|
ТЕМА №1: ПОНЯТИЕ ОБ УХОДЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.Стр 1 из 5Следующая ⇒ ТЕМА №1: ПОНЯТИЕ ОБ УХОДЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. I.АКТУАЛЬНОСТЬ Сестринский персонал - самый значительный отряд работников здравоохранения, обеспечивающий населению России доступную и квалифицированную медицинскую и социальную помощь. Медицинская сестра, будучи простым исполнителем назначений врача, постепенно становится самостоятельным специалистом. Правда, пока профессиональный потенциал сестринского персонала в полной мере не используется и поле деятельности медсестры искусственно ограничивается. В последние годы повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи, в медицинских сестрах, владеющих методами ухода, соответствующих мировым стандартам. Сестра новой формации должна уметь профессионально мыслить, научиться работать с больным как с личностью, опираясь на целостное представление о сущности человека. Такой медсестре необходимо овладеть и теоретическими основами сестринского дела, которые определяют принципиальное отличие профессии медсестры от профессии врача и других профессий, призванных помочь людям сохранить здоровье. II.ОБЩАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. После изучения темы студент должен иметь представление об общем и специальном уходе в ЛПУ. III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ. После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
Студент должен уметь: · организовать уход за больным. IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Уход: определение понятия, основные принципы, виды ухода. 2. Общий уход за больными. 3. Специальный уход за больными. 4. Лечебно-охранительный режим: понятие, элементы, значение. V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что включает в себя понятие пациент? 2. Назовите основные функции медицинской сестры, определенные Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу? 3. Как должны строиться отношения сестринского персонала и пациента (медицинской сестры и родственников), какие известны модели взаимоотношений медработников и пациентов? 4. Приведите иерархию человеческих потребностей (по А. Маслоу). 5. Что входит в комплекс мероприятий по уходу за больными? 6. Что такое общий уход за больными? 7. Что такое специальный уход? 8. Что такое лечебно-охранительный режим, назовите его основные элементы и значение? 9. Какие виды режимов двигательной активности Вы знаете? 10. Какие виды положения пациента в постели Вы знаете? VI РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА №2: ГИГИЕНА КАК НАУКА. ГИГИЕНА ЛПУ. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ЛПУ. I.АКТУАЛЬНОСТЬ Медицинская профессия, кроме специальных знаний, требует и определенных личных качеств. Эти качества можно разделить на две группы: внешние, которые выражены в общей санитарно-гигиенической культуре медицинского работника, и внутренние, находящие отражение в поведении медицинского работника. Медицинский работник любого ранга должен соблюдать правила личной гигиены, сохранять свое здоровье. Это необходимо как для него самого, так и для обслуживаемых им больных. Медицинский работник должен быть примером высокой санитарной культуры. Никакая агитация не дает такого результата, как личный пример. II.ОБЩАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. После изучения темы студент должен иметь представление о гигиене ЛПУ и личной гигиене медицинского персонала. III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ. После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
Студент должен уметь: · соблюдать правила личной гигиены; · осуществлять уход за руками; · соблюдать гигиену одежды; · обрабатывать руки IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1. Гигиена ЛПУ. Нормативно-правовая документация, регламентирующая санитарно-противоэпидемический режим в ЛПУ. 2. Правила личной гигиены медицинского персонала. V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Гребенев, А.Л. Основы общего ухода за больными:[учеб. пособие]/ А.Л. Гребенев, А.А.Шептулин. - М: Медицина, 1991. - 254 с.: ил. - (Учеб. лит. Для студентов мед. ин-тов). Гриф СССР 2.Ослопов, В.Н. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.Н.Ослопов, О.В.Богоявленская. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 396 с.: ил. Гриф УМО ТЕМА №3: ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ О ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. ДЕЗИНСЕКЦИЯ. СТЕРИЛИЗАЦИЯ. АСЕПТИКА. АНТИСЕПТИКА. ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. I.АКТУАЛЬНОСТЬ Для успеха программ инфекционного контроля на уровне больниц важно взаимопонимание между больничными эпидемиологами, другими специалистами по инфекционному контролю, микробиологами, врачами-клиницистами, медицинскими сестрами и администрацией. Все работники здравоохранения должны знать и применять основные меры предупреждения инфекционных заболеваний. Однако в силу своих профессиональных обязанностей медицинские сестры имеют более тесный контакт с пациентами. Поэтому именно им отводится лидирующая роль в применении принципов инфекционного контроля в лечебных заведениях. II. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. После изучения темы студент должен иметь представление об инфекционном контроле и инфекционной безопасности как факторах предупреждения внутрибольничной инфекции. III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ. После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
Студент должен уметь: · обрабатывать руки социальным, гигиеническим и хирургическим способами; · приготовить дезинфицирующие растворы для проведения дезинфекции; · проводить дезинфекцию изделий медицинского назначения; · укладывать в стерилизационные коробки белье и перевязочный материал для стерилизации; · проводить контроль качества предстерилизационной очистки; · проводить профилактику профессионального заражения при работе в процедурном кабинете. IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1. Внутрибольничная инфекция: понятие, факторы, влияющие на возникновение ВБИ, группы риска. 2.Основные направления профилактики ВБИ. 3.Дезинфекция: определение понятия, виды, методы уровни. 4.Стерилизация: определение понятия, методы. 5.Этапы обработки изделий медицинского назначения. V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Галкин В.А. Внутренние болезни с основами ухода за больными. М. Медицина, 1987 2. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991. 3. Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984. 4. Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989. 5. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –С. 203-280. 6. Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ Изучить лечебно-охранительный режим ЛПУ. Научиться обеспечивать безопасность пациента и медсестры на рабочем месте. III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
