Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ





ЗАДАНИЯ

26. «Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия». Прокомментируйте эти утверждения.

Рыночный механизм представляет собой взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - это ситуация, когда планы продавцов и покупателей полностью совпадают, то есть при данной цене (равновесной) величина спроса QD равна величине предложения QS. Утверждение Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший объем продукции находит сбыт звучит аналогично приведенному определению равновесия, то есть произведенный объем продукции QS находит сбыт QD. Устойчивое равновесие возможно лишь при равновесной цене. Если цена товара ниже равновесной или затоваривание. То есть неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия.

27. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на графиках спроса и предложения.

Конкурентный рынок фактора производства находится в равновесии, когда цена фактора создает равенство величин спроса и предложения. Рисунок 14.9, а показывает такое равновесие для рынка труда. В точке А равновесная заработная плата составляет хюс а равновесное количество труда равно 1С Так как работники хорошо информированы, все они получают одинаковую зарплату и приносят идентичный доход от предельного продукта труда независимо от места работы. Если заработная плата какого-то из работников ниже, чем предельный продукт его труда, фирме будет выгодно предложить этому работнику более высокий оклад.Если рынок продукции также является совершенно конкурентным, то кривая спроса на фактор производства выражает выгоду, которую потребители продукта приписывают дополнительному использованию этого фактора в производстве. Ставка заработной платы также отражает издержки для фирмы и для общества от использования дополнительной единицы фактора. Так, в точке А на рис. 14.9, а предельная выгода от часа труда (доход от предельного продукта труда МЯР^ равняется предельным издержкам ее получения (ставке зарплаты а>).Когда и рынки продукции, и рынки факторов производства являются совершенно конкурентными, ресурсы используются эффективно, поскольку разность общих доходов и общих издержек максимальна. Эффективность подразумевает, что дополнительный доход, возникающий от использования дополнительной единицы труда (доход от предельного продукта труда МЯР^, равняется выгоде потребителей от дополнительного количества продукции, которая равна цене товара, умноженной на предельный продукт труда, Р х МРЬ.

28. На рынке риса три потребителя: А, В, С. Функции спроса:

10 - 2Р, Р <5 12 - 3 Р, Р <4 15 – 5 Р; Р < 3
qa =0, Р >5 qь = 0, Р >4 qс = 0, Р >3

А) Каков спрос каждого при Р = 10, Р = 2, Р = 3?

P=10 p<4

P=2 p=2

P=3 p=3

10-2*2=5 12-5*2=5 15-5/2=5

10-2*3=4 12-3*3=3 0

Б) Постройте функцию совокупного спроса и ее график.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 
 


29. Покажите, как отразятся на модели спроса и предложения молока следующие события:

а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по новой цене ей недоступно;

 
 

 


б) после повышения заработной платы госслужащих молоко перешло в разряд дефицитных товаров;

 

 


в) в результате рекламной кампании население стало предпочитать молоку кока-колу;

 
 

 

 


г) сокращение сельскохозяйственного производства России сильно ударило по молочной промышленности;

 
 

 

 


д) экстренный импорт молочного концентрата из-за рубежа нормализовал ситуацию с молоком в Москве;

 
 

 


е) весной 1997 года многие фермеры обнаружили, что по существующей цене производство молока для них невыгодно.

 

 


30. Маркетинговые исследования дали следующие результаты:

1) эластичность спроса по цене на шампунь сорта А составила: ;

2) эластичность спроса по цене на шампунь сорта В составила: ;

3) перекрестная эластичность спроса на товар А по цене товара В: ;

4) эластичность спроса на шампунь этих марок по доходу равна ; .

А) Как изменится объем спроса на шампунь А, если цены на марку В уменьшатся на 2%?

Объем спроса на шампунь А снизится на 8% (-2%*4=-8%)

 

Б) Как изменится объем спроса на шампунь А и В если доход покупателей возрастете на 5%

Объем спроса на шампунь А возрастет на 6% (5%*1,2=6%), объем спроса на шампунь В возрастет на 10% (5%*2=10%). Выручка также возрастет на 6 и 10% соответственно, так как цены на шампунь остались прежними

 

В) Как изменится объем спроса на шампунь В если цены на В уменьшатся на 10%?

