Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







срабатываемости и совместимости людей





Одним из перспективных путей развития экспериментальной групповой психологии является разработка различных моделей групповой деятельности. Гомеостат — первая аппаратурная модель, созданная Ф. Д. Горбовым и М. А. Новиковым для изучения совместной деятельности. Благодаря моделированию разных степеней взаимосвязанности членов группы она позволяет определить порог ее срабатываемости. Целесообразным является моделирование, как конкретных видов совместной деятельности, так и обобщенных, в которых изучаются взаимодействия логических процессов, функций, состояний II свойств личности. Модели совместной работы могут использоваться как диагностические средства и тренажеры, что значительно расширяет диапазон их применения.

Для исследования психомоторной срабатываемости используется модифицированный аппарат — кибернометр Роже Ламбера (1965).1 Этот аппарат предназначен для измерения влияния каждого члена группы на ход совместной работы. В несколько модифицированном виде кибернометр может быть применен для индивидуального обследования испытуемых. Наша экспериментальная установка в одном варианте имеет жесткую кинематическую цепь — систему рычагов и мягкую кинематическую цепь — веревочный вариант. Во втором варианте рычаги с «движком» заменяются веревочной системой {леской) имеющей другой тип движка.

Первый вариант типа А (с жесткой системой связи) может применяться для индивидуального и группового экспериментов. Для индивидуального обследования используются только две системы рычагов и движок (работа двумяруками). Этот тип аппарата может быть применен для совместной работы двух испытуемых (работа одной рукой). Для группового эксперимента используется также система рычагов с четырьмя рукоятками, и здесь совместно могут работать два и четыре испытуемых.

Второй вариант типа А (с мягкой системой связи) применяется только для группового эксперимента (два и четыре члена группы). Для варианта с мягкой системой связи производится замена центральных звеньев рычагов и движка. В отличие от жесткой мягкая кинематическая цепь ограничивает степени свободы каждого рычага, а тем самым увеличивает взаимозависимость членов группы. Если первый вариант кибернометра дает возможность взаимодополнить действия одного члена группы другими участниками совместной работы, то второй вариант ограничивает взаимодополняемость и каждое последующее действие одного члена группы невозможно без соответствующего действия предыдущего.

 

1 Обозов Н. Н., Овчинников В. С. Установка для исследованная сенсомоторной совместимости. — В кн.: Электроника и спорт. Л., 1968, с. 37.

 

Специальное устройство позволяет получить запись не только общей траектории перемещения «движка» по лабиринту, но и незначительных колебательных движений, совершаемых в процессе выполнения координированных действий.

Третий вариант типа А (е мягкой связью) позволяет исследовать группу с более широким количественным диапазоном (от 3 до 9 человек)." Специальное устройство позволяет регистрировать двигательную активность каждого члена группы. В отличие от первого и второго вариантов этот кибернометр дает возможность исследовать срабатываемость группы в условиях: а) регулируемого группой режима работы; б) заданного именяющегося периодически и апериодически. Лабиринты имеют вид диска, на котором изображены дорожки с ритмичным шагом отрезков и аритмичным шагом. Лабиринт устанавливается на специальной подставке, включающей двигатель, который вращает его вокруг оси. Скорость вращения диска может регулироваться, В процессе работы группы двигатель может включаться и отключаться по специальной программе. Это создаст трудности перестройки работы группы на новый темпо-ритм.

Испытуемым при работе на всех трех вариантах кибермометра дается инструкция. «Перед вами прибор для исследования координации движений. Вы должны с помощью рукояток перемещать «движок» по лабиринту от исходного положения дорожки лабиринта до конечного положения. Вы должны вести «движок» таким образом, чтобы при этом не загоралась красная лампочка. Задача рассчитана на выполнение точности ваших действий (при групповой работе — совместных действий). Темп работы не ограничивается и должен быть выбран вами в зависимости от удобства действий».

Помимо первичных данных, полученных при обработке диаграммной ленты с записью общего времени выполнения каждой операции, длительности и количества ошибок, колебательных движений рук, могут быть использованы производные показатели.

