Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА VII. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Цель: Формирование представления о системе непрерывного образования и ее правовых основах. Ознакомление с основными мнениями относительно образовательных правоотношений, их структуре. Особенности правового статуса субъектов образовательных правоотношений различных уровней. Изучение форм взаимодействия общего и профессионального образования.

ДЕ1. Непрерывное образование в современной российской образовательной системе.
  Понятие непрерывного образования
  Становление и правовая основа непрерывного образования
  Основные направления развития системы непрерывного образования
ДЕ 2.Образовательные правоотношения в сфере непрерывного образования.
  Понятие и структура образовательных правоотношений.
  Субъекты образовательных правоотношений: правовой статус обучающихся, родителей.
  Правовое регулирование труда педагогических работников
  Объекты образовательных правоотношений.
ДЕ3. Взаимодействие общего и профессионального образования в системе непрерывного образования.

 

Понятие непрерывного образования в Российском законодательстве появилось впервые с принятием Федерального закона №125-ФЗ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 13.07.07 г.) (далее Закон о высшем образовании), статья 2 которого установила в качестве одного из принципов государственной политики в области образования непрерывность и преемственность образования[10]. До принятия указанного закона, понятие непрерывного образования встречалось в международном праве: в различных конвенциях и соглашениях, в большинстве из которых Россия не участвовала. В 1975 Россия выступила одним из участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившего в г. Хельсинки, в котором в числе множества вопросов обсуждались вопросы сотрудничества в области образования. Так, в соответствии с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанном 01.08.1975 года в г. Хельсинки, государства участники обязаны «содействовать на двусторонней или многосторонней основе обмену опытом относительно методов обучения, применяемых на всех уровнях образования, в том числе тех, которые используются в непрерывном образовании…»[11].

Также СССР была ратифицирована Конвенция ООН по вопросам образования, науки и культуры «О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы», принятый в Париже 21 декабря 1979 года, в соответствии с которым государства-участники Конвенции обязаны были «обеспечить широкое признание курсов обучения, свидетельств, дипломов и степеней с учетом принципов содействия развитию непрерывного образования…»[12].

Следует отметить, что до недавнего времени принцип «непрерывности образования» носил лишь декларативный характер.

В связи с научно-техническим прогрессом, широким применением инновационных технологий возникла необходимость обеспечения гражданам условий постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни. Это стало возможным путем непосредственного внедрения и совершенствования системы непрерывного образования.

Законодательной основой системы непрерывного образования стал Федеральный Закон РФ 51-ФЗ от 10 апреля 2000 года «Об утверждении федеральной программы развития образования», который определил в качестве одного из основных мероприятий Программы совершенствование системы непрерывного образования[13]. Однако данный закон не предлагает ни легального определения «непрерывного образования», ни каких-либо механизмов создания системы непрерывного образования.

Указанный пробел восполнен Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 г. № 1340-р.

В Концепции дается целый ряд определений непрерывного образования:

«непрерывное образование» - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4 - 6 процентов. Это означает, что около 50 процентов профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления профессиональных знаний для специалистов с высшим образованием, составляет 28 процентов общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода;

«непрерывное профессиональное образование» - понятие «непрерывное образование», используемое применительно к сфере профессионального образования и профессиональной подготовки. Непрерывное профессиональное образование лиц старшего школьного возраста и взрослых создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни[14];

Кроме того, Концепция предлагает механизмы развития российской системы образования, путем выявления причин, сдерживающих ее развитие и внесения путей их устранения.

Так, согласно Концепции, основными причинами, негативно влияющими на развитие образовательной системы России, являются:

несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;

чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;

отсутствие требований к содержанию и качеству образования;

несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.

В Концепции определены задачи, необходимые для устранения вышеуказанных причин:

приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;

разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;

создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Решение указанных задач Концепция ставит в зависимость от совершенствования нормативной правовой базы, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.

Исходя из поставленных задач следует, что для дальнейшего развития российской образовательной системы, развития непрерывного образования необходимо выявить особенности отношений, возникающих в сфере образования, к которым относятся, прежде всего, образовательные отношения, а также определить особенности трудовых, финансовых и иных отношений в сфере образования с тем, чтобы предложить пути совершенствования их законодательного регулирования.

