Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ





 

Цель: формирование понятия об образовании как многоаспектном феномене, структуре и функции системы образования в России, представления о нормативных и юридических документах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, развитие базовых и ключевых компетенций будущих учителей.

ДЕ 1. Образование в современном обществе
  Понятие образования
  Основные структурные элементы образования. Сфера образования. Образовательные услуги.
  Роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования.
ДЕ 2. Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация
  Конституционные основы функционирования системы образования в Российской Федерации.
  Принципы государственной образовательной политики.
  Конституционное право граждан на образование
ДЕ 3. Управление системой образования
  Правовая регламентация приема в образовательное учреждение.
  Государственные и муниципальные органы управления образованием, уровень их компетенции.
  Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования.  

Понятие образования. Взгляды на сущность образования за последние десятилетия претерпели из­менения. В третьем томе Педагогичес­кой энциклопедии (М.: Советская эн­циклопедия, 1966. С.141) образование определяется как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Во втором томе Российской педагогической энцикло­педии (М.: Большая Российская энцик­лопедия, 1999. С. 62) образование оп­ределяется как процесс педагогичес­ки организованной социализации, осу­ществляемой в интересах личности и общества. В свою очередь, под социа­лизацией понимается освоение куль­туры общества, что обеспечивает воз­можность для человека выступать в качестве субъекта деятельности, выпол­няя различные социальные роли. «Образование» по словарю В.И. Даля происходит от глаголов «образовать, образовывать», которые в свою очередь восходят к глаголу «образить». Этот глагол имеет довольно много значений: давать вид, образ; обтесывать, слагать нечто целое, отдельное; устраивать, учреждать, основывать, создавать.; улучшать духовно, просвещать. Образование (ума и нрава, по Далю), таким образом, есть целостный процесс придания душевного, умственного и духовного облика растущему человеку. Закон РФ «Об образовании» определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Философско-антропологический подход рассматривает образование как становление индивидуального образа «Я» в процессе самоопределения по отношению к культуре и социальным видам деятельности. В связи с этим, можно обозначить несколько подходов к его интерпретации. Из всего сказанного можно выделить 4 аспекта содержательной трактовки понятия «образование»: ценность, система, процесс и результат. Только единство этих аспектных характеристик может позволить понять и оценить сущность образования как сложного культурного феномена.

В самом общем определении образование это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов. Образованным человеком можно назвать такого, который владеет общими идеями, принципами и методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений, располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев: кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Следовательно, в понятие образования включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее вокруг как процесс бесконечно развертывающийся в деятельности и общении человека с ему же подобными. Достигается это путем включения человека в важнейшие виды деятельности. Тем самым под образованием человека в процессуальном плане понимается следующее. Образование это общественное организуемый и нормируемый процесс и его результат постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека. Для всех этих подходов общим является обращение к таким категориям как обучение, воспитание, культура, ценности. В этом контексте образование есть процесс обучения и воспитания, направленный на передачу накопленных человечеством знаний и культурных ценностей.

Базовым определением уже самой системы образования является положение ст. 8 Закона Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании"(в ред. 21.07.2007г.)(далее Закон об образовании) согласно которому система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В рамках педагогической науки центральным структурным элементом системы образования признаются образовательные учреждения. Образовательным называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе (подробнее см.в гл.4).

Система образования есть компонент сферы образования. Под сферой образования понимается совокупность взаимосвязанных экономических, социокультурных, педагогических процессов, задающих форму и структуру социума конкретной страны, совокупность системы образования и образовательных технологий, реализующих содержание образования.

Применяется даже такое определение: образование - это производство образовательных услуг. Образовательные услуги представляют собой систему знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства. Сферу образовательных услуг характеризует ряд специфических черт, отличающих ее от привычного, традиционного понятия системы образования. Такими чертами являются:

- разнообразие содержания, видов, форм, методов обучения;

- большая степень «открытости», то есть свободы выбора обучающимся уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и самих обучающих;

- ориентированность на потребности клиентов, или потребителей.

Образование обслуживает заказчиков в лице, в первую очередь отдельных индивидов, затем социальных групп, предприятий, общества в целом. Таким образом, главное видоизменение роли образования в жизни человека и общества заключается в том, что оно из социального института, составляющего часть государственного устройства, института, устанавливающего свои принципы и диктующего свою волю, все больше превращается в сферу услуг, действующую по заказу вышеперечисленных субъектов общественного развития. Сами образовательные институты тоже являются субъектами этого процесса и также имеют свои запросы, требования и принципы деятельности, которые необходимо учитывать как самим обучающим, так и обучающимся. Главной задачей образования становится создание необходимых условий для обучения человека как средства реализации его жизненных целей с учетом общественных условий и задач. То есть главный потребитель, на которого сегодня ориентируется сфера образовательных услуг - это человек с его индивидуальными образовательными потребностями. Удовлетворяя эти потребности, сфера образовательных услуг выполняет уже не только экономическую и социальную функции, как традиционная система образования, но также функцию развития личности - личностно - развивающую.

