Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННО – ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ





 

Цель: формирование представлений о системе государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования, структуре государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ, понятия о качестве образования; развитие базовых и ключевых компетенций будущих учителей.

 

ДЕ 1. Задачи и структура системы государственного и государственно-общественного контроля в сфере образования
  Государственный контроль качества образования.
  Понятие качества образования.
  Уровни образовательных программ и формы получения образования.
  Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация в сфере общего и профессионального образования.
  Система контроля качества образования на уровне образовательного учреждения.
ДЕ 2. Государственный образовательный стандарт
  Образовательная программа, его содержание.
  Понятия государственного образовательного стандарта.
  Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов.
ДЕ 3. Роль государственно-общественных объединений в формировании структуры и содержания образовательных программ
  Участие профессиональных, государственно-общественных объединений в формировании структуры и содержания образовательных программ и создании научно- методического обеспечения системы образования.
  Порядок формирования основных образовательных программ.
  Академические свободы вуза при реализации основных образовательных программ.

 

Анализ ситуации, сложившейся в российском образовании, и возможных сценариев его развития позволяют сформулировать цели этапа реформирования системы. Такой целью является качественное обновление содержания образования путем реализации на практике его общеобразовательной направленности, усиления социокультурной ориентации, без чего невозможна социализация личности, успешная адаптация молодежи к жизни в динамично изменяющемся социуме, гарантии социальной защищенности подрастающего поколения.

Средством достижения этой цели может и должна стать реорганизация системы управления, обеспеченная соответствующей правовой поддержкой, направленной на создание условий для качественного обновления содержания образования.

Обсуждение требований к качеству образовательных услуг заставляет искать ответы на ряд вопросов, которые в педагогике относят к разряду вечных: зачем, чему, как и кто будет учить? Варианты ответов на эти вопросы во многом определяют цели и средства образования, задают направление процесса поиска оптимального соотношения между общекультурным, фундаментальным и прикладным знанием, во многом обозначают исходные позиции субъектов образовательного процесса. И если раньше диктат государственных органов управления системой определялся его исключительным правом ответа на вышесформулированные вопросы, то сегодня их позиция определяется иначе: федеральное Министерство выступает прежде всего как организатор процесса принятия решений, то есть организатора эффективной системы управления качеством образования.

Государственный контроль качества образования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях и их филиалах. В отношении одного образовательного учреждения или его филиала плановая проверка может быть проведена не более одного раза в два года.

Словосочетание «государственно-общественное управление» как общезначимая категория педагогики в нашей стране получила свое признание в 1988 году после создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности. В течение последующих лет идея государственно-общественного управления и контроля переходила из одного нормативно-правового документа в другой и достаточно полно отражена в современных законодательных и нормативных документах и локальных актах. Так, в ныне действующем Законе об образовании демократический, государственно-общественный характер управления образованием определен в качестве одного из принципов государственной политики в области образования. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения, что должно придать управлению образовательными учреждениями государственно-общественный характер, демократизировать его.

В соответствии с принятой Государственным Советом России и Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года отечественное образование должно развиваться в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.

В соответствии с данной Концепцией главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (приложение к приказу Минобразования и науки РФ № 393 от 11.02.2002).

При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно использовать потенциал выпускников образовательного учреждения. В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Государственный контроль и надзор за качеством образования осуществляется государственными органами управления образованием в соответствии с их компетенцией, предусмотренной Законом Российской Федерации №3266-1 от 10.07.1992 г. "Об образовании" (в ред. 21.07.2007 г.) (далее Закон об образовании), Федеральным законом № 125-ФЗ от 22 августа 1996 года "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. 09.02.2007 г.) (далее Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании), постановлениями Правительства, регламентирующими деятельность Минобрнауки, Федерального агентства по образованию РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ. Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается не достаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самими образовательными учреждениями.

В настоящее время в системе образования осуществлен переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель эффективности внутривузовской системы обеспечения качества образования (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ № 1938 от 30.09.2005 г.). По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества или системы гарантий качества, что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию таких систем как системами качества образовательного учреждения.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества образования сводятся к следующему:

1. Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса.

2. Разработка и внедрение системы качества образовательного учреждения на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

3. Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества.

4. Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательного учреждения на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть - в образовательном учреждении, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

Главной особенностью отечественной системы образования является её многоуровневость. Практически от рождения и до самого преклонного возраста для каждого гражданина России возможно последовательное получение знаний на следующих ступенях:

· дошкольное образование;

· общее образование (начальное, основное, среднее (полное);

· профессиональное образование (начальное, среднее, высшее);

· дополнительное образование (для взрослых и детей);

· послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, повышение квалификации и переподготовка).

Таким образом, государство реализует принцип непрерывного образования - "через всю жизнь".

В зависимости от своего желания и возможностей, любой россиянин может официально получить не одну, а две или более специальности, закрепленные в документах государственного образца об окончании учебных заведений, в том числе и на высшей ступени образования.

