Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема урока: Тематическое оценивание № 2.





Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

 

Тип урока: урок систематизации и контроля знаний учащихся.

 

Жанр урока: защита творческих проектов с элементами

тестирования

 

Цели и задачи: расширение информационной компетентности

школьников, развитие логического мышления, проверка

знаний, умений, навыков учащихся по изученной теме, их

способности анализировать и делать выводы;

воспитание интереса к поисково-творческой работе,

совершенствование навыков культуры общения.

Оборудование: записи отрывков из романсов А. Рубинштейна,

Г. Свиридова, вальса А. Хачатуряна к драме

М. Лермонтова «Маскарад»;

Тематические итоговые уроки по литературе 5,7 кл.

Составитель Л.В. Мельникова. Харьков: Основа, 2003;

Литература. 8 класс. Тесты для проверки знаний,

умений и навыков учащихся. Составитель Соловьева Л.Е.

Ростов н/Дону: Rostok, 2000.

Модель урока

Лà БЭà МУДà ПТП(К)àПТП(И)àТ – ИàД.З.

 

 

· Л – литературная зарядка

БЭ – блиц-энциклопедия

МУД –мотивация учебной деятельности

ПТП (К) – презентация творческих проектов (коллективный

проект)

ПТП (И) – презентация творческих проектов (индивидуальные

проекты)

Т – тестирование

И – итоги

Д.З. – домашнее задание

Ход урока

I. Литературная зарядка

1. Как вы думаете, на каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.

 
 

 

 


Ключ: Смекалка во всяком деле поможет

 

2. Блиц энциклопедия:

· Фрагментом какого произведения является «Полет шмеля»?

(оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова)

· Кто написал балет «Бахчисарайский фонтан»?

(Б.В. Асафьев)

· Как звали французскую певицу, друга И.С.Тургенева, исполнительницу романсов на стихи А. Пушкина и

М. Лермонтова?

(П. Виардо)

· Кто автор музыкальных картинок к повести А.С. Пушкина «Метель»?

(Г.В. Свиридов)

· Кто автор оперы «Евгений Онегин»?

(П.И. Чайковский)

· Кто автор вальса к драме М. Лермонтова «Маскарад»?

(А. Хачатурян)

 

III. Сообщение цели и задач урока

Коллективная творческая работа по составлению кроссворда.

 

На доске:

· «Подруга дней моих суровых…» («Няне», А. Пушкин)

· «Печально я гляжу на наше поколенье!» («Дума», М.Лермонтов)

· «Нас было много на челне…» («Арион», А. Пушкин)

· «Бой закипел – смертельный бой!» («Мцыри», М. Лермонтов)

· «К нему и птица не летит…»(Анчар», А. Пушкин)

· «…Одиноко

Он стоит, задумался глубоко…» («Утес», М. Лермонтов)

 

Вопросы к классу

1. Кому принадлежат эти поэтические строки?

2. Из какого произведения они взяты? Кто их автор?

3. Назовите даты жизни поэтов. (1799-1937, 1814-1841)

4. Заполните кроссворд, проставив правильно нумерацию около цитат (В – 1 – по вертикали; Г – 2 – по горизонтали)

 

Ключ: по горизонтали: 2 – «Няне». 5 – «Дума». 6 – «Мцыри».7 – «Утес». 8 – «Анчар».

По вертикали: 1 – Лермонтов. 3 - «Арион». 4 – Пушкин.

 

IV. Презентация творческих проектов и их словесное оценивание учителем и учащимися.

а) кроссворд «А. Пушкин «Капитанская дочка»;

б) кроссворд «М. Лермонтов «Мцыри»;

в) надпись на щите;

г) мини-исследование: «Сравнительная характеристика лирики А. Пушкина и М. Лермонтова».

V. Тестирование

1. А. Пушкин в повести «Капитанская дочка» ставил перед собой цель:

а) обличить самодержавие;

б) развенчать дворянство;

в) сделать научное исследование исторических событий;

г) поразмыслить над историей родной страны.

2. Наставление, которое дает отец Петруше перед дальней дорогой:

а) служи верно, кому присягнешь;

б) слушайся начальников;

в) на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся;

г) береги честь смолоду;

д) все подходит.

3. Дуэль между Швабриным и Гриневым произошла из-за:

а) оскорбительной оценки стихов Петра;

б) неуважительного отношения к Маше Мироновой;

в) спора между героями.

4. Исповедь – это:

а) рассказ о собственном приключении;

б) рассказ о том, что приключилось с другими;

в) откровенное признание.

5. В поэме М. Лермонтова «Мцыри» пейзаж – это:

а) картина, на фоне которой развиваются действия;

б) образ, который помогает отразить мысли и чувства героя;

в) неразрывно связан с психологическим состоянием героя.

6. А. Твардовский сказал: «У каждого из нас есть свой …»

7. Род литературы, предметом изображения которого является мир идей и чувств, называется…

8. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Кавказ» основною мыслью является…

9. Соедините портретное описание с фамилией героя повести

А. С. Пушкина «Капитанская дочка»:

· «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.»

· «…Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами…»

· «…Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.»

· «…Старик бодрый и высокого росту, в колпаке и китайчатом халате.»

10.Соотнесите перечисленные жизненные ценности и нравственные принципы с главными героями произведений А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и М.Ю. Лермонтова «Мцыри» / а) А.С.Пушкин; б) М.Ю. Лермонтов/:

А: свобода, родина, родные, полнота жизни;

Б: долг, честь, верность, семья.

11.Вспомните текст и распределите строки поэмы М.Ю. Лермонтова в хронологической последовательности:

а) “Но людям я не делал зла…”

б) “…Я цель одну –

пройти в родимую страну –

имел в душе…”

в) “… Чтоб в цвете лет,-

…Унесть в могилу за собой

Тоску по родине святой…”

г) “Бой закипел, смертельный бой!”

д) “Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля…

…Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.”

12.Как бы поступил Е. Пугачев, будучи на свободе, в ситуации Мцыри, услышавшего колокольный звон монастыря?

 

Ключ: 1- а, г; 2 – д; 3 – б; 4 – в; 5 – в; 6 – Пушкин; 7 – лирика; 8 – восхищение и любовь к Кавказу, его природе; 9 – Пугачев, Зурин, Швабрин, Миронов; 10 – а,Б, бА; 11 – д,б,г,в,а.

VI. Итог урока.

· Что нового открыл для себя?

· Что захотелось сделать, составить, прочитать?

· Над чем конкретно еще необходимо поработать?

 

VII. Домашнее задание

По группам

· Чтецы

Выразительно с элементами инсценирования прочитать монолог героя из «Ревизора»

· Литературоведы

Готовят рассказ о наиболее значимых событиях жизни Н.В. Гоголя.

· Искусствоведы

Готовят рассказ о портретах Гоголя (художников Ф.Моллера, А. Дзона, В. Штернберга) и иллюстраторов его произведений (А. Пластова, Е.Кибрика, А. Константиновского, А. Лапеева, Д.Шмаринова, А. Герасимова)

· Скульпторы

Готовят проект памятника Н.В. Гоголю по схеме:

· определить основную идею-девиз;

· продумать место

· определить материал

· составить надпись

 

 


Приложение

Кроссворд







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.