Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ





(контент-анализ)

 

Одним из междисциплинарных методов в социальных науках является контент-аналнз, или специальный, достаточно строгий1 метод качественно-количественного анализа содержания документов, понимаемых в широком смысле (официальные и личные документы, материалы массовой и межличностной коммуникаций, литературы и искусства и т. д.) Суть метода заключается в систематической и надежной фиксации определенных единиц изучаемого содержания, а также в квантификации получаемых данных. В последние годы контент-анализ приобрел весьма широкое распространение как зарубежом, так и в нашей стране, причем преимущественно в исследованиях материалов массовой коммуникации.

Для развития контент-анализа советскими исследователями в историческом и методологическом плане важнейшее значение имеют теоретические положения и практические примеры конкретного анализа различных документов, содержащиеся в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Так, известно систематическое изучение содержания прессы разных стран, которое предпринял К. Маркс в ходе работы над своим произведением «Гражданская война во Франции». При этом К. Маркс классифицировал и сопоставлял сообщения почти из тридцати органов прессы разных государств.2

Первый марксистский анализ материалов периодической печати с применением количественных показателей был проведен В. И. Лениным и изложен в его статьях в «Правде» 1912-1914 гг.3

 

1 Под «строгим» в данном случае понимается метод, предполагающий четкое разграничение самой

процедуры, пред- и постпроцедурных этапов. При этом процедура удовлетворяет требованиям

обоснованности исследовательских действий и воспроизводимости результатов (см.: Алексеев А. Н.

Контент-анализ – техника или методология? – В кн.: Методологические и методические проблемы

контент-анализа. Вып. 1. М.-Л., 1973, с. 22)

2 Коробейников В. С. Анализ содержания массовой коммуникации. – «Вопросы философии», 1969, № 4, с.

100-101.

3 Алексеев А. Н. В. И. Ленин – исследователь рабочей печати. – В кн.: Журналист, пресса, читатель. Л.,

1969, с. 9-27.

 

Очень важные для методологии анализа содержания документов положения и выводы можно найти во многих ленинских работах (см. «Развитие капитализма в России», «Статистика и социология», «Лев Толстой как зеркало русской революции» и др.). Исключительное значение для использования контент-анализа в марксистских социальных науках имеет ленинская теория отражения.

Советские социологи с конца 60-х годов активно применяют контёнт-анализ в своих исследованиях а также занимаются вопросами его методологии (см. работы А. Й. Алексева Г. М, Андреевой, А. В. Баранова, Б. А. Грушина, В. С. Дудченко, А. Г Здравомыслова, В. С. Коробейникова. М. Й. Лауристин, В. В. Сазонова, Л. Н. Федотовой, В. А. Ядова и др.).

В то же время в практике отечественных социально-психологических исследований контент-анализ пока используется крайне редко и без должной методологической и методической основы. Не случайно этот метод даже не упоминается в наиболее известных современных работах, касающихся методов социальной психологии. Поэтому следует специально остановиться на истории и методологических проблемах контент-анализа. Краткая история развития контент-анализа. Как научный метод контент-анализ, или анализ содержания (англ. Content analysis), начинает широко использоваться в социальных науках с 20—30-х годов нашего века в СЩА. Зарождение же этого метода американские исследователи относят к началу XX века и более ранним периодам. Первое применение качественно-количественный анализ содержания получил в сфере журналистики и литературоведения. При этом исследователи обычно подсчитывали площадь, занимаемую теми или иными разделами на страницах газет, либо частоту употребления в художественной литературе разных периодов определенных слов, частей речи и т. п.

Позднее, с конца 30-х годов, его использовал Г. Лассуэлл для исследований в сфере политики и пропаганды. Ласуэлл во многом модернизировал контент-анализ, вводя новые категории и процедуры, придавая особое значение квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации, в частности кино и радио, закономерно привело к росту контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Накопленный методический и практический опыт контент-аналитических исследований был подытожен в начале 50-х годов в книге Б. Берельсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях».4 В ней автор дал свое до сих попопулярное за рубежом определение этого метода, описал различные виды его использования, наиболее распространенные категории и единицы, условия, необходимые для количественного {частотного) анализа, и пр.

