Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ





Цель: Формирование знаний об образовательном законодательстве как о системе правовых норм. Формирование специальных компетенций будущих учителей, направленных на практическое применение норм образовательного права.

ДЕ 1. Система нормативно-правовых актов в области образования.
1. Федеральные законы об образовании.
2. Подзаконные нормативно-правовые акты
3. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ
4. Федеральные целевые программы развития образования
ДЕ 2. Кодификация образовательного законодательства
1. Создание образовательного Кодекса Российской Федерации
ДЕ 3. Предмет, источники и структура образовательного права.

Законодательное обеспечение представляет собой, прежде всего, наличие совершенной системы нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере образования. Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" (в ред. 21.07.2007 г.) (далее Закон об образовании) положили начало формированию нового российского образовательного законодательства в соответствии с нормами международного права, закрепившие новые подходы и стимулировавшие изменения, происходившие в системе образования. Эта система нормативно-правовых актов характеризуется тем, что она включает в себя законы и иные подзаконные нормативные акты, принятые на основе законов (указы Президента, постановления Правительства, положения, правила, инструкции и т.п., принятые исполнительными органами). В условиях федеративного государства эти акты исходят как от Российской Федерации, так и от ее субъектов. Особенностью системы нормативных актов в сфере образования является то, что она включает в себя специальные акты, принятые для регулирования отношений в области образования, и отдельные правила, содержащиеся в иных актах, которые имеют целью регламентацию отношений в иных сферах - семьи, труда, социальной защиты, бюджетного финансирования, налогового обложения и других.

Рассмотрим каждый уровень системы нормативно-правового обеспечения образования. На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена:

1) Конституцией РФ;

2) Законом об образовании;

3) Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

4) "Профильными" федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования;

5) "Непрофильными" законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Право на образование, закрепленное в ст.26 Всеобщей декларации прав человека, в ст.28 Конвенции о правах ребенка, являясь одним из естественных прав человека, имеет своей целью удовлетворение потребности лица в знаниях, в приобретении культурных и профессиональных навыков. Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования отводитданному праву особое место. В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. Ст. 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право граждан на образование в российских вузах для каждого человека, не выделяя гражданство России в качестве ограничивающего или приоритетного признака. На практике права иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования, как правило, уточняют международные договоры или иные нормативные документы

Конституция Российской Федерации определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Этот тезис может рассматриваться как обязательство для муниципальных образований создавать и финансировать образовательные учреждения. Конституция Российской Федерации устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование. Обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на образование может осуществляться путем:

· непосредственного участия Российской Федерации в управлении образовательными организациями (учредитель и собственник имущества, финансирующий деятельность организации, один из учредителей);

· косвенного участия Российской Федерации в управлении (предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на образование, распределение госзаданий на подготовку кадров, закупка необходимых услуг у организаций различных форм собственности);

· реализации Российской Федерацией правоустанавливающих функций и функций надзора в сфере образования, в том числе за использованием имущества образовательных организаций.

Инструментом обеспечения конституционных прав граждан на получение образования является государственная образовательная политика – как направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.д.).

Государственная политика в области образования направлена на развитие и поддержку единого образовательного пространства на территории России. Единство образовательного пространства находит свое выражение в том, что в образовательных учреждениях одинакового уровня используют единые образовательные программы и стандарты, а также предъявляют единые требования к учащимся.

Государственная поддержка и государственное регулирование должны направлять образовательную систему страны на постоянное повышение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг. Политика государства должна гарантировать соблюдение прав субъектов деятельности в области образования, а также стимулировать и использовать их заинтересованность.

Под государственной политикой в области образования следует понимать целенаправленную деятельность государства по развитию образования, прежде всего через ее нормативно-правовое регулирование.