Форму получения образования субъект образования (обучающийся) выбирает также по желанию: в образовательном учреждении - это очная, очно - заочная (вечерняя), заочная; форма семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма как дистанционное обучение. На сегодняшний день изменения и дополнения в Закон об образовании и Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, принятые Федеральным законом, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов ВУЗа. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему разрешения. В ст. 33 «Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения» Закона об образовании в качестве составляющих государственной регламентации деятельности образовательных организаций законодательно закреплены основные положения, касающиеся процедур их регистрации, лицензирования, аттестации и аккредитации.

В самом общем виде эти понятия, входящие в структуру государственной регламентации деятельности образовательных организаций, на основе словарных значений определяются следующим образом. Лицензия [лат. licentia - позволение] – разрешение, выдаваемое государственным органом физическому или юридическому лицу на право ведения определенной деятельности. Аттестация [лат. attestation - свидетельство] – определение соответствия деловой квалификации, способностей работника установленным нормативам. Аккредитация [лат. accreditivus -доверительный] – доверие аккредитованному физическому или юридическому лицу осуществлять определенные полномочия.

Лицензирование образовательной организации – это процедура оформления и выдачи этой организации государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности на основании установления государственным лицензирующим органом соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых этой организацией государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса и укомплектованности штатов.

Право на ведение образовательной деятельности возникают с момента выдачи лицензии. Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Экспертная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению учредителя образовательного учреждения и ее работа проводится в месячный срок. В экспертную комиссию входят представители органов исполнительной власти, органа местного самоуправления, на территории которого расположено образовательное учреждение, представители образовательных эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ.

Особенности предмета и содержания экспертизы, проводимой в отношении образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Контроль за соблюдением образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования обеспечиваются выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти. В случае, если было допущено нарушение этих условий и законодательства Российской Федерации в области образования, указанный орган исполнительной власти направляет в образовательное учреждение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения и устанавливает срок его устранения. В случае неисполнения указанного предписания выдавшие лицензию федеральный орган исполнительной власти, вправе приостановить действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам с указанием срока устранения выявленного нарушения. Если в установленный срок указанное нарушение не будет устранено, лицензия подлежит аннулированию. Решение об аннулировании лицензии принимается выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено в суде. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.

Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

Лицензирование образовательной деятельности филиалов образовательных учреждений осуществляется в порядке, установленном Законом для образовательных учреждений.

Аттестация образовательной организации – это процедура оформления и выдачи этой организации заключения об аттестации на основании установления государственным аттестующим органом соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников этой образовательной организации требованиям государственного образовательного стандарта.

Качество подготовки выпускников оценивается при аттестации, состоящей из нескольких этапов – оценки соответствия содержания образования требованиям государственных образовательных стандартов, оценки качества усвоения студентами знаний и умений. Процедура аттестации проводится в форме самообследования и внешней экспертизы. Наиболее сложным при аттестации является оценка качества усвоения студентами знаний и умений, полученных в ходе обучения. С 2003 года при аттестации применяется тестирование студентов с использованием современных информационных и тестовых технологий. С целью оказания помощи вузам при самообследовании по заданию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Росаккредагентство проводит "Интернет-экзамен в сфере профессионального образования". Основной задачей эксперимента является оценка соответствия результатов обучения студентов требованиям государственных образовательных стандартов. В основу этой оценки положена методика освоения дидактических единиц содержания дисциплин. Экзамен проводится на основе полного доверия к вузу в организации и проведении тестирования.

В настоящее время для усиления связи с рынком труда необходимо вводить оценку компетенций выпускников, которая может быть проведена только с участием потребителей кадров. Привлечение представителей объединений работодателей к оценке качества подготовки выпускников вузов позволит не только оценить качество подготовки, но и скорректировать государственные образовательные стандарты с учетом потребностей рынка труда. Начиная с сентября 2004 года, к работе комиссий по внешней экспертизе вузов и филиалов привлекаются представители организаций и учреждений – потребителей кадров.

В целях усиления контроля качества образования в аккредитованных образовательных учреждениях, помимо плановых аттестаций, начата работа по отработке технологии внеочередного контроля качества образования, предложен новый алгоритм проведения внеочередных проверок, основанный на специально разработанных информационных и тестовых технологиях. В целях исключения субъективности в выборе высших учебных заведений, подлежащих проверке, предложено проводить контроль качества образования одновременно во всех вузах и филиалах, расположенных на территории отдельного субъекта Российской Федерации.

