С помощью чего изучаем (наиболее часто используемые методы)
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С помощью чего изучаем (наиболее часто используемые методы)





Анализ документов. Наблюдение(преимущества: наиболее спонтанная, не рационализированная, не рефлексируемая респондентом информация; подробная, детализированная информация; недостатки: зачастую невозможность фиксации реакции респондентов, сложность организации).Глубинные интервью дают возможность опросить «недостижимых» людей. Преимущества: лучшее понимание, возможность обсуждения «интимных» тем, отсутствие группового давления. Недостатки: отсутствие социального контекста, ограниченное использование проективных методик.

Групповая дискуссия, или метод "фокус-группы" — способ выявить различие в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей. Метод групповых дискуссий широко используется в прикладных маркетинговых исследованиях. Преимущества: особая атмосфера (безопасность, откровенность), живое взаимодействие, множественность мнений, гибкость метода, экономия времени. Недостатки: влияние групповой динамики на индивидуальные ответы, проблема доминирования, «субъективность» модератора, трудности расшифровки. Рисуночные методики –часто применяются при работе с детьми.

  1. Шкалирование как измерительная процедура эмпирической социологии.

 

Использование нескольких индикаторов в социологическом исследовании увеличивает валидность и надежность измерения переменных. Здесь, однако, возникает новая проблема: как использовать полученные значения индикаторов для того, чтобы охарактеризовать каждый «случай» (каждого респондента, группу, страну и т. п.) одним числовым значением, однозначно определяющим его положение, иными словами, нужно осуществить обратный переход от набора значений эмпирических индикаторов, описывающих каждую конкретную единицу анализа, к упорядочению всех единиц анализа по оси интересующей нас переменной. Такое упорядочение и называется собственно шкалой, мерой выраженности переменной-признака, а логика перехода от набора наблюдаемых значений к шкальным значениям называется моделью шкалирования.



Шкала – это правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствие некоторое число.

Основная задача измерения - привести качественно разнородные данные к сопоставимым колич показателям.

Шкалы различаются в завис от того, какая фун-ия берется за основу построения. Эта ф-ия классификации (номинальная шкала), ф-ия по возраст-ю или убыв-ю интенсив-ти проявл-я признака (порядковая шкала), ф-ия отнош-я порядка (ранговая шкала), ф-ия интенс-ти св-ва признака (интервальная шкала), ф-ия, отражающ отнош-я пропорций (шкала отношений).

Шкалы наименований и порядка позвол отнести об-т к 1 из неск непересек-ся классов и назыв-ся "качеств". Шкалы интервалов и отношений измеряют "кол-во" или степень выражен-ти у об-та св-ва и назыв-ся "колич".

Шкала наименований (номинальная шкала) позвол отнести об-т к 1 из неск классов, между кот не установл отношение порядка, т.е. классов, по отн к кот не примен-ся сравн-я типа "бол-меньше", "луч-хуже". По номинал шкалам измер-ся такие социол показатели как пол, национальность, цвет глаз, темперамент. На номин шкале определено только отнош-е тождества: объекты, отнес-е к 1 классу, счит-ся тождеств, отнес-е к разн классам - не тождест.

Шкала порядка - для отнес-я об-та к 1 из непересек-ся классов, упоряд-х по нек критерию. На шк порядка, кр отнош-я тождества, определено отн-е порядка ("бол-мен"). Про об-ты, отнес-е к разн классам: у 1 из них измеряемое св-во выражено сильнее, чем у др, но нельзя определить, наск сильнее. Типичн примерами шк порядка — образование, тип посел-я, социальное положение, воинские звания. При построении шк порядка классы нумеруются в порядке возрастания или убывания соответствующего признака.

Частн случ шк порядка - ранговая шк, - некот признак не м.б. измерен, но об-ты м.б. упорядочены по соотв-му крит-ю, либо когда порядок об-в более важен, чем точн рез-т измер-я, - напр, места, занятые на спорт состяз. Также при изуч предпочтений, цен-х ориент, мотивов.

Др част случ шк порядка - оценочная шк, - св-ва об-та или отнош-е респ-та к чему-л оцен-ся опред кол-ва баллов. Академ успеваемость.

На шкале интервалов, кр отн-й тождества и порядка, определено отн-е разности: для любой пары об-в можно опред, на ск (ед измеря) 1 об-т бол или мен др. Шк интервалов использ-ся в психол тестах и психометрии, методиках семант дифференциала, др методах вторич изм-й. Нет абсолютного нуля.

По шкалам отношений измер-ся рост, возраст, доходы, стаж работы. Не только отнош-я тожд-ва, порядка и разности, но и отн-е отношений, позвол-е опред, во ск раз 1 об-т бол или мен др. Есть абсолютный ноль.

Ранжирование- оценивание по измеряемому качеству совокупности объектов путем их упорядочивания по степени выраженности какого-либо признака. Первое место соответствует наиболее высокому уровню.

Попарное сравнениеобъектов или суждений относительно какого-то определенного качества - сравнение предпочтения 1 из 2 телепередач.

Метод равных интервалов - к 2 данным раздражителям требуется найти 3-й, который должен находиться посередине между 1 и 2, т. е. он субъективно должен настолько же отличаться от 1-го, насколько и от 2-го.

Шкала Р. Лайкерта. Респондент получает балл по каждому суждению в зависимости от избранного им ответа. Присуждаемый данному ответу балл. Баллы, полученные за каждый ответ, суммируются. Суммарный балл, полученный индивидуумом, характеризует уже его собственное положение. Шкалы социальной дистанции Э. Богардусастарейшая модель социологического шкалирования, не утратившая. Исследователь разрабатывает совокупность вопросов, отражающих различную степень близости отношений с определенной социальной или этнической группой. Предполагается, что согласие с каждым последующим утверждением отражает переход к очередной градации ординальной (порядковой) шкалы установок—от меньшей близости к большей.

