Эффективность совершенной конкуренции. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эффективность совершенной конкуренции. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах





 

Совершенная конкуренция является эффективной потому, что здесь в долгосрочном периоде соблюдается условие эффективного использования ресурсов, представленное в алгебраическом виде:

P = AC = MC,

и в графическом виде:

P,C MC

 
 


AC

P

 
 


Qопт Q

 

Рис. 48. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

 

Данное условие включает в себя:

1) производственную эффективность;

2) эффективное распределение ресурсов.

Производственная эффективность представлена равенством: P = AC и означает, что:

a) в долгосрочном периоде действует тенденция к исчезновению экономической прибыли, в результате чего цена снижается и уравнивается со средними издержками, обеспечивая фирме лишь нормальную прибыль.

В краткосрочном периоде это равенство не выполняется. Цена может быть выше

или ниже средних издержек;

b) средние издержки достигают минимально возможного значения.

Эффективное распределение ресурсовпредставлено равенством: P = MC (вариант равенства: MR = MC в условиях совершенной конкуренции, т. к.

P = MR, поскольку каждая дополнительно продаваемая единица продукта добавляет предельный доход, равный цене).

В равенстве P = MC, цена означает меру стоимости данного продукта для общества, а MC - меру стоимости других продуктов, от которых оно отказалось производя данный продукт. Равенство этих двух мер означает, что общество удовлетворено тем, сколько выпускается данной и других видов продукции из аналогичных ресурсов.

Равенство P = MC, выполняется и в краткосрочном периоде и в долгосрочном и обеспечивает конкурентной фирме оптимальный объем производства и максимальную прибыль.

 

Ключевые понятия



 

Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Правило эффективного использования ресурсов. Производственная эффективность. Эффективное распределение ресурсов. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция.

Примеры тестов для самоконтроля

 

1. Условиям совершенной конкуренции наиболее соответствую рынки:

а) банковских услуг; б) канцелярских товаров;

в) зерна; г) автомобилей.

Ответ: в) – т. к. зерно – это стандартизированный продукт, поставляемый на рынок большим количеством фермеров.

 

2. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится

а) низкий объем производства; б) нестабильность цен;

в) низкий уровень расходов на НИОКР; г) саморегулирование.

Ответ: в) – т. к. расходы на НИОКР являются высокими и рискованными, поэтому мелкие конкурентные фирмы не могут их себе позволить.

Тестовый самоконтроль

 

Укажите на один правильный ответ.

 

1. Какое из следующих утверждений означает, что условия совершенной конкуренции не выполняются?

а) фирма находится в равновесии, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;

б) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей минимальному значению средних издержек;

в) кривая спроса на продукт фирмы имеет отрицательный наклон;

г) кривые средних и предельных издержек имеют U – образную форму.

 

2. Что из нижеперечисленного является признаком только совершенной конкуренции?

а) фирма не обладает рыночной властью;

б) фирма максимизирует прибыль;

в) фирма получает прибыль в долгосрочном периоде;

г) линия спроса представляет собой линию средней выручки фирмы.

 

3. В условиях совершенной конкуренции цена равна минимальным средним издержкам

а) в краткосрочном периоде; б) в долгосрочном периоде;

в) всегда; г) никогда.

 

4. К условиям совершенной конкуренции не относится

а) коэффициент Герфиндаля не очень высок;

б) покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;

в) продавцы действуют независимо друг от друга, не сговариваясь о ценах;

г) существует свободный вход для конкурентов на рынок.

 

5. В краткосрочном периоде конкурентная фирма, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если

а) цена продукции ниже минимальных средних издержек;

б) средние постоянные издержки выше цены продукции;

в) цена продукции ниже минимума средних переменных издержек;

г) общий доход не покрывает общих издержек фирмы.

 

6. Экономическая прибыль

а) не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;

б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;

в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают общий доход фирмы;

г) существует всегда, когда предельный доход превышает проедельные издержки.

 

7. Фирма в условиях совершенной конкуренции имеет максимальную прибыль при условии, что

а) MR = MC; б ) P = MC; в) P > AC;

г) все вышеперечисленные ответы правильные; д) информации недостаточно.

 

8. «Золотое» правило для оперирующей на конкурентном рынке фирмы:

а) выбирайте такой объем производства, при котором предельные издержки равны рыночной цене продукта;

б) выбирайте такой объем производства, при котором предельные издержки меньше общих издержек;

в) выбирайте такой объем производства, при котором цена продукта больше средних переменных издержек;

г) выбирайте такой объем производства, при котором фирма может получить нормальную прибыль.

