Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 10. Индексный метод в статистических исследованиях.





Цель занятия: понять, что такое индексы и показать какие задачи решают при помощи индексов. Рассмотреть индивидуальные индексы, сводные индексы в агрегатной форме, индексы в средней арифметической и средней гармонической формах, индексы переменного, фиксированного состава и структурных сдвигов.

Контрольные вопросы.

1. Что называется индексом в статистике?

2. Что характеризуют индивидуальные индексы. Приведите примеры.

3. В чем сущность общих индексов?

4. Для чего необходимо деление на индексы объемных (количественных) и качественных показателей и какая система взвешивания принята в теории индексов?

5. Как исчисляется агрегатный индекс стоимости продукции (товарооборота в фактических ценах) и что он характеризует?

6. Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции (товарооборота) и что он характеризует?

7. Когда возникает необходимость преобразования индекса физического объема в средний арифметический и средний гармонический?

8. Как исчисляют агрегатные индексы цен, себестоимости, производительности труда и что они показывают?

9. Что называется индексом переменного состава, как он исчисляется и что характеризует?

10. Какой индекс называется индексом фиксированного состава, как он исчисляется и что характеризует?

11. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как он исчисляется?

12. Какая взаимосвязь существует между индексами переменного, фиксированного составов и структурных сдвигов?

13. Что представляет собой система взаимосвязанных индексов?

Задания для практических работ.

Задача №1. Имеются следующие данные о реализации плодово-ягодной продукции в области:

Наименование товара Июль Август
Цена за 1 кг., руб. Продано, т. Цена за 1 кг., руб. Продано, т.
Черешня        
Персики        
Виноград        

Требуется рассчитать: 1. Индекс товарооборота.

2. Сводный индекс цен.

3. Индекс физического объема реализации.

Задача №2. Имеются данные службы еженедельного наблюдения цен о продаже товаров в районе:

Товар Продано 21 марта, млн. руб. Изменение цен с 14 по 1 марта, %
Туфли мужские, пары.    
Костюмы спортивные, шт.    

 

Требуется определить средний гармонический индекс цен.

Задача №3. Имеются следующие данные о выпуске продукции мебельной фабрики:

Наименование изделия Изменение выпуска продукции в мае по сравнению с апрелем, % Выпуск продукции в апреле, млн. руб.
Столы    
Диваны    
Стулья    

 

Определить увеличение выпуска всей продукции в мае по сравнению с апрелем, т.е. рассчитать общий индекс физического объема.

Задача №4. Имеем трудоемкость и выпуск изделий А, Б и В на предприятии:

Вид продукции Затраты времени на 1 изд., чел – час. Произведено, шт.
январь февраль январь февраль
Изд. А 1,0 0,9    
Изд. Б 1,2 1,0    
Изд. В 0,9 0,8    

 

Рассчитать сводный индекс производительности труда по трудоемкости.

Задача №5. Имеются следующие данные о производстве продукции и отпускных ценах предприятия:

Вид продукции Сентябрь Октябрь Отпускная цена, руб.
Произведено, шт. Трудовые затраты, чел – час. Произведено, шт. Трудовые затраты, чел – час.
Изд. А          
Изд. Б          
Изд. В          

 

Вычислить индекс производительности труда в стоимостном выражении.

Литература по теме:

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. Гл.8, п.п. 8.1; 8.2; 8.3; 8.4; 8.5; 8.6 (с. 143-178).

2. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. Гл. 9, п.п. 9.1; 9.2; 9.3; 9.4; 9.5 (с. 339-390).

3. Практикум по теории статистики. Под ред. проф. Шмойловой Р.А. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл.12, п.п. 12.1 (с. 229-309).

Дополнительная:

1.Годин А.М. Статистика: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация. «Дашков и Ко», 2002. Гл. X, параграф 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 (с. 250-284).

2. Сиденко А.В., Попов Г.Ю., Матвеева В.М. Статистика: Учебник. – М.: «Дело и сервис», 2000. Гл.11, п.п. 11.1; 11.2; 11.3; 11.4; 11.5; 11.6; 11.7 (с. 93-111).

