Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы





Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются

уровень и качество жизни населения . Эта характеристика — историческая

категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан

материальными и духовными благами.


Организация Объединенных Наций,


обобщая характерные черты


национальных концепций уровня жизни в разных страна х мира , указывает на

общие существенные компоненты этих концепций : здоровье , потребление

продуктов питания , образование , занятость и организация труда , жизненные

удобства,

Свойства воспроизводстве рождаемость, смертность, заболеваемость,

ожидаемая продолжительность жизни , социальное обеспечение , одежда ,

отдых и свободное время, права человека.

В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает

четыре блока характеристик : качество населения , уровень жизни населения ,

социальная безопасность, качество окружающей среды.

Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь

общества хронические «болезни » капиталистической системы : безработицу,


резкое имущественное расслоение,


бедность многочисленных слоев


населения . При социализме все население имело достаточно устойчивый ,

хотя и невысокий уровень потребления , гарантированные трудоустройство и

получение дохода . С приходом новых, рыночны х, отношений появились

трудности с получением работы и , соответственно , доходов, достаточных для

удовлетворения минимальных потребностей.

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения и

заработной платы последни х лет , уровень жизни остае тся ; низким и


сопровождается широкомасштабной бедностью.


Особенно тяжелое


положение с удовлетворением материальных потребностей семей с детьми , в

том числе многодетных, одиноких пенсионеров, инвалидов и других

категорий населения.

Определение «черты бедности» – сложный теоретико-методологический и

социально-политический вопрос , который по-разному решае тся в различных

странах и международных организациях. Но сегодня общепринятыми , в том

 

189


 

числе и в Беларуси , являются методы с оциальны х стандар тов и норма тивов ,

квинтильных групп, коэффициентов Джини, остроты и глубины бедности.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в

Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения ,

государственные программы поддержки и развития предпринимательства ,

Концепция совершенствования оплаты труда , Президентская программа

«Дети Беларуси », Комплексная система мер по социальной защите населения


Республики Беларусь на


2000–2005


годы,


Основные направления


государственной семейной политики, Государственная программа « Жилье »,



Программа по проблемам пожилых людей и др.

Направления социальной политики и реформирования

Социальной сферы

Разработка и реализация направлений социальной политики

осуществляются государственными органами , научными институтами и

общественными структурами на основе социального императива , ключевых

проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого

потенциала , пр инципов и приорите тов обще экономичес кой по литик и

государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах


Президента и Правительства страны.


Такими действующими ныне


документами являются Программа социально-экономического развития

Республики Беларусь на 2001–2005 годы и Национальная стратегия

устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года . Эти документы

определяют приоритеты, цели и задачи , а также направления и средства и х

достижения в области социальной политики и социальной сферы.

Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется

следующими критериями:

· соответствием социальному императиву содержания экономических,

экологически х, структурно-инвестиционных, инновационных и други х

программ развития;

· уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ,

их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально

ориентированной экономики,на прогрессивные в этом смысле решения с

учетом отечественного и зарубежного опыта;

· эффективностью механизмов практической реализации социальных

программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;

· опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением


новых институтов,


норм,


механизмов,


структур функционирования


социальной сферы;

190


 

· рациональным сочетанием государственных,


 

негосударственных,


самодеятельных начал в организации , функционировании и развитии

социальной сферы, форм и методов ее финансирования .

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде

всего на решение острых социал ьных проблем , которые определяю т


социальную безопасность государства.


Необходимо:


предотвратить


обнищание населения и решить проблему бедности;


снизить


дифференциацию доходов населения ; обеспечить повышение заработной

платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других


социальных проблем;


повысить уровень минимальных социальных


стандартов – МПБ, БПМ , МЗП и других ; улучшить положение в пенсионном

и социальном обеспечении населения ; не допустить дальнейшего ухудшения

в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного

роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития

человеческого потенциала.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:


· обеспечение роста заработной платы до уровня,


адекватного


современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

· формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда,

усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении

производительности труда и эффективности производства;

· совершенствование структуры заработной платы, повышение доли

оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

· регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение

уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурны х

отраслях бюджетной сферы;

· развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

· усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и

его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:

· повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

· рост реальной заработной платы в соответствии с ростом

производительнос ти труда при некотор ом снижени и числе нности занят ы х в

экономике;

· увеличение доли оплаты труда в ВВП с 33,3 % в 2004 г. до 42 % в 2010 г.