Природа образовательных правоотношений при действующем законодательстве весьма неоднозначна. Действующее законодательство не содержит легального определения образовательных правоотношений. В литературе различаются следующие основные мнения.

1. Образовательное право является самостоятельной отраслью права, предметом которого являются образовательные правоотношения. При этом под образовательными правоотношениями понимаются отношения, возникающие между обучающимися, образовательным учреждением, педагогическими работниками, иными лицами в процессе получения обучающимися общего или профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании или квалификации. Предметом образовательных отношений являются системные, многообразные по содержанию знания, умения, навыки, приобретенные обучающимися в ходе обучения и воспитания, уровень которых соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Такой точки зрения придерживается руководитель отдела теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор В.М. Сырых[15]. В настоящее время большинство правоведов в основном согласны с этими определениями, внося в них отдельные дополнения. Так, В.В. Спасская предлагает иметь в виду, что предметом образовательных отношений могут выступать не только определенные знания, умения и навыки, но и такие необходимые для современного человека качества, как самостоятельность, личная ответственность, инициативность, творческий подход, гибкость мышления, толерантность, способность общаться, принимать решения, делать выбор, убеждать, изменять собственную позицию, осваивать новые виды деятельности, адаптироваться к любым ситуациям, способность эффективной работы с информацией, которые в педагогической литературе принято называть «ключевыми компетенциями»[16].

2. Образовательное законодательство является комплексной отраслью законодательства, регулирующей образовательные правоотношения, включающие в себя педагогические, трудовые, имущественные, финансовые, социальные и иные правоотношения. Эту позицию отстаивает В.И.Шкатулла, который указывает, что образовательные правоотношения по сферам действия подразделяются на отношения по обучению и воспитанию (педагогические отношения), а также трудовые, управленческие, имущественные, финансовые и др. Педагогические отношения возникают в области высшего и послевузовского профессионального образования и включают: отношения по поводу заключения, изменения и расторжения договора образовательного учреждения и обучающегося; отношения по поводу времени обучения, включая время отдыха; отношения по оплате обучения; дисциплинарные отношения; отношения по поводу содержания, в том числе качества образования; отношения по поводу исполнения государственных образовательных стандартов; отношения по поводу воспитания обучающихся[17].

Таким образом, отношения по обучению и воспитанию первая группа авторов называет образовательными правоотношениями, а вторая – педагогическими отношениями.

Анализируя действующее законодательство, авторы склонны согласиться с мнением первой группы ученых. Такой вывод обосновывается на основании следующих доводов.

Трудовые отношения педагогических работников являются предметом правового регулирования самостоятельной отрасли права – Трудового права, которое наряду с трудовыми отношениями педагогических работников регулирует трудовые отношения иных категорий работников, например, работников транспорта. Вряд ли можно отнести указанные отношения к категории транспортных отношений.

То же самое можно сказать об имущественных, финансовых, земельных отношениях, которые являются предметом правового регулирования соответственно гражданского, финансового и земельного законодательства. Тот факт, что указанные отношения так или иначе касаются образовательных учреждений, не позволяет вывести их из действия специальных отраслей права, предметом регулирования которых они являются. Более того, образовательные учреждения, вступая в какие-либо отношения, обязаны подчиняться правилам их организации, предусмотренным иными отраслями права. Необходимо лишь отметить, что в связи со спецификой деятельности образовательных учреждений, заключающихся в осуществлении образовательного процесса, действующее законодательство стремится защитить субъектов образовательных отношений путем введения определенных ограничений. Так, например, учредитель образовательного учреждения вправе запретить ему заниматься предпринимательской деятельностью, если занятие такой деятельностью может нанести вред образовательному процессу.

Таким образом, образовательные учреждения при реализации образовательных программ вступают в образовательные правоотношения с другими участниками образовательных правоотношений (обучающимися, воспитанниками, их законными представителями). В целях организации образовательного процесса, они (как все юридические лица) также вступают в трудовые (для обеспечения кадрами), имущественные, земельные, финансовые (для обеспечения материально-технической базой) и другие правоотношения.

