Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды выборок в социологическом исследовании и особенности их использования.





Признаки-переменные, полученные при эмпирической операционализации и интерпретации объекта выступают основой построения выборочной совокупности (выборки) исследования.

Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в 2-х значениях: 1) этосовокупность элементов генеральной совокупности (ее часть), подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. В некоторых случаях это микромодель объекта исследования; 2) это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности.

Отбор единиц в выборочную совокупность осуществляется в соответствии с типом планируемой выборки. Тип выборки определяется целью и задачами исследования

Выборки делятся на 2 большие группы:

СЛУЧАЙНЫЕ (вероятностные) - один из основных отборов, используемых в соц. Исследованиях. Как правило, точные и репрезентативные.Главный принцип – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. Все элементы ген. совокупности доступны. Используется чаще при относительно небольшой ген. совокупности. Конструируется методом случайного отбора (используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, систематический (механический) отбор.

Способы отбора:

Собственно случайный. Основан на принципах «урновой модели». Все элементы (респонденты) генеральной совокупности пофамильно и посредством кода (числового номера) заносятся на карточки, после чего последние перемешиваются в ящике, из которого производится отбор одним из двух методов: случайный бесповторный и случайный повторный. При этом очень важно, чтобы карточки были перемешаны тщательно (повышает равную вероятность отбора респондентов).

Систематическая (механическая) выборка. Для больших генеральных совокупностей удобнее применять ее. Общий принцип заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов (выбор каждого n-ого элемента).

Метод стратифицированной выборки довольно удобный и точный. Если имеется возможность «разбить» генеральную совокупность на однородные непересекающиеся части (страты) по заданному признаку, то отбор респондентов может быть осуществлен из каждой страты отдельно. При этом число респондентов, отбираемых из страты, пропорционально общему числу элементов в ней. А затем производится случайный отбор нужного числа респондентов в рамках страты.

Метод кластерной (гнездовой) выборки – объединение людей в группы (кластеры) (пр. по территориальному признаку). Для получения выборки надо сначала отобрать нужное число кластеров, а затем в каждом из отобранных кластеров отобрать нужное число респондентов, т. е. отбор надо проводить в два этапа (бывает многоступенчатой, т.к. сегментируют на более мелкие кластеры). При этом сохраняется случайный механизм отбора на всех этапах. Кластеры должны отбираться с вероятностью, пропорциональной числу элементов в нем. При этом увеличивается статистическая погрешность. При изучении общественного мнения больших масс населения, проживающих на обширной территории, это единственный способ создать случайную выборку.

!!! Страты должны содержать как можно более однородные элементы, кластеры – как можно более разнородные.

НЕСЛУЧАЙНЫЕ (фокусированные) – используются принципы отбора, отличные от случайного. Неприменимы правила теории вероятности. Ее виды: стихийная выборка, метод квот и целевая.

Стихийная выборка (пр.почтовый опрос читателей журнала или газеты). В данном случае нельзя заранее определить структуру массива респондентов. Затрудняет оценку репрезентативности. Выводы исследования, как правило, распространяются лишь на опрошенную совокупность. Метод снежного кома – разновидность стихийной выборки; когда один респондент определяет другого, другой – третьего и т.д. Используется также в целевой выборке. Метод основного массива применяется в разведывательных исследованиях для проверки какого-нибудь контрольного вопроса. Изучению подвергают только те части совокупности, в которых сосредоточено большинство единиц наблюдения.

Квотная выборка – условная микромодель объекта; сложная, самая репрезентативная для разнородного объекта. До начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квот. Число признаков в качестве квот, как правило, не превышает 4-х.

В пределах заданных ограничений интервьюер сам решает, кого ему опросить.!!! В этом отличие квотной выборки от случайной стратифицированной, при которой интервьюер должен опросить определенных, заранее отобранных людей.

Целевая (экспертная) выборка – отбор по принципу наличия «целевого» признака. Для изучения специфических и труднодоступных объектов; в исследованиях экспериментального плана. Не репрезентативна.

Поиск представителей малочисленных целевых групп в местах скопления («типичных гнездах», пр. целевая гнездовая выборка)

Доступная выборка - опрашиваются только те представители совокупности, которые легко доступны для исследования. В тех случаях, когда отсутствует четкое описание изучаемой совокупности и исследователь не озабочен вопросом, кого именно представляют опрошенные им люди.

Выборка типичных единиц (пр. типичный город каждого региона, типичные представители разных социальных групп и т. д.) Выбор типичных представителей проводится на основе экспертных оценок или с применением специальных математических методов.

Чистые «идеальные» типы выборок встречаются редко, зачастую носят комбинированный характер.

МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ выборка – выборка, основанная на поэтапном многократном использовании одной или нескольких моделей. Используется при большой генеральной совокупности. Формируется в несколько этапов. Носит комбинированный характер.

Территориальная выборка предполагает поэтапный отбор административных объединений и поселений до отбора собственно респондентов. Эта процедура называется районированием. В основе районирования могут лежать географические, урбанистические, этнические, экономические, социальные и другие признаки.

Производственная выборка используется в исследованиях проблем, связанных с трудовыми ресурсами или иными институционально объединенными группами населения.

Комбинированная многоступенчатая выборка предполагает сочетание территориального и производственного принципов районирования.

 

36. Репрезентативность и валидность социологических исследований.

Репрезентативность - свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры генеральной совокупности. Чем точнее состав выборки представляет совокупность по изучаемым вопросам, тем выше ее репрезентативность. Репрезентативность выборки обеспечивается рядом процедур, в том числе правильным определением генеральной совокупности, техникой отбора лиц для наблюдения, типом выборки и др. Повышенная надежность (репрезентативность) выборки допускает ошибку до 3 процентов, обыкновенная - от 3 до 10 процентов, приближенная - от 10 до 20 процентов, ориентировочная - от 20 до 40 процентов и прикидочная - более 40 процентов.

Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются

статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что все эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Валидность — основной показатель качества измерения в социологическом исследовании, отражающий степень соответствия данных измерения объекту измерения. Валидность измерения, в самом общем смысле, характеризует соответствие измерения его цели. Эмпирический показатель валиден (обоснован, правилен) в той мере, в какой он действительно отражает значение той теоретической переменной, которую предполагалось измерить. Очевидно, что нет смысла говорить о валидности какого-то индикатора самого по себе. Валидность инструмента измерения состоит в однозначностш и правильности получаемых результатов относительно измеряемого свойства объектов, т. е. относительно предмета измерения. Можно сказать, что валидность определяет “чистоту” измерения теоретического конструкта.

Виды валидности по Батыгину:

1.Предикативная валидность — корреляции между результатами измерения и внешними критериями.

2.Конструктная валидность связывает измерительный инструмент со структурой теории.

Виды по Девятко:

1.Валидностъ по содержанию показывает, в какой мере избранные исследователем индикаторы отражают различные аспекты теоретического понятия.

2. Критериальная валидность (или валидность по критерию) показывает, насколько хорошо результаты по данному тесту или индикатору согласуются с результатами измерения другого показателя, называемого критерием.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.