|
Организация как объект управленияСтр 1 из 4Следующая ⇒ Введение Данная работа представляет собой поэтапный организационный анализ предприятия, выбранного СТУДЕНТОМ самостоятельно. Собственно-исследовательская часть проводится непосредственно на предприятии. Аудиторная часть работы представляет собой оглашение и сравнительный анализ полученных результатов. Темы лабораторных работ: 1. Организация как социальная система. 2. Ресурсы организации. 3. Закон синергии. 4. Закон самосохранения, внешний потенциал организации. 5. Внутренний потенциал организации. 6. Структурирование управления организационными системами. В методических указаниях приводится краткий теоретический материал по каждому разделу и вопросы-задания, на которые должен ответить студент. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению письменных работ. Ресурсы организации Для достижения результатов любая организация преобразует пять видов ресурсов, это капитал, материалы, технология, люди, информация. Капитал - те средства, на которые существует организация. Источники: бюджетные ассигнования, частный капитал, банковские кредиты, собственные средства производства и др. Материалы - средства производства (то из чего изготавливают конечный продукт). Технология - сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах информации или людях. Другими словами, «…машины, оборудование, сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом, несомненно, является процесс, с помощью которого исходные материалы преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути, технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование». В производственных организациях существуют следующие виды технологий. 1.Изготовления под определенный заказ: (уникальное медицинское оборудование, космические корабли, некоторые виды военной техники, гоночные машины). Они в свою очередь могут быть: единичными, мелкосерийными, индивидуальными. 2.Массовые или крупносерийные (почти все потребительские товары) 3.Непрерывные (сталелитейное и медеплавильное производства, переработка нефти, электростанции). Информация. Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает определить наиболее перспективный вид продукции. Общение с рабочими дает информацию, которая необходима для качественного выполнения поставленной задачи. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководству решать, насколько успешно действует компания на пути достижения желаемых результатов. Осознание важности информации как вида ресурсов является основной причиной того, что фирмы по обработке информации, такие как "Apple" и "IBM", росли столь стремительно. Информация приобретается и распространяется в процессе коммуникации. Социально-психологические ресурсы. По итогам опроса управляющего звена, проведенного в 2002 г. Советом Лидеров Корпораций (США) в 29 странах мира, были обозначены 120 социально-психологических факторов, влияющих на производительность организаций. По характеру влияния названные факторы были разделены на ингибиторы производительности (оказывают отрицательный эффект на исполнение работы), катализаторы (оказывают положительный эффект на исполнение работы) и индифферентные факторы (не влияющие на производительность). Кроме того, названные факторы были сгруппированы по следующим отличительным категориям: • неформальная оценка • культура производительности • официальная оценка • система управления производительностью • культура выполнения работы • трудовые возможности в работе Сводка акселераторов производительности (25 процентов улучшения производительности) Катализаторы производительности по категориям Список составлен в соответствии с мерой влияния на производительность
Ингибиторы производительности (25 процентов ухудшения) 1. Исполнение функций в приказном порядке 2. Оценивание исполнения рабочих функций каждый год 3. В неформальной оценке подчеркиваются слабые стороны 4. В официальной характеристике подчеркиваются слабые стороны 5. В неформальной оценке подчеркиваются слабые стороны 6. В официальной характеристике подчеркиваются слабые стороны 7. Начальник производит частые изменения в проектах, над которыми Вопросы 1. Каковы источники капитала вашей организации(размер капитала 2. Какие материалы использует организация? Какова специфика этих 3. Какого типа технология применяется для изготовления конечного 4. Какие черты людей наиболее желательны для выполнения задач 5. Какую информацию организация получает из внешней среды, и 6. Каково соотношение катализирующих и ингибирующих социально- Задание Составьте перечень внешних опасностей и возможностей, с которыми сталкивается организация. Для наглядности и облегчения работы все факторы можно разместить в два столбца: один - факторы возможностей, другой - факторы угроз, факторы в столбцах расположите по степени убывания