Интегральный показатель успешности работы Ку подсчитывался по формуле:

 

 

Где to - среднее время выполнения операции по данной выборке испытуемых; trp — индивидуальное время или время работы данной группы; Оо — среднее количество ошибок по операции данной выборки испытуемых; Огр — индивидуальное или групповое количество ошибок по данной операции; Ку подсчитывается по каждой пробе в отдельности. Ку оценивает не только общую успешность совместной работы, но дает интегральную характеристику гомеостатического равновесия в работе системы (группы). При лучшей сбалансированности системы (группы) коэффициент имеет положительный знак. При чрезмерной ориентированности группы на скорость или точность работы Ку имеет отрицательный знак и значение.

Коэффициент полезного действия отражает отношение времени полезно затраченного к общему времени выполнения пробы.

 

 

где to длительность ошибок, допущенных при перемещении движка; t — общее время выполнения пробы.

Запись колебательных движений на диаграммной ленте при работе на кибернометре первого и второго вариантов позволяет определять экономичность выполнения проб и операций каждым испытуемым в отдельности, а в парном эксперименте отдельно по левой и правой руке

 

2Прибор сконструирован и изготовлен под руководством Н. Н. Обозова студентами факультета психологии ЛГУ В. М. Давыдовым. Е. М. Ивановым, В. С. Степановым; экспонировался на выставке НТТМ. (Научно-техническое творчество молодежи) - 76 на ВДНХ СССР.

 

Коэффициент экономичности подсчитывается по следующей формуле:

 

 

где К — количество колебательных движений в данной пробе, t — время выполнения пробы. При работе на кибернометре третьего варианта счетчики импульсов регистрируют дискретно моторную активность — напряженность каждого члена группы. Моторная активность рассчитывается:

 

 

где К — количество колебательных движений зарегистрированных счетчиком импульсов в опыте, t — время работы. Известно, что при одинаковой успешности совместной и индивидуальной работы напряженность, энерготраты бывают разными. Фиксация моторной активности дает возможность оценить не только меру моторного участия каждого члена группы, но и сравнить степень напряженности, например, двух групп, имеющих одинаковый Ку.

Для исследования срабатываемости членов группы, решающих мыслительные задачи, разработана установка на базе кибернометра (тип В, с мягкой кинематической цепью), которая включает дополнительно рабочее полематрицу, имеющую 25 элементов (5х5) (вместо лабиринта) и специальное кодировочное устройство. Для регистрации речевых реакций и определения характера поиска буквы используется магнитофон. Эта методика позволяет исследовать эффективность совместных действий при решении группой оперативных задач (перцептивно - мыслительного класса). Испытуемым – членам группы дается следующая инструкция: «Вы должны, совместно перемещая «движок» по матрице, определить букву русского алфавита. Если лампочка, расположенная на матрице, загорится, значит, элемент, которого вы коснулись «движком», входит в контур буквы. Основание буквы находится со стороны значка дельта. Вы должны как можно быстрее и с минимальным количеством ходов определить, какая буква закодирована на матрице. Каждый элемент матрицы пронумерован, поэтому вы в процессе совместной работы должны громко вслух называть предлагаемый ход». (Экспериментатор в специальной тетради, имеющей на каждой странице 25 квадратов, регистрирует последовательность и количество ходов. Кроме того, такая инструкция позволяет получить более качественную регистрацию речи испытуемых на магнитофоне). Задача считается решенной, если члены группы согласовали окончательное мнение о том, какая буква закодирована на матрице. Буква может быть задана как на всей матрице, так и на части ее. Испытуемые могут предупреждаться и не предупреждаться, на какой части задана буква, что существенно определяет сложность задачи. В эксперименте могут использоваться четыре набора букв, уравненных по степени сложности: I – Г, Е, Ч, О, Н, Б; II – С, Т, И, П, Т, Р; III - С, Н, Б, О, Т, И; IV - Г, П, Ч, Е, Р, Ш.