Весьма заметную роль в развитии метода сыграла специальная конференция, посвященная контент-анализу, результатом которой стал сборник «Тенденции в контент-анализе».6 В ней приняли участие представители многих социальных наук, однако выяснилось, что лидирующее положение в контент-аналитических исследованиях заняли психологи и психолингвисты. В 40 — 50-е годы контент-анализ в США оформляется как междисциплинарный метод. Однако проблемы специфики его применения в различных науках, в том числе в социальной психологии, разрабатываются слабо.

Наиболее интересной методической новинкой в контент-анализе после обобщения Б, Берельсона явилась методика «связанности символов» (Ч. Осгуд и др., 1959), позволяющая обнаружить неслучайно связанные между собой элементы содержания. Новым этапом в развитии американского контент-анализа можно назвать рождение в 60-х годах так называемого «машинного анализа» на основе специальных словарей и программ для ЭВМ (Ф. Стоун и др.). Контент-анализ на ЭВМ обладает как несомненными преимуществами, так и некоторыми недостатками.6

Что касается западноевропейских и других буржуазных исследователей содержания, то они шли вслед за американскими аналитиками и опирались на их опыт. Однако следует отметить наличие некоторых оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания, разработанных ими (например, Ж. Кейзер, А. Моль). Говоря об определенных успехах в технике контент-анализа, достигнутых буржуазными исследователями следует указать на слабость теоретико-методологических позиций их работ, в которых господствует утилитарно-прагматический подход, игнорируется теория отражения, используются в качестве основы для интерпретации полученных результатов психоаналитические и бихевиористские теории личности со всеми присущими им недостатками.

В настоящее время контент-анализ применяется также и в социалистических странах Европы (Болгария, ГДР, Польша, ЧССР).

 

4 Berelson B. Content analysis in communication research. Glencoe (111.), 1952

5 Trends in content analysis. Urbana, 1959.

6 О контент-анализе в США компактным пособием может быть: Holsti O. R. E. A. Content

analysis. – In: The handbook of social psychology. Cambridge (Mass.), 1968, vol. 2, p. 596- 692.

 

При этом исследователи обычно используют технику «классического» частотного контент-анализа. В то же время в Венгрии содержание текстов анализируется в русле имеющейся там социографической традиции. Опыт использования контент-анализа в странах социализма требует более пристального внимания советских исследователей.

В нашей стране еще в 20-е годы советские исследователи применяли качественно-количественный анализ документов а разнообразных формах, Так, в социологических и журналистских целях исследовалось содержание советских газет, также писем читателей в редакцию (В. А. Кузьмичев, С, Б. Ингулов и др.). В частности, В. А. Кузьмичев провел тематический анализ 12 советских еженедельных газет, использовав ту же группировку содержания, что и американский исследователь тех лет М. Уилли. Он выявил резкую разницу между содержанием советской и американской прессы, причем в советских газетах на первых местах оказались темы экономики и политики, а в американских — «журнальный» материал (рассказы, моды, кулинария и т. п.) и материалы оботдельных лицах.7

В психологических целях изучалось содержание газет писем, политбесед, автобиографий, воспоминаний (И. Н. Шпильрейн, И. А. Рыбников, П. П. Блонский и др.). Особой тщательностью отличалось предпринятое в Институте экспериментальной психологии исследование, целью которого было изучить устный и письменный словарь красноармейца и словарь «политвоздейственной работы», а методом — «статистическое изучение зафиксированного текста».8

Интересно использовал качественно-количественный анализ при изучении автобиографических сочинений Н. А. Рыбников, который сравнивал «субъективное описание времяпровождения» школьников с объективными данными их бюджета времени.9

Установление связей между анализируемым текстом и данными об авторах, а также о читателях характерно для советских исследователей 20-х годов. Вообще, выход за пределы изучаемого текста, осознанный как методологический принцип анализа содержания, является значительным достоинством их работ.

 

7 Кузьмичев В. А. Печатная агитация и пропаганда. М.-Л., 1930, с. 37-38.

8 Шпильрейн И. Н. Рейтынбарг Д. И., Нецкий Г. О. Язык красноармейца. М.-Л., 1928.

9 Рыбников Н. А. Автобиографии рабочих и их изучение. М.-Л., 1930. с. 40-43.

 

Однако методики качественно-количественного анализа содержания документов, применявшиеся в 20-е годы, в целом нельзя назвать строгими. Таковыми они тогда еще и не могли быть в силу объективного положения в эмпирических социальных исследованиях, методология которых только начинала складываться. В дальнейшем, в 30—50-е годы, имели место лишь отдельные случаи качественно-количественного анализа документов.