Объем спроса на шампунь В возрастет на 28% (-10%*-2,8=28%)

 

Г) Как отреагируют покупатели шампуня А на повышение цен на 15%

Объем спроса на шампунь А уменьшится на 45% (15%*-3= -45%)

 

ТЕСТЫ

(выберите правильный ответ и обоснуйте его)

31. Сдвиг кривой спроса влево при прочих равных условиях ведет к:

а) понижению цены равновесия;

б) повышению цены равновесия;

в) сохранению прежней цены равновесия;

г) повышению величины предложения.

32. Пусть известно, что потребление шоколада в стране Лимонии на душу населения упало, а цена выросла (удвоилась). Это можно объяснить тем, что в это время:

а) предложение какао-бобов снизилось;

б) спрос на какао-бобы вырос;

в) одновременно выросли спрос на какао-бобы и их предложение;

г) кривая предложения какао-бобов является вертикальной линией.

33. Функция рыночного спроса имеет вид: Q = 3 – р, где р – рыночная цена; функция предложения: Qs = 2р. Равновесная рыночная цена:

а)1; б)2; в) 3; г) 1,5.  

34. При цене (Р) 10 тыс. руб. за единицу величина спроса на товар равна нулю. При величине спроса (Q) 10 единиц ценовая эластичность спроса на товар равна – 1. Как выглядит функция спроса, при условии что функция спроса – линейна?

а) Q = 10 - P /2; в) Q = 10 - Р; д) Q = 10 - 2 Р.
б) Q = 20-2 P; г) Р =10-2 Q;  

35. Издательство обнаружило, что по цене 60 руб. оно может реализовать 1000 экз. книги в неделю, а по цене 80 руб. -900 экз. Дуговая эластичность спроса равна:

а) -0,30; б) -0,37; в) -0,40; г) -2,71.  

36. Определите, какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар:

а) покупатели расходуют на его покупку значительную долю своего дохода;

б) данный товар является для потребителей товаром первой необходимости;

в) процентное изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение цены;

г) имеется большое число товаров-заменителей.

37. Аналитики-экономисты предполагают, что с изменением цены эластичность спроса на товар будет меняться так:

цена            
эластичность   1,8 1,3 1,0 0,9 0,8

Какую цену они рекомендуют установить, чтобы максимизировать выручку:

а) 250; б) 260; в) 270; г) 280.

38. Налог на продажу ложится в большей мере на потребителя, если:

а) спрос неэластичен; в) спрос совершенно эластичен;
б) спрос эластичен; г) предложение эластично.  

39. Коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X по цене товара Y имеет отрицательное значение (Е < 0). Это означает, что:

а) X и Y являются товарами-субститутами;

б) X и Y являются взаимодополняющими товарами;

в) Х и Y являются независимыми товарами;

г) спрос на товар X неэластичен по цене.

40. Неурожай кофе привел к повышению цены на мировом рынке практически без сокращения объемов продаж. Это означает, что:

а) предложение кофе неэластично;

б) спрос на кофе неэластичен;

в) предложение кофе эластично;

г) кофе не имеет субститутов.

41. Функции рыночного предложения товаров А, B и С описаны следующими формулами: по А: Р = 2 + 10 QS, по В: Р= Qs - 2, по С: Р = QS, где Р – цена товара; Qs – величина предложения. Можно утверждать, что:

а) ценовая эластичность предложения всегда самая высокая по товару А и самая низкая по товару В;

б) ценовая эластичность предложения самая низкая по товару А, апо товарам В и С одинакова;

в) ценовая эластичность предложения самая высокая по товару B а самая низкая по товару A;

г) ценовая эластичность предложения по товару С различна при разных величинах предложения;

д) ценовая эластичность предложения по товару А одинакова при различных уровнях цены.

ЗАДАЧИ

42. Функция спроса на хлеб: Q = 100 + 0,5 I – 30 P 1+ 20Р2, где Q – годовая величина спроса; I – доход; Р 1– цена хлеба; P 2 – цена макарон.

A) Какова величина годового спроса на хлеб при доходе 10 тыс. руб. в месяц и цене макарон 250 руб. за 1 кг?