Безопасность медсестры на рабочем месте
Студент должен уметь:
IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
VI.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 553с 2. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320с. 3. Основы сестринского дела: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.]; под ред. С.И. Двойникова – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 336с. 4. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей/ Островская И.В., Широкова Н.В., Клюйкова И.Н. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 160 с. 5. Мухина С., ТарновскаяИ. Теоретические основы сестринского дела. 6. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 368 с. 7. С.А.Мухина, И.И.Тарновская.Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". 2-е изд., испр. и доп.. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 512 II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ Научиться осуществлять уход за кожей и естественными складками. III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
Студент должен уметь:
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1.Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 553с 2. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320с. 3. Основы сестринского дела: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.]; под ред. С.И. Двойникова – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 336с. 4. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей/ Островская И.В., Широкова Н.В., Клюйкова И.Н. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 160 с. 5. Мухина С., ТарновскаяИ. Теоретические основы сестринского дела. 6. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 368 с.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ Научиться собирать, обосновывать и взаимосвязывать полученную информацию о пациенте. Изучить основные способы измерения температуры тела, оказывать неотложную помощь при лихорадке. III.Учебно-целевые задачи: После самостоятельного изучения темы студент должен знать:
Студент должен уметь: · Исследовать пульс и его характеристики; · Измерять артериальное давление; · Провести подсчет частоты, ритма и глубины дыхательных движений; · Измерять суточный диурез, определять и учитывать водный баланс; · Понятие о медицинской документации; · Оказать помощь пациенту с высокой температурой тела; · Измерить температуру тела в подмышечной впадине и полости рта пациента; · Обработать и осуществить хранение термометров. · Ведение температурного листа медицинской карты. · Цифровая и (или) графическая запись показателей функционального состояния: 1. температуры 2. числа дыхательных движений; 3. пульса; 4. артериального давления; 5. величины суточного диуреза IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Пульс и его характеристика; Подсчет пульса и определение его свойств; Измерение артериального давления; Наблюдение за дыханием; Патологические типы дыхания; Подсчет частоты, ритма, глубины дыхательных движений (ЧДД); Измерение суточного диуреза и определение водного баланса. Учет водного балланса;
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Назовите патологические типы дыхания; 2. Укажите характеристики пульса. Расскажите о каждой; 3. Укажите классификацию уровней артериального давления (АД); 4. Назовите факторы, искажающие истинные значения АД; 5. Дайте определения следующим понятиям «диурез», «суточный диурез», «суточный водный баланс» 6. Расскажите механизмы теплообразования и пути теплоотдачи; 7. Как колеблется температура в течение дня? 8. Какие вы знаете типы лихорадок в зависимости от степени повышения температуры? 9. Назовите стадии лихорадки; 10. Укажите потребности пациента в различные периоды лихорадки? 11. Какая неотложная помощь при лихорадке. VII.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1.Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 553с 2.Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320с. 3.Основы сестринского дела: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.]; под ред. С.И. Двойникова – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 336с. 4.Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей/ Островская И.В., Широкова Н.В., Клюйкова И.Н. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 160 с.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ После изучения темы студент должен знать основные составные части пищи и их значение, представлять принципы диетотерапии для больных терапевтического профиля. Изучить различные виды искусственного питания, показания к его применению, основные питательные растворы. Научиться вводить назогастральный зонд. III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: После самостоятельного изучения темы студент должен знать: · Основы рационального питания; · Основные принципы лечебного питания; · Характеристику основных лечебных столов; · Организацию питания пациентов в ЛПУ; · Контроль продуктовых передач, санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроков хранения пищевых продуктов; · Дезинфекцию посуды и столовых приборов. · Виды искусственного питания; · Показания к его применению; · Основные питательные растворы Студент должен уметь:
IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ · Основы рационального питания; · Основные принципы лечебного питания; · Характеристику основных лечебных столов; · Организацию питания пациентов в ЛПУ; · Контроль продуктовых передач, санитарного состояния тумбочек и холодильников, сроков хранения пищевых продуктов; · Дезинфекцию посуды и столовых приборов. · Виды искусственного питания; · Показания к его применению; · Основные питательные растворы; · Осуществить дезинфекцию предметов ухода за больным V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 553с 2. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320с. 3.Основы сестринского дела: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.]; под ред. С.И. Двойникова – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 336с. 4.Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей/ Островская И.В., Широкова Н.В., Клюйкова И.Н. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 160 с. II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ Изучить особенности наблюдения и ухода при некоторых заболеваниях дыхательной системы. III. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: После самостоятельного изучения темы студент должен знать: · Основные функции органов дыхания; · Особенности наблюдения и ухода за больными при некоторых заболеваниях дыхательных путей; · Основные принципы ухода за больным с болями в грудной клетке; · Основные принципы ухода за больным при ознобе и лихорадке; · Цель и назначение оксигенотерапии, правила проведения. Студент должен уметь: · Основные принципы ухода за больными при некоторых заболеваниях дыхательных путей; · Проводить оксигенотерапию; IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
