Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура и уровни социологического знания.





Теория и история социологии

1. Предмет и объект социологии.

2. Понятийный аппарат социологии.

3. Структура и уровни социологического знания

4. Социология О. Конта

5. Социология К.Маркса.

6. Социология Г.Спенсера.

7. Теория социальной стратификации П.Сорокина.

8. Понимающая социология Макса Вебера.

9. Социология Э.Дюркгейма.

10. Социология Г.Зиммеля.

11. Теория социального обмена (П. Блау, Дж. Хоманс)

12. Феноменологическая социология А.Шюца.

13. Теории символического интеракционизма Дж.Мида.

14. Структурно-функциональная теория Т.Парсонса.

15. Этнометодология Д. Гарфинкеля.

16. Социологическая концепция Ю.Хабермаса.

17. Теория структурации Э.Гидденса.

18. Структурный конструктивизм П.Бурдье.

19. Теория конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера.

20. Мир-системная социология И.Валлерстайна.

21. Социально-географическая школа в русской социологии.

22. Социально-правовая школа в русской социологии.

23. Основные положения социально-психологической (органической) школы русской социологии (Е.В.Де Роберти, Н.И. Кареев).

24. Марксистская школа в социологии (Г.В.Плеханов, П.Б.Струве, В.И.Ленин).

25. Развитие М.М. Ковалевским социологической теории.

26. Современные сетевые теории.

27. Теория критически мыслящей личности П.П. Лаврова.

28. Основные направления развития социологической мысли в современной России

 

Прикладная социология

29. Структура программы социологического исследования.

30. Основные характеристики назначения разведывательного исследования.

31. Основные характеристики и назначение описательного исследования

32. Основные характеристики и назначение аналитического исследования.

33. Основные характеристики и назначение кросс-культурного исследования

34. Анализ документов как метод сбора социологической информации.

35. Виды выборок в социологическом исследовании и особенности их использования.

36. Репрезентативность и валидность социологических исследований.

37. Метод фокус-групп и сфера его применения.

38. Методология и методы качественных исследований: основные характеристики.

39. Шкалирование как измерительная процедура эмпирической социологии.

40. Гипотезы в социологическом исследовании

41. Процедуры триангуляции.

42. Измерение в социологическом исследовании.

43. Основные виды социологических опросов.

44. Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «знание», «мнение», «информация».

45. Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «ценностные ориентации» и «установки».

46. Концептуальные представления и эмпирическая интерпретация понятий «интерес», «потребность», «мотив».

47. Назначение и возможности социометрических исследований

48. Статистические методы в социологии.

49. Метод наблюдения в социологическом исследовании

50. Основные принципы конструирования социологической анкеты.

51. Метод экспертных оценок: технология организации и проведения.

52. Интервью как метод сбора социологической информации. Виды интервью.

53. Возможности и ограничения в использовании вторичных данных

54. Виды анкетных вопросов: основные характеристики

55. Метод неоконченных предложений и рисуночных методик

56. Метод «кейс-стади»

 

Отраслевая социология.

57. Реклама: виды и современные особенности.

58. Эффективность рекламного воздействия: способы и показатели замера эффективности

59. Основные характеристики понятия «PR». Цели и задачи PR в политике.

60. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: уровни, субъекты и объекты.

61. Социология девиантного поведения: типы социальных девиаций.

62. Демография: основные понятия, структура и современные проблемы.

63. Этносоциология: этническая идентичность и ее особенности в полиэтнических государствах.

64. Социальная структура и социальная стратификация российского общества: основные концепции, состояние и тенденции

65. Социология образования: основные концепции, особенности профессиональных и социальных ориентаций современной молодежи.

66. Потребительское поведение как объект маркетинговых исследований.

67. Политическая социология: основные концепции, понятия и структура.

68. Предмет, статус и проблематика социологии организации.

69. Экономическая социология: основные концепции, понятия и структура.

70. Социология молодежи: основные концепции, понятия и структура.

71. Социология семьи: основные концепции, понятия и структура.

72. Социологические методы в маркетинге: особенности применения

73. Социологическое исследование как способ продвижение товаров и услуг.

74. Социология труда: основные концепции, понятия и структура.

75. Социология личности: нормативный, статусный и ролевой подходы.

76. Социология коммуникаций: типы и виды коммуникаций.

