Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА X. ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН





Цель: Формирование знаний о действующем законодательстве Республики Башкортостан в сфере образования. Ознакомление с основными нормами Закона РБ об образовании, действующей образовательной системой РБ, целевыми образовательными программами РБ.

ДЕ 1. Нормативно-правовое регулирование образования в Республике Башкортостан
  Компетенция Республики Башкортостан в области регулирования образовательных отношений
  Закон Республики Башкортостан об образовании
ДЕ 2. Образовательная система в Республике Башкортостан
  Понятие и структура образовательной системы Республики Башкортостан
  Органы управления образованием РБ
  Основные итоги реализации программы развития образования Республики Башкортостан 1999 - 2003 гг
  Основные направления деятельности Правительства РБ в области образования
ДЕ 3. Образовательные программы Республики Башкортостан
  Программа развития образования в Республике Башкортостан на 2004 - 2008 годы
  Республиканская целевая программа компьютеризации системы образования РБ на 2006-2010 годы
  Республиканская целевая программа «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан» на 2007-2011 годы

При рассмотрении образовательного законодательства РФ было определено, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а также были разграничены компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования.Закон об образовании РФ предоставляет субъектам Российской Федерации широкие полномочия в осуществлении образовательной политики в пределах их компетенций. В этом смысле Республика Башкортостан не является исключением.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы образования в Республике Башкортостан является Закон Республики Башкортостан об образовании № ВС-13/32 от 29 октября 1992 года (в ред. от 20.07.2007) (далее Закон РБ об образовании)[32]. Структура Закона РБ об образовании во многом схожа со структурой Закона РФ об образовании, но в нем учтены национально-региональные особенности субъекта.

Закон РБ об образовании в ст. 4 определяет, что законодательство Республики Башкортостан в области образования основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе «Об образовании» и состоит из Закона РБ об образовании и иных нормативных правовых актов. К последним можно отнести иные республиканские законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы в сфере образования.

Республика Башкортостан провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой политики Республики Башкортостан в области образования является Республиканская программа развития образования, утверждаемая постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, а также соответствующие федеральные и региональные государственные образовательные программы, в осуществлении которых в соответствии с договорами и соглашениями предусмотрено участие Республики Башкортостан. Республиканская программа развития образования разрабатывается на пять лет Правительством Республики Башкортостан, который ежегодно представляет Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан доклад о ходе реализации Республиканской программы развития образования.

В связи с тем, что в РБ провозглашены два государственных языка, Закон РБ об образовании содержит нормы, обеспечивающие возможность граждан РБ получать образование на родном языке. Так в ст. 7 Закона РБ об образовании указано, что граждане имеют право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых республиканской системой образования. Граждане в Республике Башкортостан имеют право на получение среднего (полного) общего образования на родном языке (языках народов, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан). Указанное право обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений (национальных школ и др.), классов, групп, условий для их функционирования, в том числе подготовкой специалистов, осуществляющих образовательный процесс на языках народов Республики Башкортостан, и изданием комплекта учебников.

Закон РБ об образовании содержит также общие положения о правовом статусе образовательных учреждений, субъектов образовательных правоотношений, определяет формы получения образования, уровни образования, о финансовых, имущественных, трудовых отношениях в сфере образования.

Что касается иных республиканских законов, можно назвать в качестве примера закон Республики Башкортостан «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» №34-з от 10.06.2006 года, призванный регулировать отношения, связанные с изданием, распространением и доставкой республиканского комплекта учебников дл образовательных учреждений, с целью обеспечения конституционного права граждан Республике Башкортостан на образование.

В регулировании образовательных правоотношений велика роль подзаконных нормативно-правовых актов. Например, Указ Президента РБ от 11.09.2007 г. №УП-430 «О повышении размера стипендий в Республике Башкортостан», Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.11.2005 г. №254 (в ред. от 29.08.2007 г.) «Об утверждении программы развития сельской школы в Республике Башкортостан».

И Закон РБ об образовании, и подзаконные нормативно-правовые акты регулируют образовательные отношения в РБ с учетом региональных и национальных особенностей.