Одной из задач в совершенствовании контроля качества профессионального образования является создание технологии аттестации вузов, позволяющей сократить до минимума субъективизм в оценке и принятии решений. В апреле 2007 года Дума приняла федеральный закон (№56 ФЗ) «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и ст.2 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Документ предусматривает оптимизацию двух существующих процедур - аттестацию и государственную аккредитацию в одну. Согласно новому закону государственная аккредитация образовательного учреждения включает не только внешнюю экспертизу, устанавливающую соответствие содержания, уровня и качества подготовки его выпускников требованиям государственных стандартов, но и экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения. И это особенно важно в связи с тем, что государство при выдаче свидетельства об аккредитации оказывает образовательному учреждению доверие на следующие пять лет. При этом необходимо быть уверенными, что учреждение имеет возможность сохранить качественное образование в течение всего этого периода, а здесь важны и имеющийся потенциал, и динамика развития. Например: если в 1997 году материалы по вузу, предлагаемые для рассмотрения членам Аккредитационной коллегии, содержали сведения всего о пяти-семи показателях его деятельности (названия образовательных программ, число преподавателей и студентов, объем научных исследований) и умещались на несколько страниц, то сегодня в аналитической карте вуза можно найти сведения, касающиеся всех сторон его деятельности: от условий ведения и результативности учебного и научного процессов до воспитательной работы. Начиная с 2006 года, при прохождении государственной аккредитации оценивается динамика развития вуза. Таким образом, на основании всестороннего пятилетнего мониторинга деятельности вуза и в зависимости от того, демонстрирует ли учебное заведение устойчивое развитие, принимается решение о государственной аккредитации.

Новый закон также предусматривает совмещение процедура аттестации первых выпускников с аккредитацией новой образовательной программы. В соотвествии с прежним законодательством вуз имел право подавать заявление на аккредитацию только после первого выпуска студентов.

Внесены изменения в части разграничения полномочий между федеральными и региональными органами управления образования. При этом предлагается создать двухуровневую государственную систему контроля и надзора в сфере образования – на федеральном и региональном уровнях.

На федеральном уровне в нее войдет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, которой передается функция лицензирования, госаккредитации, контроля качества образования в вузах и их филиалах. На региональном уровне предполагается лицензирование госаккредитации и контроля качества образования в других образовательных учреждениях (начального, среднего профессионального образования и общего образования).

Государственная аккредитация образовательной организации – это процедура оформления и выдачи этой организации свидетельства о ее государственной аккредитации с присвоением государственного аккредитационного статуса на основании установления государственным аккредитующим органом соответствия значений показателей деятельности этой организации принятым критериям аккредитации по типу, виду, категории.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и соответствующей квалификации.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное дошкольному образовательному учреждению или образовательному учреждению дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых им образовательных программ.

Свидетельство о государственной аккредитации выдается сроком до пяти лет.

Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по заявлению образовательного учреждения.

Государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.

Первая государственная аккредитация образовательного учреждения, как было выше сказано, проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.

Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Государственная аккредитация филиалов образовательных учреждений проводится в составе образовательных учреждений, обособленными структурными подразделениями которых они являются, на основании экспертизы, устанавливающей соответствие содержания и качества подготовки выпускников, обучавшихся в таких филиалах, требованиям государственных образовательных стандартов. Показатели деятельности филиалов образовательных учреждений учитываются при государственной аккредитации таких образовательных учреждений.

Имеющие государственную аккредитацию образовательное учреждение, не реже чем один раз в пять лет проходят государственную аккредитацию.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, на основании заключения комиссии по государственной аккредитации вправе отказать образовательному учреждению в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам. Установлен также новый порядок осуществления государственного контроля качества образования. Принципиальным изменением является возможность осуществления контроля по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся.

Система контроля качества образования основывается на оценке качества подготовки специалистов и на основе анализа результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников. Качество знаний студентов оценивается по: уровню требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов и подготовленности студентов к выполнению требований ГОС. Данная процедура строится и на основе анализа: уровня требований при проведении промежуточных аттестация студентов; усвоения студентами программного материла по циклам дисциплин (результаты экзаменов, контрольных опросов). Знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», «незачтено». Оценки выставляются на экзаменах или при проведении аттестации учебной деятельности студентов в других формах, определяемых Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, утверждаемым образовательным учреждением.

Итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников по каждому направлению (специальности) подготовки включает:

- оценку результатов итоговых государственных аттестаций выпускников (уровень требований к тематике выпускных квалификационных работ, отчеты председателей государственных аттестационных комиссий, экспертная оценка содержания выпускных квалификационных работ);

- сведения о востребованность выпускников;

- отзывы потребителей специалистов.

При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная коммисия рассматривает и уровень реализуемых образовательных программ, их направленность на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программучебных дисциплин.

Общие требования к содержанию образования. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- развитие общества;

- укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации.

Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

общеобразовательные. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

профессиональные. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Государственный образовательный стандарт ( далее ГОС) - социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом об образовании в 1992 году (ст 7). В соответствие с указанным законом в период с 1994 по 1996 год было разработано и введено в действие первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО), федеральные компоненты которых включали в себя:

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

- требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарты первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста в разные периоды и зачастую с разными подходами, что очень осложнило технологию организации учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру лицензированных образовательных программ. При этом стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной и гуманитарной основе.

Подготовка магистров регламентировалась Положением о магистратуре без разработки государственных образовательных стандартов. Подготовка бакалавров и магистров в 1994 году была нормативно закреплена постановлением Правительства Российской Федерации № 940 от 12 августа 1994 г. «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования», которым устанавливалось, что основные образовательные программы магистров и специалистов являются программами одного уровня. Модели бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников только к научной и научно-педагогической работе. Перечень высшего профессионального образования в первом поколении насчитывал 92 направления подготовки и 422 специальности.

В 1996 году был принят Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно ст







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.