Отношения в сфере образования регулируются Законом об образовании и Федеральным законом № 125-ФЗ от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. 09.02.2007 г.) (далее Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании). В предшествовавший советский период, отношения в системе образования регулировались «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», которые были введены в действие с 1 января 1974 года. В данный исторический период в числе главных задач были обозначены следующие: формировать марксистско-ленинское мировоззрение, обеспечить всестороннее гармоническое развитие учащихся, воспитывать стремление молодежи к активной трудовой и общественной деятельности, беззаветному служению социалистической Родине, воспитание высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителя коммунизма. В последующие десятилетия ХХ века область образования была признана приоритетной. Она подкреплялась определенными гарантиями со стороны государства, что было закреплено в «Основах законодательства о народном образовании» (в ред. от 27 ноября 1985 г.).

В современном действующем законодательстве, и, прежде всего, в Законе об образовании провозглашается демократический, государственно-общественный характер управления образованием. В законе четко прослеживается три основных положения демократизации образования: во-первых, ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе образования, децентрализацией управления образованием, муниципализацией образования, т.е. участием местной власти и местной общественности в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы; во-вторых, автономность образовательных учреждений, что определяет самостоятельность учебных заведений в выборе стратегии своего развития, целей, содержания и методов работы, а также их юридическую, финансовую и экономическую самостоятельность; в-третьих, изменением отношений сотрудничества взрослого и ребенка, педагога и управленца, школы, общества и государства.

К основным чертам демократической образовательной системы следует отнести: доступность образования для всех детей; обеспечение материальных возможностей для осуществления права на образование; возможность выбора образовательного учреждения; право учащихся на собственные взгляды; установление стандартов; создание условий для формирования свободной личности, для реализации ее творческого потенциала; информирование о состоянии образовательной системы, обеспечивающей возможность общественного контроля за образованием; и публичное обсуждение проблем образования, достижение консенсуса при определении приоритетов в области образования; распределение полномочий по управлению образованием между национальным, региональным и местным уровнями, ориентация на децентрализацию.

В Законе об образовании провозглашены основные принципы государственной политики в сфере образования:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

· светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений;

· непрерывность и преемственность процесса образования;

· интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

· конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

· государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования;

· всемерное расширение доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию;

· создание условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

· установление ограничений для развития платных образовательных услуг, которое приводит к вытеснению бесплатного образования платным и др.;

· свобода выбора направлений подготовки (специальностей) для граждан, получающих высшее и послевузовское профессиональное образование в образовательных учреждениях;

· предоставление академических свобод;

· обеспечение права студенчества на участие в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего образования.

Отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования регулирует Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Он устанавливает следующие права граждан: «Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Разграничение компетенций между федеральным органом управления образованием и иными органами управления образованием устанавливается федеральными законами и положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством РФ.

Полномочия федерального (центрального) органа управления образованием (в настоящее время – Министерство образования и науки РФ) распространяются не только на подведомственные ему вузы. Ряд полномочий носят надведомственный или межведомственный характер и затрагивают деятельность в этой сфере других федеральных ор­ганов управления образованием.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти, наделенные управленческими полномочиями в сфере образования, бывают двух видов: органы межотраслевой компетенции, специально созданные для управления системой образования, и органы отраслевой компетенции, которые осуществляют управление только подведомственными учреждениями образования.

Органы отраслевой компетенции,наделенные управленческими полномочиями, находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем они выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием.

В структуре власти субъектов РФтакже функционируют органы управления образованием. Так, исполнительный орган местного самоуправления в сфере образования управляет муниципальными образовательными учреждениями, формирует аттестационные и экспертные комиссии и т. д.

21 июля 2007 года вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования», в соответствии с которым, дальнейшая интеграция России в мировое образовательное пространство, диктует необходимость перехода к новой стратегии общего школьного образования, сориентированной на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в формате получения среднего (полного) общего образования.

Данный закон для всех обучающихся в общеобразовательных учреждениях устанавливает с начала 2007/2008 учебного года обязательными 11 классов (вместо 9), а возраст, до которого ребенка обязаны учить, теперь составит 18 лет (вместо 15).

В соответствии с данным законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

В системе профильных федеральных законов, регулирующих отношения в образовании, наряду с Законом об образовании и Законом о высшем профессиональном образовании присутствуют и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".