С конца 60-х голов в развитии качественно-количественного анализа содержания документов в нашей стране начинается новый этап, который отличается более единообразным и упорядоченным подходом, разработки» на базе марксистской методологии общих обоснованных требований к данному методу. Этот этап начался с критического знакомства с зарубежными разновидностями контент-анализа и собственных опытов использования аналогичной техники.

Итогом методолого-методической и практической работы по контент-анализу, проведенной нашими исследователям в 60-х годах, явился состоявшийся в 1970 г. в Новосибирске социологический семинар, результатом которого стал специальный сборник.10 В настоящее время опыт контент-анализа в нашей стране наиболее полно отражен в сборнике «Методологические и методические проблемы контент-анализа».11

Отечественные публикации о социальных исследованиях с применением контент-анализа свидетельствует о том, что чаще всего анализируется содержание материалов массовой коммуникации (преимущественно газет). Нередко контент-анализ используется также в качестве метода обработки первичной информации, полученной другими методами (обычно это открытые вопросы анкет). Вместе с тем он пока практически не применяется для исследования личных документов и материалов межличностной коммуникации.

Если в начале контент-анализом у нас занимались почти исключительно социлоги,12 то в 70-х годах можно говорить о выраженной тенденции к формированию этого метода как междисциплинарного (не случайно среди авторов указанных выше сборников по контент-анализу имеются представители психологии, истории, информатики и т. д.). Таким образом, в настоящее время происходит процесс становления отечественного строгого метода анализа содержания документов, который имеет междисциплинарный характер, что, однако, не снимаетвопроса о специфике применения контент-анализа в разных науках, в том числе в социальной психологии.

10 Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970.

11 Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1. М.-Л., 1973

12 Следует отметить, что определенная работа в области контент-анализа ведется с 1967 г. также на

психологическом факультете ЛГУ (В. В. Бойко Б. Д. Еремеев. В. Е. Семенов и др.).

 

 

Методологические принципы контент-анализа в социальной психологии Так как специфика любой науки прежде всего связана с ее предметом, а также с эмпирическими объектами следований, то контент-анализ в социальной психологии в первую очередь должен применяться для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей определенных микро- и макрогрупп. При этом непосредственными объектами исследования являются документы, рассматриваемые как сообщения. Понятие «сообщение» является именно социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему, что подразумевает зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента. Поэтому в методологическом аспекте для контент-анализа в социальной психологии важно рассматривать сообщение как элемент коммуникационной системы в его отношениях с другими элементами.

Как известно, существуют различные модели коммуникации, предложенные как зарубежными, так и советскими учеными (чаще всего применительно к массовой коммуникации). Однако они не совсем подходят для наших целей, и мы предлагаем собственную социально-психологическую модель коммуникации (рис 1).

При построении коммуникационной модели, а также анализе сообщения как ее элемента необходимо исходить из принципов ленинской теории отражения. Слёдуёт помнить, чтов конечном счете в основе сообщения лежит «субъективный образ объективного мира» (В. И. Ленин), т. е. отражение внешнего мира опосредуется внутренними условиями отражающего субъёкта. Отсюда необходимо, чтобы в социально-п6ихологической модели коммуникации учитывался не только коммуникатор (автор) сообщения с его социально-психологическими особенностями, но и такой элемент, как объект сообщения (те или иные явления, факты действительности) в его специфичности (например, в гносеологическом плане). Следует также учитывать, что содержание сообщения как бы постоянно варьирует в зависимости 6т личностных и групповых особенностей или иного воспринимающего субъекта (реципиента). Важно учитывать и другие социально-психологические и социологические условия коммуникации (в частности ситуации создания и восприятия сообщений).

При рассмотрении социальной коммуникации, на наш взгляд, в целях полноты классификации, кроме традиционной межличностной (интерперсональной) и массовой (прежде всего, журналистской) коммуникаций, следует выделить внутриличностную (интраперсональную) и групповую (коллективную)13 коммуникации. В качестве разновидностей массовой коммуникации особого рассмотрения требуют специальная (профессиональная, например литература и журналы для психологов) и эстетическая (эмоционально-образная, т. е. художественная литература и искусство) коммуникации.