Образовательная система Республики Башкортостан аналогично образовательной системе РФ состоит из следующих взаимосвязанных подсистем:

1. Содержательной подсистемы, которая включает в себя образовательные программы, разработанные на основании государственных образовательных стандартов. Определяя трехкомпонентную структуру государственного образовательного стандарта, Закон РБ об образовании устанавливает, что республиканские компоненты государственных образовательных стандартов определяют национально-региональные особенности содержания основных образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Порядок разработки, утверждения и введения республиканских компонентов государственных образовательных стандартов определяется Правительством Республики Башкортостан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Республиканский компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования утверждается Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Правительства Республики Башкортостан.

2. Функциональной подсистемы, которая характеризуется многообразием типов и видов учреждений, удовлетворяющих растущие образовательные и воспитательные потребности обучающихся. В настоящее время в республике действует 5689 образовательных учреждений, в том числе 1906 дошкольных учреждений, 3222 общеобразовательные школы (включая школы-интернаты, лицеи и гимназии), 33 вечерние (сменные) школы, 32 детских дома (включая семейные), 122 профессиональных училища и лицея, 276 учреждений дополнительного образования, 89 учреждений высшего и среднего профессионального образования. В них обучаются и воспитываются более 1 млн. человек, работают около 108 тысяч педагогов.

3. Организационно-управленческой подсистемы. В соответствии со ст. 29 Закона РБ об образовании в Республике Башкортостан создаются и действуют следующие органы управления образованием:

-государственные органы управления образованием Республики Башкортостан;

-муниципальные органы управления образованием.

Государственным органом управления образованием является Министерство образования РБ, компетенция которого определяется Положением о министерстве образования РБ, утвержденным Указом Президента РБ №УП-198 от 30 апреля 2002 года, (в ред. указов Президента РБ от 03.02.2005 №УП-24, от 24.10.2006 г. №УП-468).

Компетенция муниципальных органов управления образованием определяется Федеральным Законом РФ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Современная образовательная система Республики Башкортостан сложилась в результате реализации действующих ранее Программы развития образования в Республике Башкортостан на 1999 - 2003 годы[33], Программы развития среднего и высшего профессионального образования в Республике Башкортостан на 1999 - 2003 годы[34], которые представляли собой организационную основу государственной политики РБ в сфере образования. В ходе реализации указанных программ в республиканской системе образования произошли различные экономические, культурные, правовые, организационные и собственно образовательные процессы, направленные на:

устойчивое развитие и функционирование системы образования в Республике Башкортостан;

сохранение и развитие национальных культур;

воспитание гражданственности и патриотизма;

личностное и профессиональное развитие, гарантирующее достойный уровень жизни, духовное и физическое здоровье подрастающего поколения;

развитие высших и средних профессиональных образовательных учреждений в соответствии с потребностями народного хозяйства Республики Башкортостан, формирование нового поколения специалистов;

усиление интеграции с российской и мировой образовательными системами, академической и отраслевой наукой, развитие научных исследований в вузах;

расширение информационной среды, внедрение новых образовательных технологий.

На сегодняшний день с учетом национально-территориальных особенностей республики разработана Концепция семейного воспитания и образования в Республике Башкортостан, подготовлены предложения по правовому обеспечению взаимодействия семьи и школы.

С учетом специфики дошкольного образования и воспитания разработаны Концепция дошкольного образования в Республике Башкортостан, программа "Я - башкортостанец", республиканская программа по обучению дошкольников русскому языку.

Активно развивается система среднего (полного) общего образования Республики Башкортостан, обновляется программно-методическое, информационное сопровождение образовательного процесса, заметно улучшилось материально-техническое обеспечение общеобразовательных школ.

В республике за период действия Программ расширилась сеть учреждений профессионального образования. Подготовка специалистов приведена в соответствие с требованиями регионального рынка труда. Развивается международное сотрудничество: учреждения среднего и высшего профессионального образования республики принимают участие в совместных проектах с колледжами и университетами Германии, Франции, Англии, Голландии, США, Индии, Китая, Турции и других стран.

