Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В отношении мобильного телефона.





 

Нельзя не отметить антропоморфность мобильного телефона в молодежной субкультуре, он, действительно, становится другом, советчиком, рассказчиком, своим парнем – “мобилой”, двойником, тенью, отражающей в человеке им самим выбранные стороны своей индивидуальности [41]. Человек общается с самим собой, предъявляя себе при пользовании телефоном те визуальные и звуковые образы, которые он выбрал из предложенного массива картинок и мелодий для звонков.

Названия мелодий, логотипы, картинки, открытки, доступные для каждой марки телефона, публикуются в специальных журналах (например, «Телефон», «Мобильные новости»), которые являются частью механизма распространения моды в “мобильной жизни”. Журналы задают паттерны имиджевого восприятия определенных моделей телефонов: стильный телефон для молодежи, специальный телефон для женщин, для деловых людей, спортивный телефон.

Таким образом, мобильный телефон приобретает статус репрезентанта своего владельца. Престижность марки, новейшая модификация, модные аксессуары, безлимитный тариф не только демонстрируют высокое социальное и финансовое положение индивида, но и поднимают его на верхние ступени иерархической лестницы в молодежной субкультуре. На самом деле, в эту гонку за модой, в большей или меньшей степени оказывается вовлеченной вся молодежь, поскольку устаревшие модели телефонов не в состоянии поддерживать новейшие протоколы и предоставлять новые возможности в области мобильной коммуникации. Выбора практически не остается: либо стать идейным маргиналом, аутсайдером и принципиально, с вызовом пользоваться устаревшим мобильным телефонов, либо включиться в гонку.

Поскольку музыка представляет собой главную составляющую молодежной субкультуры, количество мелодий, хранящихся в каждом телефоне, в результате регулярных скачиваний намного превышает действительно используемые в качестве звонков. Мир звуков разнообразен: в телефон можно занести любые звуки. Так звонок от родителей может, к примеру, предваряться гимном России, а звонок от возлюбленного – «Не оставляй меня, любимый». К тому же музыку можно просто слушать, воспроизводя ее из мобильного телефона, как из аудио магнитофона.

Логотипы становятся заставками в режиме ожидания. В любом молодежном телефоне они составляют своего рода коллекцию, раскрывающую суть внутреннего мира владельца, его эстетические пристрастия и повседневные интересы. Подавляющее большинство текстов и электронных иллюстраций однозначно соотносится исключительно с молодежной субкультурой. Преобладает ирония, с претензией на афористичность, грубоватый молодежный сленг, порой не совсем приличный подростковый юмор.

Среди предлагаемых текстов, к примеру, можно встретить такие: «Сила, брат, в мобиле», «Я тащусь». В рубрике «Любовь» можно найти огромное количество изображений с сердечками и обнаженными женщинами, есть картинки и тексты из серии «Ужас» (всякого рода комбинации из черепов), «Мультики», «Музыка». Присутствует много популярной игры с социалистическими символами (СССР, серп и молот, Ленин, плакаты советской эпохи, например, «Не болтай!»). Целый ряд картинок и текстов специально предназначен для пересылки друзьям в качестве электронных открыток. Картинки и звонки служат также означающими различных входящих абонентов-коммуникантов [41].

Создавая такую систему идентификации своих партнеров по коммуникации (по их телефонным номерам) посредством определенных мелодий звонка и картинок, владельцы телефонов вовлекаются в процесс означивания других. Повседневное общение превращается с процесс оперирования знаками. Знаковыми параметрами мобильного телефона в молодежной субкультуре может являться всё, что угодно: марка телефона, форма корпуса, оператор и тарифный план, цвет панели, вид чехла, шнурок, наличие системы hands-free (включение и разговор через наушники), способ ношения. Возникает целая семиотическая система, связанная с тем, как и где, носится мобильный телефон. Вообще в молодежной субкультуре мобильный телефон можно носить, где угодно, по принципу: «Носи, где хочешь». Рассмотрим некоторые примеры ношения мобильного телефона. Если телефон все-таки лежит в сумке – скорее всего, владелец видит в нем, прежде всего, средство коммуникации. Ему не важно, каков телефон и как его воспринимают окружающие, главное – иметь возможность осуществить, или принять нужный звонок.

Примерно так же ощущает свой телефон человек, который носит его в кармане, только относящийся к жизни и вещам с оттенком небрежности, как к чему-то не слишком ценному, но полезному и приятному, и должному всегда быть под рукой. Телефон, прикрепленный к ремню брюк, выдает в своем владельце человека, выбравшего образ бизнесмена.