Опираясь на приведенную выше модель коммуникации, а, также учитывая опыт отечественных и зарубежных контент-аналитических исследований, можно наметить основной круг проблематики контент-анализа в социальной психологии (причем в содержании сообщений как бы отражены с разной степенью определенности все остальные элементы модели, опосредованные сознанием коммуникатора). Тогда основными областями применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях будут:

1) изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их создателей (коммуникаторов, авторов) как отдельных личностей, так и групп, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих о себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений; одним из видов подобного изучения являются сравнительные исследования типов личности и ценностей в различных обществах и культурах;

2) изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами); особый интерес в этом плане представляет анализ произведений литературы и искусства, а также публицистики, при этом нельзя забывать о возможной субъективной трансформации объекта коммуникатором;

3) изучение через содержание (сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации (антропологических, письменных, технических), а также особенностей форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских;

4) изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов (адресатов, аудитории); это имеет смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор (автор сообщения) достаточно верно представляет реципиента;

5) изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия (эффектов) коммуникации на реципиентов как представителей различных социальных микро - и макрогрупп, а также изучение успешности общения.

 

13 Разновидность коммуникации, служащая для распространения местной информации, предназначенной большим локальным группам и вторичным коллективам (например, коллектив завода, жильцы большого дома и т. п.).

 

 

 

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

6) для обработки и уточнения данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях (обработка открытых вопросов анкет и интервью, «словесных портретов», данных прожективных методик и т. д.);

7) специальное — науковедческое — употребление для изучения научной литературы по социальной психологии (эволюция интересов ученых к различным проблемам в разное время, анализ цитирований и ссылок и т. д.).

Таким образом, для решения социально-психологических задач контент-анализ может применяться: а) как сугубо самостоятельный метод исследования содержания сообщений; б) в комплексе с иными методами, т. е. когда одновременно исследуется не только сообщение, но и другие звенья коммуникационной цепи; в) как вспомогательный метод обработки массивов данных, полученных другими методами.

Процесс и техника контент-аналитического исследования. Применение контент-анализа как основного метода в социально-психологическом исследовании накладывает отпечаток на весь исследовательский процесс. Ориентируясь на обобщенную программу и процедуру современного эмпирического социального исследования в процессе контент-анализа, можно выделить семь основных стадий.

1. Разработка программы контент-аналитического исследования. При подготовке программы следует воспользоваться социально-психологической моделью коммуникации, которая поможет более четко определить задачи и объект анализа. С точки зрения общего принципа исследования анализы содержания условно можно разделить на дедуктивные, когда исследователя интересует проверка какой-то определенной гипотезы (или гипотез), и индуктивные, когда его интересует определенный тип сообщения и он старается охватить все элементы содержания, не имея отчетливых гипотез.

Не все документы могут стать объектом контент-анализа, необходимо, чтобы исследуемое содержание позволяло задать однозначные правила для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализуемости). Например, труд-

но или совсем невозможно формализовать описание лирического героя некоторых поэтических произведений. Необходимо также, чтобы интересующие элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).

Критерием здесь может служить закон больших чисел. Поэтому материалом анализа могут быть не только большие совокупности однородных документов, например автобиографий или газетных статей, но и один документ, например личныйдневник, имеющий, однако, достаточный объем.

2. Определение эмпирических объектов исследования, выборка. Данная проблема в контент-анализе решается, по сути, так же, как и в исследованиях, использующих другие методы (например, опросные). Однако при анализе документов имеются свои особенности формирования репрезентативной выборки. Так, в исследованиях материалов массовой коммуникации выборка осуществляется как бы на нескольких уровнях: а) отбор коммуникационных органов; б) выбор материалов за те или иные периоды времени; в) определение видов сообщений; г) тип выборки среди этих сообщений.

3. Разработка методики контент-анализа. Разрабатывая конкретную методику анализа содержания, необходимо постоянно ориентироваться на объект исследования, обращаться к образцам интересующих нас документов. При этом для полученных дедуктивным путем при разработке программы исследования понятий (категорий) отыскиваются их эмпирические соответствия, индикаторы (те или иные слова, суждения, и т. п.). Нередко индуктивным способом, непосредственно знакомясь с материалами, служащими объектом анализа, удается получить новые категории или, наоборот, отбросить неудовлетворительные, расширить или ограничить задачи, короче, усовершенствовать программу исследования. В любом случае, методика создается в постоянной работе с образцами отобранных документов.