В ходе эксперимента регистрируются следующие параметры:
1. общее время решения задачи;

2. количество сделанных ходов;

3. психомоторная активность каждого члена группы в отдельности;

4. речевые реакции испытуемых.

Кроме основных замеряемых параметров, производится и более детальный анализ полученных данных, что диктуется задачами эксперимента. Наиболее общей оценкой эффективности решения задачи может быть коэффициент успешности Ку (подсчитывается по формуле, показанной выше). Моторная активность каждого подсчитывается по формуле, также описанной в статье.

Речевые реакции могут быть классифицированы по следующим категориям: команда, указание, гипотеза, мнение, информация – размышление, информация – сообщение, вопрос, отрицание гипотезы и хода, согласие с ходом и гипотезой, эмоциональные реакции. Гипотезы оцениваются по их близости к конечному решению задачи. В общем виде их можно разбить на истинные и ложные. По соотношению гипотез и контрольных действий (проверочных) могут быть выделены различные типы решения задач по стратегиям обобщенности поиска и по стратегиям стиля работы (импульсивный, уравновешенный, инертный).

Для оценки взаимоотношений в группе производится индивидуальный опрос испытуемых по специальной схеме после эксперимента, что дает возможность выявить их удовлетворенность: «собой», «партнером», «работой», Проведение методики САН (самочувствие, активность, настроение) «до» и «после» совместной работы определяет субъективное состояние членов группы. Фиксация физиологических параметров (КГР, пульса, тремора) дает информацию о состоянии организма совместно работающих лиц. Включение данных поведения (соматического и речевого), субъективных состояний и физиологии позволяет определить степень совместимости и сработанности группы. Совместимость – такой эффект сочетания взаимодействующих индивидов, который показывает максимально возможную степень субъективной удовлетворенности при достаточных энерготратах или напряженности (по физиологическим данным). Совместимость связана с неформальным, интимно-эмоциональным взаимодействием (общением), продуктивность для нее не имеет ни какого смысла. Сработанность – такой эффект сочетания совместно работающих индивидов, который показывает максимально возможную в данной совместной деятельности успешность при минимальных энерготратах или напряженности (по физиологическим данным) и при некоторой субъективной удовлетворенности состоянием (желательно высокой, но не всегда реально возможной).

Для исследования организаторской деятельности в иерархических системах управления используется 3-й тип кибернометра (С). Особенностью данного устройства является то, что оно позволяет изучать раздельно поведение руководителя (диспетчера) и группы (операторов). Наряду с раздельными показателями эффективности деятельности руководителя и группы можно получить общую оценку согласованности системы управления диспетчер – группа операторов. Прибор устроен так, что имеет пульт экспериментатора. На нем расположено кодировочное устройство, состоящее из трех идентичных составных частей (панелей с тумблерами): электросекундомера, фиксирующего время решения задачи; счетчика импульсов, регистрирующего количество ходов, произведенных группой. Принцип кодировки букв аналогичный тому, который описан выше при изложении особенностей устройства экспериментальной методики для определения эффективности работы группы, решающей оперативные задачи (перцептивно – мыслительного класса). Особенностью же 3-го типа кибернометра является то, что у каждого члена группы своя отдельная матрица, а не общая, как это было в описанном выше устройстве. Каждый член группы А, В и С определяет свою букву русского алфавита, независимо от других. Члены группы могут быть изолированы друг от друга, и все связи должны идти только через руководителя (диспетчера). Руководитель распределяет между членами группы общее количество возможных ходов, которое задается извне экспериментатором. Электросекундомер на пульте руководителя показывает время решения групповой задачи.