VI.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.ОСНОВНАЯОсновы сестринского дела / Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд. 13-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 553с 2.Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 320с. 3.Основы сестринского дела: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / [И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасева и др.]; под ред. С.И. Двойникова – М.: издательский центр «Академия», 2007. – 336с. 4.Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей/ Островская И.В., Широкова Н.В., Клюйкова И.Н. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010. – 160 с. АКТУАЛЬНОСТЬ. Почки, мочеточник, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал относятся к органам мочеобразования и мочевыделения. Болезни почек и мочевыводящих путей являются тяжёлыми заболеваниями внутренних органов и часто приводят к серьёзным осложнениям. Больной с поражением почек и мочевыводящих путей требует внимательного наблюдения и тщательного ухода. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. После изучения темы студент должен иметь представление об основных симптомах, характерных для заболеваний почек и органов мочевыделения, знать особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при некоторых заболеваниях почек и мочевыводящих путей. УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ. После самостоятельного изучения темы студент должен знать: · особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при некоторых заболеваниях почек; Студент должен уметь: · осуществлять уход за пациентами с недержанием мочи; Исходный уровень знаний: 1. общие вопросы по уходу: ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ I.АКТУАЛЬНОСТЬ Больные с различными заболеваниями органов пищеварения составляют значительную часть пациентов терапевтических и хирургических отделений, а также поликлиник. Для диагностики заболеваний пищеварительного тракта часто используют различные лабораторные и инструментальные методы исследования. Однако выбор тактик обследования, первой помощи при большинстве неотложных состояний в гастроэнтерологии основывается на правильной оценке симптомов заболеваний органов пищеварения. Поэтому медицинская сестра должна хорошо знать основные признаки заболеваний и уметь осуществлять уход за пациентами. III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ. После самостоятельного изучения темы студент должен знать: · симптомы заболеваний органов желудочно-кишечного тракта; · особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при некоторых заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта; Студент должен уметь: · осуществлять уход за пациентами при рвоте; · осуществлять уход за пациентами с диареей, запором; · осуществлять уход за пациентами с непроизвольной дефекацией; · дезинфицировать посуду и предметы ухода за больным Исходный уровень знаний: 1. общие вопросы по уходу IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Галкин В.А. Внутренние болезни с основами ухода за больными. М. Медицина, 1987 2. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991 3.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989 4.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994 5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984
I.АКТУАЛЬНОСТЬ Больные с различными заболеваниями органов сердечно-сосудистой системы составляют значительную часть пациентов терапевтических отделений, а также поликлиник. Для диагностики заболеваний часто используют различные лабораторные и инструментальные методы исследования. Однако выбор тактик обследования, первой помощи при большинстве неотложных состояний основывается на правильной оценке симптомов заболеваний сердечно-сосудистой системы. III.УЧЕБНО-ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ. После самостоятельного изучения темы студент должен знать: · особенности наблюдения, лечения и ухода за больными при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы. · Студент должен уметь: · осуществлять уход за пациентами при болях в сердце; · осуществлять уход за пациентами с отеками; · осуществлять уход за пациентами при обмороке и коллапсе; Исходный уровень знаний: 1. общие вопросы по уходу IV.ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
V.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Галкин В.А. Внутренние болезни с основами ухода за больными. М. Медицина, 1987 2. Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М. Медицина, 1991 3.Мухина С.А. Общий уход за больными. М. Медицина, 1989 4.Справочник медицинской сестры по уходу. Под ред. Палеева Н.Р., М., Кронпресс, 1994 5.Заликина С.Л. Общий уход за больными М., Медицина, 1984
ТЕМА №1: ПОНЯТИЕ ОБ УХОДЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. I.АКТУАЛЬНОСТЬ Сестринский персонал - самый значительный отряд работников здравоохранения, обеспечивающий населению России доступную и квалифицированную медицинскую и социальную помощь. Медицинская сестра, будучи простым исполнителем назначений врача, постепенно становится самостоятельным специалистом. Правда, пока профессиональный потенциал сестринского персонала в полной мере не используется и поле деятельности медсестры искусственно ограничивается. В последние годы повысилась потребность общества в высококвалифицированной медицинской помощи, в медицинских сестрах, владеющих методами ухода, соответствующих мировым стандартам. Сестра новой формации должна уметь профессионально мыслить, научиться работать с больным как с личностью, опираясь на целостное представление о сущности человека. Такой медсестре необходимо овладеть и теоретическими основами сестринского дела, которые определяют принципиальное отличие профессии медсестры от профессии врача и других профессий, призванных помочь людям сохранить здоровье. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|