В контент-аналитических исследованиях может использоваться множество разнообразнейших категорий (т. е. наиболее общих, ключевых понятий, соответствующих исследовательским задачам), которые подразумеваю деление на подкатегории (более частные понятия) и обычно сопровождаются определенными, задаваемые аналитиком классификационными признаками (скажем, «герой» журнальной публицистики может подразделяться на героя реального и вымышленного, а его признаками могут быть профессия, пол, семейное положение и т. д.). Естественно, что в социально-психологическом анализе содержания применяются категории, соответствующие проблематике и научному аппарату социальной психологии. Их можно упорядочить в зависимости от отношения к различным элементам модели коммуникации. Так, если мы изучаем посредством анализа содержания особенности того или иного коммуникатора, то соответствующими категориями могут быть: «предмет сообщения», «оценки» (которые коммуникатор дает этому предмету), «ценности» и «нормы» (которых он придерживается и которые пропагандирует), «референтные группы» (на которые он ориентируется) и т. д.

Используемые нами категории должны найти адекватное выражение на языке исследуемых документов. Таким их выражением являются единицы анализа (иногда их называют «единицами наблюдения» ), которые, соответственно делению категорий, делятся на классификационные единицы разного уровня (упоминавшаяся категория «герой журнальной публицистики» преобразуется в операциональную единицу анализа: «персонаж, которому в конкретной публикации уделяется больше строк текста, чем любому другому персонажу», подкатегория «реальный герой» превращается в классификационную единицу первого порядка: «документальный персонаж, на реальность прообраза которого непосредственно указывается в тексте», признак «профессия» находит выражение в классификационных единицах второго порядка: слесарь, технолог, машинистка и т. д.).

В практике контент-анализа (прежде всего, материалов массовой коммуникации) имеются наиболее употребительные, с тандартные единицы анализа. К ним относятся: слово или «термин», «символ» (например, Г. Лассуэлл со своими сотрудниками во время второй мировой войны проводил так называемый «символический «анализ» мировой прессы, фиксируя частоту использования таких слов-символов, как «Англия», «Россия», «демократия», «фашизм», имена политических деятелей и т. д, а также благоприятное, неблагоприятное или нейтральное отношение к ним);14 суждение или законченная мысль, эта единица широко применялась группой московских исследователей под руководством Б. А, Грушина для анализа содержания различных средств массовой коммуникации;15 т ема (в частности, в ходе анализа содержания «теленовостей» Ленинградской студии телевидения, посвященных трудовым делам коллективов, регистрировались такие темы, как «выпуск новой продукции», «обязательства и планы на будущее», «выполнение планов и обязательств», «связь науки с производством» и т.д.)16 персонаж или герой, класс персонажей, группа, коллектив (например, анализируя описания брака и любви в молодежных журналах,17 а также исследуя русскую портретную живопиь,18 мы фиксировали социально-демографические и прочие характеристики персонажей); автор или выступающий (в том виде как он подается в сообщении: так, внештатные авторы на страницах газет могут изучаться с точки зрения их социально-профессиональной принадлежности и пола на основании подписей под публикациями);19 целое сообщение или публикации.20

 

14 Lassvеll Н. D..е. а. Language of politics. N. Y., 1949.

15 См.: «47 пятниц». Вып. 1 (информационный бюллетень ИКСИ АН СССР), 1969, № 25.

16 Бойко В. В. Семенов В. Е. К вопросу об интерпретации статистических результатов контент-анализа. – В

кн.: Проблемы контент-анализа в социологии. Новосибирск, 1970, с. 71-76

17 Семенов В. Е. Образы брака и любви в молодежных журналах. – В кн.: Молодежь. Образование,

профессиональная деятельность. Л., 1973, с. 164-171.

18 Семенов В. Е. Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях.

Автореф. Канд. Дис. Л., 197, с. 16.

19 Семенов В. Е. Личность и группа на страницах промышленной газеты. – В кн.: Экспериментальная и

прикладная психология. Вып. 8. Л., 1977.

20 Алексеев А. Н. Действенность критики в периодической печати. – Вестн. Моск. Ун-та, сер. ХI, 1968, № 6,

с. 63-75.

 

В одном контент-анализе нередко употребляются несколько единиц анализа или их система.