77. Социология культуры: основные концепции и специфика исследования.

78. Сущность и виды социальных конфликтов.

79. Социальное проектирование: методы и этапы.

80. Социальное прогнозирование: сущность и методы.

81. Социальное планирование: сущность, уровни, виды.

82. Средства социологической диагностики и их применение в управлении.

83. Социология управления: эволюция идей.

84. Основное назначение и специфика изучения общественного мнения

 

Теория и история социологии

01. Предмет и объект социологии.
(Фролов С.С.).

Социология – это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах
Объект социологии – общество – исторически сложившаяся большая устойчивая общность связанных между собой разнообразными узами людей, которая имеет определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную и/или социокультурную идентичность (осознания себя подобными-общие взгляды на жизнь).
Системные характеристики общества:
1. целостность – у системы есть качества, которых нет у элементов;
2. интеграция – наличие устойчивых связей между элементами, которые обеспечивают объединение системы и наличие границ;
3. самодостаточность – наличие механизма самовоспроизводства, необходимого для выживания системы;
4. открытость – наличие взаимодействия с внешней средой, способствующего её функционированию и развитию.
Предмет социологии – это структуры общества, их элементы, система связей между элементами, условия существования социальных структур; а также процессы, протекающие в этих структурах.
Социальные элементы общества – это классы, слои, группы, личности.
Классы – это экономически детерминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения является наличие или отсутствие собственности.
Слои - социальная общность, которую выделяют по одному или нескольким признакам дифференциации общества — доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п. Группы людей, отличающиеся по имущественному, ролевому, статусному и прочим социальным признакам. Они могут и приближаться к понятию класса, и представлять внутриклассовые или межклассовые прослойки.
Группы – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Личности – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и субъект социальных отношений.
Категории – социальная общность индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками. Членство не осознается (место рождения, цвет волос).
Связи между элементами – контакты, действия, социальные отношения и социальные институты. Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества (институт семьи, государства, экономики, образования, религии).
Условия существования социальных структур – физическая окружающая среда и культура.
Структура – наличие взаимосвязанных элементов.
Процессы представляют собой динамику развития общества.
(Тощенко Ж.Т.)
Объектом социологии является общество
(необходимость уточнения объекта встала и перед социологией – изучать не просто общество, а какое общество и какой аспект его развития). Само понятие общество стало достоянием научного знания только в 18 в. До этого времени в науке оперировали понятием «государством» в его конкретном преломлении: «царство», «княжество» и т.д. Однако к этому времени стало очевидно, что в жизни народов, особенно в Европе, наряду с государством и его олицетворением в виде определенной политической власти возникают оппонирующие силы в лице общественных организаций и движений, самостоятельных, независимых от государства экономических и социальных образований. Иначе говоря, в жизни человечества в связи с великими буржуазными революциями появилась новая социальная реальность, базирующаяся на принципиально новой экономической и политической основе. Именно в этот период начала рождаться идея о гражданском обществе как наиболее соответствующая утверждающимся реалиям.
1) одними из первых соображений о гражданском обществе высказали Г.В. Гегель и К. Маркс, которые, анализируя процесс развития человечества, пришли к выводу, что данный феномен – гражданское общество – рожден только на определенной стадии исторического процесса, а именно как результат эры новой истории, ведущий свой отсчет от буржуазных революций. По их мнению, гражданское общество – это такая грань и ступень в развитии человеческого общества, которая охватывает «определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий, классов …».