Б) При какой цене спрос на хлеб будет равен нулю?

B) Постройте кривую спроса на хлеб.

Решение
А) Q = 100+0,5*10 000-30Р1+20*250 = 5100-30Р1+5000 = 10100 – 30Р1

Б) 10100 – 30Р1 = 0

30Р1 = 10100

Р1= 336,7.


43. Спрос и предложение фирмы на рынке описываются следующими уравнениями:

Qd = 200-5 P; QS =50 + Р.

Определите параметры равновесия. Является ли равновесие на этом рынке устойчивым?

Qd=Qs

200-5p=50+p.

p=25

следовательно Q=50+25=75

p=25

Q=75

44. Предположим, что кривая спроса описывается уравнением Q = 70 – 2 Р, а кривая предложения – уравнением Q = 10 + Р. Правительство ввело налог на потребителей в размере 9 долл. за единицу.

А) Как изменятся равновесные цена и объем продукции?

Б) Каков доход государства от введения этого налога?

В) В какой степени пострадают от введения этого налога производители?

 

До введения налога рыночное равновесие достигалось при цене Р0 и объеме Q0(на рисунке — в точке пересечения кривых спроса D и предложения S). Рассчитаем параметры равновесия:

70 — 2Р=10 + Р
3Р=60
Р=20 долл.
Q0=30 ед.

В результате введения налога произойдут следующие изменения:

Последствия введения налога

  • Поскольку вводится налог на потребителей, то для них цена возрастет и составит Pd. Количество товара, которое потребители приобретут по данной цене, составит Q1(на рисунке — точка пересечения кривой спроса D и цены Pd).
  • Чистая цена, которую получат производители, составит Ps. Количество товара, которое производится при данной цене Ps, составит Q1 (на рисунке — точка пересечения кривой предложения S и цены Ps).

Теперь по пунктам ответим на поставленные в задаче вопросы.

1. Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Рыночное равновесие достигается тогда, когда объем продаж производителя равен объему покупок потребителя:

Qd = Qs

Равновесный объем продаж Q1 после введения налога соответствует цене Pd на кривой спроса и цене Ps на кривой предложения. Разница между ценой покупки Pd и ценой продажи Ps составляет величину налога t:

Pd— Ps = t

Так как кривые спроса, предложения и размер налога заданы, параметры рыночного равновесия после введения налога можно найти из уравнений:

Qd = 70 — 2Р
Qs =10 + Р
Qd = Qs
Pd— Ps = 9

Подставив первые два уравнения в третье получим:

70 — 2Р =10 + Р

Введение налога на потребителей приведет к росту цены продажи. Она составит Pd= Ps + 9. Подставляем Pd в уравнение и получим:

70 – 2(Ps + 9) = 10 + Ps
70 – 2 Ps – 18 = 10 + Ps
3 Ps = 42
Ps = 14
Pd = 23

Подставив равновесную цену Ps в уравнение предложения, получим равновесный объем Q1:

Q1 = 10 + 14 = 24

Тот же результат можно получить, если подставить цену покупки Pd в уравнение спроса:

Q1 = 70 – 2 × 23 = 24

После введения налога на потребителей в размере 9 долл. за ед. равновесный объем на рынке составит 24 ед. при равновесной цене (Ps) 14 долл. за ед. Таким образом,введение налога на потребителей приведет к сокращению равновесного объема на 6 ед. (30 – 24) и равновесной цены на 6 долл. (20 – 14).

2. Каков доход государства от введения налога? За каждую единицу проданного товара государство получит 9 долл. Общая сумма налогов, полученных государством, составит:

Дг = Q1 × t = 24 × 9 = 216 долл.

Графически общая сумма доходов государства представлена на рисунке суммарной площадью прямоугольников A и D.

3. В какой степени пострадают от введения этого налога потребители и производители? Для того чтобы определить, каким образом налоговое бремя распределяется между покупателями и производителями, необходимо определить размер их потерь в результате введения налога. Объем покупок потребителей в результате введения налога сократился с 30 ед. до 24 ед., а цена покупки возросла с 20 долл. до 23 долл. Общие потери потребителей (в результате роста цены и сокращения объема покупок) с введением налога графически представлены суммарной площадью фигур А и В. При налоге потребителям каждая единица товара обходится на 3 долл. дороже, чем без налога, т.е. они дополнительно тратят:

Q1 × 3 = 24 × 3 = 72 долл.

