Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы развития предпринимательства в Беларуси





Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к

рыночной экономике явля ются реформи рование о тношений собс твенности и

развитие предпринимательства.

Преобразование форм собственности

Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает


формирование субъектов рыночных отношений



независимых,


самостоятельных, экономически ответственных товаропроизводителей, что в

свою очередь требует осуществления разгосударствления и приватизации

предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление – это передача имущества из государственной

собственности в иную – акционерную, коллективную, кооперативную,

частную, смешанную.

Приватизация – передача государственной собственности за плату или

безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией

Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и

Гражданским кодексом. В соответствии с этими основоп олагающим и


документами в стране существуют две формы собственности



государственная и частная.

Государственная собственность выступает в виде республиканской и

коммунальной (собственность административно-территориальных единиц).

Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В

собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного

назначения.

В преобразовании форм собственности в Беларуси выделяются три этапа.

На первом этапе (1991–1992 гг.) осуществлялась приватизация только за

денежные средства, в основном по инициативе «снизу». Заинтересованные в

приватизации трудовые коллективы предприятий обращались в органы

приватизации со своими предложениями о выкупе государственного

имущества. Такие предприятия после приватизации преобразовались в кол -

 

142


 

лективные (народные) предприятия, а впоследствии – в акционерные

общества или общества с ограниченной ответственностью. До 1993 г.

приватизация про ходила на осно ве отде льных временны х нормативны х а ктов

и в целом не имела законодательной базы.

Второй этап приватизации начался с принятием в 1993 г. законов «О

разгосударствлении и приватизации государственной собственности в

Республике Беларусь», «Об именных приватизационных чеках»,

Государственной программы приват и зации, других законодател ьных и

нормативно-правовых актов. При приватизации каждого объекта 50 %

стоимости оплачивалось деньгами и 50 % – чеками «Имущество». Средние и

крупные предприятия промышленности, строительства, транспорта могли

преобразоваться в открытые акционерные общества. На конкурсы и

аукционы выставлялись малые предприятия коммунальной собственности, а

также объекты незавершен ного строит ельства. В числе преобразованных в


акционерные общества более


50 крупных предприятий: Мозырский


нефтеперерабатывающий завод, Брестский и Новогрудский заводы газовой


аппаратуры,


Пинский деревообрабатывающий комбинат,


Витебский


чулочно-трикотажный комбинат,

холодильников и др.


Минские часовой завод и завод


Третий этап



период совершенствования стратегии и тактики


преобразований отношений собственности. Его основные направления

определяются указами Президента Республики Беларусь «О мерах по

совершенствованию реформирования государственной собственности» (март

1995 г.), «Об упорядочении распоряжения государственным имуществом»,

«Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении

акционерными обществами» (ноябрь 1997 г.).

В Беларуси, согласно законодательству, используются следующие методы

разгосударствления:

· преобразование государственных организаций в акционерные общества

(ОАО);

· выкуп арендованного имущества арендной организацией;

· продажа на аукционе и по конкурсу.

В результате разгосударствления и приватизации в Беларуси существенно

расширился негосударственный сектор экономики. Доля работающих на

негосударственных предприятиях в 2004 г. составила 47,6 % общей

численности занятых в экономике, в том числе в промышленности – 61,5,

строительстве – 72,1, торговле и общественном питании – 85,3 %.

 

143


 

Главными целями разгосударствления и приватизации остаются

повышение эффе ктивности п роизводства, создание конку рентной среды,

активизация и нвестицион ной и иннова ционной дея тельности, привлечен ие

иностранных инвестиций. При осуществлении этих целей необходим учет

социальных и экологических последствий приватизации.

Типы хозяйствующих субъектов

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хозяйствующими

субъектами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.


Коммерческими


являются организации,


преследующие извлечение


прибыли в качестве основной цели своей деятельности и


(или)


распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут

создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,

производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянски х

(фермерских) хозяйств.

Некоммерческие – это организации, не ставящие целью извлечения

прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Они могут иметь форму потребительских кооперативов, общественных или

религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником

учреждений, благотворительных и иных фондов, а также другие формы,


предусмотренные законодательством.


Некоммерческие организации


создаются для достижения социальных,


природоохранных,


благотворительных,


культурных,


образовательных,


научных и


управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической

культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных

потребностей граждан. Они мог ут о существлять предпри нимательск ую

деятельность лишь в той степени, в какой она необходима для уставны х

целей.

Возможно существование различных организационно-правовых форм

организаций.

Реструктуризация предприятий

Реструктуризация – это структурная реорганизация, управленческая и

финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночны х

условиях. Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального

использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и


методов управления,


маркетинговой деятельности без значительных

 

144


 

дополнительных финансовых средств.


 

Пассивная реструктуризация


проводится в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического

инвестора в пос тприватизационн ый период и рассчи тана на более

продолжительный период.

В современной практике применяются различные варианты

реструктуризации:

· реструктурирование государственных предприятий реального сектора

экономики с целью их акционирования и сохранения за государством

контрольного пакета акций;

· реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что

особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;

· реструктурирование после приватизации объекта за счет средств

потенциального инвестора.

Важнейшие задачи реструктуризации белорусских предприятий

заключаются в с нижении энерго - и материалоемкости производст в и

уменьшении их зависимости от импортных поставок топливно -

энергетических и сырьевых ресурсов, повышении конкурентоспособности

выпускаемой продукции.

Демонополизация и развитие конкуренции

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и

эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение

монополизма в хозяйственной деятельности.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия

в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и


развитии конкуренции».


Основными направлениями демонополизации


являются:

· формирование новых экономических структур, особенно малых и

средних предприятий;

· разукрупнение концернов, производственных и других объединений,

препятствующих развитию конкуренции;

· государственное регулирование деятельности монополий;

· контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих

субъектов, приобретением акций.