Для более полного раскрытия сущности и особенностей образовательных правоотношений рассмотрим основные элементы указанных правоотношений, к которым относятся субъекты, объекты, и содержание образовательных правоотношений.

Субъектами (участниками) образовательных правоотношений являются физические и юридические лица, которые вступают в указанные правоотношения, имеют права и несут обязанности в соответствии с действующими законодательством. К ним можно отнести обучающихся, воспитанников, их законных представителей с одной стороны, и образовательные учреждения всех типов и видов, с другой.

Закон об образовании регулирует отношения, прежде всего, между этими основными сторонами. В главе 4 были рассмотрены понятие и правовой статус образовательного учреждения. В настоящей главе подробнее остановимся на правовом статусе других участников образовательных отношений.

Правовой статус обучающихся и воспитанников всех образовательных учреждений регламентируется ст. 50 Закона об образовании. Она содержит основные права обучающихся, которые можно объединить в следующие основные группы:

1. Права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ: право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственного мнения и убеждений, на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

2. Образовательные права: право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования, на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательных учреждений, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением.

3. Социальные права обучающихся: право на обеспечение стипендиями, местами в общежитиях и интернатах в пределах компетенции образовательного учреждения, иные меры социальной поддержки.

Кроме вышеперечисленных, Законом об образовании установлены дополнительные права для отдельных категорий обучающихся. Это является одной из форм реализации такого принципа государственной политики в сфере образования, как принцип адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Так, в соответствии с п. 10 ст. 50 Закона об образовании органы управления образованием обязаны создать для детей с ограниченными возможностями здоровья специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, Законом об образовании установлена возможность создания специальных учебно-воспитательных учреждений, обеспечивающих их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

При определении правового статуса обучающихся помимо уровней и особенностей развития и подготовки, важное значение имеют тип и вид образовательного учреждения, в котором они обучаются. Права обучающихся определяются в Типовых Положениях об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, а также в Уставе образовательного учреждения.

Правовой статус обучающихся высших учебных заведений определяется помимоЗакона об образовании Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании, на основании которого можно выделить следующих основных субъектов образовательных правоотношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования: студенты, слушатели, аспиранты, докторанты и соискатели.

Студентом высшего учебного заведения признается лицо, в установленном порядке зачисленное в такое высшее учебное заведение для обучения. Помимо прав, установленных Законом об образовании, для студентов высших учебных заведений предусмотрены следующие права:

-выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

-участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

-осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

-участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

-бесплатно пользоваться в федеральных государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

-представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

-обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

-получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

-переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Закон о высшем и послевузовском образовании предусматривает также иные права студентов.

Правовой статус студента высшего учебного заведения включает не только предоставляемые ему права и социальные гарантии, но также его обязанности и меры ответственности, применяемые в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения данных обязанностей. Так, студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Правовой статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования определены в ст. 17 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, в соответствии с которой слушателями являются лица, обучающиеся в:

-высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников;

-другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование;

-ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений.

Правовой статус слушателей в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента. (Правовой статус слушателей учреждений дополнительного профессионального образования, а также аспирантов, докторантов и соискателей см. подробнее гл.8).

Родители (законные представители) обучающихся – несовершеннолетних представляют собой особую группу субъектов образовательных правоотношений.

Во-первых, в соответствии со ст. 18 Закона об образовании, регулирующей дошкольное образование, они являются первыми педагогами своих детей. То есть именно на родителей возлагается ответственность за развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Во вторых, родители несовершеннолетних детей школьного возраста могут выступать педагогами своих детей при получении детьми общего образования в форме семейного образования.

В-третьих (в большинстве случаев), родители выступают в качестве законных представителей своих детей, с предоставлением им всех прав и обязанностей. В этом смысле их правовой статус определяется нормами Семейного кодекса РФ, ст. 52 Закона об образовании. В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования[18].

