Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 5. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ





Цель темы: студент знает проблемы перехода от планируемой

централизованно к рыночной экономике, перспективную модель национальной

экономики Республики Беларусь, формирование и развитие институтов рынка,

проблемы развития предпринимательства в Беларуси и сущность

структурной трансформации экономики

Задачи темы: студент понимает основные этапы переходного периода от


централизованно планируемой экономики к рыночной,


направления


перспективной модели национальной экономики Республики Беларусь.

 

 

Теоретический материал

Проблемы перехода к рыночной экономике. Перспективная

Модель национальной экономики


5.1.1


Проблемы перехода от централизовано планируемой к


Рыночной экономике

Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Формирование и развитие институтов рынка. Проблемы развития

Предпринимательства и структурная трансформация экономики

Формирование и развитие институтов рынка

Проблемы развития предпринимательства в Беларуси

Структурная трансформация экономики

 

 

Проблемы перехода к рыночной экономике. Перспективная

Модель национальной экономики

5.1.1 Проблемы перехода от централизовано планируемой к рыночной

Экономике

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и

любой переход от одного экономического порядка к другому,

сопровождается существенными преобразованиями экономической

деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности,

институциональная среда, методы хозяйствования и государственного

 

123


 

воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и

занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в

течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для

разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких

десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики,

общественного и государственного устройства страны, менталитета народа,

значимости различий действующей экономической системы и системы,

идущей ей на смену.

Переходный период включает три направления преобразований:

· первое – демонтаж старого экономического порядка, основная цель

которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и

механизмов функционирования предшествующей экономической системы,

что нередко с вязано с возникн овением кризисной с итуации в на ционал ьной

экономике;

· второе – становление нового экономического порядка, цель которого –

создание необходимых условий, способствующих зарождению новы х


структур и механизмов.


В этой фазе получает развитие новая


институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в

условиях рынка;


·


третье



структурная перестройка,


целью которой являются


регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на


национальную экономику,


приводящие ее воспроизводственную,


отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние,


отвечающее новым стратегическим,


социально-политическим и


экологическим целям.

Важной закономерностью переходной экономики является зарождение и

интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не

свойственные господствова вшей пре жде системе формы и о тношения

(например, институты рыночной экономики), так и возникающие путем

изменения содержания старых форм (например, государственная собствен-

ность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и други х

предприятий или планиро вание в форм е индикативного, не директ ивного, а

рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ).

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд

сложных проблем:

 

124


 

· ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на

первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический,

инновационный и кадровый потенциалы страны;

· обосновать перспективную модель национальной экономики;


·


создать законодательно-нормативную базу,


правовые институты,


обеспечивающие развитие рыночных отношений;


· либерализировать все виды экономической деятельности,


не


запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления

экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство,

малый и средний бизнес;

· обеспечить равноправие всех форм собственности;

· сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры – валютной,

фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений;

· провести структурную перестройку экономики на основе опережающих

темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспорто -

ориентированны х и импортозаме щающ их о траслей и производст в, внедрить

прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

· изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования,

подготовки и переподготовки рабочих и руководя щих кадров, менеджеров и

экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

· значительно повысить роль заработной платы как основного источника

формирования денежных доходов населения и важного с тимула его трудовой

активности;

· разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты

населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль

государственны х ми нимальны х социал ьны х гарантий и поэтапно приблизи ть


их к бюджету прожиточного минимума,


снизить необоснованную


дифференциацию групп населения по уровню доходов;

· повысить эффективность методов государственного регулирования

экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного

периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующи х


параметров бюджетно-налоговой,


денежно-кредитной,


ценовой и


антимонопольной политики,


активизация внешнеэкономической


деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми

организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального

использования природных ресурсов и охраны окружающей среды).

 

125


 

Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной

экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла

трансформация отношений собст венности, которая в целя х создани я

устойчивых предпосылок для эконом ического роста должна обеспечить

кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных

предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая

негативный опыт реформ ирования экономики в других странах, не пошла по

пути обвал ьной приватизаци и, а выбра ла в качестве основны х принципо в

повышение эффект ивности производст ва, поиск стратегического инвестора,

участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении

государственного контроля за этим процессом для исключения возможности

неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Основными задачами реформирования отношений собственности

являются след ующие: создание со циально ориентиро ванной много укладно й


экономики рыночного типа,


совершенствование управления


государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих

предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежны х

инвестиций.


Актуальной остается проблема


кадрового обеспечения


рыночных


преобразований.


Особенно остро ощущается нехватка


высококвалифицированных специалистов высшего звена,


менеджеров,


маркетологов, активны х орган изаторов разработки и внед рения совреме нны х

наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной

техники.

В качестве основных направлений структурных преобразований

определены:

· создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других

макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения

прямых иностранных инвестиций и кредитов;

· опережающее развитие наукоемких высокотехнологических

экспортоориен тированных и импор тозам ещающих отраслей и производств, а

также сферы услуг;

· стимулирование процесса реформирования реального сектора

экономики, повышения его эффекти вности на осн ове со вершенствования

бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования


межгосударственных,


межотраслевых,

 


отраслевых и региональных


 

корпоративных структур в форме финансово-промышленных и ины х

хозяйственных групп;

· развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

· повышение эффективности деятельности естественных монополий,

формирование ко нкурентной сред ы в не монопольны х сег мента х эконом ики;

· разработка и реализация социальных программ и программ

совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающи х

развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.