Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ





II. Содержание курса

1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

2. Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов (если предусмотрены)

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ (если предусмотрены)

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

ПРОГРАММА

Общая характеристика немецкой классической философии

Общая концепция истории западно-европейской философии. Определение «классического» и «неклассического» периода в истории философии. Периодизация истории философии. Немецкая философия на рубеже XVIII – XIX веков как часть классической философии Нового Времени. Преемственность философской проблематики: отражение и переработка философии античности, средневековья, Возрождения, Нового Времени. Связь немецкой классической философии с немецким просвещением: философская, религиозная, моральная, эстетическая проблематика. Лейбницианство как важнейший источник немецкой классической философии.

Хронологические рамки. Социально - политическая и духовная ситуация времени. Задачи социально-политических преобразований и национального объединения. Влияние Великой Французской Революции. Свобода как основная проблема метафизики.

Роль эстетическо-философской системы образования в формировании философской элиты.Влияние немецкого языка на содержание философских систем.

Синтез и снятие различий предшествующих философских традиций. Формулировка, трансформация и эволюция трансцендентальной позиции от Канта к Гегелю. «Теологическая» и атеистическая интерпретации немецкой классической философии. Тенденция к построению завершенных философских систем. Принципы развития и историзма. Эволюция понимания диалектики. Теоретическое обоснование исторического взгляда на культуру.

 

Философия И. Канта (1724–1804)

Космологические, метафизические и антропологические идеи И. Канта в работах раннего периода. Натурфилософские воззрения И. Канта. Космогония. Вселенная как система систем. Понятие системы. Проблема метода научного познания. Специфика метода метафизики в отличие от методов естествознания и математики. Необходимые и достаточные условия для построения истории вселенной. Несводимость органической природы к механическому движению. Гипотеза распространения разумной жизни во вселенной.

Проблема существования в работе И. Канта «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога». Соотношение возможности и действительности. Анализ доказательств бытия бога и их классификация по возможным основаниям. Философия как наука о «первых принципах» познания.

Фиксация антропологической проблематики в ранних работах И. Канта. Проблема человека: нравственный, эстетический и религиозный аспекты.

«Докритический» и «критический» периоды в творчестве И. Канта как историко-философская проблема. Возможность и условность такого разделения.

Философия И. Канта «критического» периода.Понятие критической философии. Общая задача критики разума. Разум как целостная система. Основные способности и формы деятельности разума. Системообразующие философские вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что такое человек?». Принципы и основные сферы деятельности разума.

«Критика чистого разума».Духовная ситуация в Европе времени написания «Критики чистого разума». Кризис западной философии: скептицизм Дж. Беркли и Д. Юма. Влияние идей Ж.-Ж. Руссо на формирование философской позиции И. Канта.

Общая задача «Критики чистого разума» и ее конкретизация в «главном трансцендентальном вопросе». Смысл и значение этого вопроса. Формулировка трансцендентальной позиции как способ ответа на этот вопрос.

Структура «Критики чистого разума»: чувственное созерцание, рассудок и разум: относительная автономность и единство в процессе познания. Стиль и язык работы.

Трансцендентальная эстетика:природа чувственного созерцания. Разделение знания на «материю» и «форму». Кантовское понимание априорности. Ощущение как содержание наглядных представлений. Различение метафизического и трансцендентального толкования понятий. Метафизический смысл пространства и времени: априорные формы чувственности. Трансцендентальный смысл пространства и времени: необходимое условия возможности опыта. Различение пространства и времени в трансцендентальном смысле. Место чувственности в процессе познания.

Ответ Канта на вопрос «как возможна чистая математика?». Основания для истолкования кантовской позиции как «агностицизма» и «субъективизма». Корректность такого рода истолкования.

Трансцендентальная аналитика: учение об условиях возможности суждения.Классификация логики. Трансцендентальная логика и ее отличие от общей логики применения рассудка. Понятие рассудка и его отличие от способности суждения. Характер и принципы деятельности рассудка: трансцендентальное и эмпирическое применение рассудка. Определение суждения. Классификация суждений по функциям. Априорные формы рассудочной деятельности, их значение и роль в процессе познания. Основоположения рассудочной деятельности. Первоначально-синтетическое единство апперцепции как высший принцип всех основоположений рассудочной деятельности. Трансцендентальное единство апперцепции: проблемы определения и интерпретации. Классификация основоположений. Критика идеализма Беркли и Декарта. Данность предмета познания и проблема объективности знания. Два смысла понятия «объективности» по Канту. Разделение мира на «феноменальную» и «ноуменальную» сферы. Проблема единства чувственности и рассудка.

Трансцендентальная диалектика.Диалектика и трансцендентальная диалектика. Место разума в познавательном процессе. Идеи чистого разума, их роль в познании. Умозаключения и их виды по Канту. Основные вопросы метафизики. Деление метафизики. Учение о паралогизмах чистого разума. Космологические идеи и антиномичность разума. Математические и динамические антиномии и их разрешение. Идеал чистого разума. Невозможность доказательства бытия бога. Границы познания. Причины по которым разум с неизбежностью впадает в паралогизмы, антиномии и идеалы. Проблема возможности метафизики как науки. Диалектический метод в философии Канта.