Шкала равнокажущихся интервалов Л. Терстоуна Позволяет расположить и суждения, и индивидов вдоль одномерного континуума установки, полюсам которого соответствует крайне благожелательное и крайне негативное отношение к объекту установки. Шкальный балл суждения или индивида отражает степень этой благожелательности или неблагожелательности.

На первом этапе исследователь составляет максимально широкий список суждений (высказываний), выражающих интересующую его установку. Собранные суждения были подвергнуты первичному отбору.

Следующим этапом является «судейская» процедура, позволяющая определить шкальное значение для каждого суждения и провести среди них окончательный отбор.

В основе шкалы Л.Гуттмана также лежит идея кумулятивности: одни высказывания-пункты имеют большую «нагрузку» на одномерном континууме шкалируемой переменной-признака, другие—меньшую. Подразумевает, что в идеальном случае респондент, согласившийся с более «нагруженным» пунктом, согласится и со всеми менее «нагруженными».

На практике принято считать приемлемым любое значение коэффициента воспроизводимости, которое превышает 0,90 (90%).

 

 

  1. Гипотезы в социологическом исследовании.

В социологическом исследовании гипотезы обоснованные предположения о структуре социальных объектов, характере связей между изучаемыми социальными явлениями и возможных подходах к решению социальных проблем.

Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующей посылки - гипотезы - предлагает новые подтверждения в пользу более общей посылки и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез.

Исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез). В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. В противном случае

Для повышения подтверждаемости гипотетического суждения следует руководствоваться правилом: (а) стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных гипотез и (б) стремиться указать для каждой гипотезы возможно большее число ее эмпирических индикаторов (референтов).

Виды гипотез:

1)гипотезы, прежде всего различаются по степени общности предположений как гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Последние дедуцируются из оснований, причем так, что с их помощью раскрывается содержание терминов и связей гипотез-оснований. Сами по себе понятия, в которых сформулирована исходная гипотеза, могут не иметь прямых эмпирических признаков, но понятия выводных гипотез непременно должны быть соотнесены с эмпирическими индикаторами. Подтверждаемость или опровержение гипотез-следствий — путь доказательства обоснованности гипотез-оснований.

2)С точки зрения задач исследования гипотезы подразделяются на основные и неосновные. В отличие от гипотез оснований и следствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом. Естественно, что главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу исследования.

3)По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование опирается обычно на целую серию альтернативных гипотез. Тогда проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остались после отбрасывания других альтернатив.

4)По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

Требования к гипотезе:

(а) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

(б) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Иными словами, гипотеза объясняет все известные факты, не допуская исключений из общего предположения. Например, гипотеза, "чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой", должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным.

(в) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы. Она не должна обрастать целым лесом возможных допущений и ограничений, лучше исходить из максимально простого и общего основания.

(г) Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании.

(д) Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования. Хотя это требование также очевидно, оно нередко нарушается.

(е) Наконец, рабочая гипотеза должна быть специфизирована в том смысле, что в самой формулировке следует указать и способ ее проверки в конкретном социальном исследовании. Это требование подводит итог всем предыдущим. Оно предполагает, что в формулировке гипотезы нет неясных терминов, четко обозначена ожидаемая связь событий, проверка предположения не вызывает трудностей со стороны методов и организационных возможностей. Специфическими являются выводные гипотезы, т.е. те частные следствия, которые мы проверяем путем прямого сопоставления с фактами.

Структура гипотезы:

Всякая гипотеза состоит из следующих элементов:

1)основание гипотезы - исходные данные - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение;

2)форма гипотезы - совокупность умозаключений, которые являются результатом обработки исходных данных и ведут от основания гипотезы к основному предположению;

3)предположение (гипотеза в узком смысле слова) - выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы;

4)процедура проверки гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Построение гипотезы (как видно из вышеупомянутой схемы) всегда связано с проблемной ситуацией, т.е. сопровождается выдвижением предположения, объясняющего исследуемые явления. Гипотеза - это не любая догадка, фантазия, допущение, а только обоснованное предположение, которое опирается на конкретные факты или является итогом анализа фактического материала. В соответствии с этим построение гипотезы - сознательный, закономерный, логический процесс. Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений.

  1. Процедуры триангуляции.

Триангуляция данных - использование различных методов исследования и различных источников данных для оценки эмпирического события. То есть, это процедура проверки валидности и надежности полученных данных. Триангуляция - использование нескольких исследовательских способов измерения как способ получения более достоверных эмпирических данных по сравнению с результатами, получаемыми при применении какого-либо одного метода в отдельности.

Типы триангуляции:

1.Триангуляция данных:

А) временная – повторное или лонгитюдное исследование.

Б) пространственная – сравнительное исследование, сравниваем результаты нескольких исследований.

В) личностная – фокус-группы, групповые интервью: то есть, мы сравниваем результаты одного эксперта и группу других экспертов: совпадут ли данные.

2. Исследовательская триангуляция – сравниваем данные разных исследователей или разных исследовательских центров.

3. Методологическая триангуляция:

А) внутриметодологическая - один и тот же метод используем в разных ситуациях, проверяем, работает ли этот метод.

Б) межметодологическая – на одном и том же объекте проверяем разные методы.

Применение процедур триангуляции обеспечивает валидность данных, придает исследованию бОльшую убедительность (при соблюдении единства предмета исследования).

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.