 243, 94(а); с. 244, 95(а), 96(а), (b1), 97(а); с. 245, 98 (о); с. 246, 99, 100, 101; с. 247, 102, 103, 104, 1 05(a), (b); с. 249, 109 (a1); c.250, 110(b), 112.

Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 83–132.

Кессиди Ф. Х. Гераклит. М., 1982.

 

Тема 9. Апории Зенона Элейского

1. Назначение выдвинутых Зеноном апорий. Общий характер применяемой в них агрументации. Апория о зерне.

2. Апории множества и места.

3. Апории движения.

4. Философский смысл апорий и пути их решения.

 

Литература

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 298–314.

К вопросу 1: с. 300 (Плутарх. Перикл...); с. 301, 12; с. 302 (Элиас); с. 306, 23; с.313, 29.

К вопросу 2: с.302,* 20а; с. 303, *20b *20с; с. 304 (Филопон); с. 306, 24; с. 313, 1; с. 314, 2, 3.

К вопросу 3: с. 307, 25 (Аристотель, * Симпликий, Коммент. к «Физике»); с. 308 (*Филопон. Там же, 81; * Аристотель, * Симпликий); с. 309, 26, 27 (Аристотель); с. 310 (* Симпликий, * Там же, 1011), 28 (Аристотель); с. 311 (* Симпликий); с, 312.

Чанышев А. Н. Италийская философия. М., 1975. С. 179–198.

Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. Л., 1988.

Тема 10. Развитие идей орфической антропологии в философии пифагорейцев и Эмпедокла

1. Человек в представлениях пифагорейцев.

2. Этика пифагорейской школы.

3. Эмпедокл о человеке в поэме «Очищения».

 

Литература

Фрагменты ранних греческих философов М.,1989. Ч. 1. С. 138–156, 267–274, 330–505.

К вопросу 1: с. 141, 7, Ямвлих; с.143 (8а. Порфирий) со слов «Однако наибольшую известность»; с.267, 1; с. 270, 12. Аристотель; с. 434, 11, 12; с. 439, 23; с. 443, 14; с. 462. 4; с. 463, 4; с. 467, 2. Филипп, 4. Аристотель (до слов «И какие только соответствия между числами»); с. 468, * Александр Афродис. (до слов «А видя, что и гармонии [= интервалы]»); с. 485, 39, 40; с. 486, 45 (28), (29), (30), (31); с. 505, строки 70-71.

К вопросу 2: с. 148, * 21b, *22, *23(а),* 26; с. 268, 3. Аристотель; с. 444, 15 (Там же, 62В); с. 450 (Цицерон); с. 459, *3b; с. 469 (Аристотель); с. 470 (Аристотель. Никомахова этика); с. 471, 7; с. 482, 31 (Симпликий); с. 486, 45 (27), (32), (33); с. 488, 4; с. 493, 2, 3; с. 494, 4; с. 495, (183), 6 (196), (197 до слов «Спинтар рассказывал»); с. 497, 8 (200), (201), (203), (205), (210); с. 503, *F, строки 1–44.

К вопросу 3: с.335 (77); с. 336, 11; с. 337, 15, 18 (Филострат); с. 397, 609; с. 405,115; с. 406, 117, 118, 119; с. 407, 121 (Гиерокл, Синезий), 122, 123, 124; с. 408, 125, 126, 127, 129; с. 410 (Цицерон, *Плутарх); с. 411, 137, 139, 140, 141; с. 412, 144, 145, *145 bis, 146, 147, 148, 152).

Драч Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. Ростов-н/Дону, 1987. С. 135–155.

Жмудь Л. Я. Пифагор и его школа. Л., 1990. С. 48–54, 130–157.

Семушкин А. В. Эмпедокл. М., 1985. С. 104–176, 181–185.

Чанышев А. Н. Италийская философия. М., 1975. С. 181–185.

Тема 11. Представления о человеке в натурфилософии Анаксагора

И в Гиппократовской школе

1. Антропология Анаксагора.