3. Статистика. Учебник /Под редакцией проф. Н.Н. Елисеевой – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. Гл.9, п.п. 9.1; 9.2; 9.3 (с. 217-230).

4. Томас Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности /Пер. с англ./ М.: «Дело и сервис», 1999. Гл.5, п.п. 5.1; 5.2; 5.3; 5.4; 5.5; 5.6; 5.7; 5.8; 5.9; 5.10; 5.11; 5.12; 5.13; 5.14; 5.15 (с. 157-180).

5. Статистика: Курс лекций /Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и ор.; Под ред. к.э.н. В.Г. Ионина – Новосибирск: изд-во НГАЭ и У, М.: ИНФРА – М, 1999. Гл.6, п.п. 6.1; 6.2; 6.3; 6.4; 6.5; 6.6; 6.7 (с. 111-127).

Примечание инновационной технологии – примеры тестовых заданий по курсу дисциплины (на последнем практическом занятии).

 

 

Тестирование (выберите один варианта ответа)

Задание №1. предметом изучения статистики являются статистические…

1. Совокупности

2. Показатели

3. Единицы

4. Таблицы

Задание №2. что представляет собой статистическая методология…

1. Социально-экономическая теория.

2. Принцип диалектического материализма.

3. Совокупность общих правил (принципов), специальных приемов и методов статистического исследования.

4. Понимание сущности изучаемого объекта или процесса.

Задание №3. Одной из основных задач статистики…

1. Информация о конкретной фирме.

2. Обеспечение полноты и достоверности учета хозяйственных субъектов и их характеристику.

3. Всестороннее освещение социально-экономического положения РФ, происходящих изменений.

4. Публикации статистической информации.

Задание №4. Задачей статистического наблюдения являются…

1. Первичная обработка и сводка данных.

2. Сбор массовых данных об изучаемых явлениях (процессах).

3. Расчет обобщающих показателей.

4. Выявление количественных закономерностей.

Задание №5. Исследование взаимосвязей варьирующих признаков в пределах однородной совокупности называется … группировкой.

1. Типологической.

2. Структурной.

3. Множественной.

4. Аналитической.

Задание №6. Графическое изображение статистических данных используемые для характеристики структуры социальных явлений называется…

1. Линейные диаграммы.

2. Столбиковые диаграммы.

3. Полосовые диаграммы.

4. Секторные диаграммы.

Задание №7. Относительная величина сравнения характеризует…

1. Соотношение фактического и планового уровня показателя.

2. Соотношение плановой величины показателя и величины, предшествующей планируемому периоду.

3. Соотношение одних и тех же показателей двух разных объектов, групп, совокупностей.

4. Соотношение показателя, характеризующего часть совокупности и показателя по всей совокупности в целом.

Задание №8. Как называются показатели, которые получают непосредственно в процессе статистического наблюдения…

1. Относительные показатели.

2. Абсолютные показатели.

3. Совокупность взаимосвязанных показателей.

4. Средние величины.

Задание №9. Как называется средняя величина, когда отдельные значения осредняемого признака могут повторятся…

1. Средняя гармоническая простая.

2. Средняя кубическая простая.

3. Средняя квадратическая простая.

4. Средняя арифметическая взвешенная.

Задание №10. Если значение всех признаков (Хi) увеличить в два раза, то чему будет равно среднее значение признаков…

1. Среднее значение признака остается неизменной.

2. Среднее значение признака уменьшиться в два раза.

3. Среднее значение признака увеличивается в два раза.

4. Среднее значение признака увеличивается в четыре раза.

Задание №11. При увеличении всех значений признака (Xi) на 4 единицы, то чему будет равно среднее значение признака…

1. Среднее значение признака уменьшится на 2 единицы.

2. Среднее значение признака увеличивается на 2 единицы.

3. Среднее значение признака уменьшится на 3 единицы.

4. Среднее значение признака увеличивается на 4 единицы.

