Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цели и функции государственного регулирования экономики





В плановой экономике государство управляло практически всеми


социально-экономическими процессами,


которые поддаются


централизованному регулированию.


Системой директивных адресных


заданий государственные органы определяли основные параметры

деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи : объем и

основной ассортимент производимой продукции , поставщиков сырья и


материалов,


потребителей готовой продукции.


За предприятиями


сохранялась самостоятельность в решении,


прежде всего


в н у т р и х о з я й с т в е н н ы х в о п р о с о в : н а л а ж и в а н и я п р о и з в о д с т в а , о р г а н и з а ц и и и


оплаты труда,


совершенствования технологий,


повышения качества


продукции, социального развития трудовых коллективов.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования

более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства . В странах с

транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного

шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же

рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового

хозяйства к рыночному не происходит автоматически . Государство призвано

регулировать этот процесс , стимулировать создание инфраструктуры рынка ,

условий его нормального функционирования.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые

государством функции в экономических процессах объективно должны


постепенно сокращаться,


для чего требуется правильно определить


приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение

жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством, прежде всего, должны сохраняться следующие функции:


· эмиссия денег,


денежно-кредитное и налогово-бюджетное


регулирование;

· обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и

субъекта хозяйствования;

· формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей

эффективное функционирование финансовых учреждений;

 

167


 

· обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению

благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение , культура,

коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

· реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

· развитие науки, инновационной деятельности и информационных

технологий;


· проведение активной внешнеэкономической политики,

интеграционных связей с соседними странами;


развитие


· формирование производственной,


социальной и экологической


инфраструктур общегос ударственного значения , обеспечивающих условия

для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

· поддержка социально незащищенных групп населения;




· охрана окружающей среды,


совершенствование экологических


регуляторов, международное сотрудничество при решении экологически х

проблем;

· формирование рациональных территориальных пропорций

воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;

· обеспечение национальной безопасности страны;

· создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение


неукоснительного соблюдения законов,


развитие институциональной


инфраструктуры;

· разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

Для регулирования социально-экономических процессов государство

использует систему методов и инструментов , которые меняются в

зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации ,

накопленного опыта, выбранной модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов государственного регулирования на

правовые, административные, экономические.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке и реализации

законов, обеспечивающих нормы функционирования предприятий всех форм

собственности и рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ ),

антимонопольном регулировании , защите прав покупателей и интересов

общества, посредничестве между пр едпринимателями и наемными ра -

ботниками и т.д.

Административные методы экономического регулирования реализуются

посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер для

168


 

отдельных сфер экономичес кой деятел ьности или ка тегорий населения . С


помощью административных мер,


например,


осуществляется


государственный конт роль над ценами монополистов и соц иально зна чимы х

товаров.

Важной задачей государства в переходный период является создание

целостной системы э кономически х ме тодов рег улирования . С этой цел ью

используются:

· бюджетно-налоговая политика;

· денежно-кредитная политика;

· ценовое регулирование;

· амортизационная политика;

· прямые методы регулирования – государственный заказ, квоты,

лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования – разработка прогнозов и

программ . Их объектами я вляются как страна в целом , так и о тдельные

отрасли экономики и социальной сферы , регионы, а также направления


деятельности


(привлечение в экономику иностранных инвестиций,


приватизация, занятость и др.).

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.