значимости. Далее необходимо оценить, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Метод, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Бесструктурные организации Принцип команды. Команда - это группа людей, обычно очень маленькая, не более 6 человек, с очень разной подготовкой, знаниями и умениями, людей, привлеченных из разных сфер и отделов организации, и работающих вместе для решения специфической задачи. Обычно имеется лидер (капитан команды), нередко назначаемый на все время, до завершения задачи. Каждая организация использует такие команды для решения внезапно возникающих, нетривиальных задач, связанных, например, с ликвидацией крупных аварий. В команде ответственность за выполнение задачи коллективная. Лидер в команде выполняет определенные функции. Задача лидера здесь не принимать решения и отдавать приказы о работе. Задача лидера решить, кто среди членов команды на данной стадии и в данной проблеме будет отдавать приказы и принимать решения. Это ни в коем случае не демократическая структура, то есть решения не принимаются
голосованием. Власть здесь подчеркнута. Но эта власть вытекает из задачи и сориентирована на задачу. За ее выполнение всегда ответственна вся команда. Каждый член команды вкладывает свое особое умение. Но каждый всегда ответственен за результат всей команды, а не только за собственную работу. Члены команды не обязательно должны хорошо знать друг друга лично. Но они должны отлично знать функции и личный вклад друг друга. Обязательны взаимное понимание работы друг друга и понимание общей задачи. Задание Изобразить схему структуры выбранной вами организации. Вопросы 1. Каким принципам не соответствует данная структура? 2. Какие трудности в работе организации вызывает существующая
Приложение 1.1 Ключи
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ Минимальная: неустойчивое желание работать с людьми, неумение ставить перед подчиненными задачи и решать их совместно, неуверенность и нечеткость в распределении обязанностей, импульсивность в критике недостатков подчиненных, слабая требовательность и ответственность 8-13 14-20 Средняя: стремление переложить свои обязанности на Высокая: полное безразличие к интересам коллектива, нежелание брать на себя ответственность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение от управления, повышенная внушаемость и слабоволие, беспринципность и неумение отстаивать свою точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов, попустительство, заигрывание, панибратство ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ 0-7 Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и выслушивать советы помощников, попытки направлять деятельность коллектива через заместителей и актив, некоторая неуверенность в своих распорядительных качествах
8-13 Средняя: устойчивое стремление жить интересами коллектива, проявлять заботу о персонале, оказывать доверие заместителям и поощрять их инициативу, использовать убеждение и принуждение, прислушиваться к мнениям персонала.
14-20 Высокая: умение координировать и направлять
ПРИЕМ НА РАБОТУ Оценка в баллах от 1 до 10 Мы задаем вопросы на собеседовании и проверяем рекомендации, чтобы определить, насколько качественно данный кандидат будет обслуживать наших посетителей. Мы объясняем нашим будущим сотрудникам, что ожидается от них в отношении обслуживания посетителей. Предыдущий опыт в обслуживании клиентов учитывается при принятии ОБУЧЕНИЕ РАБОТЕ Оценка в баллах от 1 до 10 Мы подчеркиваем важность умения хорошо обслужить посетителя, когда проводим ориентацию с новыми работниками._____ Мы обучаем всех работников в организации, которые работают с посетителями в той или иной степени, тому, как надо обслуживать клиентов. Мы внимательно следим за каждым новым сотрудником на протяжении определенного периода времени., чтобы убедиться, что он(а) понимает и демонстрирует важность обслуживания клиентов в соответствии со стандартами нашей организации._______ Средний балл_________ ОЦЕНКА ТРУДОВОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПООЩРЕНИЕ Оценка в баллах от 1 до 10 Когда мы оцениваем качество работы наших сотрудников, то одним из критериев является оценка обслуживания посетителей._________ Работники получают от нас своевременную и конструктивную информацию. Если мы обнаруживаем, что необходимо улучшить обслуживание клиентов (посетителей), то быстро обеспечиваем необходимый тренинг для персонала. Поощрение - в виде денежных премий или других наград - выдается тем Средний балл