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми, предусмотренной ст. 10 Закона об образовании, очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната, семейного образования, самообразования. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Обеспечение получения своими детьми основного общего образования и создание условий для получения ими среднего (полного) общего образования является как правом, так и обязанностью родителей, исполнение которой обеспечивается путем введения в законодательство норм, предусматривающих ответственность родителей за неисполнение этой обязанности.

Непосредственное участие в осуществлении образовательного процесса принимают педагогические работники образовательного учреждения, которые вступают в трудовые правоотношения с образовательным учреждением. Их авторы не включают в состав субъектов образовательных правоотношений, поскольку ответственность за получение обучающимися соответствующего уровня образования несет образовательное учреждения. Педагоги выступают как бы посредниками между получателями образовательных услуг (обучающимися) и образовательными учреждениями. Однако, в связи с тем, что педагогические работники являются основными носителями знаний, несут ответственность не только за обучение, но и за воспитание лиц, начиная с весьма раннего возраста, авторы считают необходимым рассмотреть особенности правового статуса педагогов.

Закон об образовании устанавливает определенные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Во-первых, необходимо наличие образовательного ценза, который определяется Типовыми Положениями.

Во-вторых, к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР.

Особенностью правового статуса педагогических работников высших учебных заведений является их обязанность заключать трудовой договор по результатам избрания по конкурсу. Такое требование предусмотрено действующим Трудовым Кодексом Российской Федерации[19], Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании; порядок и условия проведения конкурса на замещение научно-педагогической должности предусмотрены Положением, утвержденным Правительством РФ[20].

Права и обязанности научно-педагогических работников подробно регламентируются ст. 20 Закона о высшем и послевузовском образовании, в соответствии с которым основными их правами являются:

-избирать и быть избранными в ученый совет высшего учебного заведения; участвовать в обсуждении и решении вопросов, относящихся к деятельности высшего учебного заведения;

-пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений высшего учебного заведения в соответствии с его уставом и коллективным договором; определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования;

-выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;

-обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке;

-на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности.

К обязанностям научно-педагогических работников высшего учебного заведения относятся обязанность:

-обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

-соблюдать устав высшего учебного заведения;

-формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

-развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;

-систематически заниматься повышением своей квалификации.

Обеспечение государством установленных законом прав и неукоснительное исполнение научно-педагогическими работниками своих обязанностей являются важным условием развития системы непрерывного образования. В этой связи важное значение имеет обязанность научно-педагогического работника систематически заниматься повышением своей квалификации. Как было указано ранее, непрерывное образование – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни. Наиболее эффективно это достигается при реализации дополнительного образования. Поэтому для того, чтобы иметь возможность заниматься непрерывным повышением образовательного (особенно профессионального) потенциала обучающихся, учреждения, реализующие дополнительные образовательные услуги, должны быть обеспечены квалифицированными педагогическими работниками, которые и сами непрерывно занимаются повышением своей квалификации.

Трудовые отношения педагогического работника с образовательным учреждением регулируются трудовым договором, порядок и условия заключения, содержание и порядок расторжения которого определяется Трудовым кодексом РФ. Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ, наряду с основаниями расторжения трудового договора, предусмотренными для всех работников, имеются дополнительные основания прекращения трудовым отношений с педагогическими работниками, такие как: повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Таким образом, возлагая на педагогических работников ответственность за обучение и воспитание обучающихся, действующее законодательство более жесткие требования при регулировании с ними трудовых отношений.

В то же время, существуют определенные гарантии защиты трудовых прав педагогических работников. Так, для указанной категории работников установлены сокращенная продолжительность рабочего времени (36-часовая рабочая неделя при нормальной продолжительности рабочего времени – 40 часов в неделю), удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск (56 календарных дней), право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии определенного стажа работы в установленных законом должностях. Необходимо отметить, что государством стимулируется повышение уровня образования, путем введения системы доплат за наличие ученых степеней кандидата и доктора наук, за должности доцента и профессора для работников высших учебных заведений.