 

191


 

Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

· на достижение в среднем по стране научно обоснованного

сбалансированного и высоко качеств енного питания за с чет р оста

потребления мяса и мясопродуктов преимущественно не жирных сортов ,

рыбы и рыбопродуктов , фруктов и ягод ; переход от « хлебного » к


мясомолочному,


насыщенному витаминами питанию;


замену


высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее

калорийным;


· рациональную структуру гардероба,


способную удовлетворить


разнообразные потребности (повседневные , сезонные , эпизодические и др .),


связанные с различными видами деятельности


(трудовой,


бытовой,


досуговой и др.);

· существенное расширение использования предметов культурно-

бытового и хозяйственного назначения как городским , так и сельским

населением.

Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на

основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по

оптимизации производства товаров и развития сферы услуг ,

совершенствования системы распределительных отношений.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной

политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет

максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация

этой задачи возможна на основе экономического роста , повышения уровня

жизни, прежде всего работающей части населения.

Основная цель реформирования пенсионной системы – повышение уровня

жизни пенсионеров путем создания стабильной , финансово устойчивой

пенсионной системы , отвечающей принципам социальной справедливости,

способной противосто ять будущим демограф ическим изменениям .

Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему,

сочетающую в себе как распределительные , так и накопительные механизмы

и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет

включать три уровня (составляющих):


· первый



пенсионное обеспечение на государственной основе


(социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

· второй – обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);

 

192


 

· третий – дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение

(профессиональные пенсии ) с сохранением ведущей роли государственного

обязательного социал ьного с трахования в организации пенс ионной сис темы

как целого.

Важным направлением является создание комплексных территориальных


центров социального обслуживания,


обеспечивающих оказание


максимальной и разн осторонней помо щи гражданам пожилого возраста ,

инвалидам , семьям , детям и другим категориям населения . При этом будут

учитываться утвержденные социальные стандарты , что повысит уровень ,

доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

 

 

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов, докладов


1.

 

 

2.

3.

 

 

4.

5.

6.


Экономические функции государства в смешанной экономике и

инструменты их реализации

Система органов государственного управления Республики Беларусь

Мировые тенденции формирования системы государственного

регулирования социально-экономического развития

Трансформация роли государства в современной экономике

Административные методы государственного регулирования экономики

Экономические методы государственного регулирования экономики.


 

 

Темы для дискуссий

1. Возможно ли точное количественное установление возможностей и

границ государственного регулирования экономики?

 

 

Практические задания

Задача 6.1

Если общая сумма денежных резервов в стране была равна 16 000 млрд.

долл. США, денежный мультипликатор равнялся 0,16, а скорость обращения

денег была равна 4,0; тогда объем номинального ВВП в стране был бы равен:

а) 10240 млрд. долл. США;

б) 25 000 млрд. долл. США;

в) 4000 млрд. долл. США;

г) 6250 млрд. долл. США.

 

193


 

Задача 6.2

ВВП в условиях полной занятости составляет 20 млрд. долл. США.

Фактический объем ВВП – 16 млрд. долл. США. Сумма налогов составляет

10 % от величины ВВП. Государственные расходы на товары и услуги равны

1,8 млрд. долл. США. Определите:

а) сводится ли государственный бюджет с дефицитом или профицитом,

установите его размеры;

б) как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения

полной занятости?

 

 

Задача 6.3

Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд. долл.

США по годовой ставке 8 %. Эти средства инвестируются в реализацию

проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в

течение последующих лет на 300 млн. дол. США ежегодно. Определите:

а) приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в

каком размере;

б) вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемой на граждан данной

страны?

 

 

Задача 6.4

Определите изменение цен на продукцию машиностроения в связи с

ростом цен на энергоресурсы при условии, что доля затрат на энергоресурсы

в стоимости продукции составляет 10%, а цены на энергоресурсы возрастут

на 30 %.

 

 

Задача 6.5

Определите дефицит бюджеты в прогнозном периоде и его уровень.

В базисном периоде ВВП равен 30 трлн. руб., доходы республиканского

бюджета – 6,6 трлн. руб., в том числе налоговые поступления – 6 трлн. руб.,

расходы – 7,1 трлн. руб. В прогнозном периоде предполагается рост расходов

бюджета на 20 %, темп роста ВВП – 110 %, индекс цен (дефлятор ВВП) – 116 %,

снижение налоговой нагрузки – 3 %.

 


 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.