2 ) концепция социального государства (выдвинута в начале 19 в. И обоснована Л. Фон Штейном – немецкий экономист). Суть: функции государства заключаются в постоянном поддержании равенства и свободы низших обездоленных классов по сравнению с богатыми и сильными; государство должно заботиться об общественном прогрессе во имя всех членов общества. На практике эти идеи начали использоваться лишь с 40-х годах 20 в. «План Бевериджа» - стал реализоваться лейбористским правительством в 1945. Суть: организовать социальное страхование всех граждан страны, а также гарантировать единый средний доход, которого бы хватило на скромное, но достойное поддержание жизни каждому человеку, живущему в Великобритании.
3) концепция общества потребления/общества благосостояния (благоденствия) – родилась в 50-60 гг. 20в. в ходе НТР, борьбы профсоюзов за права работников. В реальной жизни получил распространение стандартный семейный бюджет, гарантирующий благополучие и достойное потребление не только работнику, но и его семье. Эта теория повлияла на рост культуры производства, на уровень и качество потребления, на использование в личной жизни товаров длительного пользования. Данная теория отражала социальные гарантии, которые входили в представление о гражданском обществе.
4) концепция постиндустриального общества (основоположником считается Дж. Белл – книга «Грядущее постиндустриальное общество» 1943) – обосновал тезис, что после первого этапа в историческом развитии человечества, когда в основе развития лежал аграрный сектор, и после второго этапа – доминирование промышленного сектора, наступил третий этап – выдвижение на первый план сферы услуг. Сфера услуг – не только потребление товаров, но и услуги в сфере знания, качественные изменения в образе жизни и стиле жизни. Данная концепция настаивает на том, что наступила эра плюралистической демократии с одновременным повышением эффективности работы государственных институтов и структур. Это приводи к тому, что социальные и классовые конфликты замещаются другими основными конфликтами – между знание и некомпетентностью, эффективностью и неэффективностью.
5) концепция информационного общества (появилась как реакция на ограниченность теорий общества благодентсвия (3) и постиндустриального общества (4). Термин был впервые предложен японским теоретиком К. Коямой и развит его коллегой И. Масудом. В дальнейшем эти идеи развивались Э. Тоффлером, Дж. Нейсбитом. Суть: обосновывалась роль и значение еще одного сектора – информационного, в котором признавалась ключевая роль информации как фактора, превосходящего по значимости все виды материального производства и услуг.
6) теория конвергенции (обоснована в 50-60 гг. 20в, возникла как альтернатива угрозе третьей мировой войне). Начало данной концепции положили П. Сорокин, Ж. Фурастье, Ф. Перу, О. Флехтгейм, Дж. Белл, Р. Арон, У. Ростоу, С. Хангтингтон. Суть: признание общих черт капитализма и социализма, позитивного опыта социализма в области решения социальных проблем. Эта теория исходила из того, что сближение двух систем возможно на основе встречного движения, которое в самом деле выражалось в том, что они оказывали влияние друг на друга и усваивали некоторые идеи и практику друг друга: капитализм – идеи планирования, развития науки и образования, гарантии социальных прав, а социализм – идеи большего внимания к нуждам конкретного человека, обеспечение его свобод и прав, особенно в личной жизни.
7) теория и практика социального партнёрства
– возможность согласования интересов всех основных субъектов исторического процесса – общества, государства, социальных групп и общностей, личности (индивида). Некоторые идеи этой концепции восходят к разработкам Э. Бернштейна, Л. Блана, П. Прудона. Концепции социального партнёрства обращают внимание на существование двух принципов регулирования общественной жизни: 1. контроль за общественным развитием в сфере экономики, политики, культуры со стороны государства; 2. упрочение и усиление автономных и независимых от государства общественных движений и политических организаций, выступающих равноправными силами при обсуждении актуальных проблем развития страны.
Итак:
Гражданское общество смогло возникнуть лишь на определенном этапе развития человечества – в XVIII в., когда размежевание понятий государство и общество произошло в научной мысли и в реальной жизни.