В теории права под объектом правоотношений понимается то, по поводу чего возникают указанные отношения. В.М. Сырых под объектом образовательного отношения понимает знания, навыки и умения, уровень которых соответствует государственному стандарту. Он также считает, что государственный стандарт определяет лишь обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а содержание же образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно[21]. Действительно, исходя из определения образовательного правоотношения, данного нами выше, можно определить, что они возникают по поводу реализации образовательными учреждениями образовательных программ путем организации образовательного процесса, с одной стороны и овладения обучающимися знаниями, выполнения ими в установленные сроки всех видов заданий, предусмотренных образовательными программами, с другой.

Таким образом, ключевым понятием в определении объекта образовательных правоотношений являются образовательные программы. Как известно, Закон об образовании различает общеобразовательные и профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются на основании соответствующих стандартов. Исходя из вышеизложенного, автор считает, что совершенствование системы непрерывного образования находится в прямой зависимости от согласованности образовательных стандартов общего и профессионального образования и уровня применения интегрированных программ в системах общего и профессионального образования.

Вопросы взаимодействия общего и профессионального образования должны занимать ключевое место в создании конкретных механизмов развития и совершенствования системы непрерывного образования в свете вхождения России в мировое образовательное пространство.

Действующее законодательство на недостаточном уровне регулирует указанный вопрос.

Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ №990 от 23 мая 1997 г. была утверждена целевая комплексная программа «Государственный стандарт в системе непрерывного образования», в соответствии с которой одним из направлений данной программы явилось исследование проблемы согласованности образовательных стандартов. Реализация данной подпрограммы должна была привести к разработке:

1)методических рекомендаций по согласованию требований государственного образовательного стандарта к уровню и содержанию образования выпускников учебных заведений среднего (полного) общего образования и абитуриентов высшей школы (с примерами соответствующих согласованных требований государственного образовательного стандарта);

2) методических рекомендаций по согласованию требований государственного образовательного стандарта к уровню и содержанию профессионального образования выпускников и абитуриентов разных звеньев системы профессионального образования[22].

Несмотря на то, что указанная программа была рассчитана на 1997-1999 годы, желаемый результат к настоящему времени не достигнут.

Думается, что эффективность деятельности компетентных органов при разработке согласованных государственных образовательных стандартов можно достичь путем регулирования указанного вопроса на законодательном уровне. С этой целью членами Совета Федерации В.В. Сударенковым, В.А. Мироновым, депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным 23.05.2001 г. был внесен Проект Федерального закона «О государственном образовательном стандарте основного общего образования», который был рассмотрен Советом ГД ФС РФ, а впоследствии снят с рассмотрения.

Вопрос реализации образовательными учреждениями интегрированных образовательных программ также регулируется недостаточно эффективно. Законодательством не предусмотрены конкретные механизмы разработки и внедрения таких программ. Это можно объяснить несовершенством государственных образовательных стандартов, а также иными причинами, связанными с проблемами организационного, управленческого, материально-технического и иного характера.

Между тем, Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ №803 от 23 декабря 2005 г. в качестве показателя эффективности реализации Программы предусмотрела удельный вес численности образовательных учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы профессионального образования[23].

В данном направлении государством в лице его компетентных органов и образовательными учреждениями разработаны некоторые механизмы внедрения интегрированных образовательных программ.

Созданы модели интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, способных адекватно реагировать на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства.

Действующее законодательство предусматривает возможность создания университетских комплексов путем объединения образовательных учреждений различных уровней. Так, Постановлением Правительства № 676 от 17 сентября 2001 года «Об университетских комплексах» в Типовое положение о высших учебных заведениях введены изменения следующего содержания: «с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения. Аналогичный комплекс может создаваться также на базе академии»[24].

Кроме того, действующее законодательство предусматривает право образовательных учреждений одного уровня реализовать образовательные программы другого (как правило, низшего). Такое право, в частности предоставлено вузам, которые в соответствии с Типовым положением №664 от 05.04.2001 г. вправе реализовывать помимо высшего и послевузовского профессионального образования программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего, профессионального образования[25]. Необходимо отметить, что действующее ранее Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 26 июня 1993 г. №597 определяло вузы, как образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образ







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.