Перед диспетчером (руководителем) экспериментатор ставит задачу: «Вы должны с помощью группы определить, какое слово из трех букв закодировано на матрицах. Может быть дана любая смысловая триграмма. Количество ходов, которое могут использовать члены управляемой вами группы, ограничено. В случае, если количество ходов перерасходовано, задача считается нерешенной, и экспериментатор отключает прибор. Задачу необходимо решить как можно быстрее, так как эффективность вашей работы и группы в целом будет оценивать по времени и количеству использованных ходов». Если на группу дается, например, всего 20 ходов, то руководитель должен так распределить их между членами группы, чтобы хватило каждому для определения буквы. Диспетчер в зависимости от расходования ходов может отключать любого члена группы от работы на время, чтобы «подтянуть» других, не справляющихся с задачей, помочь им в решении. Счетчики импульсов (четыре), расположенные на пульте диспетчера, информируют об общем количестве ходов группой и каждым «подчиненным» в отдельности (а, b, c).

В ходе эксперимента регистрируются:

1. время решения группой задачи;

2. количество сделанных ходов;

3. речевые реакции руководителя и членов группы;

4. определяется стиль руководства.

Эффективность совместной работы системы «диспетчер – группа операторов» оценивается по коэффициенту успешности Ку (формула дана выше).

Моделирование совместной деятельности имеет перспективы только в том случае, если оно связано с практикой, производственными процессами. Описанные модели – методы использовались при исследовании производственных коллективов, спортивных команд. Подтвердилась их валидность и надежность.

 

§ 2. Техника гомеостатического метода

 

В 60-е годы в нашей стране исследовательские группы, возглавляемые учеными психологами проф. Ф. Д. Горбовым. проф. Е. С. Кузьминым, Н. Н. Обозовым и др. начали применять для изучения различных вопросов психологии оригинальный экспериментальный метод, получивший условное наименование — гомеостатического.

Исследовательская работа проводилась на основе использования специально сконструированных и изготовленных физических приборов, названных затем «гомеостатами». Главная особенность метода выражалась в том, что он был, во-первых, чисто лабораторным, а во-вторых, включал в себя, помимо гомеостатов, целую систему вспомогательных современных физических, электронных приборов. Были отмечены ценные в научном и прикладном значении результаты.

Как пишет Е. С. Кузьмин, изучались вопросы «оптимального и рационального» комплектования групп, факторы и условия, определяющие характер взаимоотношения членов группы, соответствие структуры группы поставленной задаче, успешность решения задач. Изучение проводилось «на основе гомеостатической методики, с дополнением ряда приборов, опроса, бесед и инструкций».3 Таким образом, в итоге исследовательских усилий был создан экспериментальный гомеостатический метод, применяемый в лабораторных условиях для изучения различных проблем малых групп, коллективов и личностей, при использовании средств физического, предметного моделирования групповой деятельности.

 

Устройство приборов «гомеостат».

 

В основу создания гомеостатических технических устройств может быть положен любой принцип: механический, электрический, оптический, электронный и т. д. Создаваемая техническая система должка иметь основную регулировку в плане: состояние равновесия — нарушение равновесия, и наоборот.

При этом решающее значение имеет управление регулировкой и выражение ее количественной характеристики, измеряемой приборами (счетчик, самописец и т. д.) в тех или иных единицах (мера длины, угол отклонения, величина электротока, количество импульсов, интенсивность света и т. д.).

Важны также элементы системы, ее структура и функциональность. Конструктивное исполнение гомеостатов может быть самым разнообразным: от комплекса многих приборов, применяемых стационарно в лабораторных условиях, имеющего значительные исследовательские возможности, до легких, портативных устройств, предназначенных для решения сравнительно элементарных вопросов непосредственно на объект исследования.

В лабораториях Ленинградского государственного университета были изготовлены и применены в эксперименте разнообразные конструкции гомеостатов, в основу которых положены вышеупомянутые принципы.

Принципиальной схемой большинства гомеостатов явился классический мост Уинстона, его разновидности и комбинации его элементов.

 

3 С. Основы социальной психологии, Л.. 1967, с. 102.

 

К мосту подводится сетевое или батарейное электропитание в диагональ плечей моста включен индикатор равновесия. Плечи моста разбиты на элементы, предусмотрена различная комбинация их и дозированная регулировка.

Обычно гомеостат состоит из 3 — 8 отдельных, выносных пультов для испытуемых и одного прибора — пульта руководителя, которые электрически и, следовательно, функционально связаны между собой кабелем в одну регулируемую систему.