Гражданское общество:

1) реализация идей взаимоответственного и равноправного сотрудничества государства и общественных объединений;

2) публичная и частная сферы разделены, последняя регулируется социальными установлениями;

3) приоритет – права и свободы личности;

4) расширяются возможности самоуправления;

5) постоянное согласование интересов всех участников исторического процесса;

6) обеспечение социальной защиты, прав и свобод человека.
Гражданское общество – это совокупность организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определённых общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек в своей общественной (публичной) и личной (частной) жизни.


Предмет социологии – реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельности, действительное поведение людей; условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей.
Впервые разделение предмета и объекта науки предложил в 1904 австрийский философ Г. Амезедер, который трактовал предмет как акт данности объекта в процессе познания.
Предмет науки:
1. это грань объекта, которая определяет содержательную, сущностную сторону;
2. предметом иногда называют один из аспектов объекта, на изучение которого направлены усилия исследователя;
3. предметом именую часть обхекта, когда исследуются определенные сегменты (сферы) объекта;
4. между объектом и предметом устанавливается диалектическая связь, когда при определенных обстоятельствах объектом науки становится предмет и наоборот.
Что касается предмета социологии, то существует ряд подходов:
1) в качестве предмета социологии рассматривалось общество в целом ( в этом случае предмет и объект отождествлялся). Этой точки зрения придерживался О. Конт. Ему вторил Г. Спенсер. В русской социологии – Н.И. Кареевю
2) социология нацелена на исследование общих и специфических закономерностей развития и функционирования общества, путей и форм его изменения или совершенствования (марксистская философия; Г.В. Плеханов, Н.И. Бухарин, В.С. Немчинов, М.Н. Руткевич, П.Н. Федосеев). По мнению Ж.Т. Тощенко и его коллег, при таком подходе реальность во всем ее многообразии перестает существовать, вместо нее появляются некие логические конструкты, которые или не имеют отношения кповседневной действительности или слишком абстрагируются от неё. Но для социологии важно представить не абстрактную, а реальную жизнь.
3) в начале 20 в. научная мысль подошла к необходимости сузить предмет социологии до более скромных формулировок. Социологи начали рассматривать в качестве объекта изучения не все общество, а лишь отдельные его фрагменты, связанные с социальной жизнью и такими феноменами, как социальный факт (Э. Дюркгейм), социальное действие (М.Вебер), взаимодействие (Э. Гидденс), социальная стратификация (П. Сорокин).
Социальные факты - по Э.Дюркгейму - способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются.
Социальное действие – действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них.
Взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Социальная стратификация (по Сорокину) – вертикальная последовательность положения социальных слоёв (страт) в обществе.
4) в начале 20 в. ряд социологов начал рассматривать в качестве предмета изучения не все общество, а его социальность, социальную жизнь, а также такие ее феномены как социальная сфера, социальные отношения, социальные процессы (Ф. Тённис, Г. Зиммель, Н. Смелзер, Г.В. Осипов, А.Г. Эфендиев, Ю.Е. Волков). В своих трудах эти социологи выделяли сферу сферу социальной жизни как самостоятельную на ряду с экономической, политической, духовной.
Социальная сфера - это процесс функционирования и. развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т.е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса.
Социальные отношения – осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.
Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.
5) широкое распространение получил подход, объявляющий целью социологии – изучение социальных систем, социальных сетей, упорядоченных совокупностей людей (Т. Парсонс, М. Кастельс, Г.П. Давидюк, В.Я. Ельмеев, А.В. Дмитриев). Важнейшей задачей социологии становится типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта, получение системного научного знания о механизмах и формах их функционирования.
Социальная система - это сложно организованное целостное образование, упорядоченное и связано с совокупностью взаимодетерминированных связей между его элементами. Можно выделить ряд особенностей, присущих социальной системе:

1. целостность, относительная завершенность объекта и его относительное единство;

2. наличие внутренних связей;

3. наличие внешних связей с другими объектами и системами;

4. имеет свою структуру, внутреннее строение;

5. социальная система как объект является относительно автономной;

6. самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система;

7. выполняет многочисленные функции;