ИНФОРМАЦИЯ, ПОСТУПАЮЩАЯ ОТ КЛИЕНТОВ Оценка в баллах от 1 до 10 Мы стараемся получить информацию от посетителей. По меньшей мере, раз в год мы проводим опрос мнения наших клиентов о качестве услуг, которые предоставляет наша организация.______ Мы находим наших бывших клиентов для того, чтобы узнать, почему они больше не пользуются нашими товарами/услугами._______ Мы поощряем, когда наш персонал предлагает новые способы улучшения обслуживания посетителей._______ Мы стараемся найти способ компенсации посетителей, если они были ДОПОЛНИТЕЛЬНО Оценка в баллах от 1 до 10 Все представители менеджмента показывают своим подчиненным пример отличного обслуживания посетителей._______ Персонал понимает, что удовлетворение запросов клиентов является важным правилом работы в этой организации.________ Наши товары/услуги самого высокого качества._____ Когда к нам приходят клиенты (посетители), их встречают с радостью._ Наши работники знают, как важно улыбаться.______ Наша организация открыта для посетителей в удобные для них часы. К нам легко дозвониться._________ Нам легко отправить электронное сообщение. На нем много информации, в нем легко ориентироваться и его легко находить. Когда к нам обращаются клиенты по телефону или по электронной почте, то им быстро отвечают._______ Помещение нашей организации содержится с аккуратностью и чистотой. Людям приятно к нам приходить._______ Мы всегда благодарим наших посетителей за то, что они пришли именно к нам.______ Средний балл_________
Анализ: Какое количество баллов вы набрали в среднем? Назовите пять вещей, которые вы делаете лучше всего при обслуживании клиентов? Какие пять показателей необходимо улучшить? Сравните количественные показатели, полученные из анкет разных работников организации. Насколько они сходны или отличаются? (Для примера, сравните ответы управляющих и подчиненных. Другой подход- это сравнить анкеты, заполненные работниками, имеющими дело с клиентами. и работниками, не обслуживающими других.)
Рекомендуемая литература 1. Менеджмент организации. Учеб. пособие / Под ред. З.П.Румянцевой, 2. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и 3. Теория организации. Учеб. Пособие Э.А. Смирнов. - М. Инфра-М, 4. рабочая книга практического психолога. Пособие для специалистов, 5. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. - М.:«Экзамен», 6. Новые рыночные технологии и повышение эффективности
10. Доблаев В.Л. Теория организации. - М.: Институт молодежи, 1995. 11. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М.: Введение Данная работа представляет собой поэтапный организационный анализ предприятия, выбранного СТУДЕНТОМ самостоятельно. Собственно-исследовательская часть проводится непосредственно на предприятии. Аудиторная часть работы представляет собой оглашение и сравнительный анализ полученных результатов. Темы лабораторных работ: 1. Организация как социальная система. 2. Ресурсы организации. 3. Закон синергии. 4. Закон самосохранения, внешний потенциал организации. 5. Внутренний потенциал организации. 6. Структурирование управления организационными системами. В методических указаниях приводится краткий теоретический материал по каждому разделу и вопросы-задания, на которые должен ответить студент. Работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению письменных работ. Организация как объект управления В основе теории организации лежит теория систем. Система есть набор взаимодействующих элементов, предназначенный для достижения определенной цели. Социальная организация - это сложная открытая управляемая динамическая система, в набор элементов которой входит человек. Организации свойственны все признаки системы. Во-первых, организация − это объединение людей. Во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов. В-третьих, необходимое условие достижения общих целей - совместная деятельность, которая осуществляется в различных формах взаимодействия. В-четвертых, организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других формирований подобного рода, не позволяющих ей рассеяться в окружающей среде. Границы определяются видами деятельности, численностью работающих, производственной площадью, территорией, ресурсами и т.п. Обычно они закрепляются в таких регламентах, как устав, учредительный договор, положение. Организации, действующие на основе законодательства, официально зарегистрированные называются формальными организациями, а те которые осуществляют свою деятельность вне рамок законодательства, относятся к неформальным. Непременным условием существования и развития любой организации является направленность ее деятельности на решение социально-значимых проблем. Основная общая цель организации выражается в ее миссии. Миссия отвечает на следующие вопросы: • Кто мы такие? • Каковы основные потребности или проблемы, над которыми мы • Что мы хотим сделать, чтобы удовлетворить эти потребности или • Каковы наши ценности? • Что делает нас уникальными и отличными от других? Миссия должна быть сформулирована позитивно, содержать как можно больше глагольных форм и состоять из 40-50 слов. Примеры формулировок миссии. Коммерческий банк. Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников. Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро. Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду. Компания, производящая оборудование для офисов. Наша цель - это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда. Цели. В организации - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации. Цели должны иметь следующие характеристики. 1. Они должны быть конкретными и измеримыми, не всякую цель можно измерить прямым способом, поэтому надо находить косвенные методы. При измерении цели необходимо давать ответы на следующие вопросы. 1). Что измеряется? 2). Каков способ измерения? 3). С какой точностью нужно измерять? 4). Какова надежность этих измерений? 5). Каковы затраты на измерение? 2.Цели должны быть ориентированы во времени. Необходимо определить какие цели и когда должны быть достигнуты: а) краткосрочные (до 1 года); б) долгосрочные (на 5 лет); в) среднесрочные (2-3 года)? 3. Цели должны быть достижимыми. Цель ставится с учетом возможностей организации и внешних факторов. У современных организаций редко бывает одна цель, чтобы выжить организации должны иметь несколько целей и использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам: −общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата; −при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; −при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; −подцели разного уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга. Фундамент дерева целей должен составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархического построения ее менеджмента. Общая цель организации Ключевые цели по подсш темам организации 1-й уровень декомпозиции 2-й уровень 3-й уровень Маркетинг Производство 2 Персонал 3 НТП Дерево целей Вопросы 1. Перечислите базовые элементы организации, взаимодействие 2. Сформулируйте миссию организации. 3. Изобразите графически "дерево целей " организации. 4. На основании какого регламента действует организация? 5. К какому типу относится организация в соответствии с Ресурсы организации Для достижения результатов любая организация преобразует пять видов ресурсов, это капитал, материалы, технология, люди, информация. Капитал - те средства, на которые существует организация. Источники: бюджетные ассигнования, частный капитал, банковские кредиты, собственные средства производства и др. Материалы - средства производства (то из чего изготавливают конечный продукт). Технология - сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах информации или людях. Другими словами, «…машины, оборудование, сырье, конечно, можно рассматривать как компоненты технологии, но наиболее значимым компонентом, несомненно, является процесс, с помощью которого исходные материалы преобразуются в желаемый на выходе продукт. По сути, технология представляет способ, который позволяет осуществить такое преобразование». В производственных организациях существуют следующие виды технологий. 1.Изготовления под определенный заказ: (уникальное медицинское оборудование, космические корабли, некоторые виды военной техники, гоночные машины). Они в свою очередь могут быть: единичными, мелкосерийными, индивидуальными. 2.Массовые или крупносерийные (почти все потребительские товары) 3.Непрерывные (сталелитейное и медеплавильное производства, переработка нефти, электростанции). Информация. Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает определить наиболее перспективный вид продукции. Общение с рабочими дает информацию, которая необходима для качественного выполнения поставленной задачи. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководству решать, насколько успешно действует компания на пути достижения желаемых результатов. Осознание важности информации как вида ресурсов является основной причиной того, что фирмы по обработке информации, такие как "Apple" и "IBM", росли столь стремительно. Информация приобретается и распространяется в процессе коммуникации. Социально-психологические ресурсы. По итогам опроса управляющего звена, проведенного в 2002 г. Советом Лидеров Корпораций (США) в 29 странах мира, были обозначены 120 социально-психологических факторов, влияющих на производительность организаций. По характеру влияния названные факторы были разделены на ингибиторы производительности (оказывают отрицательный эффект на исполнение работы), катализаторы (оказывают положительный эффект на исполнение работы) и индифферентные факторы (не влияющие на производительность). Кроме того, названные факторы были сгруппированы по следующим отличительным категориям: • неформальная оценка • культура производительности • официальная оценка • система управления производительностью • культура выполнения работы • трудовые возможности в работе ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|