В Республике Башкортостан функционирует около 300 учреждений дополнительного образования с охватом свыше 290 тысяч детей и подростков. Многоуровневую работу со своими воспитанниками ведут центры, дворцы, дома детского и юношеского творчества, эколого-биологические, технические, туристско-краеведческие, спортивные, и иные учреждений дополнительного образования.

Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования стало развитие туризма и краеведения. Воспитание юных граждан Башкортостана осуществляется в рамках движения «Дорогами Отечества». Результаты республиканских научно-практических конференций «Литературный Башкортостан», «История и культура родного края» свидетельствуют о большой роли исторического и литературного краеведения в воспитании подрастающего поколения.

Актуальными остаются задачи нравственного и гражданско-патриотического воспитания, укрепления здоровья учащихся, профилактики детской безнадзорности и преступности, наркомании среди детей и молодежи. Психолого-медико-педагогическая помощь в первую очередь требуется сиротам, детям-инвалидам, детям с задержкой психического развития, нарушениями речи.

Образовательные учреждения нуждаются в укреплении материально-технической базы, создании условий для развития физической культуры, спорта, туризма, художественного, технического творчества и других профилей дополнительного образования.

В Республике Башкортостан созданы условия для изучения населением родных языков. Коллегией Министерства образования Республики Башкортостан утверждена Концепция развития башкирского национального образования, разработан минимум содержания образования по предметам национально-регионального компонента. В настоящее время в республике работает 37 национальных гимназий и лицеев. Обучение в школах республики ведется на шести языках: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском, удмуртском, также изучаются мордовский, немецкий, латышский, украинский, белорусский, греческий, еврейский, польский, армянский языки. Родной язык изучают в республике 66,2 процента учащихся нерусской национальности и 84,3 процента учащихся башкирской национальности.

Большое внимание уделяется организации изучения башкирского языка учащимися башкирской национальности, проживающими за пределами республики. Заключены и реализуются соглашения Министерства образования Республики Башкортостан с 14 регионами Российской Федерации компактного проживания башкир, а также соглашения в сфере национального образования между 25 районами и городами Республики Башкортостан и регионами Российской Федерации.

Таким образом, система образования в Республике Башкортостан неукоснительно развивается с учетом развития российской образовательной системы, с одной стороны, но с другой стороны учитывает национальные особенности региона.

На дальнейшее эффективное развитие образования в РБ направлена деятельность компетентных органов государственной власти. В частности, Правительство РБ в Программе деятельности на срок своих полномочий – 2007-2011 годы (утверждена Постановлением Правительства РБ №217 от 31 июля 2007 г.)[35] определило следующие приоритетные направления в целях развития образования:

а) в области использования программно-целевого подхода:

реализация на территории республики основных мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", предусмотренных соответствующими соглашениями и другими нормативными правовыми актами;

реализация федеральных и республиканских целевых программ в сфере образования;

создание органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации по надзору и контролю в сфере образования;

б) в области дошкольного образования:

развитие сети дошкольных образовательных учреждений;

дальнейшее развитие сети групп кратковременного пребывания в целях оказания образовательных услуг всем слоям населения, в том числе в сельской местности на базе общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования;

развитие системы образования детей старшего дошкольного возраста в целях обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;

в) в области общего образования:

реализация государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе принципа нормативного подушевого финансирования;

организация мониторинга и диагностики качества знаний обучающихся общеобразовательных учреждений;

проведение с 2009 года государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, в форме единого государственного экзамена;

оптимизация сети общеобразовательных учреждений в связи с демографической ситуацией, инновационными процессами развития;

организация деятельности республиканских опытно-экспериментальных площадок по инновационным направлениям развития системы образования;

повышение статуса и престижа педагогической профессии;

создание республиканской информационно-коммуникационной образовательной системы и образовательного Интернет-портала с привлечением интеллектуальных и технологических ресурсов ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы;

развитие социального партнерства и общественных гражданских институтов в управлении образовательным учреждением;

г) в области национального образования:

организация изучения государственных и родных языков в тесной связи с культурой и историей народов Башкортостана, своевременное издание учебников и учебно-методической литературы по предметам национально-регионального компонента;