В своих работах российские ученые при исследовании системы образования делают акцент на развитие рыночных отношений, и проводят анализ трансформации национальной образовательной сферы, в то время, как в работах западных специалистов находит отражение изменение систем образования в условиях глобальных преобразований, перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. В качестве примера можно привести Болонский процесс, который является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.

Таким образом образование - один из важнейших системообразующих факторов, а качественное образование — основа социального развития и устойчивого экономического роста, главный фактор, обуславливающий перспективное развитие страны.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Федеральные законы в области образования:

разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Основа государственной политики в этой сфере выражена в главных документах, регламентирующих деятельность системы образования России:

Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" (в ред. 21.07.2007 г.);

Федеральный закон № 125-ФЗ от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. 09.02.2007 г.) (далее Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании);

Федеральная программа развития образования, № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 года (с изм. и доп.от 26 июня 2007 г.);

Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», № 630 от 28 августа 2001 г. (с изм.и доп. От 23.10.02, 6.09.01).

Один из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, это принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. В своей деятельности оно опирается на российское законодательство и "Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (от 15 июня 2004 г., №280, с изм. и доп. от 6.04.05 г., 25.04.06 г.).

Право граждан России на образование провозглашено в Конституции Российской Федерации. Задача законодательства в области образования - обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней.

В законах, законодательных актах и Федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе - бесплатность и других ступеней образования. Гражданам Российской Федерации также гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются законами РФ и другими нормативными актами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения начального профессионального образования, государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, а также особенности проведения вступительных испытаний для граждан с отклонениями в развитии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Конкурс в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования может проводится на основании результатов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. При приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических или психологических качеств, указанные образовательные учреждения вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и профессиональной направленности, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Например: в ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» на специальности «Музыкальное образование», «Художественное образование» профиль «Хореографическое искусство», профиль «Музыкально-компьютерные технологии», «Изобразительное искусство» вступительные испытания были в форме отборочного тура для проверки специальных способностей.

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий. Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций или иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций или иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами.

Без вступительных испытаний также принимаются победители и призеры заключительных этапов всероссийских олимпиад школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Например: Победителям и призерам республиканских олимпиад, проводимых Министерством образования РБ, призерам открытых олимпиад БГПУ им М.Акмуллы, проведимых совместно с Министерством образования РБ и Советом ректоров вузов РБ, засчитывается при поступлении на направления и специальности, соответствующие профилю олимпиады, 10 баллов по профильному предмету.

Чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются также без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, при условии успешного прохождения вступительных испытаний пользуются правом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, поступления вне конкурса в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, а также на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

В перечне вступительных экзаменов вот уже несколько лет в вузах практикуется единый государственный экзамен. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу. ЕГЭ будет введен как обязательная форма аттестации школьников на всей территории России с 2009 года. ЕГЭ избавит абитуриентов от необходимости сдавать вступительные экзамены. Внесены существенные поправки в закон. Например: Основные изменения связаны со сроком действия свидетельства сдачи ЕГЭ. Результаты ЕГЭ будет действителен полтора года. Если не получилось поступить сразу после школы, можно с теми же баллами попытаться на следующий. Преимущества будут и у солдат-срочников - они смогут использовать для поступления результаты ЕГЭ, которые они сдавали до призыва в армию. В закон также внесена поправка, расширяющая число олимпиад, по итогам которых выпускник школы может быть принят в высшее учебное заведение с минимальным баллом по ЕГЭ.

Управление системой образования РФ. В Российской Федерации могут создаваться и действовать государственные и муниципальные органы управления образованием:

- федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

- федеральные ведомственные органы управления образованием;

- государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации;

- муниципальные органы управления образованием.

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти.

Муниципальные органы управления образованием могут создаваться и действовать по решению соответствующих органов местного самоуправления.

Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов. Органам управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования или своего устава государственные органы управления образованием вправе внести предписание об устранении данного нарушения.

В регулировании системы образования роль государства заключается в выполнении трех основных функций:

· регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;

· учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы;

· совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем.

При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования - федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Основополагающим является Закон об образовании, который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления.

Делегирование полномочий и ответственности предполагает четкое разделение обязанностей между различными уровнями власти и установление реального соответствия между возлагаемой на определенный орган управления ответственностью и теми материально-финансовыми ресурсами, которыми он располагает. Отрадно, что в последние годы наблюдается четкая тенденция роста региональной составляющей финансирования образования. Однако порой Министерство образования и науки РФ все еще сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функций между основными действующими лицами: федерацией, субъектами федерации, местными органами и учебными заведениями.

Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти, за исключением того, что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.