Выносной пульт испытуемого состоит из переменных одинарных или сдвоенных резисторов, переключателей, тумблеров, индикаторного электроизмерительного прибора с пределом измерения до 1 мА и нулем посередине шкалы, индикаторных лампочек и др.

Переменные резисторы, являясь элементами плечей моста, ручки от которых выведены на переднюю панель, предназначены для операторской деятельности испытуемого.

Переключатели служат для образования разновидностей электросхемы всех пультов гомеостата и, следовательно, для создания тон или иной функциональной структуры деятельности испытуемых.

Электроизмерительный прибор поставляет испытуемому приблизительную информацию о ходе решения задачи и о ее решении.

Прибор — пульт руководителя включает в себя электропитающее устройство; приспособление автоматической отметки положения «0» на приборах испытуемых, указывающего на то, что задание выполнено; ручки предъявления задач различной сложности и типа; ручки принудительной электросвязипультов испытуемых, определяющей функциональную структуру гомеостата; блок регистрации кинестетической активности испытуемых, состоящий из счетчиков типа МЭС-54 или других. Некоторые гомеостаты имеют приспособления, создающие помеху в ходе эксперимента или стимулирующие деятельность испытуемых.

При помощи этого пульта руководитель может:

1) задавать ту или иную функциональную структурность гомеостата;

2) предъявлять испытуемым последовательный ряд задач — общих, групповых, личных — различной сложности;

3) наблюдать за ходом эксперимента и управлять им;

4) в ряде случаев получать информацию в цифровой форме о кинестетической деятельности каждого испытуемого или всех вместе.

Помимо приборов собственно гомеостат, гомеостатический исследовательский комплекс включает в себя целый ряд сложных вспомогательных приборов общего назначения, предназначенных в основном для получения, сбора, регистрации и хранения если не всей, то важнейшей части экспериментальной информации.

Процедура эксперимента определяется и зависит от 4 основных составляющих эксперимента:

1) от целей исследования;

2) количества испытуемых;

3) типа гомеостата;

4) количества вспомогательной аппаратуры.

Эксперимент проводится достаточно подготовленным руководителем и его помощниками. Продумывается размещение приборов и испытуемых, для них составляется подробная инструкция.

Эксперимент включает ряд задач, подзадач различной сложности (легкой, средней и сложной), которые последовательно ставятся перед испытуемыми. В зависимости от этого эксперимент распадается на взаимно связанные этапы.

Возможен и иной процедурный вариант, который включает в себя последовательное предъявление и решение «яичной» задачи; подзадачи, решаемой несколькими членами группы; общей для всей группы задачи.

Среди процедурных приемов необходимо указать на следующие:

1) свободное или принудительное объединение членов группы в подгруппы;

2) обязательный или свободный выбор связи моторной деятельности членов группы;

3) ввод в деятельность испытуемых дозированных элементов помели или стимуляции.

Большим процедурным достоинством некоторых гомеостатов (например, Ф.Д. Горбова) является:

а) возможность количественного замера личной кинестетической деятельности испытуемого;

б) регулируемая и замеряемая связь этой деятельности с кинестетическими усилиями остальных членов группы;

в) возможность элементарного математического описания этой деятельности.

В опыте фиксируется количество неудач, ошибок, пропусков задач, нарушения очередности, отмечаются важные и несущественные задачи. На случай успеха или неудачи должен быть запасной вариант продолжения опыта.

Время является важнейшей компонентой эксперимента, и группа испытуемых должна выполнить все действия, необходимые для успешного решения задачи в пределах отведенного времени. На практике для получения значимых и надежных результатов эксперимент продолжается не менее 5 и не более 30 мин, хотя это и не является критичным.

Во всех случаях качество решений предпочитается скорости. Особо отмечаются простои, ожидания и т. д.

Встречается гомеостатическое моделирование, которое полностью определяется успешным результатом, а не временем выполнения.