Таким образом, оплачиваемая потребителями часть налоговых поступлений составит 72 долл. (на рисунке – площадь прямоугольника А) В результате введения налога цена продажи сократилась с 20 долл. до 14 долл. за ед., а значит за каждую единицу товара производитель получит на 6 долл. меньше. Его потери в результате сокращения цены составят:

Q1 × 6 = 24 × 6 = 144 долл.

Часть налоговых поступлений, оплачиваемая производителями, графически представлена на рисунке площадью прямоугольника D. Результаты расчета свидетельствуют о том, что при введении налога на потребителей производители оплачивают в 2 раза большую часть налоговых поступлений, чем сами потребители.

45. Спрос и предложение на рынке описываются уравнениями: Qd = 100 - 2 Р, QS = = -20 + 2 Р. Определите:

а) эластичный и неэластичный участки спроса;

б) параметры равновесия на рынке в случае, если введен налог на товар в размере 5 ден. ед. за 1 шт.;

в) каковы потери общества от введения налога.

1. Спрос эластичен при Р > 25 и неэластичен при Р < 25.
2. Если введен налог в 5 ден. ед. за штуку, то кривая Qs сдвигается вверх параллельно на 5 ден. ед. по оси Р, что приводит к изменению уравнения: Qs1 = -30 + 2Р; так как Qs1 = 0 при Р = 15.

Далее все рассчитывается по обычной схеме. РE1 = 32,5, тогда как РE = 30, следовательно покупатель уплачивает налог в размере 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара, а продавец — 2,5 ден. ед. за 1 ед. товара. QE = 40; QE1 = 35.
Далее о причинах такого распределения:
а) изначально цена равновесия находилась на эластичном участке спроса, что доказывается расчетом при Р = 30 ден. ед,;
б) сдвиг кривой предложения вверх привел к тому, что равновесная цена передвинулась вверх, т. е. эластичность спроса возросла.
3. Потери общества от введения налога составляют (QE –QE1)*5/2 = 12,5. Потери потребителя — 6,25, а производителя — 6,25 ден. единиц.


46. На рынке конкретного товара известны функция спроса Qd = 9 – Р и функция предложения Qs = – 6 + 2 Р. Производители товара уплачивают в бюджет налог в размере 1,5 долл. на единицу товара. Определите выигрыш потребителя и выигрыш производителя:

а) до уплаты налога; б) после уплаты налога.

 

Параметры равновесия данного рынка.

При равновесии Qd = Qs

9 - P = -6 + 2P

3P = 15

Pравн = 5 - равновесная цена.

Подставляя цену в функцию спроса и функцию предложения, получаем равновесный объём.

9-4=-6+2*5 Qравн = 4 - равновесный объем.

W = P*Q = 5*4 = 20 - доход продавца до введения налога.

 

Правительство ввело потоварный налог с каждой проданной единицы товара в размере 1.5 руб. Введение налога на продавца не влияет на уравнение спроса, но изменяет уравнение предложения:

9 - P = -6 + 2(P - 1.5)

3P = 18

Pн.равн = 6 - новая равновесная цена

Подставляя цену в функцию спроса и функцию предложения, получаем равновесный объём.

9-6=-6+2(6-1,5) = 3

Qн.равн = 3 - новый равновесный объем.

 

Если за одну проданную единицу товара продавец уплачивает 1,5 грн. налога, то за 3 равновесные штуки он обеспечивает 1,5 * 3 = 4,5 ден. ед. в виде налоговых поступлений в бюджет.

Потери продавца: (5-4,5) * 3 = 1,5 ден. ед.

Потери покупателя: (6-5) * 3 = 3 ден. ед.

47. Спрос задан уравнением Qd = 100 - 0,5 Р. Найдите, при каких Р спрос на товар эластичен, а при каких – нет.

Эластичен: Qd=100-P

Не эластичен: Qd=100-2P

48. Эластичность спроса по цене товара X – 3, цена увеличилась на 2%. Как изменилась выручка?