 

9. Спрос на продукцию конкурентной фирмы

а) абсолютно не эластичен по цене;

б) абсолютно эластичен по цене;

в) относительно эластичен по цене;

г) относительно не эластичен по цене.

 

10. В реальной экономике

а) не было и нет рынков, удовлетворяющих всем условиям совершенной конкуренции;

б) совершенная конкуренция имела место в ХIХ веке;

в) лишь некоторые рынки удовлетворяют всем условиям совершенной конкуренции;

г) совершенная конкуренция имела и имеет место в традиционном обществе.

Примеры задач для самостоятельного решения

 

1. Цена товара на рынке совершенной конкуренции равна 68, кривая совокупных издержек задана формулой: .

Найдите объем выпущенной продукции.

Решение: оптимальный объем производства достигается, когда Р = МС. МС находим как производную по ТС: 4Q + 12. Приравниваем Р к МС и решаем:

68 = 4Q + 12, откуда Q = 14.

Ответ: объем выпущенной продукции 14.

 

2. Спрос на бензин в условиях совершенной конкуренции описывается уравнением: . AC бензоколонки составляют: . Какое число бензоколонок действует в отрасли в долгосрочном периоде?

Решение: число бензоколонок находим путем деления отраслевого объема выпуска (QS) на выпуск отдельной фирмы (q). В долгосрочном периоде отраслевой рынок находится в состоянии равновесия, поэтому QS = QD. Чтобы найти объем выпуска отдельной фирмы, воспользуемся равенством: Р = АСмин.. Когда какая – либо величина достигает минимального значения, то производная по ней равна нулю. Возьмем производную по функции: АС = 5 + (q – 5)2, и приравняем ее к нулю, в результате чего получим: 2(q – 5) = 0, а q = 5.

Найдем величину АС и, соответственно, Р, подставив 5 в функцию АС: 5 + (5 – 5)2 = 5. Подставим цену (5) в функцию спроса (QD): QD = 200 – 10*5 = 150.

И, наконец, найдем число фирм в отрасли: 150/5 = 30.

Ответ: число фирм в отрасли 30.

 

3. Объем выпуска фирмы в условиях совершенной конкуренции равен 1000, а цена единицы продукции = 80. АVC = 25, FC = 5000. Чему равна общая прибыль фирмы?

Решение: находим переменные издержки: VС = АС*Q = 25*1000 = 25000. Далее находим общие издержки: ТС = VC + FC = 25000 + 5000 = 30000. Определяем выручку фирмы: ТR = P*Q = 80*1000 = 80000. Из выручки вычитаем общие издержки и находим прибыль: ТR – TC = 80000 – 30000 = 50000.

Ответ: общая прибыль фирмы 50000.

Задачи для самостоятельного решения

 

1. В отрасли действуют 30 фирм. Общие издержки каждой фирмы равны:

. Спрос равен: . Как изменится число фирм в отрасли в долгосрочном периоде?

Варианты ответов:

а) уменьшится на 21: б) увеличится на 21;

в) увеличится на 51; г) увеличится на 53.

 

2. Цена на продукцию конкурентной фирмы равна 8. Издержки фирмы составляют: . Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.

Варианты ответов:

а) 1 и 4; б) 4 и 1; в) 6 и 2; г) 2 и 6.

 

3. Функция общих издержек фирмы имеет вид: . Какую прибыль она получит, если будет продавать продукцию на конкурентном рынке по цене 250?

Варианты ответов:

а) 2700; б) 3000; в) 4800; г) 7500.

 

4. На конкурентном рынке 5 одинаковых фирм. Индивидуальное предложение каждой фирмы задается уравнением: , а рыночный спрос задается формулой: . Найдите параметры рыночного равновесия.

Варианты ответов:

а) РЕ = 6, QE = 3; б) PE = 4, QE = 5; в) PE = 5, QE = 4.

 

5. В отрасли 1000 фирм, на каждой из которых предельные издержки при производстве 5 единиц продукции в месяц составляют 2 долл., 6 единиц – 3 долл., 7 единиц – 5 долл. Если рыночная цена единицы продукта равна 3 долл., то чему равен отраслевой выпуск продукции в месяц?

Варианты ответов:

а) 5000; б) 6000; в) 7000; г) 18000.

 

6. Спрос задан функцией: QD = 40 – 2Р, а предложение – функцией: QS = 10 + 3Р. Найдите величину прибыли, если АVС = 3, а FC = 16.

Варианты ответов:

а) 68; б) 84; в) 100; г) 168.

 

 

ГЛАВА 10. МОНОПОЛИЯ

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.