Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расчет размеров глухих резьбовых отверстий





 

Глухое резьбовое отверстие выполняется в следующем порядке: сначала высверливается отверстие диаметра d1 под резьбу, затем выполняется заходная фаска Sx45º (рис. 8,а) и, наконец, нарезается внутренняя резьба d (рис. 8,б). Дно отверстия под резьбу имеет коническую форму, а угол при вершине конуса φ зависит от заточки сверла. При проектировании принимается φ = 120º (номинальный угол заточки сверл). Вполне очевидно, что глубина резьбы должна быть больше длины ввинчиваемого резьбового конца крепежной детали. Между окончанием резьбы и дном отверстия тоже остается некоторое расстояние а, называемое «недорез».

Из рис. 9 становится ясен подход к назначению размеров глухих резьбовых отверстий: глубина резьбы h определяется как разница стяжной длины L резьбовой детали и суммарной толщины H притягиваемых деталей (может

 

быть одна, а может быть их и несколько), плюс небольшой запас резьбы k, обычно принимаемый равным 2-3 шагам Р резьбы

h = LH + k,

где k = (2…3) Р.

 

 

Рис. 8. Последовательность выполнения глухих резьбовых отверстий

 

Рис. 9. Крепление винтом в сборе

 

Стяжная длина L крепежной детали указывается в ее условном обозначении. Например: «Болт М6х20.46 ГОСТ 7798-70» – его стяжная длина L = 20 мм. Суммарная толщина притягиваемых деталей H высчитывается из чертежа общего вида (в эту сумму следует добавить и толщину шайбы, подложенной под головку крепежного изделия). Шаг резьбы Р также указывается в условном обозначении крепежной детали. Например: «Винт М12х1,25х40.58 ГОСТ 11738-72» - его резьба имеет мелкий шаг Р = 1,25 мм. Если шаг не указывается, то по умолчанию он основной (крупный). Катет заходной фаски S обычно принимают равным шагу резьбы Р. Глубина N отверстия под резьбу больше значения h на размер недореза а:

N = h + a.

Некоторое отличие расчета размеров резьбового отверстия под шпильку состоит в том, что ввинчиваемый резьбовой конец шпильки не зависит от ее стяжной длины и толщин притягиваемых деталей. Для представленных в задании шпилек ГОСТ 22032-76 ввинчиваемый «шпилечный» конец равен диаметру резьбы d, поэтому

h = d + k.

Полученные размеры следует округлить до ближайшего большего целого числа.

Окончательное изображение глухого резьбового отверстия с необходимыми размерами приведено на рис. 10. Диаметр отверстия под резьбу и угол заточки сверла на чертеже не указывают.

Рис. 10. Изображение глухого резьбового отверстия на чертеже

 

В таблицах справочника [12] приведены значения всех расчетных величин (диаметры отверстий под резьбу, недорезы, толщины шайб и пр.).

Необходимое замечание: применение короткого недореза должно быть обосновано. Например, если деталь в месте расположения в ней резьбового отверстия недостаточно толстая, а сквозное отверстие под резьбу может нарушить герметичность гидравлической или пневматической системы, то конструктору приходится «ужиматься», в т.ч. укорачивая недорез.



 

ДЕТАЛИ, ПОДВЕРГАЕМЫЕ СОВМЕСТНОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ

 

При изготовлении машин некоторые поверхности деталей обрабатываются не индивидуально, а совместно с поверхностями ответных деталей. Чертежи таких изделий имеют особенности. Не претендуя на полный обзор возможных вариантов, рассмотрим две разновидности таких деталей, встречающиеся в заданиях по теме.