Общую выручку можно найти по формуле: TR = Q*P, где
Q – количество, а Р – цена товара.
После изменения цены выручка стала равна:
TR2 = 0,97*1,02Р = 0,9894*Р.
Выручка снизилась на 1,1%: 100% - 0,9894*100%.

49. Вы узнали, что ценовая эластичность спроса на товар – 4. Как должны измениться цена и объем покупки товара, чтобы выручка выросла на 15%; в 1,5 раза?

Задача решается как система из двух уравнений. X — процентное изменение объема покупок, Y — процентное изменение цен.

Е^^ = X/Y = - 4; X =-4Y;Y =(-1/4)Х.

Это — эластичный участок спроса, поэтому выручка растет при условии снижения цен и роста объемов продаж. Следовательно, для выручки применяем формулу TR^ = (1 4- Х)(1--0, 2 5 X) T R Q = 1,15TRQ. Решаем уравнение второй степени и получаем X = 0,215; Y = 0,0538; объем покупок должен вырасти на 21,5%, а цены — уменьшиться на 5,38%.

50. Спрос населения на картофель характеризуется следующими показателями эластичности:

– по цене –0,6; – по доходу 0,8.

В будущем году общий уровень цен не изменится, доходы населения увеличатся на 4% и цена картофеля возрастет на 5%. На сколько изменится объем спроса на картофель?

В результате роста дохода спрос увеличится на 0,8 х 4 = 3,2%
в результате увеличения цены спрос сократится на 0,6х5 = -3%
значит общее изменение - спрос вырастет на 0,2%

51. Дана функция спроса QDA = – 15 РА 8 РВ + 60, РА – цена товара А; Рв цена товара В. Найдите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара B если РА = 2, Рв= 3. Сделайте вывод о типе связи между товарами.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

52. Спрос и предложение товара на внутреннем рынке описываются уравнениями Qd = 150 – 3 Р и Qs = 50 + 2 P. Цена мирового рынка установилась на уровне 10 ден. ед. Как изменится величина импорта, если правительство введет субсидию в размере 10 ден. ед. за 1 шт. товара? Какую субсидию должно ввести государство для того, чтобы полностью исключить импорт и добиться экспорта в размере 15 шт. товара?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

ПРОБЛЕМЫ

(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)

53. В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным? Обоснуйте ответ.

В области борьбы с инфляцией, т.к. рынок за наиболее эффективное распределение ресурсов и на его языке это означает - ресурс достается тому, кто больше заплатит.
в области естественных монополий - монополист не подчиняется правилам рынка, он сам себе правило
в сельском хозяйстве - и других аналогичных ключевых областях деятельности откуда осуществляется исход населения.
охраны природы - рынок не охраняет природу- это неэффективно.
в военной сфере (вроде тоже экономика, как и политика)- война - точка бифуркации, экстремум, взрыв противоречий рынка и рыночным отношениям, все, что связано с войной, практически не подчиняется.
в политике - просто потому, что политическое распределение ресурсов всегда неэффективно, а рынок в политику проникнуть не может никак.
в борьбе с коррупцией (экстремальная экономика) - действуют там законы эффективности, но общественный договор считает это действие разрушающим всю экономику в целом.
в добывающих отраслях - рынок- это эффективность, рынок не заинтересован в восстановлении запасов- это неэффективно.
в медицине - рынок не заинтересован в лечении болезней, он заинтересован в непрерывном медицинском обслуживании

54. «Выигрыш потребителя может быть увеличен только за счет выигрыша производителя, и наоборот». Так ли это? Почему?

Круговорот денег в природе. Если производитель сумел внедрить новую линейку продукции. То от улучшения качества выигрывает потребитель. Естественно производитель получает больший сегмент рынка, за счет улучшения удовлетворения потребителя

.

55. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продавцов. Какой вариант предпочтительнее для населения?

Предпочтительнее взимать налоги не физ. лиц (потому что это не налоги а поборы)
а вводить стимулирующее налогообложение на средства производства.
такая система налогообложения принята например в Австралии.

В данном случае ход мыслей налогооблагателей идет по пути развития экономической мысли где-то 13-15го веков.
Там тоже были налоги на дым, на поленницу, на забор, на ярмарку и т.п.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.