Задание №12. Если вес (частота) уменьшится в два раза, то чему будет равно среднее значение признака…

1. Среднее значение признака увеличивается в два раза.

2. Среднее значение признака увеличивается в четыре раза.

3. Среднее значение признака уменьшится в два раза.

4. Среднее значение признака не изменится.

Задание №13. Если имеются данные о значении дисперсии, то какое можно рассчитать значение…

1. Размаха вариации.

2. Среднего линейного отклонения.

3. Коэффициента вариации.

4. Среднего квадратического отклонения.

Задание №14. К абсолютным показателям вариации относятся…

1. Коэффициент осцилляции

2. Коэффициент вариации.

3. Относительное линейное отклонение.

4. Размах вариации.

Задание №15. Если все значение признака (Хi) уменьшить на величину в 2 единицы, то, что произойдет с дисперсией…

1. Дисперсия уменьшится на величину в 2 единицы.

2. Дисперсия увеличится на величину в 2 единицы.

3. Дисперсия не изменится.

4. Дисперсия увеличится в два раза.

Задание №16. Если все значения признака (Хi) увеличить в два раза, то, что произойдет с дисперсией…

1. Дисперсия увеличится в два раза.

2. Дисперсия увеличится в четыре раза.

3. Дисперсия не изменится.

4. Дисперсия уменьшится в два раза.

Задание №17. Связи в статистике по аналитическому выражению классифицируются на …

1. Прямые и обратные.

2. Закономерные и произвольные.

3. Сильные и слабые.

4. Линейные и криволинейные.

Задание №18. Как называют связь, при которой определенному значению факторного признака (Х) соответствует одно значение результативного признака (У)…

1. Стохастическую связь.

2. Корреляционную связь.

3. Функциональную связь.

4. Ранговые коэффициенты связи.

Задание №19. Для изучения функциональных связей применяются методы…

1. Метод аналитических группировок.

2. Непараметрические методы.

3. Корреляционно-регрессионный анализ.

4. Балансовый и индексный метод.

Задание №20. По какой формуле определяется коэффициент корреляции рангов Кендела:

1. ;

2. ;

3. ;

4.

Задание №21. Как называется метод, позволяющий измерить интенсивность связи, как между количественными признаками, так и между качественными признаками, которые поддаются ранжированию…

1. Линейный коэффициент корреляции.

2. Коэффициент корреляции знаков по Г. Фехнеру.

3. Коэффициент корреляции рангов Спирмена.

4. Коэффициент ассоциации и контингенции.

Задание №22. По какой формуле определяется средний уровень ряда для моментного динамического ряда с неравноотстоящими уровнями:

1. ;

2. ;

3. ;

4.

Задание №23. Если примерно постоянными оказываются темпы роста динамического ряда, то для выравнивания применяется…

1. Простая экспонента.

2. Показательная функция.

3. Логитическая кривая.

4. Линейная функция.

Задание №24. Как называются ряды распределения, построенные по качественным признакам…

1. Вариационные.

2. Комбинированные.

3. Атрибутивные.

4. Интервальные.

Задание №25. Укажите формулу агрегатного индекса физического объема продукции…

1. ;

2.

3. ;

4.

Задание №26. Взаимосвязь индексов. Укажите формулу индекса изменения объема продукции…

1. Ip*Iq

2. IZ*Iq

3. IT*IW

4. IT* IЗар. пл.

Задание №27. Если объем случайной повторной выборки увеличить в 4 раза, то какая будет ее средняя ошибка…

1. Увеличится в 4 раза.

2. Уменьшится в 4 раза

3. Уменьшится в 2 раза.

4. Не изменится.

Задание №28. Как называется вид выборки по способу отбора единиц из генеральной совокупности, производится наугад или наудачу без каких-либо элементов системности…

1. Механическая выборка.

2. Собственно-случайная выборка.

3. Серийная выборка.

4. Комбинированная выборка.

6. Задание для самостоятельной работы студентов.