Так как единицы анализа сами по себе могут быть не всегда правильно истолкованы, то они рассматриваются на фоне более широких содержательных структур — единиц контекста (например, слово следует рассматривать в структуре предложения, персонаж — в рамках целого сообщения и т. п.),

В анализе содержания применяются также вспомогательные единицы измерения, при помощи которых измеряется количество пространства или времени в сообщениях, уделяемое тем или иным единицам анализа (например, страницы, строки, квадратные сантиметры — для печатных и письменных материалов, часы и минуты — для радио- и телевизионных передач). В целях измерения единиц анализа можно также использовать шкалирование.

Методика контент-анализа основное свое выражение должна обрести в так называемой «инструкции кодировщику», т. е. человеку, который будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа с их классификационными и измерительными единицами. Инструкция необходима даже в том случае, когда в качестве кодировщика выступает сам автор программы и методики исследования. В ней, насколько это возможно, точно и однозначно излагается весь алгоритм действий кодировщика, при этом даются операциональные определения единиц анализа, правила их кодирования, приводятся конкретные примеры из документов, являющихся объектом исследования, оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т. д.21

4. Проба (пилотаж) методики, проверка ее надежности. На этой стадии исследования необходимо провести пробный (пилотажный) контент-анализ, который обыкновенно выявляет имеющиеся недостатки методики. После доработки остается окончательно проверить надежность методики, т. е. испытать ее на обоснованность (соответствие задачам и теоретическим понятиям исследования) и устойчивость (воспроизводимость результатов).

Обоснованность (валидность) обычно проверяется при помощи компетентных судей (специалистов по проблематике данного исследования) или посредством получения аналогичных данных другими методами.

Устойчивость (нередко ее отождествляют с «надежностью» или «объективностью» анализа) определяется при помощи повторного кодирования тех же документов по единой инструкции тем же кодировщиком («устойчивость во времени») или кодированием одних и тех же документов разными кодировщиками по единой инструкции («устойчивость среди аналитиков»).

 

21 Образцы инструкций см.: «47 пятниц». Вып. 5 (Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР), 1969, № ЗО.

 

Если данные разных кодирований находятся в достаточном соответствии (например, расхождение не выше 5%, или коэффициент корреляции на уровне значимости 0,05), то можно считать, что методика позволяет получить устойчивые результаты. При этом для пилотажа мы можем взять случайным образом какую-то часть документов из нашей общей выборки (например, 30 или 50 единиц). Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкции, или в недостаточной умелости кодировщиков, или в трудностях формализации содержания, или в неадекватной обстановке работы кодировщиков, или в комбинации этих помех. Как и при любом наблюдении, кодировщики могут допускать следующие типы ошибок: а) неточность (искажение), б) просмотр (пропуск), в) обнаружение того, чего на самом деле нет («мираж»).22 Поэтому всегда полезно помнить о простоте и экономичности методики анализа, что облегчает работу кодировщиков и повышает надежность результатов. Важное значение также имеет тренировка кодировщиков, осуществляемая автором методики. Бывают случаи, когда некоторые люди не подходят для работы по кодированию в контент-аналитическом исследовании, так как это требует большого внимания, терпения и добросовестности. В отчетах и статьях о результатах анализа содержания необходимо приводить данные об устойчивости кодирования, причем на устойчивость следует проверять все единицы анализа.23

5. Сбор первичной эмпирической информации. Если требуется проанализировать очень много материалов и процесс кодирования растягивается на недели, время от времени следует проводить выборочную проверку устойчивости получаемых данных (иногда весь процесс кодирования проводится параллельно двумя или большим числом кодировщиков). В зависимости от характера исследования, четкости его задач и гипотез регистрация единиц анализа может производиться или при помощи заранее выработанных макетов таблиц (в клетках которых отмечается появление определенных единиц), или перфокарт (а также особых карточек),24 или специальных кодировальных матриц.

 

22 Акофф Р. Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974, с. 255—256.

23 См.: напр.: Семенов В. Е. Личность и группа на страницах промышленной газеты. — В кн.: Экспериментальная и прикладная психология.

24 Вооглайд Ю. В. Методы, использованные при исследовании аудитории газеты «Эдази» и деятельности редакции. — В кн.: Труды по социологии. Вып. II. Тарту, 1972, с. 64—72; «47 пятниц». Вып. 5 (Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР).