Границы теоретического познания. Дисциплина разума и проблема методов философии и науки. Приоритет практического разума, переход к анализу практического разума.

Архитектоника чистого разума. План философской системы. Историко-философское основание построения чистого разума.

«Критика практического разума». Понятие практического разума. Место практического разума в системе разума. Воля как способность желания. Законодательство практического разума: максимы и императивы. Легальные и моральные поступки. Понятие долга. Что я должен делать? Проблема категорического императива. Позитивное и негативное понимание свободы.

Антиномия практического разума и ее разрешение. Моральность человека как основа его религиозности. Вера как стремление к добродетельной жизни. Соотношение веры и знания. «Заданность» объекта практической деятельности разума и проблема существования «ноуменальной» сферы.

«Критика способности суждения».Эстетические споры восьмидесятых-девяностых годов XVIII века. Понимание природы эстетического до Канта. Чувство удовольствия и неудовольствия в структуре способностей души. Понятие рефлектирующей деятельности рассудка и ее основания. Место способности суждения в системе сознания. Трансцендентальная и эстетическая способность суждения. Рефлектирующая и определяющая способность суждения.

Аналитика и диалектика эстетической способности суждения. Аналитика прекрасного. Аналитика возвышенного. Природа искусства по Канту. Понятие гения и определение произведения искусства. Антиномия суждений вкуса и ее разрешение. Определение вкуса. Соотношение рационального и иррационального в эстетике. Сторонники и критики эстетической теории Канта. Обвинения в «формализме» и их обоснованность.

Аналитика и диалектика телеологической способности суждения. Аналитика телеологической способности суждения. Рефлектирующая и определяющая телеологическая способность суждения. Субъективная и объективная целесообразность природы. Материальная и формальная целесообразность природы. Метафизические концепции об объективной целесообразности природы. Их классификация и анализ. Субъективная целесообразность природы как основание эмпирического естествознания.

Диалектика телеологической способности суждения. Антиномия телеологической способности суждения. Человек, подчиненный моральному закону как цель природы. Моральное «доказательство» бытия бога и проблема его интерпретаций. представление о конечной цели природы и существования. «Априорное царство целей» как принцип нравственного закона.

Место рефлектирующей способности суждения в системе разума. Изменение характера познавательной и практической деятельности разума с присоединением к ним рефлексивного суждения. Единство всех видов деятельности разума. Решение проблемы противоположности естественной необходимости и свободы, сущего и должного, теоретической и практической деятельности разума.

План построения метафизики как науки. Метафизика природы как методологическое основание наук о природе. Метафизика нравов - система практической философии. Учение о праве и государстве. Философия истории Канта.

Прагматическая антропология – завершение философской системы. Природа и характер человека и человеческого рода. Культура как бесконечное приближение человечества к своему высшему назначению. Проблема целостности и завершенности системы философии И. Канта. Метод И. Канта.

Кант и кантианцы. Популярность философии Канта. Отношение современников к философии Канта.Первые сторонники и противники Канта. «Основная ошибка» кантовской философии: проблема «вещи самой по себе». Апологетика кантовской философии и ее критика у К. Рейнгольда,И. С. Бека, Ф. Г. Якоби, Г.Э. Шульце - Энезидема, С. Маймона. Трансформация философских доктрин и интерпретаций Канта от критического реализма до субъективизма. Оценки кантовской философии, ставшие штампами.

 

Наукоучение И.Г. Фихте (1762–1814)

Основоположения теоретического «наукоучения».Отношение Фихте к философии И. Канта. Динамика и статика сознания. Понимание сознания как деятельности. Новейшая философия – философия свободы. Трансформация трансцендентальной позиции. Отказ от «вещи самой по себе» и «априорных форм».

Понятие «наукоучения». Обоснованность этого понятия. Диалектика Я и не-Я. Антитетический характер диалектики. Внутренние трудности и противоречия, связанные с попыткой толкования этой диалектики. Основоположения наукоучения. Дедукция категорий. Проблема развития человеческого мышления, его категориально-логического аппарата. Понятие действительности в философии Фихте. Диалектика Фихте и проблема априорности философских категорий.

Практическое «наукоучение». Революционно-демократические идеи Фихте, выраженные в его концепции свободы, понимании назначения человека и ученого. Становление и развитие самосознания. Свобода Я и свобода других людей. Государство как условие реализации неотъемлемых прав и свободы человека. Философия истории: выделение исторических эпох во всемирном историческом процессе и критерии их различения. Конкретно-историческое понимание свободы. «Замкнутое торговое государство» – социально-политический проект. Условия для целостного свободного развития человека и общества. Связь социально-политических идей Фихте с особенностями немецкой истории того периода.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.