 

№ п\п Темы для самостоятельного изучения Виды и содержание для самостоятельной работы
     
        3.     4.    

Сведения из истории статистики. Структура статистической науки. Современная организация статистики в РФ и ее задачи.

Контрольные вопросы по темам 1,2,3:

- Что означает термин «статистика»?

- Что является предметом исследования статистической науки.

- В чем заключается сущность статистической методологии?

- Какие конкретные виды статистического наблюдения используются для сбора данных?

- Поставьте цель, определите объект, единицу наблюдения, конкретные признаки. Составьте программу статистического наблюдения.

- Для чего и кому нужна статистическая информация в современных условиях?

-С какой целью строятся графики в экономико – статистических исследованиях?

- В каких целях используются диаграммы (секторные, столбиковые и др.)?

 

Задания для практических работ

Задача №1. Имеем данные отражающие дневную выработку 4 предприятий:

Предприятие А Б В Г
Дневная выработка, изд.        

 

Выполнить графическое изображение столбиковой диаграммой.

Задача №2. Имеем стоимостное выражение экспорта ряда стран за определенный месяц:

Страна США Канада Англия Франция Германия
Экспорт, млн. долл.          

 

Построить полосовую диаграмму.

Задача №3. Имеем годовые затраты отделов предприятий, связанные с определенной группой товаров:

Отдел Производственный Сбыта Маркетинга Исследовательский Материально-техническое обеспечение
Расходы, тыс. руб          

 

Построить секторную диаграмму.

 

Контрольные вопросы по теме 4:

- Достаточно ли одних абсолютных показателей для анализа изучаемого явления?

- Каковы основные условия правильного расчета относительного показателя?

- В какой форме могут быть выражены относительные показатели.

Задания для практических работ.

Задача №1. Продажа продовольственных товаров в магазине:

Годы          
Продажа продовольственных товаров, тыс. руб.          

 

Вычислить относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой. Сделайте выводы.

Задача №2. Планом предприятия на 2006 г. по сравнению с 2005 г. было предусмотрено снижение себестоимости на 8 %. Фактическое снижение на 6 %. Вычислите относительную величину выполнения плана по снижению себестоимости продукции в 2006 г.

Задача №3. Розничный товарооборот магазина за 2007. составил 1800 тыс. руб., в том числе непродовольственных товаров – 950 тыс. руб., продовольственных товаров – 850 тыс. руб. Определить структуру товарооборота магазина.

 

Контрольные вопросы по теме 5:

- Роль средних величин в регулировании действия случайных причин.

- В чем смысл научно – обоснованного использования средних величин?

- Как исчисляется средняя арифметическая из интервального вариационного ряда?

В каких случаях применяется простая и взвешенная гармоническая средняя?

Проработка учебного материала. Решение задач. Умение делать выводы.     Проработка учебного материала. Решение задач. Умение делать выводы.    
  5.     6.     7.    

Задания для практических работ

Задача №1. Требуется рассчитать среднюю часовую выработку одного рабочего по следующим данным:

Рабочие Произведено изд. за неделю, шт. Часовая выработка
     
     
     

 

Задача №2. Три предприятия заняты производством соковарных аппаратов одной и той же конструкции. Себестоимость производства на первом предприятии 5 тыс. руб., на втором – 4 тыс. руб., а на третьем 6 тыс. руб. Определить среднюю себестоимость соковарного аппарата при условии, что на каждом предприятии общие затраты на его изготовление составляют 68 тыс. руб.

 

Задача №3. Имеются следующие данные о распределении рабочих по затратам времени на обработку одного кулинарного изделия:

 

Затраты времени на одну обработку изд., мин. Число рабочих, чел.
4,5 – 5,5  
5,5 – 6,5  
6,5 – 7,5  
7,5 – 8,5  
8,5 – 9,5  
9,5 – 10,5  
10,5 – 11,5  

 

Требуется определить:

  1. Среднюю величину времени на обработку одного кулинарного изделия.
  2. Моду и медиану.