При помощи счетчиков импульсов и самописцев (Н-320/5), подключенных к ручкам или элементам механизма решения задач, регистрируются операторская активность и моторные компоненты деятельности. В основном, при этом используется наблюдение, возможности которого (точность, строгость, объективность и степень чувствительности) намного увеличиваются применением группы вспомогательных приборов, о которых говорилось выше, регистрирующих важнейшие рабочие характеристики исследования.

Весьма ценную информационную характеристику поставляют приборы кино- и фоторегистрации. Наиболее удобен в этой роли видеомагнитофон, применение которого желательно. Основной вид информации — вербальная информация — записывается приборами магнитной записи, имеющими дистанционное управление (диктофоны).

Возникающие при этом значительные трудности преодолеваются применением многоканальных магнитофонов или приборов, позволяющих вести запись сигналов от различных источников (от испытуемых) на один обычный магнитофон (микшер).

Необходимо, однако, учитывать, что в этом варианте возникают определенные затруднения с расшифровкой информации, имея в виду состав группы (3—8 чел.) и общее, значительное количество испытуемых.

Полезным приемом является задать испытуемым после эксперимента дополнительные вопросы, раскрывающие или дополняющие отдельные моменты процедуры.

Вопросы и ответы пишутся на магнитную ленту, расшифровка которой не вызывает затруднений.

Дает вполне позитивные результаты применение для этой цели прибора — анкеты опроса, которая позволяет автоматически предъявить испытуемым в письменной форме определенное количество (до 50) вопросов и получить на них суммарный ответ от всех испытуемых.

Итак, проведение эксперимента по процедуре позволяет нам получить качественно-количественный замер всей индивидуальной и коллективной активности испытуемых, т. е. информационную характеристику исследования.

Полученная нами информационная картина включает три вида информации:

1) вербальная информация — является важнейшим видом. Ею обмениваются во время опыта испытуемые в порядке очередности или хаотично. Она обычно выражается указаниями, командами, замечаниями, репликами, высказываниями и т. д.;

2) информация о поведении испытуемых, направленности их действий и реакциях;

3) информация о кинестетических операциях и спытуемых, их моторной активности.

В заключение следует упорядочение информации (временная последовательность, привязка к типам задач, личности, подгруппам и т. д,), изучение и социально-психологическая интерпретация.

Гомеостатический метод характеризуют следующие достоинства:

1) он является недорогим и эффективным методом лабораторного исследования проблем личности, групп и коллективов;

2) этот метод позволяет применить для управления экспериментом и последующего анализа полученной информации математические приемы и ЭВМ.

3) использование портативных гомеостатов по упрощенной методике незаменимо для получения оперативной, прикидочной информации при изучении групп учащихся, для комплектования экипажей, спортивных команд, и т. д.

Несмотря на то, что все модели «гомеостата» весьма условны, этот способ исследования считается достаточно адекватным природе изучаемых социально-психологических явлений, и степень его достоверности и эффективности определяется совпадением полученных в эксперименте характеристик с предварительным расчетом, практикой, с результатами применения других методов социальной психологии.

Приборы «гомеостат», несмотря на известную условность и разумные упрощения, дают возможность строить гипотезы, подсказывают исследователю новые экспериментальные пути, позволяют выявлять сущность важнейших социально-психологических феноменов. Они могут быть применены везде, где мы имеем дело с малой группой: на производстве, в военном деле, космонавтике, учебной группе, семье и т. д.

 

§ 3. «Анализатор программ» средств массовой информации

 

«Анализатор программ» — это устройство для непрерывной записи реакций аудитории на звуковое и зримое содержание средств массовой информации. Оно позволяет регистрировать отношение (реакции) реципиентов к содержанию и форме информации по ходу ее восприятия.