8. социальная система направлена на достижение определенного результата.
Социальная сеть — это социальная структура, состоящая из узлов (обычно это лица или организации) которые связаны одним или более типами взаимозависимости, такими, как ценности, взгляды, мнения, идеи, дружба, финансовые взаимоотношения, конфликты, торговля и так далее.
6) конццепция социальной стуктуры. Социология – наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании классов, социальных групп, общностей и формах их самоорганизации. Т.е. наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта, социальных общностях, взаимоотношениях между ними и личностью (Г. Е. Зборовский, В.А. Ядов).
7) Мир-системный анализ общественной жизни (И. Валлерстайн). Анализ не ограничивается рассмотрением взаимоотношений и взаимодействий людей – он претендует на изучение более широкой совокупности общественных процессов – вплоть до человека в целом, что породило глобалистические концепции социологии. В отечественной социологии эта точка зрения тесно связана с анализом проблем устойчивого развития общества (В.К. Левашов, Н.Е. Покровский).
8 ) концепция: социология как наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Его разделяют многие социологи (П. Сорокин, А. Турен, Ю. волков, С. Кравченко, Ж.Т.Тощенко, С.Григорьев). исходя из этого определения социология изучает совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии, деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающпя среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.
Основным характерным признаком социологии конца 20 в.становится антропоцентристский подход, олицетворяющий непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности. В этих рамках человек предстает как ресурс общественного развития (прогностический аспект) и как носитель социального капитала (прагматический аспект), который является огромным резервом и импульсом общественного развития.
Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, а объектом внимания социологии становится анализ проблем жизни людей.
Базовые характеристики предмета социологии:
1) реально функционирующее общественное сознание во всем его многообразии и многозначности. Социология имеет дело с реально функционирующим общественным сознанием. Базовым понятием для социологии является общественное сознание и его компоненты:
знание – результат познавательной, мыслительной деятельности человека в форме представлений, суждений, понятий, идей, теорий об окружающем мире и о самом человеке.
информация – сведения, сообщение, уведомление, известие, представление о чём-либо, позволяющее узнать что-то новое, ранее неизвестное или подтвердить то, что уже известно.
потребность (А. Смит) – побудитель к трудовой деятельности, присущий индивидам, группам населения и обществу в целом. Пирамида Маслоу: ( снизу вверх: физиологические потредности-> потребность в безопасности - > потребность в социальных связях-> потребность самоуважения-> потребность в самоактуализации (находит воплощение в творческом самовыражении, в реализации собственных способностей).
мотивы – то, ради чего совершается деятельность. Характеризуется устойчивым стремлением к достижению цели, сопровождается волевыми усилиями. Первое объяснение «мотива» принадлежит Шопенгауэру.
ценности – по Дюркгейму – есть идеалы, функция которых состоит в преображении реальности, к которым они относятся. По М. Веберу – один из мотивов социального действия; по Парсонсу- ценности регулируют принятие решений субъектами действия, обеспечивают сохранение и воспроизводство культурных образцов.
ценностные ориентации – конкретизация ценностей, которая воплощается в достаточно чёткие показатели, и представляют собой сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный (элемент знания), эмотивный (эмоциональная составляющая), поведенческий (связан с реализацией ценностных ориентаций в процессе жизнедеятельности). Терминальные ценности (ценности-цели). Инструментальные ценности (ценности – средства).
установка – детерминированная социальным опытом модель восприятия и отражения идеальных или материальных объектов действительности, рациональное и чувственное представление о возможности осуществления тех или иных действий для достижения поставленных целей.
интерес – свойство любого социального субъекта, выступающее в качестве побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в любой сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со всеми устремлениями, представлениями, целями.
2) социология не ограничивается анализом состояния общественного сознания. Сознание становится только тогда реальной силой, когда оно воплощается в поведении, деятельности, в действиях других людей. Поэтому для социологии важно познать процесс «превращения общественного сознания в общественную силу» (К.Маркс).
3) необходимо брать во внимание не только сознание и поведение, а их функционирование в конкретных социально-экономических, социально-политических, социально-культурных условиях, олицетворяющих влияние всех видов общественной макро-, мезо-, микросреды.
Макросреда –
характеризует процессы, происходящие во вс1м обществе, которые опосредуют сознание и поведение людей как граждан, как членов данного общества.
Мезосреда – оказывает воздействие на сознание и поведение человека – представителя определенной территориальной социально-экономической общности, в которой он живет, работает, отдыхает и выполняет функции творца и потребителя.
Микросреда – это непосредственное окружение, в котором человек взаимодействует на межличностном уровне и контактная среда которого оказывает весьма серьезное влияние на результативность его поведения, организацию его общественной и повседневной жизни.

Однако общественное сознание и поведение становятся предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, ведущий свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того момента, когда общество отделилось от государства. Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни. когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса.
Итак:
предмет социологии – реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельности, действительное поведение людей; условия, в которых реализуются реальное сознание и соответствующее ему поведение людей. Всё это позволяет назвать данную концепцию социологией жизни, так как она оперирует показателями взаимодействий людей в процессе решения реальных проблем и отношения ко всему тому, что происходит в обществе.

 

2. Понятийный аппарат социологии.
Категории и понятия социологии.

Понятиеодна из основных форм отражения мира на рациональной, логической ступени познания. Это зафиксированная мысль, которая выделяет общий и отличительный признак некоторых объектов и обобщает их в класс. Это идеальные сущности.