расширение сети национальных дошкольных образовательных учреждений;

активизация дальнейшего развития олимпиадного движения, межрегиональных конкурсов и образовательных программ в сфере национального образования;

обеспечение эффективной организации целевого приема представителей башкирской национальности, проживающих за пределами Республики Башкортостан, в республиканские инновационные общеобразовательные учреждения интернатного типа, учреждения среднего и высшего профессионального образования;

д) в области социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

укрепление материально-технической базы республиканских инновационных образовательных учреждений интернатного типа;

е) в области профессионального образования:

участие в формировании учебных планов и программ национально-региональных компонентов государственного образовательного стандарта, разработка национально-региональных компонентов государственного образовательного стандарта, координация их деятельности в научно-методическом процессе, осуществлении образовательной деятельности по программам соответствующего уровня;

реализация государственной кадровой политики в области высшего профессионального образования и научной деятельности в системе образования, повышение социального статуса и профессионализма работников сферы высшего профессионального образования, изучение, содействие обобщению и распространению передового педагогического опыта;

формирование единого регионального государственного заказа на подготовку специалистов на основе республиканской системы прогнозирования потребности в кадрах, мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда;

реализация целевой контрактной подготовки специалистов в государственных учреждениях высшего профессионального образования;

формирование единой системы образовательной статистики, обеспечение и совершенствование системы оценки деятельности образовательных учреждений, мониторинга качества образования и востребованности выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования;

структурная перестройка системы начального и среднего профессионального образования с учетом потребностей республиканского рынка труда, оптимизация территориальной сети и профильной структуры подготовки, создание многоуровневых, многопрофильных интегрированных учебных заведений на базе учреждений начального и среднего профессионального образования;

разработка и внедрение внутривузовских систем менеджмента качества подготовки специалистов, соответствующих международным стандартам;

совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров, а также повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования;

разработка нормативных документов, направленных на улучшение питания и реализацию других мер социальной поддержки обучающихся в республиканских учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Таким образом, модернизация российского образования сопровождается изменением образовательного права, в том числе на уровне субъекта Российской Федерации. В этой связи особое значение приобретает соответствующий законотворческий процесс: развитие республиканской законодательной базы сферы образования и активное участие республики в законотворчестве на федеральном уровне. Для достижения эффективности проводимых реформ образовательной системы государство в лице компетентных органов должна предложить конкретные механизмы их проведения. Анализ действующего законодательства позволяет сформулировать вывод о том, что в последнее время усилилась роль целевых программ и региональных регуляторов, позволяющих учитывать особенности регионов.

В Республике Башкортостан наряду с федеральными образовательными программами действуют региональные образовательные программы, направленные на развитие образования в Республике Башкортостан.

Программа развития образования в республике Башкортостан на 2004 - 2008 годы ( одобрена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2003 г. №323) является основной действующей региональной образовательной программой, направленной на структурную перестройку системы образования, усиление взаимосвязей системы образования и регионального рынка труда, сохранение и развитие системы дополнительного образования, усиление воспитательной функции образования[36]. Программа и направлена на развитие образования в Республике Башкортостан на 2004 - 2008 годы.

Программа разработана с учетом современных требований, предъявляемых к системе образования в Российской Федерации и Республике Башкортостан, закрепленных в нормативных правовых актах, и основывается принципах: уважения к личности обучающегося как проявления гуманистической парадигмы образования; создания индивидуальной образовательной траектории по отношению к обязательному содержанию образования; совершенствования воспитательной направленности образования; обеспечения системного подхода к обучению, предполагающего развитие у обучающихся универсальных умений и ключевых компетенций; дифференциации содержания образования на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты; защите прав обучающегося, гарантии его психологической и физической безопасности; информатизации обучения; интеграции системы российского образования в европейское и мировое образовательные пространства.

Программа обеспечивает преемственность всех структур и звеньев системы образования республики и направлена на развитие личности обучающегося, формирование образовательных и профессиональных навыков.