«Анализатор программ» был впервые применен учеными Колумбийского университета по инициативе П. Лазарсфельда и Ф. Стентона в 1939 г. С тех пор метод неоднократно использовался для изучения аудитории в Англии, Франции, США, Японии. В СССР, в Эстонии, подобный прибор оригинальной конструкции был построен Ю. Вооглайдом и У. Вейсманом и использован для оценки выступлений ораторов аудиторией зрительного зала.4 В своих исследованиях мы использовали устройство такой же конструкции для выявления оценок аудиторией содержания телевизионных интервью.5

Принцип работы «анализатора программ» заключается в следующем.6

Испытуемые слушают (смотрят) передачу, информацию и тут же оценивают ее в процессе ознакомления. Каждый момент информации, по договоренности с испытуемыми, может быть охарактеризован конкретными понятиями: истинно—ложно. новое—старое, возбуждает воображение или нет и т. д. Если «да», то испытуемый нажимает одну кнопку (например, зеленую), если «нет» — другую (например, красную), при нейтральном отношении кнопки не нажимаются. Когда «анализатор» имеет шкальное устройство, то испытуемому дастся в руки небольшая пластмассовая коробочка.

 

4 Методологические проблемы исследования массовой коммуникации. Тарту. 1967, с. 202—207.

5 Бойко В. В. Психологическое исследование профессии телеинтервьюера. — В кн.: Журналист, пресса, аудитория. Вып. 1. Л., 1975, с. 65—76.

6 См.: Hollonguist T. and Suchman E. Listening to the listeners. – In: Radio research, 1942 – 43. N. Y., 1944, p. 265-334; Curtis Ad. And Curtis Al. Programm analyzer Test of two educational films. – In: Radio resrarch., p. 485-506; Hovland C. Y. e. a. Experiments on mass communication. Princeton (New Jersey), 1949, p. 105-120.

 

Воспринимая информацию, он тут же с помощью рукоятки устанавливает стрелку на том или ином пункте шкалы. Суммарные или средние показания кнопочных ил шкальных анализаторов фиксируются на пульте экспериментатора синхронно с передаваемой информацией. В комплект аппаратуры входит несколько пультов для испытуемых (кнопочных устройств или приборчиков со шкалами) и пульт экспериментатора, который лучше смонтировать за пределами экспериментальной аудитории, просмотрового зала.

Методика программного анализатора имеет ряд достоинств по сравнению с другими методами изучения. Она позволяет получить не только итоговую оценку содержания и оценку формы содержания, но, что более важно, синхронную оценку каждого ее элемента. Когда реципиент синхронно с передаваемой информацией указывает сое отношение к ней, есть гарантия, что он не забудет что-либо из переданного, как это случается при опросах после передачи, не усреднит своих оценок отдельным частям передачи. Он не оценит всю передачу (информацию) под давлением одного или некоторых ее компонентов. Исследователь получает возможность увидеть, какие именно составные части содержания определяют положительное, нейтральное или отрицательное отношение к информации в целом. С другой стороны, исследователь может попросить испытуемых оценить не только содержание, но и строго определенные компоненты формы передаваемого, например образность стиля, звучность, композицию и т. д.

«Анализатор» дает возможность в течение одного эксперимента получить многоплановую характеристику информации, например, оценить сразу содержание и форму. Для этого требуется:

1. Два или несколько независимых комплектов аппаратуры, что дает возможность исследователям одновременно фиксировать сразу две или несколько оценок со стороны аудитории (сколько комплектов, столько и оценок);

2. Участие в опыте двух или нескольких «выравненных» групп испытуемых, т. е. групп, по возможности, одинаковых по своим социально-демографическим признакам (сколько комплектов, столько и групп).

Каждой группе испытуемых дается специальная инструкция выражать свое отношение (реагировать) на строго определенные понятия, которые, по мнению экспериментатора, свидетельствуют о тех или иных особенностях воспринимаемой информации. Например, стоит задача - оценить новизну, актуальность и полезность содержания телевизионных новостей. Каждая группа, участвующая в опыте, получает одно конкретное задание. Чаще, однако, проводится серия экспериментов с одним комплектом аппаратуры и одной постановочной задачей для испытуемых.