Непрофильными являются законы, содержащие правовые нормы, которыми регулируются иные отношения в сфере образования. Эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере образования. Большое количество таких законов отличают их "разнокалиберность" (в одних законах содержится одна - две статьи по образовательной проблематике, в других - целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в "профильных" законах об образовании, - эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования. Многочисленные "непрофильные" законы можно объединить в следующие группы:

а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации образования в Российской Федерации (например, Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"; Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом");

б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования (например, гигиеническое воспитание и обучение - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; военное образование и военная подготовка - Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; экологическое образование - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; спортивная подготовка - Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; религиозное образование - Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"; обучение и профессиональная подготовка по охране труда - Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"; профессиональное образование осужденных к лишению свободы - Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ);

в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений (например, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе");

г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения субъектов образовательных отношений (например, Федеральный закон от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ

д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования (например, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Закон РФ от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю") и др.

Отдельную группу в системе нормативно-правовых актов составляют подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования. Они могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (например, "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании, от 12.04.1993 № 443 "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования", от 27.03.1996 № 424 "О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации";

б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в Указах Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 20.05.2004 № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти").

Постановления Правительства РФ, направленные на регулирование образования (например, от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", от 18.10.2000 № 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 05.04.2001 № 264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации") либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (например, Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 № 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти".

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (ранее - Министерства образования РФ) (например, Приказы Минобразования России от 25.03.2003 № 1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования".

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе:

- профильные, то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (например, Приказ Минюста России № 31, Минобразования России № 321 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах".

- непрофильные, в которых содержатся отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (например, Приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", Приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации".

Региональный уровень законодательства об образовании представлен м ногочисленными законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами Российской Федерации с целью регулирования отношений, возникающих в сфере образования, по предмету правового регулирования могут быть классифицированы в несколько групп.

Региональные законы, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности, в основу которых субъектами Российской Федерации положен Закон об образовании.

Ряд субъектов Российской Федерации на основе Закона Российской Федерации разработал свои общие законы об образовании, предмет регулирования которых во многом совпадает с предметом регулирования Закона Российской Федерации (например, Закон Республики Башкортостан «Об образовании»).

Законы субъекта Российской Федерации, касающиеся общих вопросов образовательной деятельности, регулирование которых на федеральном уровне явно недостаточно для успешного ее осуществления.

Например: Закон Челябинской области "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке", Закон Республики Башкортостан "О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений", Закон "О правовом регулировании сферы образования Курганской области", Закон Тульской области "О правовом регулировании деятельности системы образования, и др.

Региональные законы, регулирующие экономические отношения в сфере образовательной деятельности. Например: Закон Иркутской области "О временных минимальных социальных нормах и финансовых нормативах", Закон Республики Карелия "О целевом сборе районного (городского) Совета народных депутатов на создание Фонда дошкольного воспитания" и др.

Значительное количество законов и иных нормативных правовых актов этой группы связано с установлением льгот образовательным учреждениям, а также предприятиям и организациям, оказывающим поддержку сфере образования. Например, Закон Тюменской области "Об установлении налоговых льгот учредителям попечительских советов вузов (факультетов вузов) области", Закон Пензенской области "О льготах по налогам, зачисляемым в бюджет Пензенской области".

В этой группе выделяется подгруппа законов и нормативных актов, определяющих специфику отношений собственности, связанных с образовательными учреждениями: Закон Республики Башкортостан "О сохранении статуса государственных научных, образовательных учреждений и моратории на их приватизацию", Постановление губернатора Нижегородской области "Об утверждении порядка передачи в муниципальную собственность ведомственных образовательных учреждений", Закон "О моратории на приватизацию объектов образования в Краснодарском крае".

Региональные законы, регулирующие трудовые, социальные и иные отношения работников образовательных учреждений, регулируемых субъектами Российской Федерации: Закон Белгородской области "О социальных гарантиях медицинским работникам образовательных учреждений бюджетной сферы области", Законы Кемеровской области "О социальных гарантиях педагогических работников народного образования", "О социальном статусе учителя" и т.д.

Региональные законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правовой и социальный статус детей и подростков, предусматривающие законодательные меры помощи отдельным категориям учащихся и студентов в период их обучения: Законы Ивановской области и Республики Коми "О защите прав ребенка" и т.д.