Программа регламентирует деятельность субъектов управления образованием на республиканском и муниципальном уровнях по следующим направлениям: дошкольное образование, среднее (полное) общее образование, профессиональное образование, воспитание и дополнительное образование.

Рассмотрим более подробно цели, задачи и основные направления Программы, направленной на развитие среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

В сфере среднего профессионального образования (далее - СПО) программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:

оптимизация системы СПО в рамках единого образовательного пространства республики, сохранение доступности и открытости системы СПО;

обновление содержания СПО и совершенствование технологии образовательного процесса, повышение качества подготовки специалистов среднего звена, обеспечение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности, развитие новых основных и дополнительных образовательных программ;

обеспечение гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, личностно ориентированного, развивающего и компетентностного подхода к организации системы СПО;

совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее творческого потенциала, воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия и уважения прав и свобод граждан;

формирование эффективной системы социальной защиты и поддержки обучающихся и преподавателей учреждений СПО, создание условий для их культурного, духовного и профессионального роста;

изучение в учреждениях СПО родных языков и культур народов Республики Башкортостан, полный охват обучающихся различными формами национального образования;

развитие различных форм международного сотрудничества в сфере СПО;

развитие социального партнерства в сфере СПО.

Основными направлениями в сфере СПО определены:

· В целях программно-методического обеспечения обновления содержания и технологии СПО: формирование учебных программ, обеспечивающих сочетание федерального и национально-регионального компонентов содержания образования в условиях введения государственного образовательного стандарта второго поколения, лицензирование и открытие новых основных и дополнительных образовательных программ подготовки специалистов среднего звена, разработка интегрированных учебных программ для реализации непрерывного профессионального образования;

· В целях программного обеспечения: развитие системы повышения квалификации преподавателей ссузов, создание в ссузах центров
повышения квалификации, переподготовки рабочих кадров и
специалистов среднего звена, создание при администрациях
районов и городов республики координационных советов по
кадровой политике; совершенствование системы аттестации педагогических кадров ссузов; проведение курсов повышения
квалификации преподавателей, преподающих предметы национально-регионального компонента содержания СПО; развитие в учреждениях СПО основных образовательных программ и соответствующих специализаций с целью подготовки кадров для системы дополнительного образования; формирование системы мониторинга потребностей в специалистах среднего звена, разработка целевых отраслевых программ по подготовке кадров;

· В целях информационного обеспечения: повышение уровня обеспеченности ссузов программными средствами и расширение доступа этих учреждений к глобальными информационным ресурсам, повышение уровня квалификации педагогических кадров ссузов в области информационно-коммуникационных технологий, разработка электронных обучающих средств для обучающихся ссузов, создание электронного банка соответствующих документов Минобразования РБ на сайте министерства;

· Иные направления деятельности в целях инновационного и научно-методического обеспечения, развития национально-регионального компонента содержания СПО, международного сотрудничества, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них принципов здорового образа жизни, социальной защиты работников ссузов и материально-технического обеспечения, социального партнерства.

В сфере высшего профессионального образования (далее - ВПО) программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:

· сохранение и развитие системы ВПО;

· повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, развитие системы материального стимулирования труда работников вузов, совершенствование содержания учебных программ и укрепление материально-технического обеспечения образовательного процесса;

· разработка системы мониторинга и прогнозирования реальных потребностей республиканского рынка труда в высококвалифицированных кадрах, развитие основных и дополнительных образовательных программ, а также системы целевого приема в вузы, введение практики подготовки кадров по заявкам работодателей - заказчиков кадров;

· использование материально-технической базы вузов, их социальных объектов в пропаганде здорового образа жизни, формировании гражданской позиции личности;

· развитие социального партнерства в сфере ВПО.