В соответствии с проводимой антимонопольной политикой стал регулярно

составляться Государственный реестр хозяйствующих субъектов,

занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси.

 

145


 

Основным критерием для включения в него является доля хозяйствующего


субъекта на рынке конкретного товара,


превышающая предельно


установленную величину.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую

и неценовую. Первая предполагает продажу товаров или предложение услуг

по более низким ценам, чем конкуренты. Вторая основана на предложении

товара более высокого качества, с большой надежностью и сроком службы,

более высокой производительностью.

Государственное предпринимательство

Гражданский кодекс Республики Беларусь дает следующее определение


предпринимательству: «Предпринимательская деятельность



это


самостоятельная деятельность юр идических и физичес ких лиц,

осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и

под свою имущественную ответственность и направленная на

систематическое пол учение прибыли от пользования имуществом, продажи

вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными ли -

цами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти

работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не

используются для собственного потребления».

Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и

осуществляется как в индивидуальной, так и в коллективной форме.

Государственное предпринимательство осуществляется юридическим

лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном

ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет

с а м о с т о я т е л ь н у ю о т в е т с т в е н н о с т ь п о с в о и м о б я з а т е л ь с т в а м, м о ж е т о т с в о е г о

имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущест -

венные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное

предпринимательство, является предприятие.

Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью

государственными предприятиями, либ о организациями со значител ьной


степенью государственного участия


(в капитале и управлении).


Государственные структуры являются равноправными партнерами други х

участников рыночных отношений, если они непосредственно выходят на

рынок с деловыми предложен иями: предоставление правител ьственны х

з а к а з о в п р е д п р и я т и я м, о п р е д е л е н и е ц е н, с о с т а в а и о б ъ е м а л ь г о т п р и

выполнении специальных работ.

 

146


 

Для адаптации и обеспечения эффективного функционирования

государственных предприятий в развивающейся рыночной среде требуются

всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры с

усилением менеджмента и ряд других мер, в числе которых:

· проведение технического обновления предприятий, переход на высокие

наукоемкие технологии, освоение новых образцов продукции, имеющих

спрос на внутреннем и внешних рынках;

· снижение издержек производства и расходов на управление;

· усиление ответственности руководителей государственных унитарных

предприятий за эффективное испол ьзование закрепленного за этими

предприятиями на праве хозяйственного ведения государс твенного

имущества;

· обеспечение государственных инвестиционных проектов по обновлению

и расширению производства.

Разновидностью государственного предпринимательства является также

предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих

государству природных и производственных ресурсов.

Частное предпринимательство

Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением доли

негосударственной собственности и развитием частного

предпринимательства.


Предприниматель



лицо,


занимающееся предпринимательской


деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг).

Результатом предпринимательства является коммерческий эффект,

воплощенный в деньгах (прибыль).

Частное предпринимательство – экономическая система, в которой

хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или

фирмы (предприятия) при минимальном вмешательстве государства.

Фирма – это обобщенное название, используемое по отношению ко всем

(или почти ко всем) организациям бизн еса – от гигантски х корпораций типа

«Дженерал моторе» с многомиллиардным объемом выпуска и сотнями тысяч

работников до мелких лавочек, где со всеми делами справляется один хозя -

ин, а дневная выручка не превышает нескольких десятков долларов.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы

организации предпринимательства:


· единоличное владение



индивидуальное частное предприятие,


владельцем которого я вляется одно лицо или одна семья, получающая весь

 

147


 

доход (за вычетом расходов и налогов) и несущая весь риск за свою

деятельность;

· партнерство – возникает в случае, когда с целью ведения бизнеса

объединяются ресурсы и предпринимательские навыки двух или более лиц;


· корпорация


(акционерное общество)



доминирующая форма


предпринимательства,


для которой характерны централизованное


управление,


длительный срок существования,


превышающий


продолжительнос ть жизни о тдельных держателей ак ций, ограни чение

ответственности акционеров в соответствии с долей их капиталовложений.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено

главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес

Малый бизнес – предпринимательская деятельность, дающая прибыль на


малых предприятиях,


не входящих ни в одно монополистическое


объединение.


По действующему законодательству малое


предпринимательство в нашей стране представлено в дв ух форма х:

юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого


предпринимательства в Республике Беларусь»


к субъектам малого


п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а – юри дическим лицам – о т н о с я т с я п р е д п р и я т и я и

организации со среднесписочной численностью работников:

– в промышленности и на транспорте – до 100 человек;

– в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;

– в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;

– в других отраслях производственной сферы, общественном питании,

бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;

– в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть,

действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют

разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах.

Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная

и управлен ческая гибкость п озволяют им оперативно реаги ровать на изме -

няющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды

продукции и заполняют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.

Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для


дальнейшего развития предпринимательства,

соблюдения прав и законных интересов лиц,

 


обеспечения гарантий

осуществляющих


 

предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой

сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране

благоприятного экономического климата приняты указы 24 марта 2005 г.

№ 148 «О не отложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня

2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской

деятельности». Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой

налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе

индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации,

совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и

определяют условия взимания единого налога с индивидуальных

предпринимателей и иных физ ических лиц. В целом указы способст вую т

упорядочению предпринимательской деятельности, созданию оптимального


механизма взаимоотношений государства,


индивидуальных


предпринимателей и потребителей,


формированию цивилизованных,


общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической

деятельности. В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки

предпринимател ьства: фонды фина нсо вой поддерж ки пред принимателей,


центры поддержки предпринимательства,


инкубаторы малого


предпринимательства,


инновационные центры.


Создаются общества


взаимного кредитования.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.