Телефон, висящий на шее, как кулон, присущ девушкам, склонным к честолюбию, тщеславию, следящим за модой и не равнодушным к украшениям. Телефон без чехла – признак некоторой небрежности, неаккуратности. Замысловатый чехол – желание «выделиться» или врожденное стремление к порядку, в котором все подчинено одному владельцу известной целесообразности, или просто забота о мобильном телефоне, которому, как утверждают журналы, тоже нужна стильная «одежда». [41]

Телефон с наушниками “hands-free” демонстрирует свободную, “мобильную” личность, которая в режиме non-stop, параллельно с приемом многочисленных входящих звонков занята каким-то важным делом, решает важные вопросы, или просто очень коммуникабельная особа, ценящая физическую свободу, в том числе рук. Последние модели таких наушников позволяют уже не доставать телефон даже для нажатия одной единственной кнопки, микрофон на изогнутой дужке располагается сбоку, рядом с уголком губ, как у диспетчеров экстренных служб. Конечно, многие элементы повседневной культуры, связанные с присутствием мобильного телефона в нашей жизни, имеют знаковый характер лишь внутри молодежной субкультуры. Как отмечает Е. Николаева, «нельзя не признать, что в ХХI веке именно молодежная субкультура во многом определяет сущностные характеристики общего семиотического пространства современной культуры, в том числе и сами, правила и механизмы смыслополагания» [41].


Глава вторая. Повседневные практики использования мобильного

Телефона молодёжью: результаты исследования.

 

На сегодняшний день, как пишет В. Голофаст, «технология становится универсальным посредником между человеком и миром, вооружает его новыми способностями и возможностями» [26]. Не будет большим преувеличением сказать, что мобильный телефон является неотъемлемой частью повседневной жизни молодежной среды, став практически обязательным её атрибутом, отсутствие которого воспринимается как нонсенс, как нечто выходящее за рамки «нормального».

Общее описание исследования

Основной акцент в нашей работе делался на изучении повседневных практик, связанных с использованием мобильного телефона различными представителями молодежной среды. («Знакомые картины повседневных занятий, к которым участники относятся как к «естественным событиям жизни» - это многочисленные факты их повседневного существования, представляющие собой одновременно и сам реальный мир, и продукт деятельности людей в этом мире» [14].) «Отсюда выводятся два следствия: во-первых, необходимость замены объяснения детальным этнографическим описанием, не привносящим теоретических или идеологических категорий в исследуемые явления. И, во-вторых, обращение к так называемой «повседневности», то есть к типичным, рутинным, непроблематичным и поэтому незамеченным действиям, составляющих основную часть социальной жизни» [11: С. 13].

При этом само исследование было проведено в рамках качественной методики, посредством полуформализованного личностного интервью. Исследовательский проект был разработан в стиле кейс стади [35], то есть, сконцентрирован на анализе отдельных случаев. В нашем варианте это 6 случаев (3 женских и 3 мужских). Критерии отбора информантов были продуманны заранее, а именно: возрастные границы респондентов (от 18 до 35 лет), принадлежность к различным профессиональным, социально-экономическим группам, различный семейный статус, а также разный опыт пользования мобильным телефоном.

В ходе анализа материалов интервью мы выделили следующие тематические поля: 1) способы и мотивы подключения молодежи к услугам мобильной связи, 2) мобильный телефон и потребительские предпочтения молодёжи 3) функции мобильного телефона 4) мобильный этикет в молодежной среде

Характеризуя биографические ситуации участников исследования, необходимо отметить следующие:

1. мужчина: 21 год, не женат, нет детей, среднее общее образование, студент.

2. мужчина: 24 года, не женат, нет детей, высшее образование, аспирант.

3. мужчина: 33 года, женат, 2 детей, высшее образование, руководитель агентства.

4. женщина: 20 лет, не замужем, нет детей, среднее общее образование, студентка

5. женщина: 30 лет, замужем, 1 ребёнок, высшее образование, офис-менеджер агентства.

6. женщина: 23 года, не замужем, нет детей, среднее общее образование, студентка

Таблица №1

Сводная таблица характеристик объекта исследования

имя возраст образование семейное положение социальный статус
  Андрей 21 год среднее общее не женат, нет детей студент
  Антон 24 года высшее не женат, нет детей аспирант
  Александр 33 года высшее женат, двое детей руководитель агентства
  Татьяна 30 лет высшее за мужем, один ребёнок офис менеджер агентства
  Кристина 20 лет среднее общее не замужем, нет детей студентка
  Светлана 23 года среднее общее не замужем, нет детей студентка






ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.