 

Контрольные вопросы по теме 6:

- Что представляет собой дисперсия альтернативного признака?

- Основные свойства дисперсии.

- Значение коэффициента вариации для экономического анализа.

- Какая вариация называется систематической, случайной?

- Что представляет собой правило сложения дисперсии?

 

Задания для практических работ.

Задача №1. В трех партиях продукции было обнаружено:

- первая партия – 1300 изд., из них 980 годных. 320 бракованных;

- вторая партия – 730 изд., из них 700 годных. 30 бракованных;

- третья партия - 890 изд., из них 840 годных. 50 бракованных;

Требуется определить в целом для всех партий следующие показатели:

  1. Средний процент годной продукции и средний процент брака.
  2. Дисперсию, средние квадратическое отклонение и коэффициент вариации годной продукции.

 

Задача №2. Численность и удельный вес одной из категорий крупного рогатого скота фермерских хозяйств района, см. таблицу:

Хозяйство Удельный вес дойных коров, % Всего коров
     
     
     

 

Требуется определить:

  1. Долю дойных коров в целом по 3-м хозяйствам.
  2. Общую дисперсию доли дойных коров.
  3. Внутригрупповую дисперсию.
  4. Среднюю из внутригрупповых дисперсий.
  5. Межгрупповую дисперсию.
  6. Проверить правило сложения дисперсий

 

Задача №3. имеются выборочные данные о стаже работников фирмы:

Стаж работы, лет До 4 4-6 6-8 8-10 Св. 10
Среднесписочная численность работников, чел.          

 

Требуется определить:

  1. Средний стаж работников фирмы,
  2. Дисперсию.
  3. Среднее квадратическое отклонение.
  4. Среднее линейное отклонение.
  5. Коэффициент вариации.

 

Контрольные вопросы по теме 7:

- Вопросы, которые нужно решать для проведения выборочного наблюдения?

- Смысл коэффициента доверия.

- Как исчисляется средние и предельные статистические ошибки выборки?

- Что такое метод отбора и способ отбора единиц из генеральной совокупности?

Задания для практических работ

 

Задача №1. В банке с численностью 350 человек в январе 2007 года была произведена 20%-ная механическая выборка. По результатам наблюдения оказалось, что у 10% обследованных потери времени достигли более 40 мин. в день. С вероятностью 0,683 установите пределы, в которых находятся генеральная доля служащих с потерями рабочего времени более 40 мин. в день.

 

Задача №2. Сколько рабочих фирмы нужно обследовать в порядке случайной выборки для определения средней заработной платы, чтобы с вероятностью равной 0,945 можно было гарантировать предельную ошибку не более 5 руб. Предполагаемое среднее квадратическое отклонение равно 20 руб.

 

Задача №3. Для определения доли сотрудников коммерческих банков области в возрасте старше 50 лет предполагается организовать типическую выборку пропорционально численности сотрудников мужского и женского пола с механическим отбором выборки групп. Общее число сотрудников банков 20 тыс.чел., в том числе 13 тыс. мужчин и 7 тыс. женщин. На основании предыдущих обследований известно, что средняя из внутригрупповых дисперсий составляет 2050. Определите необходимый объем выборки при вероятности 0,954 и ошибке 8%.

 

Контрольные вопросы по теме 8:

- Определение статистической модели?

- Основные проблемы и правила построения однофакторной линейной регрессионной модели.

- Правила построения многофакторной корреляционной модели.

- Значимость коэффициента регрессии.

- Экономический смысл коэффициента эластичности.

 

Задания для практических работ

 

Задача №1. По пяти предприятиям имеем данные цены товара и дальности его перевозки:

Номер предприятия Дальность перевозки, км Цена товара, руб.
     
     
     
     
     

Требуются определить:

  1. Тесноту связи между показателями по линейному коэффициенту корреляции.
  2. Коэффициент детерминации.

Задача №2. Выборочные данные по 10 однородным предприятиям:

Номер предприятия Энерговооруженность труда на одного рабочего, кВт/ч Выпуск продукции на одного рабочего, Т.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Построить однофакторную регрессионную модель.