Проблема понятийного аппарата - это проблема логичности, точности, последовательности и непротиворечивости знания, образующего целостность и завершенность конструкции любой науки. (Кризис понятийного аппарата заключается в доформации научного знания, в утрате критериев научности)

Логическая структура:

По объему: универсальные (например, вселенная, человек, общество, культура) = категории, неуниверсальные (например, стимул). → каждая категория является одновременно и понятием, но не каждое понятие м. б. категорией.

По природе обобщаемых объектов: конкретные (мотив, интересы) – обобщается то или иное свойство, признак или их множество, абстрактные (социальная среда).

По содержанию: безотносительные (установка) – объект характеризуется сам по себе, относительные (квалифицированный рабочий, т.е. его мастерство сопоставимо с другим рабочим) – объект характеризуется, через отношение к другим объектам.

По объему и содержанию признаков: простые (поступок, ориентация, численность родившихся) – указывают на одно отдельное свойство, сложные (город, предприятие) – фиксируют связь между свойтсвами.

По механизму социологического познания: методологическая роль (построение программ исследования, гипотезы), методическая роль (выборка, анкета, интервью, контент-анализ).

По структуре элементов объема понятия: несобирательные (человек, родившийся в n-ом году), собирательные (поколение, политическая партия) - совокупность объектов как одно целое.

По предназначению: обобщающие (потребности, мигранты, соц.институт), констатирующие (забастовка, мнение о конкрет. событии).

Для понятий, используемых в социологии с точки зрения логики, очень важными являются следующие операции:

- Деление понятий (операционализация) – переход от одного понятия к совокупности подчиненных понятий по основанию деления;

бобщение понятий – переход от понятия с данным объемом к понятию с более широким объемом, но того же рода;

-Ограничение – переход от понятия с данным объемом к более узкому по объему. Предел обобщения – универсальные понятия, предел ограничения – единичные понятия.

→ основное назначение данной классификации понятий: фиксировать существенные свойства изучаемой социальной реальности, связи и отношения между свойствами, реальные социальные процессы, изменение их.

С точки зрения содержания понятийный аппарат социологии зависит от того, что считается объектом и предметом социологии как науки. Именно от этого и начинается отсчет, логика построения понятийного аппарата. В зависимости, какой аспект социальной реальности, социальной жизни выступает предметом анализа, основополагающим исходным понятием выступают или личность или общество. В соответствии с этим, можно сказать, что в социологии доминируют две основные парадигмы – социологический реализм (предмет исследования - общество, социальная структура, социальные институты) и социологический номинализм (предмет исследования - индивид, личность, человек). С точки зрения содержания понятийный аппарат социологии предполагает операционализацию конкретного содержания предмета социологии.

Группы понятий, характеризующих сущность и содержание социологической науки с точки зрения функций и/или уровней социологического знания.

1. понятия, связанные с объектом социологии + характеристикой связей социологии с общенаучными представлениями о мире. Нужно знать точки зрения других наук на общество, государство, нацию (компетенция общенаучной теории) и на гражданское общество и его структуру (компетенция теоретико-методологических основ науки).

2. понятия, трактующие предмет социологии: 1) связанные с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, общественное), его видами (политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т. д.), его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т.п.), его специфическими характеристиками (общественное мнение, массовое сознание); 2) понятия, характеризующие реальное поведение людей (виды поведения, взаимосвязи с сознанием – социальное настроение, позитив., негатив. виды деятельности); 3) условия: макро-, мезо-, микросреда, соц. инфраструктура.

3. субъекты реального сознания и поведения: индивид, группа, класс, народности, народы, этносы + группы отклоняющегося поведения…

4. методы социологического познания: совокупность методологических категорий (программы, гипотезы, сценарий и т.д.), методов (наблюдение, опрос и т.д.).

5. категории и понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии: управленческая функция – предвидение, прогнозирование, проектирование, планирование, программирование, соц.технологии и т.д.

6. понятия, служащие социологии и другим отраслям: родственные с демографией (миграция, продолжительность жизни, здоровье), социальной психологией (общение, эмоции, самочувствие), политологией (власть, электоральное поведение).

Социология Г.Спенсера.

Герберт Спенсер - английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма.

Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.

Спенсер — основоположник органической социологии, согласно которой, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных ин







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.