Штифтовые соединения

 

Если в сборочном узле две детали стыкуются по общей плоскости и есть необходимость точно зафиксировать их взаимное положение, то применяется соединение деталей штифтами. Штифты позволяют не только фиксировать детали, но и легко восстанавливать прежнее их положение после разборки с ремонтными целями. Например, в сборе двух корпусных деталей 1 и 2 (см. рис. 11) необходимо обеспечить соосность расточек Ø48 и Ø40 под подшипниковые узлы. Прижатие фланцев осуществляется болтами 3, а настроенная один раз соосность расточек обеспечена двумя штифтами 6. Штифт – это точный цилиндрический или конический стержень; отверстие под штифт также выполняется весьма точным, с шероховатостью поверхности не хуже Ra 0,8. Очевидно, что полное совпадение штифтового отверстия, половины которого расположены в разных деталях, проще всего выполнить, если две детали предварительно выставить в необходимом положении, скрепить болтами и изготовить отверстие под штифт одним проходом инструмента сразу в обоих фланцах. Это называется совместной обработкой. Но такой прием должен быть оговорен в проектной документации, чтобы технолог его учел при формировании технологического процесса изготовления узла. Указание совместной обработки отверстий под штифт выполняется в конструкторской документации следующим способом.

На СБОРОЧНОМ чертеже задаются размеры отверстий под штифт, размеры их расположения и указывается шероховатость обработки отверстия. Названные размеры помечаются «*», а в технических требованиях чертежа делается запись: «Все размеры для справок, кроме обозначенных *». Это означает, что размеры, по которым на собранном узле выполняются отверстия, исполнительные и они подлежат контролю. А на чертежах ДЕТАЛЕЙ отверстия под штифт не показываются (а значит, и не выполняются).

 

Расточки с разъемом

 

В некоторых машинах расточенные отверстия под подшипники располагаются одновременно в двух деталях с размещением плоскости их разъема по оси подшипника (чаще всего встречается в конструкциях редукторов – соединение «корпус-крышка»). Расточки под подшипники – точные поверхности с шероховатостью не хуже Ra 2,5, изготавливаются они совместной обработкой, а на чертежах это задается следующим образом (см. рис. 12 и 13).

На чертежах КАЖДОЙ из двух деталей числовые значения размеров поверхностей, обрабатываемых совместно, указываются в квадратных скобках. В технических требованиях чертежа делается запись: «Обработку по размерам в квадратных скобках производить совместно с дет. № …». Под номером понимается обозначение чертежа ответной детали.

 

 

Рис. 11. Задание на чертеже отверстия под штифт

 

 

Рис. 12. Расточка с разъемом. Сборочный чертеж

 

 

 

Рис. 13. Задание расточки с разъемом на чертежах деталей

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

После прочтения описанного выше процесса создания чертежа детали может возникнуть сомнение: неужели профессиональные конструкторы так тщательно прорабатывают каждую мелкую детальку? Смею заверить – именно так! Просто при выполнении чертежей простых и типовых деталей все это делается в голове конструктора мгновенно, но в сложных изделиях - только так, пошагово.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

2. ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

3. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

4. ГОСТ 2.113-75 ЕСКД. Групповые и базовые конструкторские документы. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

5. ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

6. ГОСТ 2.119-73 ЕСКД. Эскизный проект. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

7. ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

8. ГОСТ 2.305-68 ЕСКД. Изображения – виды, разрезы, сечения. М. : ИПК Издательство стандартов, 2004.

9. Левицкий В. С.Машиностроительное черчение : учеб. для вузов / В. С. Левицкий. М. : Высш. шк., 1994.

10. Машиностроительное черчение / Г. П. Вяткин [и др.]. М. : Машиностроение, 1985.

11. Справочное руководство по черчению / В. И. Богданов. [и др.]. М. :

Машиностроение, 1989.

12. Каузов А. М. Выполнение чертежей деталей : справочные материалы

/ А. М. Каузов. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2009.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

Задание по теме 3106 и пример его исполнения

Задание № 26

 

 

 

Пример исполнения задания № 26

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Типичные ошибки студентов при выполнении деталировки









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.