  Проработка учебного материала. Решение задач. Умение делать выводы.   Проработка учебного материала. Решение задач. Умение делать выводы.   Проработка учебного материала. Решение задач. Умение делать выводы.    
8.   9. Контрольные вопросы по теме 9: - Задачи динамики явлений. - Важнейшее условие правильного построения динамического ряда. - Причины возникновения несопоставимости динамических рядов. - Что такое средний абсолютный прирост? - Какими статистическими методами осуществляется изучение тренда в рядах динамики?   Задания для практических работ   Задача №1. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания в расчете на месяц на одного человека в I квартале 2006 г. характеризуется следующими темпами прироста стоимости к предыдущему месяцу, %: Январь Февраль Март +6,3 +3,6 +2,9 Определить: 1. Базисные темпы роста стоимости продуктового набора в марте к декабрю 2005 г. 2.Среднемясечный темп прироста стоимости продуктового набора с января по март.   Задача №2. Темп прироста (снижения) производства отрасли (в сопоставимых ценах) характеризуется показателями, %:
2002г 2003г 2004г 2005г 2006г
+5 +4 -12 -18 -30

Определить: 1. Цепные (годовые) темпы роста и прироста.

2. Среднегодовые темпы роста и прироста с 2002 по 2006гг.

 

Задача №3. Данные об остатках средств на расчетном счете фирмы:

- на 01.01. остаток средств составил 170 тыс.руб.

- на 10.01. поступило от покупателей 275 тыс.руб.

- на 15.01. списано со счетов на хозяйственные нужды 27 тыс.руб.

- на 18.01. снято со счета для выплаты заработных плат 195 тыс.руб.

- на 25.01. поступило от покупателей 530 тыс. руб.

Других изменений до конца месяца не было. Требуется определить средний остаток средств на расчетном счете в январе.

Задача №4. Объем сделок по продуктам составил:

- 10.02.07 – 80 млн.руб.

- 15.02.07 – 110 млн.руб.

Требуется определить прогноз сделок на 16.02. 07 года по среднему абсолютному прироста ().

 

Контрольные вопросы по теме 10:

- Задачи решаемые при помощи индексов?

- В каком случае возникает необходимость преобразования агрегатного индекса цен в средний гармонический и средней арифметической?

- Принципы построения базисных и цепных индексов и какая существует между ними взаимосвязь?

- Что представляет собой индексы с фиксированными и переменными весами?

- Как практически используется взаимосвязь индексов цен, физического объема и товарооборота?

 

Задания для практических работ

 

Задача №1. Имеются данные о продаже товаров на рынке:

Товары Количество проданных товаров, тыс. Цена за единицу товара, руб.
февраль март февраль март
Молоко,л        
Яйца, шт.     1,5 1,3
Картофель, кг        

Требуется определить:

  1. Индивидуальные индексы цен и количества товаров.
  2. Индекс цен Пааше.
  3. Индекс цен Ласпейреса.
  4. Индекс физического объема продукции.

 

Задача №2. Имеются следующие данные о заработной плате работников по трем отраслям экономики работа:

Отрасль экономики Заработная плата, руб. Число работников, чел
февраль октябрь февраль октябрь
Здравоохранение        
Культура и искусство        
Образование        

Исчислить индекс заработной платы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Задача №3. Имеем данные о продаже товаров в розничной торговле работа, представленные в таблице 1.

Товар Продано в I квартале, млн.руб. Снижение количества продаж во II квартале по сравнению с I, %
Обувь 8,5 -15
Трикотаж 6,0 -25

Исчислить: 1. Общий индекс физического объема товарооборота (количество продаж во II кв. и I кв.).

2. Среднее изменение цен на товары, если известно, что товарооборот в фактических ценах за это время вырос на 5%.

Проработка учебного материала. Решение задач. Умение делать выводы.     Проработка учебного материала. Решение задач. Умение делать выводы.  









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.