В программе также определены основные мероприятия, направленные на развитие высшего профессионального образования. С учетом потребностей развивающейся образовательной системы можно назвать следующие основные направления:

· Разработка вузами интегрированных учебно-методических комплексов, в том числе размещенных на электронных носителях, в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения;

· Проведение мониторинга потребности республиканского рынка труда в кадрах высшей квалификации и координация работы по их подготовке;

· Организация на базе вузов подготовки высококвалифицированных специалистов со вторым высшим образованием, а также повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в том числе переподготовки преподавателей высшей школы;

· Развитие в вузах основных учебных программ и специализаций подготовки кадров для системы дополнительного образования;

· Участие вузов в создании интерактивных учебно-методических
комплексов по основным курсам образовательных программ, создание
межвузовского центра дистанционного обучения;

· Создание межвузовского центра информационных технологий,
осуществление межвузовских научно-исследовательских разработок в области информатизации образования;

· Создание при Минобразовании РБ постоянно действующей группы экспертов, рассматривающих инновационные проекты в сфере ВПО;

· Разработка проектов реализации принципов Болонского соглашения применимо к системе ВПО республики;

· Укрепление сотрудничества между вузами республики, зарубежными университетами, институтами и научными организациями с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, обмена опытом образовательной и научной деятельности, культурными традициями.

В сфере послевузовского профессионального образования (далее - ППО) программные мероприятия направлены на достижение следующих целей:

создание системы образовательного, научно-методического и информационного сопровождения профессиональной деятельности высококвалифицированных специалистов, стимулирования и удовлетворения их потребностей в самообразовании;

открытие при учреждениях среднего и высшего профессионального образования центров ППО;

разработка учебных программ ППО с учетом современных образовательных тенденций и требований дисциплин национально-регионального компонента содержания образования;

обеспечение социальной защищенности, профессиональной занятости и мобильности молодых специалистов;

развитие информационно-методического сопровождения деятельности центров ППО и повышения квалификации.

Республиканская целевая программа компьютеризации системы образования РБ на 2006-2010 годы (утверждена Постановлением Правительства РБ №262 от 28 ноября 2005 г.)[37]. Программа разработана и утверждена в целях создания условий для организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий.

Цели Программы - создание условий для организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий и активизация процесса интеграции информационных технологий в образовательную деятельность.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

предоставление образовательным учреждениям средств информатизации;

создание условий для применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

обеспечение эффективного использования компьютерного и телекоммуникационного оборудования.

В целях создания условий для развития республиканской информационной образовательной системы, активизации интеграции информационных технологий в образовательный процесс необходимо дополнительное оснащение компьютерным и телекоммуникационным оборудованием общеобразовательных учреждений и обеспечение средствами информатизации образовательных учреждений профессионального образования (начального, среднего), детских домов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования.

Выполнение мероприятий Программы обеспечит дооснащение компьютерным и телекоммуникационным оборудованием образовательных учреждений республики и улучшит организацию образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий, координацию работ по применению информационных технологий в сфере образования. Это позволит Республике Башкортостан успешно интегрироваться в мировую экономику и конкурировать на мировом рынке труд.

Республиканская целевая программа «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан» на 2007-2011 годы (утверждена Постановлением Правительства РБ №305 от 25.10.2006)[38]. Программа была разработана в целях сохранения и дальнейшего развития системы дополнительного образования детей в республике, укрепления ее кадрового потенциала, информационно-научной и материально-технической базы.

Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, его кадрового потенциала, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде. Учреждения дополнительного образования детей создают равные "стартовые" возможности каждому ребенку для самореализации, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым.

В последние годы в республике достигнуты значительные позитивные результаты в развитии системы дополнительного образования детей. Вместе с тем остается ряд проблем, требующих решения программными методами:

сохранение единого образовательного пространства путем обеспечения взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с образовательными учреждениями всех типов и видов;

разработка образовательных программ нового поколения, стимулирующих развитие инновационной деятельности, информационных технологий;

сохранение и укрепление кадрового состава, повышение его профессионального уровня с учетом современных требований;

укрепление материально-технической базы, ресурсного обеспечения учреждений дополнительного образования детей.

Целями Программы являются:

создание механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан;

обеспечение современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования;

создание условий для самореализации детей и подростков, развитие их творческих способностей.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, укрепление их материально-технической базы и кадрового потенциала;

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, его эффективности и качества;

сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;

совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

создание и развитие новых информационных технологий, включающих телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в учреждениях дополнительного образования детей;

повышение социального статуса и профессиональное соверш







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.