После того, как передача продемонстрирована, обычно проводится анкетирование или интервью с целью выяснить, почему аудитория реагирует на определенные моменты информации, так или иначе. Для этого экспериментатор может просматривать ленту с записью реакций испытуемых или показывать ее участникам опыта и попросить их объяснить отношение к каждому моменту передачи. Если информант забыл, почему он так реагировал на содержание, то ему могут предложить прослушать (просмотреть) соответствующее место передачи еще раз.

Затем наступает стадия обработки полученных итогов. Общее число положительных и отрицательных сигналов аудитории за каждую единицу времени передачи и по каждому пункту содержания может быть представлено графически – в «программном профиле». Верхняя линия «программного профиля» - шкала времени. В основании профиля – единицы содержания программы, информации, пьесы и т. д. это может быть кратко сформулированная суть отрывка из текста, сцена и т. п. Вертикально, слева на «программном профиле» располагается шкала, показывающая общее число (процент) реакций в каждой данной точке (т. е. за единицу времени и содержания) транслируемой передачи. Число положительных ответов откладывается вверх от нулевой линии этой шкалы, а отрицательное – книзу от нулевой линии. Итоги ранее проведенного опроса испытуемых помогают исследователю объяснить причину «пиков» на «программном профиле».

Заканчивая описание результатов, полученных с помощью «анализатора программ», исследователь должен гарантировать их достоверность, а также надежность метода. Принято считать, что измерительный инструмент надежен, если результаты, полученные с его помощью, не зависят от частоты повторения опытов. Для этого показания несколько групп, «выравненных» по полу, возрасту, образованию, роду занятий, коррелируются между собой. Отдельно сравниваются положительные и негативные реакции испытуемых относительно тех понятий, на которые они, согласно инструкции, предшествующей опыту, должны обращать внимание. Надежность теста можно установить иным путем. Как указывалось выше, изучаемая программа (информация) разбивается на основные единицы (фрагменты) содержания. Такие единицы содержания нумеруют и разделяют на две части – четную и нечетную. Сопоставляются между собой положительные реакции каждого испытуемого в четном и нечетном рядах цифр, которыми зашифровано основное изучаемое содержание. Корреляция полученных рядов множеств покажет степень плотности ответов испытуемых. Чтобы сказать, достоверны (обоснованы) или нет результаты, полученные с помощью техники «анализатора», нужно знать, замеряет ли она то, что исследователь предполагает измерить. Для этого сравниваются между собой показатели «программного профиля» и опросов, проведенных в заключение опыта. Данные «программного профиля» располагаются по рангу: на первом месте ставится номер того фрагмента (момента, эпизода) информации, который получил наибольшее число положительных реакций аудитории, на втором месте – номер эпизода, который вызвал несколько меньшее число одобрений, и т. д. Так образуется первый столбик цифр. Во втором столбике по рангу выстраиваются номера фрагментов информации, получивших одобрительную оценку в интервью или анкете. Между двумя рядами находится коэффициент ранговой корреляции, величина которого позволяет судить о достоверности результатов, полученных с помощью «анализатора программ».

В качестве «анализатора программ» при изучении коммуникативного процесса используется аппарат, созданный на основе знакомого физиологам и психологам самописца. В последние годы этот аппарат усовершенствован. С 1954 г. Би-Би-Си проводит опыты с более сложной системой, позволяющей записывать на магнитную пленку одновременно с передачей и реакцию группы зрителей, каждый из которых выражает свое одобрение или неудовлетворение передачей нажатием нужной кнопки.7 Другой тип «анализаторов» в качестве задающего устройства имеет переменный резистор (потенциометр), который заключен в небольшую коробочку и снабжен шкалой и ручкой (типа ручки от переключательной радиоэлектронной аппаратуры). Вращением ручки испытуемый устанавливает оценку тому, что видит и слышит. Так, в приборе эстонских психологов имеется шкала с делениями от -100% до +100% с нулем посередине. Задающие устройства (их число практически не ограничено) соединены с регистрирующей аппаратурой, которая находится перед экспериментатором. На табло автоматически показывается суммарная (или средняя) оценка суждений испытуемых в пределах задающ







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.