2. Философские проблемы человека в трактатах «Гиппократовского свода».

3. Сравнение научного (медицинского), философского и религиозного подходов к человеку по трактатам гиппократиков.

Литература

1. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 505–535, 552–570.

К вопросу 1: с.506 (9, слова «Животные рождаются... слева»), (13, слова «Оба известия...книге «О старости»); с. 508, 7 (* Цицерон); с. 512, 29, 30; с. 513, 33, 34, 34а; с. 515 (41. Симпликий. Коммент. к «Физике», слова «Но только Анаксагор... возникновения – Ум»), *Там же, 162, 31; с. 516 42. (Ипполит (12 со слов «Животные первоначально»), 43 (Аристотель. О небе), 44 (834–838); с. 517, 45 (Симпликий, слова «когда принимают одну и ту же пищу... из хлеба – плоть – кость и т.д.»), 46; с. 518 (Мнения философов); с. 521–522, 62; с. 522, 66 (Схолии к Элию), 67; с. 528, 93; с. 529, 100 (Там же, 404bl), 104; с. 530, 107. 113; с. 533. 10; с. 535, 21b, * 27.

К вопросу 2: с. 552, «О седмицах», 1 (§1), 510; с. 555, «О диете», III (1); IV(1), (2); VI; VII (1); IX (1), (2); X(1), (3); XI–XXIV; XXVII–XXIX; XXXV; с. 561, «О пище», (2), (12), (21), (55).

К вопросу 3: с. 554 («О седмицах»), 12; с. 562, («О природе человека»), I, II, III (со слов «необходимо, чтобы человек был»), IV; с. 564, («О древней медицине»), I, XV, XX; с. 566, («О священной болезни»), (I) – (VI), (XX).

2. Вопросы философии. 1978. № 7. С. 69–81.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 1. С. 83–91.

4. Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980. С. 70–76.

5. Рожанский И. Д. Анаксагор. М., 1983.С. 107–123, 130–135.

6. Философские науки. 1982. № 2. С.122–129.

 

Тема 12. Философские аспекты атомистики Демокрита

1. Онтология: два рода существования.

2. Понятие случайности: сфера его значений и применения.

3. Субъективное и объективное в знании.

4. Этико-политические воззрения.

Литература

1. Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 53–78.

К вопросу 1: фрагм. 10, 11, 25, 26, 52-54а, 56, 57, 64, 65, 71 (68, 69, 71), 176.

К вопросу 2: 31–34, 37, 129, 493.

К вопросу 3: 51–55, 58, 68, 71 (69), 85 (63, 64, 68), 94, 101, 104, 108, 180, 181, 188.

К вопросу 4: 69, 270, 274, 275 (Стобей), 278, 285, 288, 290, 291, 304, 305, 309, 313, 314, 328, 332, 334, 336, 337, 346, 368, 378, 429, 433, 436, 440–443, 446–448, 451.

2. Виц Б. Б. Демокрит. М., 1979.

3. Горан В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984.

 

Тема 13. Взгляды софистов по диалогам Платона

«Протагор» и «Горгий»

1. Протагор о сущности и цели учения софистов.

2. Горгий – основоположник риторики.

3. Общественно-политические взгляды Протагора.

4. Проблема природного права (силы) и человеческого закона.

Литература

1. Платон. Сочинения. М., 1968. T. 1. С. 187–365, 534–535, 554–556.

2. Платон. Собр. соч. М., 1990. T. 1. С. 418–574, 782–783, 797–799.

К вопросу1: Протагор, 316d-e, 317а-с, 318е.

К вопросу 2: Горгий, 449а–450с, 455d–457c.

К вопросу 3: Протагор, 320d–328е.

К вопросу 4: Горгий, 482с–486d.

3. Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966. С. 180–218.

4. Джохадзе Д. В. Философия античного диалога. М., 1997. С. 36–58.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Кн. IX, 8. Протагор, 50–56.

6. Йегер В. Пайдейа. М., 1997.

7. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии М., 1981. С. 203–213.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.