 

Если исследование имеет поисковый характер, когда приходится собирать избыточную первичную информацию, то уместнее всего использовать кодировальные матрицы (рис. 2). Удобно, когда столбцы такой матрицы означают отдельные документы (сообщения), а строки — классификационные единицы соответствующих единицам анализа (перечень тем, персонажей и т. п.). Тогда в каждом столбце оказывается закодированным по интересующим нас признакам отдельное сообщение.

Кодировальная матрица может быть отдельным листом, если анализируемых сообщений классификационных единиц немного (например, не более ста) и может быть целой тетрадью таких матричных листов при большом количестве сообщенийи единиц. При этом в матрице всегда оставаться запасные ряды для новых классификационных единиц, которые могут появиться в ходе продолжительного поискового анализа.

6. Количественная обработка собранных данных. Количественная обработка полученных в процессе кодирования данных (ключая машинную обработку) осуществляется принципе так же, как и в любом социально-психологическом исследовании.

 

 

Рис. 2. Кодировальная матрица для контент-анализа.

 

Могут быть использованы частотные и процентные распределения разнообразные коэффициенты корреляции и индексы, перекрестные таблицы и графы, статистические критерии проверки гипотез и т. д. Однако имеются и некоторые специальные формулы и способы, разработанные для нужд контент-анализа. Например, «коэффициент неустойчивости» Джаниса – Фаднера25 или формула для измерения «удельного веса» определенного содержания, предложенная А. Н. Алексеевым,

Весьма важными в контент-анализе являются способы чета совместной встречаемости (связанности, зависимости) различных элементов содержания в сообщениях. Начало разработки этих способов на базе общепсихологического принципа ассоциативности в функционировании человеческой психики было положено американским психологом А. Болдуином в 1942 году.

 

25 Ядов Б. А. Методология и процедуры социологических исследований. Тарту. 1968, с. 178—179.

26 Алексеев А. Н. Опыт измерения удельного веса категорий содержания на страницах газеты. — В кв.: Проблемы контент-анализа в социологии, с. 41—47.

 

Однако его новаторский опыт нашел последователей лишь в конце 50-х годов в лице известного психолога и психолога и психолингвиста Чарльза Осгуда и его сотрудников.27 По Осгуду, неслучайные зависимости элементов содержания в сообщениях свидетельствуют об определенных ассоциациях в мышлении коммуникатора, случайные — указывают на процессы диссоциации. Для нас в данном случае прежде всего важна техническая сторона методики анализа зависимости элементов содержания, предложенной Ч. Осгудом.

Процедура данной методики состоит в том, что в сообщениях (или в порциях какого-то текста) регистрируется наличие или отсутствие определенных, намеченных задачами исследования содержания, затем подсчитывается совместная встречаемость этих единиц и определяется случайность или неслучайность их совместного появления. При этом анализируемые единицы фиксируются в матрице, подобно той, которую мы приводили выше, а на следующей стадии анализа рассчитывается квадратная матрица возможных и фактических совместных появлений единиц анализа (рис. 3).

Например, единица А встречается в 40% анализируемых сообщений (РА = 0,4), а единица В – в 20% сообщений (РВ = 0,2), тогда можно ожидать, что по теореме умножения вероятностей совместно эти единицы появятся с вероятностью 0,08 (РАВ = РА х РВ = 0,4 х 0,2 = 0,08).

 

 

Рис. 3. Матрица возможных и фактических совместных появлений единиц контент-анализа.

 

 

Записываем это значение в соответствующую верхнюю от матричной диагонали клетку. Теперь смотрим, сколько раз совместно встречаются в сообщениях единицы А и В на самом деле. Оказывается, что они встречаются только в 6% сообщений (FАВ = 0,06). 3аписываем это число в соответствующую нижнюю от диагонали клетку. Таким же образом рассчитываем остальные вероятности и частости совместного появления всех единиц анализа. Далее, сравнивая фактические и вероятностные величины, определяем какие фактические зависимости оказываются неслучайными (например, на рис. 3 видно, что совместное появление единиц А и В— случайно, так как фактическая величина ниже вероятностной, а единиц А и С — не случайно, так как фактическая величина превосходит вероятностную).

 

27 Osgood Ch. E. The representational model and relevant research methods. – In: Trends in content analysis. Urbana, 1959, p. 33-38.

З атем можно рассчитать уровень значимости неслуч







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.