Региональные законы и иные нормативные правовые акты, осуществляющие правовое регулирование деятельности образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной: Законы "О научной деятельности и научно-технической политике в Амурской области", "О дополнительных мерах поддержки культуры и искусства в Нижегородской области", "О науке и научно-технической политике в Пермской области", "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" в Тульской области и др.

Региональные законы, с помощью которых обеспечивается комплексный подход к решению проблем образования и воспитания молодежи, организуется работа с несовершеннолетними правонарушителями, трудными подростками, вопросы трудоустройства молодежи, вопросы социальной и трудовой адаптации учащихся и выпускников образовательных учреждений и т.д.

В качестве примера могут быть упомянуты Законы Ивановской области "О мерах по обеспечению трудоустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других категорий молодежи в Ивановской области", "О поддержке выпускников учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования на территории Ивановской области", Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в Республике Коми, Законы Белгородской области "О государственной поддержке талантливой молодежи", "О квотировании рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования" и др.

Стратегические ориентиры развития системы образования определяет ряд федеральных целевых программ развития отрасли, существенно дополняющее действующее законодательство. Начиная с 2000 года, несколько раз менялись целевые ориентиры модернизации системы образования, соответственно отразившие социально-экономические преобразования в стране. Остановимся на рассмотрении основных документов.

В 2000 г. была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации, установившая приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, обозначила необходимость модернизации российской системы образования. Актуальность модернизации сферы образования определяется насущной потребностью интеграции в мировое образовательное пространство. Модернизация образования - это масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. В «Национальной доктрине развития образования в России» обозначены основные задачи государства в сфере образования. Она включает 43 позиции, отражающие широкое разнообразие частичных управленческих целей и задач. Однако все эти задачи не приведены в единую систему и относятся к различным субъектам внутри государства, принадлежащим как к законодательной, так и исполнительной ветвям власти и к разным уровням государственной власти и управления.

В 2001 году была принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, определяющая основные направления, этапы и меры реализации образовательной политики, обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством, обеспечение экономической самостоятельности, перестройка организации педагогической науки, преодоление ее оторванности от запросов современного общества и приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами модернизации.

В 2004 году приняты Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. В соответствии с ними обозначены ключевые позиции развития отечественного образования:

· повышение качества профессионального образования;

· обеспечение доступности качественного общего образования. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Профильное обучение главным образом должно быть сориентировано на расширение возможностей выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий;

· развитие современной системы непрерывного профессионального образования. Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.

Для развития современной системы непрерывного профессионального образования необходимо:

· обеспечить расширение числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

· создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

· повысить роль общественных институтов в управлении образованием;

· сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

· создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся;

· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

· переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

При внедрении нормативно-подушевого финансирования приходится решать одновременно две задачи:

Первая – оптимизировать сеть образовательных учреждений, оптимизировать наполняемость классов с целью повышения эффективности бюджетных расходов. Денег в образовании не так много, чтобы позволить финансировать огромную сеть учреждений с маленьким количеством учащихся. Нужны средства на повышение заработной платы работников образования, на учебные расходы, поскольку от этого зависит качество обучения.

Вторая – не ухудшить финансирование образовательного процесса, сохранить, где это необходимо в силу социально-экономических причин, сеть малочисленных школ (чтобы населенный пункт не «умер», а возможно имел точки роста). Тем более, что в настоящее время принимается много мер по улучшению демографической ситуации (в том числе на селе).

Реализация приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

В 2005 году была принята Федеральная программа развития образования на 2006-2010 годы. Федеральная целевая программа развития образования была принята в целях реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, совершенствования содержания и технологий образования, развития системы обеспечения качества образовательных услуг, повышения эффективности управления и совершенствования экономических механизмов в сфере образования в соответствии с действующим законодательством принята

Она призвана конкретизировать государственную политику в сфере образования на среднесрочный период, и определяет своей главной целью «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования.

Основные цели и задачи программы конкретизируются в региональных п







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.